Китайские внедорожные самосвалы: дракон готовится к прыжку… (Часть 1)
Журнал International Construction ежегодно публикует «Желтую таблицу» пятидесяти крупнейших мировых производителей строительной техники. Рейтинг основан на данных о продажах строительного оборудования каждой фирмы за последний финансовый год. Источниками информации являются также годовые отчеты, заявления компаний и авторитетных консультационных фирм.
Уже 10 лет существует «Желтая таблица». За этот период произошел ряд изменений в рейтинге, и наиболее явное – рост значимости компаний-производителей из Китая. Если в редакции «Желтой таблицы» от 2003 г. доля китайских производителей в продажах из ТОП-50 составляла 1,6% – менее $1 млрд., то в 2012 г. – 15% ($27,9 млрд.). В 2003 г. самую высокую позицию в рейтинге занимала XCMG – 29-е место с объемом продаж $300 млн., в 2012 г. – на 5-й и 6-й позициях Sany и Zoomlion с продажами $7,93 и $7,75 млрд. соответственно. В мировой ТОП-50 в 2012 г. вошли уже 9 китайских компаний. Но если в целом в области производства и продаж строительного оборудования Китай завоевал высокие рейтинги, то в деле выпуска внедорожных карьерных самосвалов (на жесткой раме и шарнирно-сочлененных с колесными формулами 4х2 и 6х6) он только начинает осваиваться. Впрочем, еще 4–5 лет назад о китайских самосвалах для строительных карьеров и горных разработок мало кто слышал, а сегодня на линейке готовности уже несколько десятков машин, некоторые из них удивили мировое сообщество.
Во всем мире бытует мнение о низком качестве китайской техники. Однако спецтехника в Китае производится либо по лицензиям производителей с мировым именем, таких как Komatsu, Caterpillar, Terex, Liebherr и др., либо на предприятиях с частичной или полной государственной поддержкой. И в том, и другом случае за качество отвечают авторитетные службы. Одной из причин увеличения объемов производства китайских карьерных самосвалов является внутренняя потребность страны в технике. Строительство и ввод в эксплуатацию десятков заводов и предприятий, мощная правительственная поддержка развития собственного машиностроения продемонстрировали всему миру способности китайских технарей. На большинстве предприятий открыты исследовательские лаборатории, патентуется множество собственных разработок. Китайцы хотят показать, что пришли на рынок спецтехники всерьез и надолго. С каждым годом они совершенствуют модельные ряды, чутко реагируя на потребности рынка. В последние годы Китай очень щепетильно относится ко всей продукции, идущей на экспорт. В области внедорожной техники это проявляется особенно ярко: новые машины проходят обкатку и совершенствование на китайском рынке, и только лучшие модели предлагаются зарубежным покупателям.
За последние годы на российском рынке появились необходимые условия для цивилизованной торговли карьерными самосвалами. Значительно выросло число дилеров, сервисные центры которых дают гарантию на продаваемую китайскую технику. Это особенно важно, потому что большое количество китайских партнеров пока еще используют для ввоза различные серые схемы. Такой подход затрудняет гарантийное обслуживание оборудования. Недостаток информации даже о крупных китайских производителях также не способствует ускоренному продвижению новой техники из Поднебесной. Есть недопонимание китайских партнеров и в предоставлении полной технической информации о производимом оборудовании – предлагаемые проспекты не отражают всех необходимых данных, которые позволили бы в полной мере оценить качественные характеристики машин.
Китайские внедорожные карьерные самосвалы только начинают появляться на российском рынке, поскольку бо’льшая часть машин, о которых речь пойдет ниже, созданы всего 2–3 года назад и не прошли соответствующую сертификацию.
