Уроки «Агросалона-2008»

Экспозиция тракторной техники

А. Нефедов, к.т.н.
Впервые прошедшая в ноябре 2008 г. в Москве первая Международная специализированная выставка сельхозтехники «Агросалон» представила во всем многообразии самые современные модели сельскохозяйственных тракторов России основного изготовителя Украины – Харьковского тракторного завода (ХТЗ), ведущих мировых производителей Case IH, John Deere, Massey Ferguson, New Holland (США), Claas, Deutz-Fahr, Fendt (Германия), Valtra (Финляндия), канадской фирмы Bu..hler Versatile и китайской фирмы YTO Group, в последнее время постоянного участника всех выставок этого профиля в России.
Case IH Puma 210 (компоновочная схема 4К4а)
Fendt 414 Vario TMC (компоновочная схема 4К4а)
Valtra N-141H (компоновочная схема 4К4а)
Deutz-Fahr Agrotron 165.7 (компоновочная схема 4К4а)
Claas Axion 850 (компоновочная схема 4К4а)
Claas Xerion 3800 (компоновочная схема 4К4б)
Massey Ferguson 8690 (компоновочная схема 4К4а)
Case IH Steiger 535 (компоновочная схема 4К4б')
ATM Terrion 4200
(компоновочная схема 4К4а)
«Агромаш 6CT-315» гусеничный
«Агромаш 150T» (компоновочная схема 4К4а)
ХТЗ-16131 (компоновочная схема 4К4б)
«Кировец» К-9450 (компоновочная схема 4К4б)

На «Агросалоне» показали и самые интересные модели последних лет выпуска, и новые образцы тракторной техники как классической схемы 4К4а с полным приводом, с задними бо'льшими, чем передние, колесами, так и нетрадиционных компоновочных схем – интегральной 4К4б и с шарнирно-сочлененной рамой 4К4б', а также гусеничных тракторов во всех тяговых классах, всего более 50 наименований. Экспозиция зарубежных фирм – а это свыше сорока производителей – по сравнению с номенклатурой тракторов заводов стран СНГ была более представительной.

В конструкции подавляющего большинства представленных на выставке с.-х. тракторов зарубежных фирм уже реализованы самые современные технические решения и инновационные технологии. В частности, достоинством оказавшегося в сегменте малой мощности (до 60 л.с.) единственного малогабаритного колесного полноприводного трактора John Deere 3720 можно считать эффективную даже для таких небольших моделей бесступенчатую трансмиссию с удобным электрогидравлическим управлением и надежные «мокрые» дисковые колесные тормоза повышенной износостойкости.

Из наиболее массовых тракторов средней мощности (свыше 60 до 280 л.с.) демонстрировались только колесные модели с полным приводом классической компоновки 4К4а. Подтвержденные результатами испытаний основные характеристики самых представительных моделей верхнего уровня мощности этого сегмента приведены в табл. 1.

Представленные в сегменте высокой мощности (свыше 280 до 570 л.с.) и предназначенные для очень больших сельхозпредприятий зарубежные колесные тракторы можно разделить на три самостоятельные группы: полноприводные классической компоновки 4К4а (Bu..hler Versatile 2210, Fendt 936 Vario, John Deere 8430, Massey Ferguson 8690, New Holland T8050 и Valtra S352SCR); интегральной схемы компоновки 4К4б с передними и задними одинаковыми ведущими колесами больших размеров и расположенной между мостами в центральной части рамы кабиной (Сlaas Xerion 3800); c шарнирно-сочлененной рамой и передними и задними одинаковыми ведущими колесами больших размеров компоновки 4К4б' (Bu..hler Versatile 2335 и 535, Сase IH Steiger 535 и Challenger МТ975В). Для этих тракторов стандартными стало большинство характеристик и функций тракторов средней мощности со следующими уточнениями. Так, в конструкциях тракторов компоновки 4К4а и 4К4б' высокой мощности характерно использование многих новинок, в том числе по двигателю, тормозам, кабине, средствам автоматизации, применяемых в наиболее мощных тракторах среднего мощностного класса. В конструкции трактора интегральной схемы и компоновки 4К4б в отличие от подобных тракторов средней мощности есть такие новшества, как реверсивный вентилятор охлаждения двигателя, бесступенчатая реверсивная трансмиссия, увеличенное тяговое усилие (по сравнению с тракторами других схем одинаковой с ним массы), возможность движения «крабовым ходом», сопоставимые по грузоподъемности задняя (11,7 т) и передняя (до 8 т) навесные системы, а также поворотная на 180° для движения на реверсе кабина.

Зарубежные гусеничные тракторы были представлены единственной моделью Chellenger МТ 865В, оснащенной сверхмощным дизелем нового поколения, оптимально сочетающейся с ним автоматической полностью переключаемой под нагрузкой трансмиссией, обеспечивающей максимальную скорость 40 км/ч, резиноармированными гусеницами с эффективной подвеской для плавного движения по неровностям, эргономичной кабиной с сиденьем на пневмоподвеске и уровнем шума 72 дБ (А), электронным центром контроля и сенсорного управления узлами и агрегатами, спутниковой навигационной системой автоматического вождения, программируемой автоматикой разворотной полосы.

