Мониторинг российских производителей тракторов для села в 2010 г.
Российский рынок сельскохозяйственных тракторов в 2010 г. характеризуется большой пестротой, связанной с различным состоянием производства и статуса на заводах по производству тракторной техники: одни уже стали банкротами, другие еще держатся на плаву, существенно сократив выпуск продукции, третьи решили собирать и продавать в основном белорусские и украинские тракторы по лицензиям РУП «МТЗ» и ОАО «ХТЗ», спрос на которые сохраняется и сегодня. А кто-то, тоже купив лицензии, специализируется на выпуске хорошо зарекомендовавших себя с.-х. тракторов зарубежных фирм. В этих непростых условиях читателям трудно разобраться, кто есть кто на отечественном рынке тракторов для села, поэтому им будет интересна информация о мониторинге основных производителей.
В настоящее время в качестве основных производителей гаммы стандартных c.-х. тракторов (далее – тракторов) разных тяговых классов (0,6; 0,9; 1,4; 2; 3; 5; 6; 8) и мощностей, от 25 до 400 л.с. и выше, всех известных компоновочных схем в России выступают традиционно российские и новые производители отечественных тракторов и производители, осуществляющие сборку преимущественно тракторов РУП «МТЗ» и ОАО «ХТЗ» на территории России, а также предприятия, выпускающие тракторы иностранных марок, тоже расположенные в России.
Эти предприятия и сегодня выпускают номенклатуру тракторов всех известных компоновочных схем, в том числе:
- колесной классической только с задними ведущими колесами большего, чем передние, размера (4К2);
- колесной классической полноприводной с передними и задними ведущими колесами (4К4а);
- колесной интегральной c передними и задними ведущими колесами одинакового размера и расположенной посредине кабиной (4К4б);
- колесной с шарнирно-сочлененной рамой и передними и задними ведущими колесами одинакового размера (4К4б’);
- базовые модели и модификации гусеничных тракторов тяговых классов 3 и 4 мощностью от 80 до 200 л.с.
Традиционными производителями отечественных тракторов остаются известные предприятия ОАО «Владимирский моторо-тракторный завод» (ОАО «ВМТЗ», Концерн «Тракторные заводы»), ОАО «Липецкий трактор», ЗАО «Агротехмаш», ОАО «ТК «Волгоградский тракторный завод», ОАО «Уралвагонзавод», ЗАО «Петербургский тракторный завод» и ООО «Алтайский трактор», продукция которых характеризуется следующими данными.
Владимирский моторо-тракторный завод и сегодня не потерял своих позиций на рынке колесных тракторов, особенно тяговых классов 0,6…0,9, и представляет серьезную конкуренцию аналогичной продукции других производителей. Основная номенклатура и показатели выпускаемых на заводе универсально-пропашных колесных тракторов тяговых классов 0,6…1,4, в том числе пользующихся повышенным спросом сельхозтоваропроизводителей, представлены в табл. 1.
Марка | Мощность, л.с. | Эксплуатационная масса, кг | Тяговый класс | Ходовая система |
---|---|---|---|---|
ВТЗ-2027 (новый дизайн) | 25 | 2020 | 0,6 | 4К2 |
ВТЗ-2032 (ВТЗ-2032-10) (новый дизайн) | 30 | 2020 (2390) | 0,6 | 4К2 |
ВТЗ-2032А* (новый дизайн) | 30 | 2500 | 0,6-0,9 | 4К4а |
ВТЗ-30-69 (ВТЗ-30-70) (старый дизайн) | 30 | 2020 (2390) | 0,6 | 4К2 |
Т-30А-80 (Т-45) (старый дизайн) | 30 (45) | 2490 (2600) | 0,6…0,9 | 4К4а |
ВТЗ-2048А* (новый дизайн) | 45 | 2640 | 0,9…1,4 | 4К4а |
Т-50 (новый дизайн) | 45 | 2600 | 0,9 | 4К4а |
Т-85 (новый дизайн) | 85 | 3800 | 1,4 | 4К4а |
ВТЗ-30СШ (самоходное шасси) | 30 | 2440 | 0,6 | 4К2 |
*Полноприводные тракторы с новым дизайном, пользующиеся повышенным спросом потребителей.