Модель | SRT33 с 2009 | SRT45 с 2013 | SRT55 с 2008 | SRT95 с 2009 | SЕT230 с 2012 |
---|---|---|---|---|---|
Грузоподъемность, т | 33 | 45 | 55 | 95 | 230 |
Полная масса, т | 57 | 97 | 160 | 393 | |
Геометрическая вместимость кузова, м3 | 16,5/ 21,5 | 27,5 | 26/ 35 | 42/ 60 | 105/ 146 |
Радиус поворота, м | 8,0 | 8,75 | 9,54 | ||
Двигатель | Cummins M11-C350 | Cummins QSK19-C700 | Cummins QST30-C1050V12 | Cummins QSK60-C2500 | |
Мощность, л.с. | 355 | 533 | 700 | 1050 | 2500 |
Объем двигателя, л | 10,8 | 18,9 | 19,0 | 30,5 | 60,2 |
Размер шин | 18.00 R25 | 21.00-35 (36PR)E | 24.00-35 (36/ 42PR)E4 | 27.00-49(48PR)E4 | 40.00 R57 |
Максимальная скорость, км/ч | 56 | 65 | 58 | 48 | 64 |
Габариты (ДхШхВ), м | 7,99х3,92x х4,04 |
9,35х5,14х4,50 | 10,29х6,79х5,03 | 14,69х7,90х x7,27 |
|
Цена, $ тыс. (Благовещенск) | 390 | 739 | 1150 |
Основным поставщиком карьерных самосвалов в Китае является созданное в 1988 г. совместное акционерное предприятие с привлечением иностранного инвестирования Inner Mongolia North Hauler Joint Stock Limited Company (NHL); его основные акционеры – Inner Mongolia North Heavy Industries Group (42,5% акционерного капитала), входящая в состав китайской межотраслевой военно-промышленной корпорации NORINCO, и зарубежный партнер – компания UK Terex Equipment Ltd (Великобритания, 25,1%).
NHL создала значительные производственные мощности для выпуска по лицензии Terex более 300 карьерных самосвалов в год грузоподъемностью (г/п) 20–360 т, а также другой специальной строительной и горной техники. Основной продукцией являются машины г/п 28–91 т, выпускаемые по британским и американским лицензиям. Компания контролирует более 50% местного рынка карьерных самосвалов и экспортирует их во многие страны Азии, в Австралию и Новую Зеландию. Производственная программа включает несколько моделей самосвалов с жесткой рамой и одну модель шарнирно-сочлененного самосвала. NHL также имеет еще одно СП по производству сверхтяжелых карьерных самосвалов North Terex – Unit Rig Co., Ltd, учрежденное совместно с компанией Terex – Unit Rig Equipment Corporation (США).
Однако цены на продукцию NHL лишь незначительно ниже цен на оригиналы (при этом китайские машиностроители установили ряд собственных узлов, чем создали проблемы с запасными частями), поэтому попытка продвижения китайского Terex на российский рынок потерпела неудачу.
В Китае в настоящее время можно выделить еще 6 компаний, уже выпускающих или готовящихся к выпуску карьерных самосвалов на жесткой раме с колесной формулой 4х2, и 3 компании, выпускающих шарнирно-сочлененные самосвалы (6х6).
Наиболее крупные заводы по производству внедорожной техники принадлежат компаниям SANY, XEMC, BZK, XCMG, Sinoway, Shougang.
SANY (Sany Heavy Industry Co. Ltd) была основана в 1989 г., а сегодня входит в пятерку ведущих машиностроительных компаний мира. В составе корпорации свыше 30 зарубежных дочерних компаний, в которых работают 35 тыс. сотрудников, ее маркетинговая сеть покрывает более 150 стран мира, продукция экспортируется в 110 государств. Корпорации SANY принадлежат заводы, которые находятся за пределами Китая – в Индии, США и Германии. Бренд SANY является одним из трех самых известных и влиятельных в отрасли инженерного машиностроения Китая. Несмотря на то, что основная деятельность SANY – производство строительной спецтехники, к выпуску карьерных самосвалов компания приступила только с 2008 г. К настоящему времени серийно выпускаются внедорожники на жесткой раме: 33-тонный SRT33, 55-тонный SRT55 и 95-тонный SRT95. Машины оснащаются двигателями Cummins, гидромеханическими трансмиссиями Allison с планетарными коробками передач, обеспечивающими получение 5–6 передач переднего и 1–2 передач заднего хода, гидравликой Rexroth. Кузова, мосты, рамные конструкции и кабины – собственного производства. Примечательно, что по соотношению грузоподъемности к собственной массе все эти машины превосходят зарубежные аналоги. К примеру, такое соотношение у SRT95 составляет 1,47, а у американского аналога Cat 777F – 1,32, еще более впечатляющая разница у 30-тонных самосвалов: SRT33 – 1,41, Cat770 – только 1,06.
