Группа ГАЗ «штурмует» Украину

Николай Протасов

В октябре в Запорожье состоялась презентация строительно-дорожной техники, организованная Дивизионом «Спецтехника» Группы ГАЗ совместно с дилером – украинским предприятием «Промэнергокомплект». Это первое мероприятие подобного рода на территории юго-восточной Украины. Основной целью его проведения стало ознакомление потенциальных и уже состоявшихся украинских потребителей с образцами и работой техники Группы ГАЗ, а также направлениями развития сети специальных дилерских центров, предоставляющих весь комплекс услуг по продаже, гарантийному и послегарантийному обслуживанию. В рамках встречи состоялась демонстрация работы некоторых представителей парка техники заводов Дивизиона.

Экскаватор ЕК-18 с погрузочным грейфером (ОАО «ТВЭКС»)

На сегодняшний день круг производителей спецтехники в Украине весьма ограничен. Это прежде всего ЗАО «АТЭК» (бывш. киевский завод «Красный экскаватор»), которое производит на своих площадях колесные и гусеничные экскаваторы с ковшами вместимостью от 0,22 до 1,6 м3, экскаваторы-планировщики на базе шасси КрАЗ-65101 с ковшами вместимостью 0,55 и 0,75 м3, автогрейдер АТЭК-421 (мощность двигателя 73,6 кВт), фронтальный погрузчик грузоподъемностью до 4 т с ковшом вместимостью 4,5 м3, а также мини-экскаватор и мини-погрузчик.

ОАО «Борэкс», созданное в 1995 г. в Киевской области, производит 10 видов экскаваторов на базе тракторов ЮМЗ-6АКМ40, МТЗ и ТТЗ-80-10, а также быстросъемный погрузчик грузоподъемностью 0,8 т.

Львовский завод «Автопогрузчик» в свои лучшие годы выпускал более 30 видов погрузчиков разной производительности, а годовой план выпуска составлял 20 тысяч изделий. В 1996–1999 гг. произошел катастрофический спад производства – до 200 машин в год, и предприятие было разбито на шесть дочерних. Пришел новый инвестор и создал теперь уже консорциум компаний, где 30% капитала украинского и 70% российского, в частности Уральский завод автофургонов, компания «СИЛ» и другие машиностроительные предприятия. Сегодня завод производит пять видов автопогрузчиков, а выпуск – около 70 вилочных погрузчиков в месяц: это машины грузоподъемностью от 4 до 12,5 т. Как правило, на машинах допускается установка как дизельного, так и бензинового двигателя.

Моторный отсек экскаватора ЕК-8 (ОАО «ТВЭКС»), двигатель Perkins

Небольшие объемы выпуска в ОАО «СтройДорМаш», производящем траншейный роторный экскаватор производительностью от 65 м погонной длины в час в мерзлых грунтах до 260 м/ч в немерзлых и еще два вида экскаваторов непрерывного действия со скоростью отрывки траншей от 35 м погонной длины в час в мерзлых грунтах до 180 м/ч в талых.

Есть еще несколько предприятий, осуществляющих так называемую «стапельную сборку» из импортных комплектующих, в основном китайского происхождения, но объемы их выпуска на сегодняшний день не имеют ощутимого значения на рынке спецтехники Украины.

Как известно, Дивизион «Спецтехника» Группы ГАЗ объединяет ведущих и хорошо известных производителей дорожно-строительной техники. Участники презентации с интересом следили за демонстрацией рабочих возможностей колесного экскаватора ЕК-14.20. Двигатель Д-245 и российская гидравлика – такая комплектация получила наибольшее распространение у потребителя, так как безотказность минского двигателя проверена годами. Экскаватор может комплектоваться рукоятями разной длины, и, таким образом, глубина копания с 4,9 м при базовой комплектации может возрасти до 6,4 м. Завод разработал и другие варианты комплектации, например, с применением гидравлики Bosch Rexroth. Есть модель ЕК-14.60, оборудованная двигателем Perkins и той же немецкой гидравликой. В этом случае двигатель работает более «мягко», а гидравлика Bosch дает возможность неограниченно совмещать рабочие движения, появляется плавность хода рабочих узлов, четкое позиционирование, что позволяет выполнять очень точные работы, однако и требования к качеству масла, условиям работы и техническому обслуживанию при этой комплектации повышенные.

Экскаватор ЕК-1420 (ОАО «ТВЭКС»)

Конструкция тверской машины позволяет задействовать сменный инструмент, предусмотрена установка копающего грейфера с ковшом вместимостью 0,5 м3; при установке удлинителя до 3 м к этому грейферу обеспечивается глубина копания до 9 м. Кроме того, без каких-либо дополнительных доработок машины оснащают гидромолотами, бетоноломами, рыхлителями, гидроножницами, в том числе с полноповоротными ротаторами, бревнозахватами, кусторезами, магнитными плитами и многими другими видами сменного инструмента, необходимого в тех или иных условиях.

Хит презентации – экскаватор ЕК-18-45 со скраповым рабочим оборудованием. Кабина экскаватора, имеющая отличную обзорность, для удобства в работе оборудована отдельным гидроприводом и поднимается на 2 м относительно поворотной платформы, т. е. на 3 м относительно грунта. Смазка в этих моделях экскаваторов подается централизованно, что помогает экономить время на обслуживании. Сам процесс смазки автоматизирован – все рабочее оборудование, опорно-поворотное устройство, механизм подъема кабины смазываются непосредственно в процессе работы.