В 2010 г. по сравнению с 2009 г. (444 ед.) Владимирский завод увеличил производство тракторов, выпустив 637 ед. на общую сумму $3 046 705.
ОАО «Липецкий трактор» не смогло преодолеть трудностей, связанных с разработкой и производством универсально-пропашных колесных тракторов тяговых классов 0,9…2,0, в период после 2000 г. стало банкротом и сейчас практически остановлено, хотя в лучшие годы было основным поставщиком на российский рынок таких весьма популярных моделей, как ЛТЗ-60АБ (4К4а; 57,5 л.с.) и ЛТЗ-155 (4К4б; 150 л.с.).
Важнейшей особенностью колесных полноприводных тракторов ЗАО «Агротехмаш» тяговых классов 3…5 является их создание с применением комплектующих – двигатель, трансмиссия, передний ведущий мост, гидросистема – ведущих мировых производителей, в основном фирм Германии. В 2010 г. выпущено 33 ед. тракторов на общую сумму 264 140 тыс. руб., что оказалось в 5,7 раза меньше, чем в 2009 г. (189 ед.).
Основная номенклатура и показатели тракторов Terrion типа АТМ, выпускаемых ЗАО «Агротехмаш», представлены в табл. 2.
Модель | Мощность, л.с. | Эксплуатационная масса, кг | Тяговый класс | Ходовая система |
---|---|---|---|---|
АТМ 3180* | 180 | 6900 | 3 | 4К4а |
АТМ 4200 | 200 | 6800 | 4 | 4К4а |
АТМ 5280* | 280 | 8900 | 5 | 4К4а |
*Тракторы, пользующиеся повышенным спросом потребителей.
В свои лучшие годы Волгоградский тракторный завод (ОАО «ТК «ВгТЗ») выпускал широкую гамму гусеничных тракторов тяговых классов 3…4 с многими модификациями и комплектациями – одну из массовых для аграриев России номенклатуру тракторов с гусеничной ходовой системой и был по существу в этом секторе монополистом. В настоящее время завод хотя и остался в этом секторе монополистом, но существенно снизил программу выпуска гусеничных тракторов (табл. 3). В 2010 г. завод произвел 531 ед. тракторов, что оказалось в 1,5 раза меньше, чем в 2009 г. (788 ед.).
Модель | Мощность, л.с. | Эксплуатационная масса, кг | Тяговый класс |
---|---|---|---|
ДТ-75D | 95 | 6620 | 3 |
ВТ-100Д* | 130 | 7710 | 4 |
ВТ-150Д | 155 | 7820 | 4 |
*Тракторы, пользующиеся повышенным спросом потребителей.
ОАО «Уралвагонзавод» ряд последних лет выпускает интегральные колесные тракторы, аналогичные наиболее известным интегральным колесным тракторам типа ЛТЗ-155, стремясь постоянно наращивать их производство. Теперь в отсутствие производства тракторов ЛТЗ аналогичные тракторы, выпускаемые ОАО «Уралвагонзавод» (табл. 4), пользуются у потребителей хорошим спросом. К сожалению, в 2010 г. завод не выпустил ни одного трактора, тогда как в 2009 г. их производство достигало 80 ед. тракторов. Вместе с тем в 2010 г. завод отгрузил потребителям 12 ед. своих тракторов на общую сумму 82 157 тыс. руб.
