Эксплуатируем импортный кран
Вопросы эксплуатации кранов на спецшасси
Что есть в продаже?
Сегодня в нашей стране потребности в автокранах грузоподъемностью до 50 т с лихвой удовлетворяют отечественные производители. Но если появляется потребность в кранах большей грузоподъемности, приходится изучать предложения иностранных компаний, ведь в ассортименте наших заводов таких кранов, увы, нет. Краны большой грузоподъемности монтируются в основном на спецшасси, а их в России, можно считать, не производят, а значит, и установки монтировать нашим производителям сегодня попросту не на чем.
На рынке России представлены все пять основных европейских производителей мобильных кранов высокой грузоподъемности: это в первую очередь Liebherr, доля которого – почти половина импортируемых кранов из Европы, а также Grove, Terex, Tadano и Luna. Один из новичков среди «европейцев», имеющий примерно такой же уровень качества изготовления, это итальянский производитель TCM.
Не попасться на документах
Когда дилер или дистрибьютор ввозит технику из-за границы, он, в общем, не обязан оформлять на нее никаких документов, разве что иметь при себе Одобрение типа транспортного средства (для автокранов, которые будут передвигаться по дорогам общего пользования) либо сертификат соответствия, например, для гусеничных кранов. Но чтобы потребитель мог начать работу, на автокран должен быть паспорт на русском языке и на него получено разрешение на применение. Пока эти документы не оформлены, технику не поставят на учет в Ростехнадзоре. Получается, что дилер имеет право продать кран, который не пригоден к работе, и клиент будет вынужден тратить уйму времени и денег, чтобы самостоятельно оформить все документы. Для серьезных компаний, поставляющих импортную технику, таких как «Русбизнесавто», давно стало нормой оформлять все документы перед продажей. И все же до сих пор, например, около 80% крановой техники китайского производства в России продается без паспорта и разрешения на применение.
Дорогой технике – хороший крановщик
Специалисты сервисных станций отмечают, что импортная техника редко оказывается на СТО с серьезными поломками, и это не только благодаря высокому качеству изготовления. В кабину дорогого импортного крана владелец обычно допускает только лучших и самых квалифицированных крановщиков. А работать на технике высокого класса для любого крановщика престижно, машина является хорошим мотивационным фактором – операторы старательно «подтягивают» свою квалификацию, чтобы перейти на хороший кран. В ряде компаний, например в «Русбизнесавто», при продаже кранов опытные механики, уже прошедшие специальный курс повышения квалификации, проводят обучение крановщиков клиента. При желании возможно даже организовать обучение крановщиков за границей на заводе-изготовителе.
Как перевозить?
У автокранов большой грузоподъемности крупные габариты, так как монтируются они на спецшасси. Как правило, ширина таких машин больше разрешенных для проезда по дорогам общего пользования 2,5 м, поэтому вариантов перемещения крана два – либо оформлять разрешение на проезд, либо заказывать перевозку на низкорамном полуприцепе в какой-либо транспортной компании, и в этом случае обычно у таких компаний разрешения уже оформлены. Но прогресс не стоит на месте, недавно на российском рынке появились новые уникальные модели. Так, завод-производитель TCM сумел смонтировать крановую установку грузоподъемностью до 200 т на серийном 4-осном шасси. Такой кран при внушительных грузоподъемных характеристиках может свободно передвигаться по дорогам общего пользования без каких-либо разрешений. Можно представить, сколько времени и денег может сэкономить такая машина, если кран надо часто эксплуатировать на различных объектах.
Сервисное обслуживание
В Европе существует общепринятый подход к производству, который подразумевает сборку итоговой продукции из комплектующих сторонних мировых производителей, как правило, одних и тех же. В большинстве своем в кранах разных марок используются одинаковые рабочие гидравлические узлы, агрегаты и запасные части, что, между прочим, впоследствии значительно облегчает их сервисное обслуживание. Так, например, компании, имеющие опыт обслуживания и ремонта автокранов Liebherr, без особых сложностей справляются с ремонтом любых других кранов европейских марок.
