Экскаватор «среднего» класса. Что это?
Подход импортных производителей к классификации экскаваторов
Если строитель хочет приобрести, например, 7-тонный гусеничный экскаватор, стоит ли ему ограничивать поиск разделом «компактного оборудования»? Не факт, поскольку разные производители по-разному подразделяют гусеничные экскаваторы на классы по массе. Некоторые относят к классу «мини» машины до 6 т, другие определяют границу «мини-техники» выше этого уровня. Поэтому 7-тонный гусеничный экскаватор может находиться и в разделе «компактной техники», и в разделе обычных «стандартных» машин либо именоваться с приставкой «миди».
Япония славится своими экскаваторами. И действительно, их там используют шире, чем где-либо. Кажется, японец и в своем огороде не станет копать лопатой даже небольшую яму – он использует для этого крошечный экскаватор, больше похожий на детскую игрушку.
Компания Hitachi придерживается стандарта, согласно которому до 6 т – это мини-экскаваторы, 6…18 т – малый средний класс, 18…40 т – средний класс, свыше 40 т – большой класс.
Довольно похожее деление ассортимента гусеничных экскаваторов и у другого японского производителя – Komatsu. К «мини» компания относит машины до 6 т, к средним – от 13 до 40 т и свыше 40 т – тяжелый класс. Линейка у Komatsu очень большая, но далеко не все модели могут поставляться на российский рынок, поэтому в таблице указаны модели, актуальные именно для России. Линейка колесных экскаваторов Komatsu состоит из пяти моделей, но на российский рынок поставляют только три из них, относящиеся к среднему классу.
Пока еще не столь известная в России японская компания Takeuchi специализируется на мини-технике. И не удивительно, что лишь один ее экскаватор относится к классу средних: это модель ТВ 1140 массой около 14 т. Остальные девять моделей, в числе которых и одна колесная машина, компания относит к классу «мини» (до 8 т).
Несмотря на то, что первый в мире экскаватор появился в Соединенных Штатах, сегодня большинство «американских» экскаваторов производят в Японии на заводах Sumitomo, Kobelco, Mitsubishi. Это и Case-New Holland, и Caterpillar, и др. Тем не менее деление на классы у американских компаний несколько отличается от японских.
Caterpillar делит свои экскаваторы на четыре класса: «мини» (до 12 т), малые (12…20 т), средние (20…35 т) и большие (свыше 35 т). Однако деление это исключительно внутреннее, что связано с особенностями производства: сложно представить 5-тонный экскаватор на одной сборочной линии с 50-тонным. Покупателям экскаваторы Caterpillar представляются без какого-либо деления, поскольку специалисты компании справедливо считают, что потребителю важны конкретные эксплуатационные характеристики машины, а не ее весьма условная принадлежность к какому-либо классу.
Подобным образом и Case относит машины массой до 12 т к классу «мини» или «компактным», от 12 до 18 т – к «малым», 18…40 т – к «средним», свыше 40 т – к «большим».
New Holland входит в одну корпорацию с Case, однако она классифицирует свои машины иначе: масса до 5 т – это «мини», 5…12 т – «миди», т. е. средние, и свыше 12 т – «тяжелые» экскаваторы (heavy line).
Компания Terex подобно New Holland позиционирует свои гусеничные экскаваторы массой до 5 т как «мини», 5…13 т – средний класс и класс свыше 13 т не имеет наименования, т. е. относится к «стандартным», или «полноразмерным».
Gehl производит линейку из 12 экскаваторов массой от 1,7 до 11,5 т, которые все отнесены к классу «компактных». Экскаваторы Gehl пока не поставляют в Россию, но еще в 2009 г., возможно, появятся первые модели, и тогда нашим потребителям предстоит вплотную вникнуть в их «классовую принадлежность».
У американской Ассоциации производителей оборудования (АЕМ) разработана классификация, по которой экскаваторы массой до 6 относятся к классу «мини», от 6 до 11 т – к «среднему», а свыше 11 т – к классу «стандартных», но, как мы видим, многие компании придерживаются собственной классификации, а то и вовсе используют деление на классы лишь для «внутреннего пользования».
Экскаваторы-«корейцы» тоже ведут происхождение из Японии, однако «классовое» деление у них не является копией классификации какой-либо японской компании.
Hyundai подразделяет свои экскаваторы по двум параметрам – по массе машины и вместимости ковша. Таким образом, существуют классы «мини» – до 8 т и до 0,4 куб.м, «средний» – 11…50 т и 0,4…4 м3, «большой» – свыше 50 т и от 4 м3. Следует заметить, что и некоторые другие компании наряду с массой обязательно указывают вместимость ковша при обозначении класса экскаватора, например, Komatsu.
