Доркомэкспо-2005. Прощай, немытая Россия!

Ю. Петров

Яркие, как матрешки, коммунальные и дорожные машины облепили храм Василия Блаженного. Солнце плавило брусчатку Васильевского спуска, а на капотах можно было готовить омлет. Участники и журналисты упивались водой. В тени зубастых стен Кремля группы иностранных туристов взирали на диковинное мотористалище, находя в этом какое-то пафосное знамение: в России начало благоустройства и борьба с бездорожьем начинается в самом центре столицы!

Прошедший в конце мая седьмой московский международный форум дорожников, коммунальщиков и строителей «Доркомэкспо-2005» собрал более 400 компаний. Основная часть экспонентов находилась под сводами Гостиного двора, восемьдесят фирм разместили стенды на открытой площадке Васильевского спуска. Официально выставка представляется как смотр отечественной техники, производителей и компаний, предлагающих услуги на рынке жилищно-коммунального хозяйства – ЖКХ. «Доркомэкспо» стал главной афишей новой продукции. Фотографировать свои изобретения на фоне Кремля очень престижно.

Если говорить начистоту, производители спецтехники лукавят, утверждая, что готовы прямо сейчас изготовить любую машину под нужды заказчика. Обычно имеется в виду изменение комплектации или создание модификации. А вот поставщики техники действительно могут всё. Только волю дай! Например, снегоуборочный мусоровоз: гидрофицированное фрезерно-роторное снегоуборочное оборудование Schmidt навешено на «мановском» шасси, а в качестве балласта смонтирован бункеровоз с изменяемой длиной стрел портала.

Странный симбиоз: бункеровоз с портальным механизмом и фрезерно-роторным снегоуборочным оборудованием на шасси MAN 26.272

Коммунальное машиностроение имеет сейчас значимое преимущество, и половину экспонентов составляли машины для ЖКХ производства России и Белоруссии. Отмечу высокопроизводительную многофункциональную коммунальную машину для скоростной уборки магистралей КО-845 с 30 видами сменного рабочего оборудования, изготовленную в рамках совместного проекта ПРУП «Минский завод колесных тягачей» и московского ВНИИ «Стройдормаш». Навесное оборудование базируется на колесном полноприводном (6х6) шасси «Волат-65274» (МЗКТ). В России и Белоруссии ощущается острая нехватка машин подобного класса. На трассах Москвы и Алматы (Казахстан) и вовсе используют машины Jet Broom, рассчитанные на работу в аэропортах (очистка перрона, ВПП, РД, РП).

Первоочередным стал и вопрос качества и содержания ограждений и придорожных объектов. Одна из самых известных в этой сфере фирм АО «Евразия Трансстрой» помимо строительства, ремонта и содержания автодорожных мостов и других транспортных сооружений разрабатывает машины для своих нужд. На этот раз вниманию экспертов была предложена специализированная машина на шасси КамАЗ-53215, предназначенная для механической очистки струей воды высокого давления дорожного бетонного разделителя типа New Jersey и металлического барьерного ограждения типа «Волна», «Транс Барьер» и «Фракассо» с левой стороны по ходу движения машины.

Фрезерно-роторный Boschung B4 и уборочный комплекс Jet Broom

Гигантский скачок в последние пять лет сделан в секторе вакуумных подметально-уборочных машин. В России сейчас их выпускают 13 предприятий. Только на «Доркомэкспо» показали сразу пять новинок – дело неслыханное, поскольку машины узкоспециализированные.

Появилась версия вакуумной машины Мосдормаша ПУ-95В (с лотковыми щетками, установленными на U-образном рычаге) на шасси МАЗ-533702 с навесным оборудованием Brock (Германия) и автономным двигателем для механизированной уборки прилотковых участков и проезжей части городских дорог и площадей с асфальто- и цементобетонным покрытием, с самозабором смета в бункер, забора мусора из урн и ливневых колодцев, для транспортировки собранного смета к местам свалок и механизированной его разгрузки.

Группа предприятий под руководством Белорусского фонда развития и поддержки изобретательства и рационализации (ФИД) создала образец подметальной машины МП101 для летней уборки мусора с проезжей части дорог и площадок с твердым покрытием при температуре –10...+40 °С. МП101 представляет собой одноосный прицеп. Дистанционный пульт обеспечивает ее управление из кабины буксирующего транспортного средства. Загрузка мусора производится в кузов буксирующего самосвала. На прицепе установлен 80-сильный дизель Д-243, ширина очищаемой поверхности за один проход – не менее 3 м.

Коммунальная машина Nilfisk RS 1300 c летними насадками

ОАО «Кургандормаш» выкатило сразу три новинки на суд коммунальщиков. Вакуумное мусороуборочное оборудование МК-08 представляет собой компактный блок, навешиваемый на стрелу мини-погрузчиков типа МКСМ-800, ПУМ серии «Бобр», Bobcat и др. Ширина уборки – 1,5 м, масса загружаемого смета – 400 кг (вместимость бункера – 0,8 м3). Ранее навесное оборудование подобного типа в России не изготавливали. МК-1500 разработана в тесном сотрудничестве с екатеринбургским Заводом им. Калинина (ЗИК).