Модель | Мощность, л.с. | Эксплуатационная масса, кг | Тяговый класс | Ходовая система |
---|---|---|---|---|
РТ-М-160У | 160 | 6655 | 3 | 4К4б |
ЗАО «Петербургский тракторный завод» («ПетТЗ») и в 2010 г. оставался единственным в России производителем мощных колесных тракторов с шарнирно-сочлененной рамой (табл. 5). В 2010 г. завод выпустил 383 трактора на общую сумму 1 929 209 тыс. руб. (что на 1,5 % меньше, чем в 2009 г.), отгрузив их на общую сумму 2 115 535 тыс. руб. В 2010 г. из всех российских заводов поставки на экспорт (в дальнее зарубежье) осуществляло только ЗАО «ПТЗ». В период январь–сентябрь 2010 г. экспорт производимых им тракторов с шарнирно-сочлененной рамой (с учетом тягачей) составил $91,4 млн. (3,8 тыс. ед.), в том числе в страны СНГ – $17 млн. (2,4 тыс. ед.).
Модель | Мощность, л.с. | Эксплуатационная масса, кг | Тяговый класс | Ходовая система |
---|---|---|---|---|
К-744Р-05 | 300 | 13400 | 5 | 4К4б’ |
К-744Р1 | 300 | 14900 | 5 | 4К4б’ |
К-744Р2* | 350 | 15680 | 5-6 | 4К4б’ |
К-744Р3* | 390 | 17500 | 8 | 4К4б’ |
*Тракторы, пользующиеся повышенным спросом потребителей.
ООО «Алтайский трактор» существенно сократило объемы производства своих тракторов и к настоящему времени фактически остановилось, выпустив в 2010 г. всего 2 трактора против 8 ед. в 2009 г.
После 2000 г., как грибы после дождя, в России появились новые производители отечественных тракторов. К их числу следует отнести следующие наиболее значимые заводы:
- ООО «Завод Омсктрактор», основная тракторная продукция которого – пользующиеся спросом усовершенствованные тракторы ОМТЗ 700А тягового класса 5, в том числе комплектации «Славич» – аналог колесного трактора общего назначения с шарнирно-сочлененной рамой типа К-700 А, выпускавшегося долгие годы ЗАО «ПТЗ»;
- «Омсктрансмаш», производящий по лицензии ЮМЗ в небольших объемах универсально-пропашные колесные тракторы тягового класса 1,4 типа ЗТМ-60Л, ЗТМ-62Л, ЗТМ-80, ЗТМ-82 – аналоги моделей тракторов ЮМЗ соответствующей мощности. Между тем из-за производственных трудностей в 2010 г. не произведено и не отгружено в Россию ни одного трактора конструкции ЗТМ;
- ЗАО «Завод спецмашин «Балтиец», который производит спецтехнику на базе тракторов типа К-701, а также тракторы К-707Т для трелевки леса.
Существенный вклад в общий объем тракторов, собираемых в России, внесли такие производители, как РУП «МТЗ» и ОАО «ХТЗ», которые в результате отделения Белоруссии и Украины как самостоятельных государств от России на ряде заводов на ее территории организовали по лицензии производство (отверточную сборку) популярных в России моделей тракторов этих производителей. К числу таких заводов можно отнести:
- ОАО «ЕлАЗ», которое выпускало минские тракторы тяговых классов 1,4 и 2 «Беларус-82» и «Беларус-1221» по лицензионному соглашению с РУП «МТЗ», а также мощные тракторы тягового класса 5 типа «Беларус-3022»;
- ОАО «САРЭКС», которое производило в основном минские тракторы «Беларус-80/82», -826, -1221, а также в меньших объемах тракторы «Беларус-320», -82.1, -826, -892, -920;
- ОАО «Бузулукский механический завод», которое выпускало минские тракторы «Беларус», преимущественно модель 1221, постоянно наращивая их производство;
- ОАО «Смолспецтех», которое выпускало ставшие популярными в России минские тракторы «Беларус-МТЗ-82.1» (в 2010 г. – 1281 ед., тогда как в 2009 г. – только несколько десятков), а также малогабаритный трактор «Беларус-320»; в 2010 г. завод отгрузил продукции на общую сумму 659 018 тыс. руб.;
- ООО «Интерснаб», которое выпускало колесные и гусеничные тракторы ОАО «ХТЗ» типа Т-150К и Т-150. В 2010 г. «Интерснаб» произвел на 90% меньше тракторов, чем в 2009 г. (8 ед.), при этом не было отгружено ни одного трактора (против 8 ед. в 2009 г.);
- ООО «ТД «ХТЗ-Белгород», которое занималось реализацией на территории России пользующихся большим спросом тракторов ХТЗ. В 2010 г. ТД «ХТЗ-Белгород» отгрузил продукции на общую сумму 960 596 тыс. руб.
