Расход топлива – всё под контролем!

В. Коноплянко, д.т.н., профессор, С. Емельянов, А. Кожевников

Контроль расхода топлива – тема актуальная для всех владельцев коммерческого транспорта и спецтехники. Немногие руководители автотранспортных предприятий могут с уверенностью сказать: «Нет, с этим у меня никаких проблем не существует». Таких – единицы. Сложившаяся ситуация на рынке заставляет искать пути максимального снижения затрат энергоносителей. Одним из наиболее перспективных направлений совершенствования перевозок по автомобильным дорогам является использование технологий интеллектуальных транспортных систем.

Понятие «интеллектуальные транспортные системы» (ИТС) подразумевает класс больших информационных технологий, обладающих программной аналитико-синтезирующей способностью оценки и прогнозирования динамики развития транспортно-дорожного комплекса. Термин ИТС характеризует комплекс интегрированных средств управления движением и перевозками, применяемых для решения всех видов транспортных проблем, на основе высоких технологий, методов моделирования транспортных процессов, программного обеспечения, организации информационных потоков в реальном масштабе времени.

Концепции развития ИТС основаны на использовании достижений средств связи и управления информационными процессами, компьютерных технологий, технических средств измерения с целью повышения эффективности и безопасности транспортных систем, ограничения их негативного воздействия на окружающую среду. Вследствие этого технологии ИТС имеют широкую сферу применения – от идентификации номерных знаков автомобилей до применения технологий GPS при осуществлении маршрутной навигации транспортных средств. Отдельные элементы ИТС реализованы и эффективно применяются в отечественной практике. Одним из примеров использования такой системы является методика «объективного контроля» – это совместная разработка компании «Омникомм Технологии» и центра ИТС МАДИ (ГТУ), реализованная на базе системы контроля расхода топлива FMS.

ООО «Горнеруд», производственный комплекс, производство и доставка бетона

Проблема расчета расхода топлива осложняется тем, что невозможно создать четкие нормы для различных транспортных средств и спецтехники. Использование материалов НИИ автомобильного транспорта дает весьма приблизительные результаты. Практика показывает, что погрешность может достигать 10%. Производители транспортных средств избегают приводить даже усредненные данные по предлагаемым моделям: на деле фактический расход определяется степенью загрузки автомобиля, профилем дороги, рисунком и состоянием протектора, качеством применяемого топлива, погодно-климатическими условиями в конкретный период, стилем и манерой управления, техническим состоянием машины и др. Эти данные крайне необходимы предприятию, планирующему свои расходы, поскольку неучтенные литры, помноженные на пробег, оборачиваются огромной суммой убытков.

Помимо финансовых проблем существуют моральные издержки, ведь многие водители, несмотря на высокую зарплату, совершают «левые» рейсы, сливают топливо из бака, продают топливные талоны или приобретают и предъявляют поддельные чеки вместо положенной заправки на АЗС, одним словом – воруют. Конфликтных ситуаций с водителями проще избежать, чем потом героически ликвидировать их последствия, применяя финансовые репрессии. Это в полной мере относится и к взаимоотношениям внутри треугольника перевозчик–водитель–АЗС. Свести соблазн «левого навара» на топливе к минимуму гораздо проще, используя средства объективного контроля, чем нести убытки, делать из водителя преступника, увольнять его и искать замену. В этом имели возможность убедиться те, кто уже применяет систему FMS на практике.

Рабочее место диспетчера

В компании ООО «Горнеруд», осуществляющей перевозку бетона, установка системы FMS позволила серьезно скорректировать нормы расхода топлива. Так, для четырехосного грузовика Scania норма расхода на 100 км была 99 л, однако с помощью FMS выяснилось, что фактическое потребление топлива при стандартной загрузке составляет 75…80 л. Как справедливо отметил сотрудник ООО «Горнеруд» В. Вислобоков, «разница в 19…24 литра на каждые 100 км пробега – величина серьезная. Прибор окупается менее чем за месяц, а дальше – чистая экономия».

В компании ООО «Омникомм Технологии» отмечают, что в последнее время все больший интерес к их продукции проявляют не только автоперевозчики, но и строительные компании, горнодобывающие предприятия и карьеры. Расходомеры топлива устанавливают на самосвалы, экскаваторы, карьерную технику, погрузчики, дизельные электростанции, тепловозы, буровые установки, на любые типы транспортных средств и спецтехнику. Сравнительно невысокая стоимость прибора FMS, точность и надежность получаемой информации позволяют гораздо точнее планировать доходы и расходы при осуществлении перевозок и работе всех видов техники.