Генеральный директор Концерна «Все краны» Михаил Евгеньевич Борзенко рассказал, что ситуация с обслуживанием импортных кранов сегодня заметно меняется к лучшему. Предприятие создавалось как авторизированный сервисный центр кранов «Клинцы» и «Галичанин». Сегодня центр принимает в ремонт как технику отечественного производства, так и импортные краны. Фронт работ – ремонт и обслуживание стрел, ответственных металлоконструкций, опор (аутригеров), гидравлики, приборов безопасности, электрооборудования.
Любой кран, отечественный или иностранный, в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов должен иметь руководство по эксплуатации на русском языке. Поэтому обычно клиент, обращающийся в сервисный центр для ремонта крана, это руководство имеет при себе, что значительно упрощает диагностику неисправностей. К тому же всегда есть возможность обратиться за консультацией на завод-производитель.
Зарубежная техника изготавливается из высокопрочной стали, которая требует особой технологии сварки. Недавно сервисный центр получил аттестацию технологии сварки высокопрочных сталей в Национальном Агентстве Контроля и Сварки (НАКС). На изготовление кранов из высокопрочной стали переходят и отечественные заводы.
Сегодня отечественные производители заметно повышают качество изготовления кранов и все чаще используют в производстве импортные комплектующие. Например, вся гидравлика, используемая на отечественных кранах, импортная, поэтому к ее обслуживанию сервисный центр был готов изначально.
Склад запасных частей на станции, обслуживающей краны разных марок, в большинстве своем представлен отечественными комплектующими. Импортных деталей гораздо меньше, так как эти машины и обслуживаются намного реже. Но в сегодняшнем мире любую, даже самую специфическую запчасть можно доставить с завода в течение двух-трех дней.
М. Борзенко рассказал: «Часто, если владелец крана не хочет ждать «свою» запчасть и если мы понимаем, что можем предложить аналог, мы предлагаем его. Если же считаем, что замена оригинальной детали недопустима – не беремся за такую работу. Замене на «неоригинал» могут подлежать, например, гидрораспределители либо какие-то клапаны, которые, по сути, те же импортные, качественные и нормально будут выполнять свою функцию, но при этом значительно дешевле».
Со смазочными материалами проблем сегодня практически нет, полный ассортимент от всех производителей сегодня в России есть в продаже, это касается как масел, так и фильтрующих элементов.
Отметим, что услуги сервисных центров, как правило, требуются только в экстренных, аварийных случаях, а проводить периодическое техническое обслуживание современных импортных кранов клиент может самостоятельно в соответствии с указаниями руководства по эксплуатации.
Еще раз о главном
По грустной статистике Концерна «Все краны», практически каждый третий кран, приходящий в ремонт, побывал в аварии из-за неправильной эксплуатации. Поэтому еще и еще раз напоминаем о необходимости строго соблюдать инструкцию по эксплуатации кранов и обязательно проходить все регламентные работы. К сожалению, пока эта элементарная культура медленно и тяжело приживается в нашей стране.
Комментарий специалиста торговой компании «Ивановская марка»
Единственным российским производителем автокранов грузоподъемностью более 100 т является ОАО «Автокран». С 2004 г. здесь освоен серийный выпуск 100-тонной модели крана «Ивановец» КС-8973 на специальном «вседорожном» 5-осном шасси. По характеристикам он не уступает зарубежным аналогам и способен поднимать груз на высоту до 56 м и работать на вылете до 46 м.
Кран на специальном шасси – это более передовой подход. Благодаря применению специального шасси повышаются функциональные возможности крана. Это обусловлено тем, что при разработке автомобильного крана возможности крановой установки подстраивают под возможности шасси, а при разработке крана на специальном шасси последнее специально разрабатывается для обеспечения максимальных рабочих характеристик крана. По этой причине разработчики кранов «Ивановец» создают новые модели кранов именно на специальных шасси. Такие шасси производят серийно на Брянском автомобильном заводе (БАЗ). В частности, в 2008 г. на специальных крановых шасси БАЗ было произведено 409 кранов «Ивановец» г/п 25; 50 и 100 т.
В конструкции автокранов «Ивановец» высокопрочные стали широко применяются с 1998 г. При этом в отличие от других российских производителей только в ОАО «Автокран» отработана технология сварки сталей с пределом текучести 960. Такая сталь используется при производстве автокранов КС-8973 г/п 100 т. На других заводах работают со сталью с пределом текучести 700.