Из года в год набирают мощь и производители тракторов зарубежных марок, расположенные в России. К их числу в первую очередь относятся отечественные заводы, специализирующиеся на выпуске комбайнов, большегрузных автомобилей и другой техники, которые вполне успешно по закупленным лицензиям начали осваивать производство отсутствующих в отечественном тракторостроении, но необходимых сельскохозяйственному производству России некоторых типоразмеров иностранных тракторов ведущих зарубежных фирм, стремящихся так или иначе закрепиться на российском рынке, в том числе:
- ООО «КЛААС», выпускавшее с января 2008 г. мощный колесный полноприводный универсальный трактор модели Atles 946 мощностью 280 л.с.;
- ОАО «КАМАЗ», организовавшее сборочное производство по технологии фирмы McCormick (Великобритания) ряда моделей колесных универсальных тракторов, в том числе XTX-215, XTX-185, CMAX-85;
- ООО «СиЭнЭйч-КАМАЗ-Индустрия», выпускавшее мощный универсальный полноприводный трактор Т-8050, а также мощные тракторы с шарнирно-сочлененной рамой общего назначения Т-9040 и Т-9060;
- ОАО «Ростсельмаш», собирающее на своих производственных площадях тракторы с шарнирно-сочлененной рамой общего назначения типа Versatile; в 2010 г. произведено всего 136 ед. против 37 ед. в 2009 г.
- ООО «CAMЭ ДОЙТЦ-ФАР», выпускавшее колесные универсальные тракторы серии Agrotron моделей 165.7, 265 и L 720; в 2010 г. отгружено продукции на общую сумму 221 805 тыс. руб.
Кроме продукции названных заводов в Россию импортировалась и продукция, изготавливаемая предприятиями ближнего зарубежья, из числа бывших союзных республик, а теперь независимых государств. Так, продукция РУП «Минский тракторный завод», и в частности колесные тракторы МТЗ «Беларус», пользуются повышенным спросом не только в России, но и благодаря их относительной дешевизне во многих странах не только ближнего, но и дальнего зарубежья.
В 2010 г. минские тракторы поставлялись в 52 страны, объем их экспорта составил в стоимостном выражении 111,5 % к уровню 2009 г. Отгрузка тракторов «Беларус» по итогам 2010 г. достигла 36, 4 тыс. ед. В частности, в Россию с учетом производства на ее территории тракторов из комплектующих РУП «МТЗ» поставлено 15,7 тыс. тракторов, в другие страны СНГ – 9,8 тыс., в страны дальнего зарубежья – 10,9 тыс. В 2010 г. РУП «МТЗ» удалось не только сохранить основные рынки сбыта своих тракторов, еще больше укрепив на них свои позиции, но и начать освоение новых рынков ряда стран.
В 2010 г. по сравнению с 2009 г. на рынках стран СНГ наметился рост продаж белорусских тракторов: только за 11 месяцев 2010 г. темп роста продаж тракторов РУП «МТЗ» по отношению к аналогичному периоду 2009 г. составил 131,6%. Самым крупным экспортером тракторов «Беларус» остается Россия. В 2010 г. на ее рынок отгружено почти 45% всей продукции, отправленной за рубеж. Кроме того, в 2010 г. все сборочные предприятия в России выпустили больше тракторов «Беларус», чем все заводы СНГ в целом. РУП «МТЗ» сейчас выпускает широкую гамму моделей универсально-пропашных и универсальных колесных тракторов мощностью от 30 до 200 л.с. и выше серий 300, 500, 800, 900, 1000, 1200, 1500 и 2000, а также гусеничный трактор 2102, причем многие из них не только импортируют в Россию, но и собирают на ее территории.