Технология использования системы контроля расхода топлива FMS весьма проста. На транспортное средство или спецтехнику устанавливается оборудование – комплект датчиков и «черный ящик» размером с пачку сигарет. По возвращении в парк водитель снимает прибор и сдает его диспетчеру.

Прибор FMS

Сотрудник снимает информацию с помощью специального устройства. Затем диспетчер подключает это устройство к компьютеру, а через пару минут у него уже готов отчет о количестве заправок и сливов топлива с указанием даты, времени и объема заправки или слива, времени движения с графиком скорости, количества отработанных машино-часов, времени холостого хода, среднего расхода топлива на 100 км в движении, на холостом ходу и общего среднего расхода, момента включения и выключения двигателя и др.

В конечном итоге предприятие получает задокументированную объективную информацию по всем параметрам транспортного процесса.

В конце 2005 года компания ООО «Омникомм Технологии» приняла участие в автомобильной выставке в Стамбуле и поставила первую партию приборов в количестве 100 комплектов в Турцию. Успешно прошла экспериментальная установка приборов на транспортные средства золотодобывающего рудника ЗАО «Многовершинное» Хабаровского края. В течение 2005 года оборудованием OmniCOMM оснащены такие предприятия, как месторождение «Звездное», поселок Майский на Чукотке (добыча золота, глубокие залежи). Оборудование OmniCOMM напрямую закупает концерн Tatra для оснащения новых машин прямо на конвейере; идут поставки техники для компаний «Сургутнефтегаз», «Транснефть» и других предприятий России. В конце 2005 года подписан контракт на оснащение всего автопарка ООО «Надымгазпром». В начале 2006 года налажены массовые поставки оборудования в Турцию и Латинскую Америку.

В автопарке ООО «КБ Комплектэнерго» до 200 ед. автомобилей, экскаваторов и другой строительной техники. Компания выполняет более четверти всех работ по плану капремонта и капстроительства для Тепловых Сетей Мосэнерго

С января 2006 года производятся новые версии системы FMS для автомобилей с двумя топливными баками. Считывание можно проводить автоматически, не снимая прибор с машины, к примеру, при проезде транспортного средства через проходную в радиусе до 100 м. Новые версии FMS 2006 года предоставляют информацию о частоте вращения коленвала двигателя и определяют местонахождение машины по электронной карте, с ежеминутным интервалом, т. е. появилась возможность более детально анализировать работу транспортного средства, при этом никаких дополнительных затрат на обслуживание системы и абонентских платежей не предусматривается. С помощью методик, разработанных центром ИТС МАДИ и фирмой OmniCOMM, помимо прямого контроля расхода топлива можно анализировать эффективность работы и автомобиля, и водителя.

Помимо экономии топлива система FMS позволяет оперативно планировать и управлять работой всего автотранспортного предприятия, а также решать многие очень важные задачи, например определить приоритет обслуживания потребителей. Задача возникает при превышении объема заявок на обслуживание потенциальных возможностей предприятия. Для достижения максимально возможного значения годовой прибыли выбор клиентов должен осуществляться на основании анализа прибыльности транспортной операции при обслуживании каждого клиента.

ОАО «Вертикаль» – ведущий крановый подрядчик строительного комплекса Москвы и самое крупное предприятие в России по эксплуатации башенных кранов

Система упрощает выбор оптимальных маршрутов движения автомобилей. Выбор маршрутов движения по дорожной сети осуществляется путем сравнения прибыльности работы автотранспортных средств на всех альтернативных маршрутах. Для решения этой задачи необходима информация об условиях движения на каждом маршруте, о загрузке транспортных средств и расходе топлива.

Вопрос оптимальной загрузки транспортного средства решается исходя из его технических характеристик и условий движения. Перегрузка сопровождается увеличением значений расхода топлива и времени выполнения операции, а недогруз влияет на величину доходной части прибыльности. Оптимизация режима выполнения транспортной операции при наличии на автомобиле системы FMS решается водителем путем коррекции планового маршрута доставки или за счет оптимизации режима движения на выбранном маршруте.

Сравнительную оценку эффективности инвестиционных проектов, связанных с повышением информативности транспортных организаций, удобно производить через прирост прибыльности работы транспортных средств, что позволяет выявить реальный прирост годовой прибыли автотранспортного предприятия в результате реализации инвестиционного проекта. Так же легко решаются вопросы определения сроков межремонтных пробегов и сроков эффективной эксплуатации транспортных средств и прибыльности работы каждого транспортного средства. Все это обеспечивает объективный постоянный контроль работы транспортного средства, позволяет использовать ресурсы предприятия максимально эффективно и своевременно корректировать работу персонала на всех уровнях.