Техническое обслуживание гидравлического привода мобильных машин (Часть 2)

В. Васильченко, канд. техн. наук,
В. Соболев, руководитель технического отдела ЗАО «ГидраПак Холдинг»

Техническое обслуживание направляющих и регулирующих гидроаппаратов

В современных гидроприводах мобильных машин применяется широкая номенклатура гидроаппаратов, управляющих давлением, которые надежно предохраняют от перегрузок приводной двигатель, гидравлическое оборудование, металлоконструкцию машины и рабочие органы. К гидроаппаратам, управляющим давлением, относятся клапаны напорные (предохранительные и переливные), разгрузочные, разности давления и соотношения давления, редукционные, тормозные и реле давления.

Изготовители поставляют гидроаппараты в упаковке, законсервированные специальной смазкой или залитые консервационной жидкостью. Перед установкой гидроаппарата на машину следует убедиться в наличии всех транспортных заглушек и произвести расконсервацию: удалить смазку, пыль и загрязнения, остатки упаковки транспортные заглушки из всех отверстий для присоединения трубопроводов, слить консервационную жидкость.

Распределитель устанавливают на механически обработанную ровную плоскость, закрепляют его равномерно четырьмя болтами и законтривают. Неплоскостность опорной поверхности не должна превышать 0,2 мм. Положение распределителя должно быть преимущественно горизонтальным. Зазоры следует выбирать с помощью компенсационных прокладок или механической доработкой опорных плоскостей.

Уход за распределителями и регулирующими гидроаппаратами сводится к периодической проверке давления настройки клапанов и замене быстроизнашиваемых деталей. Для повышения ресурса детали предохранительных клапанов изготавливают из износостойких сталей и подвергают термообработке, однако в первые 150…250 моточасов в зависимости от внешней нагрузки и интенсивности эксплуатации происходит приработка уплотнительных кромок, в связи с чем возможно снижение настройки давления открытия клапанов, которое вызывает дросселирование РЖ через запорные элементы и повышенный нагрев. Это уменьшает производительность машины и увеличивает износ подвижных деталей клапанов из-за более частого их срабатывания. Поэтому в начальный период эксплуатации необходимо следить за давлением настройки клапанов и периодически ее корректировать.

Для многих распределителей, имеющих жесткую характеристику пружины, настраивать вторичные предохранительные или переливные клапаны можно при расходе РЖ не менее 2 л/мин на давление, превышающее давление настройки первичного предохранительного клапана на 0,25…0,3 МПа. Для этого можно снять клапаны с машины и настроить с помощью ручного насоса, манометра и набора штуцеров и переходных плит стыкового исполнения для крепления клапанов различного типоразмера.

Первичные предохранительные клапаны обычно настраивают непосредственно на машине при вязкости РЖ 20…30 сСт. Настраивать вторичные клапаны можно на машине, но для этого необходимо предварительно настроить первичный предохранительный клапан распределителя на давление, превышающее номинальное на 0,6…0,8 МПа. Значение давления настройки вторичных предохранительных клапанов выбирают в этом случае по их характеристике в зависимости от расхода с таким расчетом, чтобы при расходе больше 2 л/мин давление настройки клапанов превышало номинальное на 0,2…0,3 МПа.

При монтаже запрещается изменять положение гидроаппаратов, ударяя по ним.

Поскольку большинство современных мобильных машин с гидроприводом высокого давления оборудовано аксиально-поршневыми насосами, подача которых автоматически изменяется в зависимости от давления, настраивать предохранительные клапаны нужно при минимальной подаче насоса. Если на машине установлен двухпоточный насос с суммирующим регулятором мощности, необходимо полностью нагрузить оба качающих насоса, чтобы быть уверенным в том, что регулятор установил качающий узел насоса на минимальную подачу. Это можно выполнить простым приемом – переместить поршни гидроцилиндров в крышки насосов, питающихся от разных качающих узлов.

При длительном перерыве в работе необходимо смазать консистентной смазкой выступающие концы золотников, что исключит их корродирование в теплое время года, а в холодное позволит легко удалить образовавшуюся корку льда.

Соединять гидроаппараты с гидросистемой необходимо стальными трубопроводами, исключая при этом передачу усилия натяжения трубопроводов на секционный распределитель. Если соединяемые узлы или гидроагрегаты могут перемещаться, следует соединять их гибкими рукавами высокого давления (РВД).

Трубопроводы должны быть предварительно очищены от загрязнений (песка, стружки, окалины, ветоши и т. п.) специальными моющими растворами, преимущественно щелочными с добавками поверхностно-активных веществ, промыты жидкостями на нефтяной основе и смазаны применяемыми гидравлическими маслами.

После заполнения маслом из гидросистемы необходимо выпустить воздух: из поршневой или штоковой полости гидроцилиндров через отверстия, закрытые заглушками, а также из внутренних полостей камер для гидроуправления путем многократного реверсивного перемещения золотников распределителей.

При очень низких температурах окружающей среды: (–40±10) °С для подготовки системы дистанционного гидравлического управления необходимо в течение 10…15 мин прогреть РЖ в гидросистеме путем дросселирования потока через предохранительный клапан в напорной секции распределителя при выдвинутом штоке одного из гидроцилиндров и минимально устойчивых оборотах приводного двигателя и затем поочередно при холостых движениях каждого рабочего органа или исполнительного механизма.

В процессе эксплуатации необходимо ежедневно контролировать техническое состояние распределителей и системы дистанционного гидравлического или электрогидравлического управления, обращая при этом внимание:

  • на уровень и температуру гидравлического масла в баке;
  • на состояние мест соединений трубопроводов и герметичность всей гидросистемы;
  • на показания манометра или датчиков давления, установленных на фильтре, свидетельствующих о загрязнении фильтрующих элементов.

Запрещается эксплуатация гидропривода, если давление и температура в гидросистеме превышает допустимые значения, указанные в технической характеристике.

Безотказная и долговечная эксплуатация направляющих и регулирующих гидроаппаратов всей гидросистемы будет обеспечена только при условии соблюдения основного требования: применения рекомендуемых гидравлических масел при своевременной замене загрязненных фильтрующих элементов. Гидравлическое масло необходимо заменять с периодичностью, указанной в руководстве по эксплуатации машины применительно к насосам и гидромоторам, потому что именно эти гидроагрегаты определяют среднюю наработку на отказ и технический ресурс гидрооборудования.

Техническое обслуживание гидроцилиндров

В процессе эксплуатации машин с гидроприводом необходимо:

  • следить за состоянием поверхности штоков, чтобы они не имели механических повреждений (забоин и царапин) и обледеневшей корки в холодное время года; в случае обнаружения повреждений следует тщательно зачистить тонкой наждачной шкуркой участки поврежденной поверхности, а образовавшуюся ледяную корку удалить тряпкой, смоченной в горячей воде;
  • своевременно заменять изношенные уплотнения, опорно-направляющие кольца и грязесъемники, а также подтягивать резьбовые соединения, не допуская утечки РЖ. При этом очень важно выбрать надежные высококачественные комплектующие (подробнее см. Шекунов А.К., Васильченко В.А. Поршневые гидроцилиндры).

По окончании работы штоки необходимо втянуть в гидроцилиндры.

компании по теме статьи
НЕ НАЙДЕНО: RusBizAuto НЕ НАЙДЕНО: Galichanin
компании по теме статьи