Производительность машины с 84-сильным дизелем Kubota – до 15 000 м2/ч. Механизированная уборка территории проводится на скоростях 0,5...12,0 км/ч, при этом ширина убираемой полосы – 2,5 м. Для ручной уборки мусора из труднодоступных мест предусмотрен гибкий рукав дополнительного подборщика. И последняя новинка – «Астра» (МК-2000) – изготовлена на шасси «ГАЗели» ГАЗ-33027-0111 и фактически занимает прежде пустовавшую нишу компактных агрегатов на базе малотоннажных грузовиков. «Астра» предназначена для механизированной уборки дворов, тротуаров и пешеходных дорожек. Привод вакуумной, подметальной и водяной систем производится от автономного 52-сильного двигателя Hatz 3M41Z.

Не оставлены без внимания компактные мусороуборочные и поломоечные агрегаты – на стенде группы Nilfisk-Advance, крупнейшего в мире производителя профессионального уборочного оборудования, были представлены образцы новейшей коммунальной техники, в частности Nilfisk RS 1300 c летними и зимними насадками, профессиональное оборудование для строительной и промышленной уборки, а также три уборочные машины RS 500, RS 850 и RS 1300 c баками для мусора вместимостью от 500 до 1300 л, с дополнительными баками для воды, которые укомплектованы мощнейшими в классе вакуумными турбинами, благодаря чему могут всасывать мусор практически любого размера и массы – стеклянные бутылки, камни и т. п. Гидравлическая заслонка позволяет подбирать крупный мусор на ходу, без остановки.

ЗИК МК-1500

Устойчивый спрос на машины для содержания лесопарковых зон и зеленых насаждений сподвиг ГУП СКБ «Крона» на создание тракторной газонокосилки КРГ-1,8, монтируемой на тракторы «Беларус» и ВТЗ. Фирма представила также машину «Крона ПД-1,2» для круглогодичной посадки деревьев. Объединение «Дормаш» впервые показало прицеп ПКДД для малогабаритного трактора «Беларус-320». «Тракторопоезд» поливает и моет дороги и зеленые насаждения, убирает дороги цилиндрической щеткой и снежным плугом, планирует строительные площадки плугом, засыпает ямы и траншеи. ОАО «Профмаш» выставило универсальные машины для коммунальных и строительных работ на шасси энергосредств Ш-376 и Ш-406, а также прицепной тракторный модуль для механизированной уборки газонов, дорог, тротуаров от опавшей листвы и скошенной травы.

Бум на мусоровозы, вызванный в большей степени необходимостью смены парка машин, постепенно проходит, но не всё так просто. ОАО «Мценский завод КОММАШ» показало пример того, как рынок можно перекроить в свою пользу еще раз, продемонстрировав новинку сезона – кузовной мусоровоз с задней загрузкой на шасси «Зубрёнка» (МАЗ-437040). Машину производят в двух модификациях – с ручной загрузкой КО-456 и механизированной (КО-456-01). Кузов вместимостью 6 м3 рассчитан на перевозку 2,6...2,9 т мусора. Машина представляет собой альтернативу выпускаемым мусоровозам с боковой загрузкой на шасси капотных ГАЗов и ЗИЛов.

Мосдормаш ПУ-95В на шасси МАЗ-533702

В большом классе также происходят изменения – ОАО «Ряжский авторемонтный завод» приступил к производству мусоровоза «Экомтех МКМ-4303» на двухосном шасси КамАЗ-43253С. В его конструкции много оригинальных решений, например пресс-камера, соединенная с кузовом и имеющая меньшее, чем у кузова, поперечное сечение. Отличием МКМ-4303 от мусоровозов конкурентов является и рекордно большая грузоподъемность – 7,6 т (при вместимости кузова 18,0 м3).

ЗАО НПК «КОММАШ» продолжает осваивать рынок крупнотоннажных мусоровозов. Новинки сезона – КМ-13008 на шасси КамАЗ-6520 и БМ-53229-1 на шасси КамАЗ-53229 с универсальным загрузочным устройством из бункеров 2,5; 5,5 и 7,5 м3 по типу Zoeller. В наиболее ответственных узлах используются комплектующие производства немецких и итальянских фирм. «КОММАШ» также начал выпуск бункера КМ-43005 с подпрессовкой ТБО. Бункер смонтирован на установочной раме, оборудован гидрофицированным механизмом подъема мусорных баков, прессователем и позволяет вести загрузку 10,8-кубового контейнера, используемого на мусоровозе КМ-43001 (шасси МАЗ-5551).