Корейский производитель Doosan отчетливо делит свои гусеничные экскаваторы лишь на «мини» – до 6 т и стандартные – от 8 до 50 т, не выделяя «средних» и «тяжелых».
И конечно, рассмотрим наиболее близких нам европейских производителей. Обширный ассортимент экскаваторов компании JCB подразделяется на компактные массой от 800 кг до 8 т и стандартные массой от 7 (!) до 46 т. Компактные в свою очередь подразделяются на «микро», «мини» и «миди».
Иная градация у компании Volvo Construction Equipment: малые (0…9 т), средние (9…30 т) и большие (30…70 т).
Liebherr тоже делит свои экскаваторы своеобразно: к малому классу относятся машины до 19 т, к стандартному – 20...40 т, далее идет большой класс 40...90 т и остальные, от 90 до 800 т – «майнинг» (горнодобывающие или карьерные).
Как известно, в нашей стране разработан ГОСТ 30067–93 (с исправлениями от 01.01.1996 г.), в соответствии с которым строительные экскаваторы массой до 71 т делятся на 6 классов. Это деление отличается от всех иностранных классификаций.
Один из лидеров отечественного экскаваторостроения ОАО «Тверской экскаватор» выпускает 8 различных колесных и гусеничных машин, которые согласно ГОСТ 30067–93 можно отнести к 3-му (10…18 т) и 4-му (18…32 т) классам по эксплуатационной массе.
Из таблицы видно, что свои экскаваторы массой примерно до 5,5 т все компании именуют «мини» и «компактный», особой путаницы здесь нет. А вот дальше, массой от 5,5 до 20 т вперемешку встречаются и «мини», и «компактный», и «малый средний», и «средний» со «стандартным». Например, некоторые «компактные» модели Gehl оказываются тяжелее, чем, скажем, «средние» экскаваторы Terex или New Holland, а высшая модель класса «мини» у Takeuchi оказывается потяжелее иных «средних» и «малых средних» моделей других фирм.
В градации массой от 20 до 35 т относительное единообразие «средних» и «стандартных» моделей.
Примерно с 35 до 50 т также вперемешку идут наименования «средний», «стандартный», «большой» и «тяжелый». Компактная (миди) модель JCB 8080 оказывается тяжелее «стандартной» JCB JS70, а «стандартная» модель JCB JS460 оказывается в компании «больших» и «тяжелых» моделей других производителей, тогда как некоторые «тяжелые» модели New Holland оказываются легче «малых» Caterpillar или Case.
Только по моделям массой после 50 т наступает почти полное «единодушие» в классификации – все экскаваторы «большие» и «стандартные».
Выводы. «Хоть горшком назови, только в печку не ставь» – гласит русская пословица. Иначе говоря, важно не название, а то, как вещь используют. В отношении экскаваторов это совершенно справедливо.
Практически все ведущие производители по-разному классифицируют свои экскаваторы. У кого-то классификация построена исключительно на эксплуатационной массе машин, у других она сложнее – учитываются особенности конструкции. Многие указывают вместе с массой и вместимость ковша. Всегда выделяются модели «с уменьшенным радиусом вылета противовеса» или «заднего свеса», с узкой ходовой частью и с удлиненной стрелой, с резиновыми гусеницами и т. д.
А вот специалисты Liebherr, например, обязательно учитывают грузоподъемность экскаватора, причем оценивают ее по двум точкам: при вылете 3 м и высоте 6 м и наоборот – при вылете 6 м и высоте 3 м. Они считают, что этот универсальный параметр отражает и вместимость ковша, и мощность гидросистемы машины.
Деление на классы часто производится исходя из технологии производства – экскаваторы разных типоразмеров собирают разные заводы или цехи. Разумеется, при таком «внутреннем» использовании наличие конструктивных особенностей наподобие укороченного свеса или удлиненной стрелы не учитывается. Порой деление на классы производится исходя из налоговых или иных законодательных ограничений либо для того, чтобы «обойти» патенты.
Более того, данные о делении экскаваторов на классы у многих компаний очень противоречивы – дилеры называют одно, на сайте указывается другое и т. д. Очевидно, что многие компании не придают этому вопросу большого значения, что, в общем, справедливо – не так важно, к какому классу относится экскаватор. Важнее то, какие у него возможности. Поэтому с точки зрения потребителя надо выбирать машину по конкретным эксплуатационным характеристикам, но это тема совсем другой статьи!