Китайская YTO Group в течение последних лет экспонировала конструктивный ряд из нескольких колесных моделей китайских тракторов мощностью от 18 до 180 л.с., но сколько-нибудь большого интереса для специалистов они на этот раз не представляли, поскольку многие из них, как известно, созданы с использованием узлов известных конструкций фирмы FIAT и аналогичной техники из Великобритании, не отвечающих возросшему уровню техники ведущих мировых производителей.

В основном экспозиция российской тракторной техники таких производителей, как Агромашхолдинг, АгроТехМаш, Петербургский тракторный завод, а также Харьковского тракторного завода (Украина), была представлена тринадцатью вполне современными моделями (табл. 2).

Тем не менее на стендах производителей из стран СНГ даже при отсутствии широко известного на западноевропейском рынке тракторов бренда «Беларус» наряду с колесными моделями компоновки 4К4а, 4К4б и 4К4б' были и гусеничные модели, в том числе оснащенные резиноармированными гусеницами, причем в довольно широком мощностном диапазоне – от 85 до 440 л.с.

На стенде Агромашхолдинга впервые показали колесные модели средней мощности компоновки 4К4а с новым дизайном (Агромаш Т-80С, 150Т, 210Т и 270Т), созданные с использованием импортных узлов и агрегатов совместно с корпорацией Same Deutz-Fahr. Они по своему техническому уровню теперь вполне могут конкурировать с аналогичными моделями ведущих зарубежных фирм благодаря оснащению их рядом прогрессивных узлов, в частности, модель 210 Т двигателем Deutz с электронным впрыском топлива, отвечающим требованиям Tier III, автоматической трансмиссией с переключением передач под нагрузкой, электрогидравлическим регулятором задней навесной системы увеличенной грузоподъемности, пневматической подвеской переднего ведущего моста с автоматическим выравниванием, шинами увеличенных типоразмеров.

Агромашхолдинг продемонстрировал еще и модели модернизированных гусеничных тракторов Чебоксарского и Волгоградского тракторных заводов, причем чебоксарская модель способна развивать максимальную транспортную скорость до 30 км/ч, ее оснащают инновационными автоматическими устройствами, в том числе для подруливания и параллельного вождения по рядкам возделываемых культур. Оба эти трактора с повышенными тягово-скоростными возможностями и плавностью хода при движении по неровностям благодаря эластичным гусеницам имеют характеристики, достаточно близкие к зарубежным аналогам.

Колесные тракторы марки АТМ, представленные на стенде ЗАО «Агротехмаш» (Санкт-Петербург) двумя моделями компоновочной схемы 4К4а мощностью 210 и 270 л.с., созданы с применением комплектующих (двигателя, трансмиссии, навесной системы, переднего ведущего моста) ведущих зарубежных производителей ZF, Bosch, Deutz (Германия), Carraro (Италия) и, как показывает анализ, по большинству параметров соответствуют современному уровню.

У колесного трактора 4К4б' модели К-744Р3 на стенде Петербургского тракторного завода, к сожалению, был несовременный дизайн и невысокие показатели технического уровня. Эту модель завод к 2010 г. планирует заменить созданной совместно с рядом немецких машиностроительных фирм моделью К-9450 улучшенного дизайна из новой серии К-9000. Ее тоже показали на выставке. Предполагается, что эта модель по техническим параметрам и инновационным разработкам (грузоподъемности заднего навесного устройства, повышенной надежности усиленных рамы, основных узлов и агрегатов, модернизированной коробке с переключением передач под нагрузкой, комфортной эргономичной кабине) будет существенно приближена к уровню лучших зарубежных аналогов.

Стенд Харьковского тракторного завода знакомил посетителей с традиционно выпускаемой этим заводом продукцией, но более высокого технического уровня и качества изготовления. Так, колесный трактор ХТЗ-17221-09 компоновочной схемы 4К4б' оснащен более надежной трансмиссией с увеличенным (до 16) числом передач и транспортной скоростью 40 км/ч, трактор 4К4б ХТЗ-16131 – более долговечной коробкой передач с усиленными гидроподжимными муфтами, ведущими мостами с автоматической блокировкой дифференциала и другими модернизированными узлами, трактор ХТЗ-181 – торсионно-балансирной пятикатковой подвеской гусениц, улучшенной коробкой передач с двухпоточной гидросистемой управления.