В этом году на выставке полностью отсутствовали автогидроподъемники, зато было показано немало дорожно-строительной техники. ООО «Велмаш-С», ранее специализировавшееся на выпуске техники для лесной отрасли, выкатило сразу три машины, оборудованные гидроподъемниками: эвакуатор КМ-903 на базе КамАЗ-4308, комбинированную дорожную КДМ-ЭД-405 с гидроманипулятором ПЛ-30-02 на шасси КамАЗ-53215 и скраповоз с оборудованием МЗОК (типа «мультилифт») и гидроманипулятором ПЛ-70-02, смонтированным на шасси большегрузного КамАЗ-53229.

Гидроманипуляторы Велмаш на шасси КамАЗов

ОПК «Дормаш» представил автогрейдер А-122Б с автоматической системой Tracer Trimble для ведения планировочных работ с контролем точности операций по перемещению и разравниванию грунта. Принцип действия приборов контроля, установленных на основном отвале, основан на ультразвуковом излучении. Они фиксируют текущее значение высоты подъема отвала относительно копирной линии, бордюрного камня, поверхности предыдущего рабочего прохода, проложенного полотна дороги и т. п. Кроме того, на подвесной раме монтируются датчики продольного и поперечного уклонов. Точность установки рабочего оборудования в продольном и поперечном направлении составляет 0,01%.

ФГУП «Дмитровский экскаваторный завод» изготовило 8,5-тонный траншейный цепной экскаватор ЭТЦ-201 на базе 130-сильного колесного трактора «Беларус-1221» для рытья траншей прямоугольного профиля под кабельные линии связи, электропередачи и трубопроводы разного назначения в грунтах I...III категорий глубиной до 2 м и шириной 400 мм.

Модельный ряд расширил завод «LEX». Годы выставочного затишья не пошли на пользу предприятию. Более того, ходили слухи о прекращении выпуска экскаваторов и погрузчиков в Свердловской области. Сейчас предприятие помимо навесных экскаваторов «Беларус» и ЛТЗ выпускает экскаваторы-бульдозеры на базе трактора ЗТМ-60.

Дорэлектромаш ДЭМ-114

Белорусский Дорэлектромаш представил новый бэклодер ДЭМ-114 с комфортабельной кабиной увеличенного объема с панорамным стеклом. Управление рабочими органами – гидравлическое джойстиком, с возможностью одновременного выполнения до четырех операций. Гидросистема выполнена на базе гидрораспределителей Bosсh Rexroth и Valvoil и гидроцилиндров с увеличенным сроком службы. Боковое смещение каретки ±590 мм позволяет вести работы в стесненных условиях; в транспортном положении снижается нагрузка на задний мост. Увеличена до 4420 мм глубина копания при уменьшенной габаритной высоте 3480 мм. Передняя навеска состоит из погрузочного ДЭМ-1003, поворотного бульдозерного или жесткого бульдозерного отвала.

Отличился Владимирский моторо-тракторный завод (концерн «Тракторные заводы»), организовав на «Доркомэкспо» премьерный показ долгожданной новинки – универсально-пропашного полноприводного трактора ВТЗ-4048а, вернув модельному ряду имя «Владимирец» (до этого полноприводные тракторы Т-45 оставались «безымянными»). Его 45-сильный турбодизель Д-130Т-10 по удельному выбросу вредных веществ соответствует Правилам N96-01 ЭК ООН. Грузоподъемность навесной системы – 1200 кг, эксплуатационная масса – 2,6 т.

Динамический преобразователь профиля ДПП для дорожной лаборатории

Содержание дорог на фоне увеличивающегося грузопотока – одна из главных забот дорожных служб. Их вниманию были предложены оборудование и машины для ремонта и контроля качества дорог: дорожные лаборатории ДПП (динамический преобразователь профиля), позволяющие записывать и обрабатывать записи микропрофиля поверхности автодорог, машины для санации трещин и швов дорожных одежд (например, ОАО «ВНИИЭФ-Конверсия»), фрезерное оборудование. Кроме всего прочего на выставке было представлено много разнообразного оборудования – грохоты, мельницы, прессы, контейнеры для сбора твердых бытовых отходов, оборудование для дорожной и придорожной обстановки.

Участие в выставке приняли также компании, предоставляющие услуги по строительству, озеленению и благоустройству дворовых территорий и лесопарковых зон.



Новинки «КОМИНВЕСТ-АКМТ»

ЗАО «КОМИНВЕСТ-АКМТ», являющееся дилером компании Johnston Sweepers в России, предлагает вниманию покупателей новые модели для муниципальных служб и подрядных организаций. Среди них – серия новых вакуумных подметально-уборочных машин Johnston V-серии на шасси грузовых автомобилей МАЗ, ЗИЛ, IVECO, Volvo. Новая линейка машин – это эволюция вакуумной уборочной машины 600-й серии.

Другая новинка, представленная на рынке, – машина МПД-1800 на шасси КамАЗ-43118. Она предназначена для пересадки крупномерных деревьев с диаметром ствола до 180 мм и выкапывания ям для их посадки. Диаметр верхнего кома земли составляет 1,8 м, глубина копания экскаватора достигает 1,2 м.
Кроме этого, представлено оборудование «СпеКТР» распределения реагента, которое может быть укомплектовано системой автоматического управления «Муссон».