Критерии выбора лесных машин
Отечественное машиностроение в настоящее время не может предложить лесозаготовителям достойной техники, а импортные машины неподъемны по стоимости даже при хорошей лизинговой схеме. Социально-экономические проблемы вынуждают российские предприятия уделять основное внимание обеспечению занятости работников, а не мерам по повышению уровня механизации лесозаготовительного процесса за счет использования техники высокого технического уровня.
Основная номенклатура лесозаготовительных тракторов и машин, которую разработали в 1980-х годах, по типам ходовых систем базовых машин и массо-мощностным параметрам практически не меняется. Как правило, она формируется на базе гусеничных тракторов Алтайского и Онежского тракторных заводов ограниченных типоразмеров по видам лесотехнологического оборудования. Мощность двигателя и масса базовых машин практически не дифференцируются в зависимости от вида выполняемого трактором или машиной технологического процесса лесозаготовок древесины разной крупномерности. Вся техника ориентирована в основном на хлыстовую технологию лесозаготовок. Конструкция машин на колесном шасси, оснащенных лесотехнологическим оборудованием для сортиментной технологии заготовки, уже длительное время не развивается.
Сегодня российские предприятия предлагают 32 модели лесозаготовительных тракторов и машин массой от 11,2 до 25,4 т с двигателями мощностью 88...243 кВт, в том числе: 18 моделей скиддеров массой 11,2...21,0 т с двигателями мощностью 88, 96, 184 и 243 кВт; 11 моделей харвестерного типа (в основном с валочно-пакетирующим и сучкорезным оборудованием) массой 16,5...25,4 т с двигателями мощностью 88, 96, 125, 132 и 165 кВт; 3 форвардера массой 12,0...18,4 т с двигателями мощностью 88, 92 и 109 кВт. Линейка лесозаготовительной техники в последние годы пополнилась четырьмя моделями гусеничных трелевочных тракторов. ОАО «Онежский тракторный завод» предложило две модели тракторов – «Онежец-300» и «Онежец-330» с современным дизайном моторного отсека и кабины с увеличенной площадью остекления. ОАО «Краслесмаш» и ООО «Алтайлесмаш» освоили производство тракторов ТТ-4МК и МТЧ-4, аналогов трактора ТТ-4М.
Доля гусеничных тракторов и машин составляет 81%. Машины харвестерного типа оснащают захватно-срезающими устройствами трех типоразмеров для срезания и обработки деревьев диаметром 56...90 см. Тракторы бесчокерного типа оснащают пачковыми захватами четырех типоразмеров для трелевки пачек объемом от 6,5 до 10 м3. Технический уровень лесотехнологического оборудования и машин в целом остается невысоким, в результате чего объемы их реализации на внутреннем рынке небольшие.
Из стран СНГ (Белоруссия и Украина) в этом сегменте рынка наибольший вклад внесли предприятия Белоруссии (РУП «Минский тракторный завод» и ОАО «Амкодор»), которые предлагают 16 моделей колесных тракторов и машин массой 5,0...17,7 т с двигателями мощностью 60...114 кВт. Это 5 скиддеров, 5 харвестеров и 6 моделей форвардеров, оснащаемые двигателями Минского моторного завода. В этой линейке 5 моделей тракторов предназначены для хлыстовой технологии и 11 моделей – для сортиментной технологии заготовки древесины; их технический уровень по сравнению с российской техникой достаточно высокий за счет применения узлов и агрегатов известных зарубежных фирм.
РУП «Минский тракторный завод» в последнее время модернизировало весь модельный ряд тракторов и машин, в результате чего их масса увеличилась на 280...3220 кг. Серьезную конкуренцию ему составляет ОАО «Амкодор», которое в последнее время расширило модельный ряд до 6 моделей за счет харвестеров и форвардеров. Предприятия Украины (Харьковский тракторный завод и Радомышльский машиностроительный завод) предлагают 3 модели колесных тракторов массой от 10,4 до 11 т с двигателями мощностью 129,5 и 177,6 кВт.
Продолжается тенденция возрастания массо-мощностных параметров машин. Это особенно наглядно прослеживается у ведущих зарубежных фирм John Deere, Valmet и Ponsse, для которых основная номенклатура машин харвестерного типа и форвардеров среднего класса по массе вплотную приближается к границе тяжелого класса. Этот сегмент машин выравнивается за счет мелких европейских фирм. Отечественное лесное машиностроение предлагает ограниченную номенклатуру тракторов и машин в этом сегменте, основная доля которых создается на гусеничном тракторном шасси.