Количественные поставки в Россию в 2010 г. Торговыми Домами «МТЗ-Сибирь», «МТЗ-Москва», «ЕлАЗ», «МТЗ-Северо-Запад», «МТЗ-Ставрополь» и «МТЗ-Краснодар» наиболее популярных моделей тракторов РУП «МТЗ» представлены в табл. 6.
Модель | 2009 г. | 2010 г. | Изменение, % |
---|---|---|---|
Экспорт, всего | 5207 | 8148 | 156,5 |
В том числе: | |||
82.1/ 826 | 4196 | 5154 | 122,8 |
1025 | 235 | 389 | 165,5 |
80.1 | 341 | 563 | 165,1 |
922 | 85 | 93 | 109,4 |
2022/ 2022.3 | 21 | 87 | В 4,2 раза |
3022 ДВ | 4 | 79 | В 19,75 раза |
1021 | 62 | 100 | 161,2 |
1221 | – | 5 | – |
1523 | 155 | 228 | 147 |
952 | 104 | 134 | 129,8 |
892 | 4 | 1316 | В 329 раз |
Источник: «Производство и рынок сельскохозяйственной техники в Российской Федерации», Союзагромаш, ежемесячный информационный бюллетень, март, 2011 г.
Помимо тракторов «Беларус» спросом в России пользуется сегодня и продукция ОАО «ХТЗ», представленная широким ассортиментом, в основном колесных на базе Т-150К и гусеничных на базе Т-150 тракторов и их усовершенствованных комплектаций общего назначения тяговых классов 3…4 мощностью от 175 до 200 л.с., а также небольших универсально-пропашных колесных тягового класса 0,6. Они продаются не только на Украине, но и в России и других странах ближнего зарубежья, пользуясь заслуженной популярностью.
В Россию тракторы с Украины и из других стран СНГ (кроме Белоруссии) поставляли:
- ООО «ТД ХТЗ», которое являлось официальным дилером ХТЗ и осуществляло продажу тракторов ХТЗ на территории России и в странах ближнего зарубежья;
- ОАО «ПО «Южный машиностроительный завод», которое, несмотря на архаичность конструкции своих тракторов тягового класса 1,4, и в настоящее время является поставщиком самых надежных и простых из всех аналогичных по мощности и тяге универсально-пропашных тракторов других производителей в странах СНГ; cейчас завод продолжает совершенствовать свою продукцию, повышая ее мощность до 80…100 л.с. и улучшая дизайн, однако популярность тракторов ЮМЗ в России катастрофически падает (в 2010 г. произведено и отгружено в Россию всего 57 тракторов ОАО «ЮМЗ», в том числе тракторов ЮМЗ-8040.2, ЮМЗ-8044.2, ЮМЗ-6АКМ на общую сумму $768 596);
- ЗАО «Траком», единственный в Молдавии завод, выпускавший во времена СССР гусеничные пропашные тракторы Т-70С и Т-70В тягового класса 2,0 для механизации работ в свекловодстве и виноградарстве, который и сейчас при содействии РУП «МТЗ» снова возрождается для организации на нем производства этих тракторов для собственных нужд, а также поставок на экспорт; в 2010 г. завод поставил в Россию 12 ед. модернизированных тракторов Т-70СМ на общую сумму $223 715;
- ОАО «Ташкентский тракторный завод», выпускавший 3 модели универсально-пропашных колесных тракторов тягового класса 1,4, в том числе модель с колесной формулой 3К2 для хлопководства; в 2010 г. завод выпустил продукции на общую сумму 1 762 038 тыс. руб., что на 17% меньше, чем в 2009 г. (2 123 204 тыс. руб.) и отгрузил в 2010 г. готовых тракторов на общую сумму 1 848 210 тыс. руб., что на 8 % меньше аналогичного периода 2009 г. (2 001 262 тыс. руб.); повышенным спросом пользовались выпускаемые ОАО «ТТЗ» колесные тракторы схемы 4К4а ТТЗ-80.10 и ТТЗ-80.11, которых в 2010 г. отгружено соответственно 1125 и 1511 ед. (против 1104 и 1511 ед. в 2009 г.);