* * *

На «Агросалоне» были представлены далеко не все тракторные заводы России и стран СНГ. Так, отсутствовали модернизированные и новые модели не только Минского тракторного, но также и заводов Владимирского, Липецкого, Волгоградского, Алтайского, других изготовителей, и нельзя было в полном объеме оценить современный и перспективный технические уровни тракторостроения России и ближнего зарубежья. Кроме того, «Агросалон» еще раз показал, что тракторная техника российских заводов, а также ХТЗ и других предприятий, не участвовавших в выставке, пока отстает от уровня, достигнутого известными мировыми брендами, причем не только по внешнему дизайну, но и по техническому уровню, по применяемым инновационным технологиям целого ряда узлов и агрегатов, комфорту, удобству и безопасности оператора, чему ведущие фирмы уделяют большое внимание. Общие направления развития тракторной техники в России и за рубежом традиционно сходные, но, как показала выставка, отечественные тракторы не оснащаются в достаточной степени высокоэффективными двигателями, трансмиссиями, передними ведущими мостами, кабинами, электронными программируемыми средствами автоматизации, другими системами, которые зарубежные фирмы продемонстрировали практически на всех представленных моделях тракторов.

    В целом тракторная техника, показанная на «Агросалоне», вполне отражает основные направления развития и научно-технические достижения в области и зарубежного, и отечественного тракторостроения, определяя прежде всего ближайшие перспективы, что для нас, обычных потребителей такой техники, представляет особый интерес. Этими перспективами предусматривается в том числе расширение применения:
  • мощных (до 340…360 л.с.) колесных полноприводных тракторов классической компоновки 4К4а;
  • мощных (500 л.с. и выше) колесных тракторов с шарнирно-сочлененной рамой;
  • мощных (более 500 л.с.) гусеничных тракторов с резиноармированными гусеницами;
  • двигателей с электронным впрыском топлива, четырехклапанным газораспределением, уровнем выбросов вредных веществ, соответствующим нормам Tier III, и внешней рециркуляцией отработавших газов, а также работающих на альтернативном топливе с интервалами замены масла 500…600 моточасов;
  • эргономичных кабин с комфортными условиями для водителя;
  • электронных средств автоматизации, в том числе электрогидравлического регулятора задней навесной системы, автоматического регулирования двигателя, систем ISO-bus для обмена данными между трактором и рабочим оборудованием, диагностики, автоматики разворотной полосы, навигационного автоматического вождения, терминала для контроля параметров и программированного управления узлами и агрегатами.

Определенный прогресс в совершенствовании отечественных тракторов на стендах выставки все же был явно выражен, что позволяет надеяться на более ощутимые успехи российских тракторных заводов в создании конкурентоспособных колесных и гусеничных тракторов.

 
Таблица 1. Основные характеристики экспонировавшихся зарубежных тракторов компоновочной схемы 4К4а средней мощности
Параметр Case IH (Maxxum 115, 210 Puma) Claas (Axion 830 и 850) Deutz-Fahr (Agrotron 165.7, L720, 265) Fendt (208V, 414 Vario) Valtra (N141H, T191А)
Впрыск топлива
Электронный
Электронный
Электронный
Механический, электронный
Электронный
Газораспределение
4-клапанное
4-клапанное
4-клапанное
2-клапанное, 4-клапанное
4-клапанное
Уровень выбросов ОГ
Tier III
Tier III
Tier III
Tier II, Tier III
Tier III
Работа на альтернативных видах топлива
Возможна
Возможна
Возможна
Нет, возможна
Возможна
Рециркуляция ОГ
Есть
Есть
Есть
Нет, есть
Нет
Интервал замены
масла, моточасы
600
500
500…600
500…600
500…600
Трансмиссия, тип
Автоматическая с ПНХ*
Автоматическая с ПНХ*
Автоматическая с ПНХ*
Синхронизированная бесступенчатая
Синхронизированная + ПНХ*, автоматическая + ПНХ*
Максимальная
скорость, км/ч
40
40
(50 по заказу)
40
(50 по заказу)
35; 50
40; 50
Торможение 4-х колес
Есть
Есть
Есть
Есть
Есть
Подвеска переднего ведущего моста,
кабины, сиденья
Есть
Есть
Есть
Есть
Есть
Уровень шума в кабине, дБ (А)
69; 71
74
72
78; 70
74; 73
Основные средства
автоматизации
Электрогидравлический регулятор задней навесной системы, автоматическое регулирование двигателя, системы CAN bus, диагностики, автоматики разворотной полосы, навигационного автовождения, терминал и ЖК-дисплей информационного контроля параметров и программированного управления узлами и агрегатами
*С переключением передач под нагрузкой.
Таблица 2. Основные параметры экспонировавшихся тракторов России и Украины
Изготовитель Страна Модель Компоновочная схема Мощность, л.с.
Агромашхолдинг Россия
Т-80С
4К4а
80
150Т
»
150
210Т
»
220
270Т
»
260
ВТ-150 (с резиноармированными гусеницами)
Гусеничная
150
6СТ-315(с резиноармированными гусеницами)
   
АгроТехМаш Россия
TerrionАТМ 4200
4К4а
210
Тerrion АТМ 5380
»
270
ЗАО «Петербургский тракторный завод» Россия
К-744Р3
4К4б'
420
9450
»
440
ХТЗ Украина
ХТЗ-16131
4К4б
190
ХТЗ-17221-09
4К4б'
175
ХТЗ-181
Гусеничная
190