Сегодня на лесозаготовках в России работает около 1890 ед. техники зарубежных фирм: John Deere – 1100 ед., Valmet – 300, Ponsse – 300, других зарубежных производителей – 190 ед. Российские производители, работающие в этом сегменте рынка, не выдерживают конкурентной борьбы, а потому вынуждены приспосабливаться. Это выражается в том, что заводы заняты не расширением модельного ряда, а поиском новых рынков для своих базовых тракторов и машин, например, для нужд нефтегазового комплекса, строительной отрасли и др.
Из структуры типоразмерных рядов лесозаготовительной техники по видам, мощности и массе видно, что наибольшее число моделей тракторов и машин на рынке предлагается в тяжелом классе (61%) с двигателем мощностью 88...243 кВт и массой от 15,1 до 39,9 т. Удельная материалоемкость отечественных машин выше, чем зарубежных, на 28...50%. Спрос на тракторы и машины легкого класса удовлетворяется очень ограниченно: 6,6% общего числа моделей, при этом российские предприятия не предлагают ни одной модели.
Совершенствование зарубежных моделей техники продолжается: повышаются их эксплуатационные качества за счет оптимизации параметров и базовых тракторов, и машин, и лесотехнологического оборудования большой номенклатуры типоразмеров; их оснащают двигателями широкого диапазона мощности. Это расширяет зоны их применения при разработке лесонасаждений разной крупномерности и обеспечивает снижение удельных затрат при заготовке древесины.
В России эксплуатируется 11 лесозаготовительных природно-производственных зон, и в каждой из них есть предприятия по заготовке и переработке древесины разных производственных специализаций. Возможности лесозаготовительных предприятий сильно различаются по объемам заготовки и экономическим возможностям для применения разнообразной лесозаготовительной техники. Следует ожидать, что эти различия сохранятся в перспективе. С учетом этого перспективный модельный ряд лесозаготовительных тракторов и машин в России должен формироваться и развиваться так, чтобы максимально соответствовать модельным рядам техники зарубежных фирм, а каждый класс типизированного ряда должен характеризоваться диапазоном массы и мощности двигателя для эффективного использования техники в лесонасаждениях разной крупномерности с учетом удельных затрат при заготовке древесины.
Такой подход позволит оптимизировать параметры и проводить текущую модернизацию базовой модели трактора или машины в пределах каждого класса, улучшая показатели, характеризующие технический уровень. Это позволит заложить основу для ликвидации отставания отечественного тракторостроения и лесного машиностроения и значительного укрепления их позиций и на внутреннем рынке, и за рубежом.
Параметр | Россия | Белоруссия | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Легкий класс (масса 5...10 т) | Средний класс (масса 10...15 т) | Тяжелый класс (масса свыше 15 т) | Легкий класс (масса 5...10 т) | Средний класс (масса 10...15 т) | Тяжелый класс (масса свыше 15 т) | |
Скиддеры | ||||||
Число моделей | – | 12 | 6 | 1 | 4 | – |
Мощность, кВт | – | 88...132 | 96...243 | 60 | 77...109 | – |
Масса, т | – | 11,2...14,95 | 16,3...21,0 | 4,98 | 10,2...14,0 | – |
Объем пачки деревьев, м3 | – | 7...14 | 8...14 | 4 | 5...7 | – |
Харвестеры | ||||||
Число моделей | – | – | 11 | 2 | 2 | 1 |
Мощность, кВт | – | – | 88...165 | 73,5...96 | 109 | 114 |
Масса, т | – | – | 16,5...25,4 | 8...10 | 12,5...15 | 17,7 |
Диаметр среза, см | – | – | 56...100 | 37...45 | 45...67 | 63 |
Форвардеры | ||||||
Число моделей | – | 1 | 2 | 2 | 4 | – |
Мощность, кВт | – | 92 | 88...109 | 60 | 77...114 | – |
Масса, т | – | 12 | 17,5...18,4 | 7,8...9,0 | 10,3...15,7 | – |
Грузоподъемность, т | – | 10 | 11...14 | 9 | 5...12 | – |