- ОАО «Павлодарский тракторный завод» (Казахстан), который в настоящее время не заинтересован в восстановлении производства тракторов и планирует передать производственные мощности другим отраслям, а пока собирает пользующиеся в Казахстане спросом тракторы РУП «МТЗ»;
- ТОО «СемАЗ» (г. Семей, Казахстан), который производил по лицензии с РУП «МТЗ» тракторы «Беларус» МТЗ-80/ 82, МТЗ-121.2;
- Гянджинский автозавод (Азербайджан), собиравший по лицензии тракторы «Беларус» МТЗ-80.1, МТЗ-82.1, МТЗ-1221, МТЗ-892;
- Завод самоходных шасси (г. Харьков, Украина), выпускавший самоходное шасси СШ-25.
Если сопоставить выпуск тракторов предприятиями России с их производством в других странах СНГ, то в целом в 2010 г. странами СНГ (без России), а также Азербайджаном произведено более 50 тыс. тракторов (табл. 7), что более чем в 5 раз превышает показатель производства тракторов за тот же период предприятиями России.
Страна-производитель | 2010 г. | 2009 г. | Изменение, % |
---|---|---|---|
Белоруссия | 45 795 | 46426 | 98,6 |
Казахстан* | 680 | 380 | 178,9 |
Узбекистан | 2379 | 2737 | 86,9 |
Украина | 2247 | 726 | В 3,1 раза |
Азербайджан* | 1326 | 1086 | 122,1 |
*Сборка тракторов РУП «МТЗ».
Источник: «Производство и рынок сельскохозяйственной техники», Союзагромаш, ежемесячный информационный бюллетень, март, 2011 г.
Таким образом, при заметном снижении выпуска продукции на ряде традиционных тракторных заводов России прослеживается четкая тенденция наращивания производства популярных у отечественных сельхозпроизводителей полноприводных колесных тракторов «Беларус», а также тракторов общего назначения типа Т-150/ Т-150К, производством и продажами которых занимались многие вновь организованные на территории России по лицензии с РУП «МТЗ» и ОАО «ХТЗ» открытые акционерные общества и торговые дома.
Наряду с выпуском этих моделей тракторов МТЗ и ХТЗ успешно развивалось производство в России ряда отсутствующих в ее сельскохозяйственном производстве иностранных моделей тракторов ведущих зарубежных фирм, в том числе на заводах КАМАЗ, «Ростсельмаш», а также на предприятиях ООО «КЛААС», «СиЭнЭйч-КАМАЗ-Индустрия» и «САМЭ ДОЙТЦ-ФАР».
Продолжались также поставки в Россию, но в значительно меньших объемах, с оказавшихся на территориях самостоятельных государств после распада бывшего Союза тракторов Южного машиностроительного завода (г. Днепропетровск), ЗАО «Траком» (Молдавия), Ташкентского тракторного завода, а также Харьковского завода самоходных шасси.
Таким образом, в связи с общим уменьшением объемов производства колесных тракторов на российских тракторных заводах продолжалось наращивание выпуска (лицензионная отверточная сборка) на территории России в 2010 г. типоразмеров колесных тракторов зарубежных фирм и тракторов «Беларус», не производящихся в России и поэтому пользующихся высоким спросом отечественных товаропроизводителей.