Июньский фестиваль

А. Виноградов, фото автора

В середине июня в олимпийском спортивном комплексе Крылатское состоялся Московский автомобильный фестиваль. Хочется сказать «первый», но в действительности у этого события была достаточно богатая предыстория.

«гонки на выживание» вернулись на автофестиваль в Крылатское

Городские автофестивали проводились в столице и раньше. Последний, самый масштабный, прошел здесь же в 1988 году. Он стал настоящим праздником старинной техники: на нее можно было посмотреть на площадке, поболеть за ее водителей, участвующих в соревнованиях, и даже покататься... После этого наступило длительное затишье. Первый угар кооперативного движения сменился длительным экономическим кризисом. «Заинтересованным лицам» стало не до фестивалей. Спустя годы интерес к автомобилю, как предмету поклонения, возродился.

Об этом красноречиво свидетельствовали фестивали «Автоэкзотика», а также «Антик-ралли», проходившие в столице. Эти мероприятия носили частный характер, но идея большого общегородского праздника носилась в воздухе. За его проведение по указанию мэра Москвы взялись Управление транспорта и связи, привлекшее целый ряд муниципальных предприятий, «Учебный комбинат ВДОАМ» и ЗАО «Клуб «Автоамерика»».

Нынешний автомобильный фестиваль стал богаче событиями и машинами. В Крылатском можно было увидеть не только старинные, но и сравнительно новые машины, интересные в тех или иных отношениях. Одиннадцать лет назад не было представлено ни одного грузовика. Теперь мы увидели их немало, а некоторые оказались совсем уж экзотическими.

Кроме машин, выставленных на всеобщее обозрение, фестиваль имел весьма солидную шоу-программу, в которой далеко не последнее место занимали всевозможные гонки. Состязания инвалидов и милиционеров, гонки на выживание, выступления юных картингистов и драг-рейсинг – каждый день приносил что-нибудь новенькое, такое, что жалко пропустить.

В планы организаторов входило и совсем уж необычное соревнование – перетягивание каната бульдозерами, гонка на газонокосилках или мини-погрузчиках. Оно, несомненно, привлекло бы к себе самое большое внимание не только посетителей, но и телевидения. Увы, не сбылось... Но сама идея нам нравится, городские власти намерены сделать фестиваль регулярным, а потому наш журнал готов всячески содействовать тому, чтобы в следующем году такая гонка все же состоялась.

АМО ЗИЛ использует каждую возможность для продвижения продукции

Среди представленных автомобилей оказалось на удивление много грузовиков. Особое внимание публики привлекали два огромных американских магистральных тягача International, стоявшие недалеко от входа – этакие тепловозы на резиновом ходу, сияющие хромом. Глядя на них понимаешь, почему жители Соединенных Штатов с таким почтением относятся к водителям тяжелых грузовиков.

Мосгортранс для фестиваля постарался особо – выставил едва ли не всю свою коллекцию. Для людей старшего поколения хорошо памятны тряские и вечно дребезжащие автобусы ЛиАЗ-158. Сколько радости было, когда им на смену пришли «шестьсот семьдесят седьмые». А теперь, поднимаясь в салон старенькой машины, вдруг ловишь себя на том, что испытываешь к ней самые теплые чувства. Кроме этих, еще памятных машин, можно было посидеть в салоне дизель-электрических автобусов и троллейбусов с маркой «ЗИЛ», уже начавших забываться, округлых «Икарусах» и даже киевском троллейбусе... Хорошо все же, что предприятие, несущее на себе нелегкое бремя пассажирских перевозок, не забывает и своего прошлого, заботливо реставрирует старые машины, демонстрирует их при каждой возможности, позволяя людям в возрасте вспомнить молодость и показать детям и внукам: вот в таком автобусе бабушка с дедушкой и познакомились...

В Мосгортрансе любовно сберегают старые машины, и не только московские, но и киевские

Среди участников хочется особо отметить двух, очень редко появляющихся на публике. Это 21 НИИИ Министерства обороны РФ, занимающийся испытаниями автомобильной техники, и НИИСТ Министерства внутренних дел РФ. Для армейцев участие в автомобильном шоу – дело новое, они пока только приглядывались и выставили полноприводные КамАЗы, но в следующем году обещали показать и что-нибудь по-настоящему интересное. Милицейские ученые время от времени демонстрировали всякие штучки: робота-разминирователя, стреляющую ленту-колючку для прокалывания шин автомобиля с преступниками... Восторгу ребятишек не было предела.

Московская фирма «ВИП Такси» показала солидную коллекцию представительских машин – «ЗИЛов» и «Чаек». Любопытно, что все они были куплены не у заводов. А ведь, работая на подобные фирмы, АМО ЗИЛ наверное мог бы поддерживать неплохое легковое производство...

Присутствовали несколько грузовиков частных владельцев, пока еще не прошедших реставрацию. Глядя на эти машины, еще недавно определявшие облик наших городов, а теперь почти не встречающиеся, невольно думаешь о том, что скоро они исчезнут полностью и сохранятся только вот у таких коллекционеров-энтузиастов…

Самую экзотическую машину показал клуб «Автозавр» – пиратский парусник, разъезжавший на шасси горьковского среднетоннажника. Корабль «плавал» по волнам фестиваля, палил из «пушек», ревел паровозным голосом и время от времени катал счастливчиков. Впрочем, он – не единственный грузовик клуба. Здесь же присутствовали «Урал-ЗИСы» времен второй мировой, правда не оригинальные машины, а современные копии.

Пять дней в Крылатском играла музыка, на стадионе технических видов спорта ревели моторы, а любители старинной и другой автомобильной техники общались между собой. Этот фестиваль стал первым общегородским событием такого рода после большого перерыва. Не все у организаторов вышло так, как хотелось, но все же праздник получился.