А у них в машине газ
Обзор производителей автомобилей с газовыми двигателями

C 13 по 15 октября на ВДНХ прошла очередная 13-я международная выставка газобаллонного, газозаправочного оборудования на газомоторном топливе. И пусть вас не обманывают скромные размеры выставки и невеликое число участников. Тема интересная, животрепещущая, особенно для тех, кто уже эксплуатирует технику на газовых и газодизельных двигателях. На стендах велись оживленные диспуты в доброжелательном, конструктивном русле.

Тема, что и говорить, животрепещущая и, можно сказать, стратегическая, но движется так, что кажется, что не движется. Автомобилей мало, потому что мало заправок; заправок мало, потому что мало автомобилей. Возможно, что «Газпром» в лице ООО «Газпром газомоторное топливо» титаническими усилиями понасаждению газовых заправок продвинет, наконец, дело вперед.

Технику на газовых двигателях представлял концерн «Тракторные заводы». Это универсальный трактор Агро­маш 50ТК МЕТАН тягового класса 0,9 с колесной формулой 4х4, трактор Агромаш 85ТК МЕТАН тягового класса 1,4 с колесной формулой 4х4 и газопоршневый электроагрегат.

 Трактор 50ТК оснащен владимирским 3-цилиндровым газовым атмосферным двигателем воздушного охлаждения мощностью 33,1 кВт, трактор 85ТК – 4-цилиндровым наддувным газовым двигателем мощностью 62,5 кВт. Газовые баллоны размещены с бортов под кабиной слева и справа и позади кабины, заправки газом 50ТК хватит на 12,5 часов работы, заправки 85ТК – на 8,5 часов.

Трактор «Беларус» с газодизельным двигателем

Газопоршневые электроагрегаты в качестве топлива используют магистральный газ и могут представлять интерес для сельских районов, где электросети особенно подвержены негативным внешним воздействиям. В агрегатах использованы владимирский двигатель воздушного охлаждения, генератор и шкаф управления, произведенные в г. Барнауле. Основное препятствие в продвижении этих агрегатов – это «добрая» слава владимирских моторов.

Трактор «Агромаш 50ТК МЕТАН» с газовым двигателем

Группа ГАЗ представила ГАЗон NEXT CNG и ГАЗель NEXT CNG с двигателями, работающими на сжатом метане. На шасси ГАЗон установлен мусоровоз Арзамасского завода «Коммаш». Газовые баллоны установлены: четыре под кузовом за кабиной и еще три между лонжеронами. Двигатель ЯМЗ-534 CNG с турбонаддувом и охладителем наддувочного воздуха с рабочим объемом 4,45 л развивает мощность 109,5 кВт. Запас хода на 72,8 м3 газа составит 370 км, в городском цикле примерно вдвое меньше.

ГАЗель NEXT с битопливным двигателем

ГАЗель с фургоном-автолавкой оснащена битопливным двигателем Evotech A2755T мощностью 88,2 кВт. Четырех баллонов общим объемом 41,6 м3 плюс бака бензина должно хватить на 700 км, из них 300 км на КПГ.

Но бóльшая часть представленной на выставке техники была с газодизельными двигателями. Битопливная тема живет и здравствует по той простой причине, что до газовой заправки нужно еще как-то доехать. Компания «РариТЭК», партнер ПАО «КАМАЗ», представила магистральный тягач КамАЗ-5460 с рестайлинговой кабиной. Тягач оснащен двигателем Daimler, переоборудованным «РариТЭК» в газодизельный. Четыре баллона по 80 л размещены по правому борту и спрятаны за облицовку.

Компания «РариТЭК» не только переоборудует дизельные двигатели в газодизельные, она также устанавливает газовые двигатели на шасси автомобилей КамАЗ и автобусов НефАЗ и Bravis.

Группа компаний «Ротор» из подмосковных Люберец переоборудует дизельные двигатели в газодизельные, причем как с ТНВД, так и с системой Common Rail. На выставке показали трактор «Беларус» с двигателем с ТНВД, переоборудованным для работы на сжатом метане. Баллоны установлены на крыше, но по согласованию с заказчиком их могут разместить в других местах. Второй выставочный образец – магистральный тягач МАЗ c двигателем Renault, переоборудованным для работы со сжиженным метаном. Комплект оборудования для сжиженного метана отличается баллоном, так как температура жидкого газа –160°, и испарителем, в остальном аппаратура такая же, как для КПГ. На представленном тягаче МАЗ баллон для газа был странным образом размещен за кабиной. Как объяснили, это опытный образец, на серийном автомобиле баллон будет по левому борту вместо большого топливного бака. Бак для дизельного топлива меньшего объема установят на правом борту.

Что касается более привычного для водителей легкового транспорта пропан-бутана, то здесь выставка предложила средство доставки – полуприцеп-газовоз Bonum-Dogumakобъемом 55 м3. Российский филиал турецкой компании Bonum, производителя широкой гаммы прицепной техники, находится в Ростове-на-Дону. Филиал располагает производственными мощностями и выпускает топливные цистерны и материаловозы. Газовозы пока выпускает только турецкий завод, но в перспективе их освоят и на Дону.

Сосуд изготовлен из стали P355NH толщиной 10 мм. Компания дает гарантию на герметичность цистерны 1 год. Полуприцеп 3-осный с односкатной ошиновкой. Применяют осевые агрегаты BPW, SAF или OsmanKOC.

В целом выставка оставила такое впечатление, что работа по переходу на газомоторное топливо идет семимильными шагами, на самом деле это далеко не так. Переход на газомоторное топливо оправдан в одних и не выгоден в других случаях в зависимости от условий эксплуатации и доступности газомоторного топ­лива. Пока продолжается хождение по кругу: нет газовых автомобилей – нет заправок – нет газовых автомобилей. А начинать, пожалуй, стоило бы с заправок.

Тягач МАЗ с газодизелем на сжиженном метане