Типоразмер, т | Цена (средняя) по прейскуранту, USD | Стоимость владения в час*, USD |
---|---|---|
8,1…11,0 | 99 259 | 41,66 |
11,1…12,0 | 124 942 | 50,01 |
12,1…14,0 | 144 206 | 57,45 |
14,1…16,0 | 145 201 | 61,12 |
16,1…19,0 | 161 438 | 67,89 |
*Стоимость владения за месяц, поделенная на 176, плюс текущие эксплуатационные расходы.
Источник: EquipmentWatch.com.
Некоторые специалисты считают, что при классификации надо учитывать и транспортабельность экскаваторов. Мини-экскаваторы можно попросту разместить на небольшом прицепе, который буксирует автомобиль-пикап или 1…2-тонный грузовик. Чтобы перевезти экскаватор малого класса, потребуется самое малое трехосный седельный тягач с 20-тонным удлиненным полуприцепом или 35-тонный низкорамный прицеп, однако специального разрешения на перевозку оформлять не придется. Для транспортировки экскаваторов среднего класса потребуются как минимум 50-тонный «низкорамник» и специальное разрешение, но не надо будет разбирать машину на части. Зато экскаватор, относящийся к большому классу, прежде чем перевозить, надо будет разобрать на части и даже на перевозку отдельных частей, возможно, придется оформлять разрешение.
Так что же это такое – средний экскаватор?!
Модель | Эксплуатационная масса, кг | Глубина копания, мм | Высота выгрузки, мм | Мощность двигателя, кВт | Класс |
---|---|---|---|---|---|
Takeuchi TB 108 | 830 | 1680 | 2030 | 7,1 | Мини |
JCB Micro 8008 | 950 | 1690 | 1980 | 9,2 | Компактный (микро) |
Gehl 153 | 1705 | 2380 | 2545 | 17,3 | Компактный |
New Holland E50 2SR | 4730…4870 | 3590…3900 | 3680…4290 | 32 | Мини |
Komatsu PC50MR-2 | 4765…5255 | 3800…3900 | 4230…4495 | 29,4 | Мини |
Terex TC50 | 5000 | 3700 | 3594…3718 | 29 | Мини |
Hitachi ZX50U-2 | 5100 | 3860 | 4150…4380 | 30,5 | Мини |
Doosan Solar 55-V | 5500 | 3796 | н. д. | 38 | Мини |
Terex TC60 | 5650 | 3800 | 3875…4010 | 37,9 | Средний |
Gehl 603 | 5700 | 4140 | 3995 | 42,5 | Компактный |
Komatsu PC60-7 | 6300 | 4100…4690 | 5015…5420 | 40 | Мини |
Hitachi ZX70LC | 6400…6700 | 4170…4670 | 5060…5500 | 41 | Малый средний |
New Holland E70 SR | 6700…7050 | 4100…4520 | 5120…5430 | 41 | Средний |
JCB JS70 | 7300…8000 | 4140…4570 | 4735…5603 | 44 | Стандартный |
Hyundai R80-7A | 7800 | 4150 | 7260 | 44,4 | Мини |
Takeuchi TB 175W | 7905…8130 | 4080 | 6355 | 50 | Мини |
Doosan Solar 75-V | 8000 | 4020 | н. д. | 39 | Стандартный |
New Holland E80 MSR | 8010…8300 | 4380…4660 | 4780…5270 | 41 | Средний |
JCB 8080 | 8250 | 4230 | 4560 | 43 | Компактный (миди) |
Case CX80 | 8300 | 4200…4610 | 4370…4580 | 39,1 | Мини |
Volvo ECR88 Plus | 8400…8600 | 4870 | 5120 | 43,8 | Малый |
Caterpillar 308C SR | 8430 | 4140…4370 | 5090…5670 | 40,5 | Мини |
Hyundai R110-7A | 11 200 | 5090 | 8070 | 66,3 | Средний |
Gehl 1202 | 11 520 | 4480 | 5893 | 74 | Компактный |
New Holland E115 SR | 11 800…12 200 | 3550…4350 | 5570…6100 | 60 | Тяжелый |
Caterpillar 311C U | 11 980 | 5040…5590 | 5450…5770 | 59 | Малый |
