В Европе тоже плачут, или Как бы нам не наступить на те же грабли
Дискуссия об использовании в Европе сверхнизкосернистого топлива для внедорожных машин
В 2007 г. Еврокомиссия опубликовала новую Директиву по качеству топлив для транспортных средств СОМ (2007)0018. Документ предлагает общие для всех стран – членов Евросоюза требования к бензинам, дизельным топливам и газойлю для магистральных транспортных средств, внедорожных мобильных машин и некоторых других транспортных средств. Эти новые стандарты будут способствовать уменьшению вредного влияния транспортных средств на окружающую среду и более широкому применению биотоплива. В документе предлагается график обязательного введения сверхнизкосернистого дизельного топлива (англ. аббревиатура ULSD) с допустимым содержанием серы до 10 ppm для внедорожных мобильных машин до вступления в силу норм токсичности Stage IIIb (с 1 января 2011 г.). Это решение активно лоббируется производителями двигателей и машин в Европе и США. Они утверждают, что задержка введения сверхнизкосернистого дизтоплива в Европе приведет к серьезным техническим проблемам и финансовым затратам. В частности, одна из проблем – использование технологии рециркуляции отработавших газов (EGR). При уровне содержания серы в дизтопливе в 1000 ppm (и даже 350...500 ppm) использование EGR небезопасно: возникают проблемы с конденсацией паров серной кислоты в охладителях систем EGR и впускных трубопроводах и, следовательно, с увеличенной коррозией и износом деталей двигателя. Применение сверхнизкосернистых сортов топлива позволит более широко использовать сажевые фильтры с саморегенерацией, увеличит срок службы многих компонентов систем выпуска внедорожных машин. Отказ от применения фильтров с активной регенерацией позволит существенно снизить стоимость систем выпуска и расход топлива. Согласно прогнозам приблизительно на 50% внедорожных машин станут использовать сажевые фильтры с саморегенерацией. Применяемое сегодня дизтопливо с содержанием серы до 1000 ppm намного сокращает срок службы сажевых фильтров с каталитическими нейтрализаторами отработавших газов. Благодаря уменьшению содержания серы снизится интенсивность отравления катализаторов, а следовательно, увеличатся интервалы техобслуживания и полной замены фильтров, т. е. значительно уменьшатся эксплуатационные расходы. Расхождения в характеристиках разных сортов топлива, применяемых при сертификационных испытаниях и имеющихся в свободной продаже, серьезно усугубляют проблему. Нормы Stage IIIb требуют, чтобы при сертификации машин использовалось дизтопливо с содержанием серы не более 10 ppm, и такое расхождение в характеристиках означает, что двигатели внедорожных машин в процессе эксплуатации не будут соответствовать экологическим нормам, поскольку работают на топливе, содержащем гораздо большее количество серы. Большая разница по времени введения обязательного использования сверхнизкосернистых сортов топлива между Евросоюзом и США создала бы неоправданные проблемы для производителей, поскольку различие в требованиях к топливу потребует поставок в эти регионы разного по характеристикам оборудования. Это особенно сильно ударит по малым и средним компаниям, поэтому в Штатах с 1 июня 2010 г. устанавливают допустимый уровень содержания серы 15 ppm. Это означает, что производители внедорожной техники могут изготавливать машины с одинаковыми характеристиками для всего мирового рынка. И наконец, необходимо ввести сверхнизкосернистые сорта топлива для внедорожных машин на два года раньше, чем вступят в действие нормы Stage IIIb, из-за их особой инфраструктуры снабжения топливом. Дело в том, что внедорожные мобильные машины обычно заправляют не на заправочных станциях, а из больших цистерн, установленных на территории самого предприятия или на стройплощадке. Вместимость этих цистерн большая, и потребуется несколько раз пополнять в них запас топлива, прежде чем содержание серы в нем снизится с 1000 до 10 ppm. Кроме того, время, которое займет обновление топлива во всей цепочке снабжения, будет зависеть от того, как часто доливают топливо в цистерны. Замена топлива может занять гораздо больше времени, если работы носят сезонный характер, например, в сельском хозяйстве. В новом законе о требованиях к топливу должны быть учтены эти обстоятельства, однако, по некоторым сведениям, в результате сложных согласований и компромиссов эти требования, возможно, не будут приняты в полном объеме, т. е. до 31 декабря 2011 г. будет допущено дальнейшее использование сортов топлива с содержанием серы до 1000 ppm для сельскохозяйственых, лесозаготовительных тракторов и некоторых других машин. Производители внедорожных машин и двигателей считают, что принятие этих «компромиссных» норм приведет отрасли промышленности, где производят и используют внедорожные машины, к многолетнему стрессу и неоправданным затратам. Непонятно, как эти компромиссные требования для тракторного топлива будут работать на практике. Сельскохозяйственные предприятия используют не только тракторы, а широкий ассортимент техники. Кроме того, в эксплуатации у каждого предприятия есть машины как подпадающие под действие норм Stage IIIb, так и не подпадающие, поэтому совершенно не исключается возможность заправки машин «неправильным» топливом. Разные требования по содержанию серы к сортам топлива для разных машин, работающих в одном хозяйстве, попытки избежать путаницы породят огромные материальные и моральные затраты, причем совершенно неоправданные. В конце концов разрешение на использование высокосернистых сортов топлива попросту сломает систему контроля соблюдения норм Stage IIIb. Совершенно ясно, что судам придется разбирать бесчисленные спорные дела о правах на гарантию, а владельцам машин нести судебные издержки, что очень нежелательно в современной экономической ситуации. * * *Российской промышленности и потребителям эти проблемы пока не грозят, поскольку до 2011–2014 гг. нашим законодательством допускается выпуск в оборот дизтоплива, содержащего до 2000 ppm серы. Надеемся, что наши законотворцы в очередной раз не наступят на ржавые европейские «грабли» и не дифференцируют требования к дизтопливу подобно западным коллегам, чтобы не создавать таких же проблем нашей и без того неважно себя чувствующей промышленности. |