Машина удобна при перевалке грузов – радиус захвата груза 11,5 м, грузоподъемность при полном вылете стрелы 1,2 т, а максимальная грузоподъемность до 8 т. Ранее завод комплектовал машины немецкими ротаторами, но в этом году перешел на более подходящие для наших условий полноповоротные ротаторы латвийского производителя.

Грейдер ГС-10.01 (ОАО «Брянский Арсенал»)

Комплектация машины гидравликой Bosch Rexroth позволяет машинисту совмещать все движения, выполнять одновременно поворот, захват грейфера, его раскрытие и т. д. Здесь требуется точность погрузки, немецкая гидравлика незаменима – плавность хода и точность остановок гарантированы. Колеса машины заполнены полиуретаном, воздуха в них нет. Для этого вида техники это зачастую необходимо, например, при работе с металлоломом, а цельнолитые покрышки в России не производят.

Представленный фронтальный погрузчик В-138 Челябинского завода строительно-дорожных машин давно и хорошо знаком украинским дорожникам. Директор ППП «Промэнергокомплект» отметил, что если рассмотреть весь модельный ряд челябинских погрузчиков в плане объема ковша, от 1,5 м3 (модель В-125) до 4,15 м3 (модель ТО-40), то машина В-138 наиболее востребована в Украине, незаменима в дорожном строительстве, в коммунальной сфере. Комплектация двигателями ЯМЗ, мостами украинского производства обеспечивает ремонтопригодность и облегчает комплектацию запчастями. Оснащение КП производства немецкой фирмы ZF сняло ряд проблем, связанных с качеством эксплуатации современных моделей погрузчиков. По желанию заказчика погрузчики комплектуют двух- и трехчелюстными ковшами, вилами и т. д. Продукция ЧСДМ уже востребована в многочисленных украинских карьерах – это модели В-160 и ТО-40 с ковшами 3,4 и 4,15 м3. По информации представителей ТД «СтройДорМаш», во II полугодии 2008 г. можно будет приобрести модель В-190 с ковшом вместимостью 7 м3. По оценкам специалистов, эта машина удовлетворит 50% потребностей России в погрузчиках такого класса и, конечно, будет нужна в карьерах Украины.

Фронтальный погрузчик В-138

Среди российских производителей продукция производства «Брянский Арсенал» составляет 69%. На презентационной площадке демонстрировались возможности автогрейдера ГС-10.01 (класс 100). Эти маневренные машины работают в Украине там, где пространство для работ ограничено – в горкоммунхозах, на уборке строительного мусора, на ремонте улиц и тротуаров, хорошо зарекомендовали себя при очистке зимой городских дорог и площадей от снега и льда. Грейдер, оснащенный двигателем и трансмиссией трактора МТЗ-80, укомплектованный гидроцилиндрами в механизме поворота грейдерного отвала, очень надежен в эксплуатации; 18 передач вперед и 4 назад позволяют эффективней использовать мощность двигателя, а шарнирно-сочлененная рама дает возможность совершать поворот радиусом всего 4,75 м. На грейдер дополнительно можно установить бульдозерный отвал, поворотный снегоочиститель, а еще применить цепи противоскольжения ЦПД-1, износостойкие снегоочистительные ножи.

Вся производимая гамма автогрейдеров известна в Украине. По словам представителя ООО «Торговый Дом «СтройДорМаш» (Группа ГАЗ), самая перспективная модель «Брянского Арсенала» на сегодняшний день – ГС-25.09 класса 250, серийное производство которой началось в этом году. Как предполагается, со временем данная машина должна заменить грейдер ДЗ-98 Челябинского завода. В конструкции ГС-25.09 учтен мировой опыт производства автогрейдеров – радиус поворота всего 7,8 м при длине машины без навесного оборудования 8,6 м. Передний мост ведущий гидростатический французской фирмы Poklain обеспечивает проходимость в сложнейших условиях.

Погрузчик вилочный ВП-05 (ОАО «ТВЭКС»)

Установка балансирной тележки фирмы NAF (Германия) позволила повысить надежность трансмиссии на порядок. Гидромеханическая трансмиссия с автоматической КП фирмы ZF (Германия), гидросистема с насосом постоянного объема и разгрузкой, двухконтурная тормозная система с гидроусилением тормозных сил, выравниванием давления и резервным приводом – это и многое другое призвано сделать эту модель конкурентоспособной не только на рынке России, но и на рынке стран СНГ.

Конечно, не все идеально в отношениях производителя и потребителя дорожной техники, в том числе и в Украине. Эксплуатационники, имеющие опыт использования данной техники, обозначили ряд проблем, связанных, например, с работой электрооборудования, а также недостаточным количеством ходовых запчастей. Среди положительных моментов было отмечено, что выпускаемая техника проверена в отношении гидравлики, надежные двигатели имеют хороший моторесурс и знакомы каждому опытному мотористу, и очень важной особенностью является то, что все они в »габарите» по ширине, т. е. ширина не превышает 2,5 м, тогда как ширина машин других производителей – 3 м и более. Кроме того, высказывались предложения о создании региональных складов запчастей и предприятий по узловой сборке дорожных машин в Украине. Что же, перспективы Группы ГАЗ в Украине очевидны, хотелось бы увидеть их скорейшее воплощение в жизнь.