В 2012 г. SANY представила 230-тонную модель с дизель-электрическим приводом SET230 с дизелем Cummins мощностью 2500 л.с. Эта машина полной массой 393 т и емкостью кузова 146 м3 стала первой в ряду внедорожников с электрическим приводом. Уже подготовлен к выпуску 280-тонный SET280, на очереди 180-тонная и 360-тонная модели SET. В 2013 г. начнется производство SRT45 с гидромеханической трансмиссией и первого шарнирно-сочлененного 40-тонного самосвала SAT40. Полная линейка сочлененников будет состоять из четырех моделей – 25, 30, 35 и 40 т. Таким образом, вскоре Sany станет единственной в Китае компанией с полным типоразмерным рядом карьерных внедорожников для горной промышленности. В 2013 г. Sany впервые включила свои карьерные самосвалы в официальный каталог, представленный в России. Поставок в нашу страну пока не было. Чжичунь Цао, директор завода карьерной техники Sany в Куньшане, выпускающего самосвалы, отметил, что российский рынок для них очень интересен, он считает, что в России будут наиболее востребованы 95-тонные внедорожники SRT95. При этом он не исключает, что карьерные самосвалы могут конструироваться под конкретного заказчика. В настоящее время SRT95 российские дилеры предлагают за $1150 тыс., в то время как 91-тонный БелАЗ-7557 стоит $1435 тыс. (эта машина в стадии малой серии, и пока она единственная модель белорусов, превосходящая по цене зарубежные аналоги), Terex TR100 (91 т) – $1400 тыс.
Компания XEMC (Xiangtan Electric Manufacturing Group) была основана в 1936 г. и стала основой электрической промышленности Китая, она входит в 500 крупнейших национальных промышленных предприятий. Начав с развития электрических приводов тяжелых карьерных самосвалов, она и сама приступила к выпуску внедорожников, когда в октябре 2007 г. была создана Xiangtan Electric Manufacturing Heavy-Duty Equipment Co. Ltd. Модельный ряд включает самосвалы SF31904 (г/п 108 т), SF32601 (154 т), SF33900 (220 т) и SF35100 (300 т). Все машины в стандартной комплектации оборудованы двигателями Cummins мощностью от 1217 до 2739 л.с. и дизель-электрическими трансмиссиями переменного тока. По заявке потребителя могут вноситься конструктивные изменения. К примеру, в середине 2012 г. XEMC отгрузила карьерные самосвалы SF33900 в Западную Австралию на железные рудники Pilbara, принадлежащие Rio Tinto. Эти машины г/п 230 т были оснащены дизелями MTU 16V 4000 C11, поставленными MTU Hong Kong. Особенно впечатляет своими параметрами 300-тонник SF35100. Эксплуатационная масса этого гиганта – 510 т, мощность 16-цилиндрового дизеля Cummins QSK60 – 2739 л.с., вместимость кузова «с шапкой» – 215 м3. Длина карьерного монстра – 15,1 м, ширина – 8,58 м, высота – 7,68 м, емкость топливного бака – 4500 л. Несмотря на столь впечатляющие размеры, самосвал развивает скорость до 64,5 км/час.
Модель | SF31904 | SF32601 | SF33900 | SF35100 |
---|---|---|---|---|
Грузоподъемность, т | 108 | 154 | 220/ 230 | 300 |
Полная масса, т | 193 | 260 | 386 | 510 |
Геометрическая вместимость кузова, м3 | 48/ 68 | 77/ 103 | 110/ 140 | 175/ 215 |
Радиус поворота, м | 12,3 | 12,2 | 15,0 | 16,0 |
Двигатель | Cummins KTA38-C 12V | Cummins K1800E 16V | Cummins QSK60-16V MTU 4000C11-16V | Cummins QSK60-16V |
Мощность, л.с. | 1217 | 1826 | 2535 | 2739 |
Объем двигателя, л | 38,0 | 50,0 | 60,2 | 60,2 |
Размер шин | 30.00 R51 | 36.00 R51 | 40.00 R57 | 53/ 80 R63 |
Максимальная скорость, км/ч | 45,0 | 54,7 | 64,5 | 64,5 |
Габариты (ДхШхВ), м | 10,88х6,28х5,51 | 11,89х7,01х6,38 | 13,65х8,39х7,10 | 15,06х8,58х7,68 |
Объем топливного бака, л | 1160 | 2830 | 4100 | 4500 |
Цена, $ | Больше 3,0 млн. |