Case CX130 | 12 100…12 600 | 5160…6100 | 6500…7060 | 69 | Малый |
Terex TC125 | 12 500 | 4330…4870 | 5240…5820 | 69 | Средний |
Komatsu PC130-7 | 12 600 | 5115…6015 | 5905…6535 | 66 | Средний |
Volvo EC140B | 13 400…15 200 | 5880 | 6470 | 73 | Средний |
Terex TW140 | 13 800…15 900 | 4600…5700 | 5200…5700 | 77…83 | Стандартный |
Takeuchi TB 1140 | 14 230 | 4990…5492 | 5855 | 62,2 | Средний |
ТВЭКС ЕТ-14 | 14 800 | 5200 | 5420 | 90,5 | 3 |
New Holland E135 SRL | 16 000…16 200 | 5500…6010 | 7430…7660 | 63 | Тяжелый |
Case 988CK Plus | 17 605…18 510 | 4750…6650 | н. д. | 92,5 | Малый |
Hitachi ZX180LCN-3 | 17 900 | 6580-6950 | н. д. | 91,6 | Малый средний |
Case CX180B | 17 900 | 6040 | 6400…6710 | 89,4 | Малый |
ТВЭКС ЕТ-18 | 18 500 | 6000 | 6000 | 90,5 | 4 |
Liebherr R900C | 18 500...21 100 | 5500...6300 | 6100...6400 | 88 | Малый |
Hitachi ZX200-3LC | 19 800…20 400 | 6700…8200 | 6390…7410 | 124 | Средний |
Komatsu PC200-7 | 19 200…19 810 | 5380…6620 | 6630…7110 | 107 | Средний |
Caterpillar 319C LN | 20 080 | 5490…6840 | 5930…6900 | 93 | Малый |
Caterpillar 320D | 20 300 | 5710…7580 | 5830…7020 | 103 | Средний |
Liebherr R906 | 21 200...24 400 | 5950...6450 | 5800...6000 | 105 | Стандартный |
Case CX210B | 21 500 | 6650 | 6840 | 117 | Средний |
Terex TC210LC | 21 000…22 200 | 5430…7580 | 6690…7550 | 104 | Cтандартный |
Case CX240B | 25 000 | 7420 | 9820…10 790 | 132 | Cредний |
Terex TC260LC | 26 600 | 6130…7690 | 6500…8430 | 125 | Ccтандартный |
ТВЭКС ЕТ-26i | 27 500 | 3720 | 10 300 | 132 | 4 |
Volvo EC290B LC | 28 200…29 900 | 6830…8280 | 6690…7470 | 143 | Cредний |
Komatsu PC360-7 | 33 000 | 6355…8180 | 6595…7490 | 180 | Cредний |
Hitachi ZX350H-3LC | 33 700…34 200 | 7400 | 7240 | 205 | Cредний |
Case CX350B | 34 200 | 8140 | 11 900 | 205 | Cредний |
Caterpillar 328D LCR | 34 700 | 6370…7283 | 6908…7820 | 152 | Cредний |
Caterpillar 330D L | 35 370…36 150 | 6170…8090 | 6410…7640 | 200 | Большой |
Volvo EC360B | 36 500…38 400 | 6720…8200 | 6830…7520 | 184 | Большой |
Hitachi ZX400LCH-3 | 39 000 | 7300 | н. д. | 205 | Средний |
Liebherr R944C | 39 000...41 500 | 6500...8500 | 7000...7850 | 190 | Стандартный |
Komatsu PC400-7 | 41 400…42 250 | 6845…8445 | 7070…7715 | 259 | Тяжелый |
Volvo EC460B | 44 300…46 300 | 6570…9150 | 6980…7870 | 228 | Большой |
JCB JS 460 | 45 100…46 800 | 6870…9000 | 7550…8460 | 228 | Стандартный |
Case CX460 | 46 600…48 100 | 6870…7570 | 7420…7890 | 270 | Большой |
Hitachi ZX450LC-3 | 46 700 | 7900 | 7030…9220 | 260 | Большой |
Hyundai R500LC-7A | 48 800 | 7610 | 7755 | 263 | Средний |
Liebherr R954C | 49 000...56 800 | 7100...8550 | 7100...7750 | 240 | Большой |
Doosan Solar 500LC-V | 49 900 | 6280 | н. д. | 232 | Стандартный |
Hyundai R800LC-7A | 82 320 | 8420 | 8240 | 385 | Большой |
Caterpillar 385C | 84 130…86 550 | 7620…11 550 | 8060…11 200 | 390 | Большой |
Hitachi ZX870LCH ВЕ-3 | 84 600 | 7140 | 8130…8180 | 397 | Большой |