BZK (Beijing Zhonghuan Kinetics Heavy Vehicles Co., Ltd) является совместным предприятием компаний Singapore Technologies Kinetics (STK, Сингапур) и Beijing Heavy Duty Truck Plant (BHDTP), которое было создано в 2003 г. Последняя является пионером производства внедорожных самосвалов в Китае – за период с 1971 г. она выпустила более 4 тыс. таких машин г/п от 20 до 50 т. В 1984 г. BHDTP заключила лицензионное соглашение с фирмой Aveling Barford (Великобритания) на производство карьерного самосвала модели RD030 г/п 27 т. В 2000 г. был подписан договор с компанией Timoney Co. Ltd (Ирландия) о передаче технологии для производства шарнирно-сочлененных самосвалов. Так была создана надежная основа будущего производства современных машин. BZK начала свои операции с апреля 2004 г. на заводе китайского партнера в Тончжоу (Tongzhou), в 30 км юго-восточнее Пекина. В марте 2005 г. были пущены новые производственные линии, компания получила сертификацию ISO 9000. Производственная программа завода включала внедорожные самосвалы с жесткой рамой г/п от 20 до 50 т, в том числе модели BJZ3364 (20 т), BJZ3380 (22 т), BJZ3420 (25 т), BJZ3530 (32 т), а также одну модель шарнирно-сочлененного самосвала ZHA250D (25 т). Эта техника оснащалась дизельными двигателями Cummins и трансмиссиями, которые производились по лицензии компании Detroit Diesel Allison (США) на заводе корпорации Peking Construction Machinery Corp. в Пекине. К настоящему времени BZK полностью обновила модельный ряд выпускаемых самосвалов, который включает пять моделей самосвалов на жесткой раме г/п 20–52 т серии D и две модели шарнирно-сочлененных самосвалов BZK А25 г/п 25 т и BZK A300D г/п 28 т. Все машины комплектуются дизельными двигателями Cummins мощностью от 284 до 608 л.с. и автоматическими трансмиссиями Allison. Последними представленными новинками стали 45-тонный D45 (4х2) и A300D (6х6). Шарнирно-сочлененный самосвал BZK A300D активно предлагается на российском рынке. Машина с максимальной загрузкой 28 т и эксплуатационной массой 23,5 т оснащена двигателем Cummins QSM11 мощностью 335 л.с. и автоматической трансмиссией ZF 6WG260. Подвеска гидропневматическая. О конкурентоспособности этой машины говорить достаточно сложно. К примеру, на выставке «СТТ-2013» аналогичный по характеристикам Bell B30E новой серии южноафриканских машиностроителей предлагался за $350 тыс., минимальная цена китайской новинки в Благовещенске – $372 тыс.
Модель | ШСС BZK A25 | D25 D20 | D32 | D42 | D45 25.X.2010 | D52 |
---|---|---|---|---|---|---|
Грузоподъемность, т | 25 | 2025 | 31 | 42 | 45 | 52 |
Полная масса, т | 36 | 53 | 72 | 82 | ||
Геометрическая вместимость кузова, м3 | 11,8/ 14,4 | 10,7/ 13,912/ 16,2 | 16/ 21 | 16/ 21 | 21/ 27,6 | 23/ 32 |
Радиус поворота, м | 9,0 | 8,5 | 10,0 | 10,9 | ||
Двигатель | Cummins QSM11-C280 | Cummins NT855-C250S10 | Cummins M11-330 | Cummins KTA19-C525 | Cummins QSX15 | |
Мощность, л.с. | 284 | 253–350 | 335 | 533 | 533 | 608 |
Объем двигателя, л | 14,0 | 10,8 | 18,2 | 15,0 | ||
Размер шин | 14.00 R24 | 18.00 R25 | 21.00 R33 | 21.00 R35 | ||
Максимальная скорость, км/ч | 38 | 50 | 56 | 54 | ||
Габариты (ДхШхВ), м | 9,55х2,50х х3,40 |
7,377х2,913х х3,153 |
7,64х3,84х х3,70 |
8,33х3,96х х3,87 |
8,50х4,30х х4,30 |
9,20х4,77х х4,75 |
Цена, $ тыс. (Благовещенск) | 142 | 276 |
Компания | Модель самосвала. Грузоподъемность (т). Мощность двигателя (л.с.) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
до 35 | 45 | 55–60 | 90–100 | 110–140 | 160–210 | 220–240 | 240–260 | 290–320 | свыше 320 | |
SANY (Sany Minihg Machinery Co.) | SRT33 33–350 | SRT45 45–525 | SRT55 55–700 | SRT95 95–1065 | SET180* | SET230 230–2500 | SET280* | SET360* | ||
BZK (Beijing Zhonghuan Kinetics Heavy Vehicles Co., Ltd) | D20 20–253 D25 25–299 D32 31–335 | D42 42–533 D52 52–608 | ||||||||
XEMC (Xiangtan Electric Manufacturing Сorporation) | SF31904 108–1217 | SF32601 154–1826 | SF33900 220–2535 | SF35100 300–2739 |
*Самосвалы, подготавливающиеся к выпуску.