Гидроборта (Часть 2)
Обзор представленных на российском рынке гидролифтов
Рынок гидробортов
Немецкая компания Dautel GmbH свыше 70 лет производит оборудование для грузовых автомобилей и предлагает широкий ряд консольных и складывающихся гидробортов: для минивэнов полной массой 3,5...10 т – гидроборта массой всего 190 кг, г/п 300...750 кг, с алюминиевой платформой с антикоррозионным покрытием KTL, четырьмя гидроцилиндрами (каждый снабжен защитным клапаном), двумя электрическими цепями контроля безопасности; для грузовиков – модели грузоподъемностью (г/п) 500...3000 кг. Некоторые модели особой конструкции подходят для установки и на грузовики, и на полуприцепы. Также предлагаются модели, специально предназначенные для прицепов и полуприцепов. Имеются и складывающиеся под кузов модели, состоящие из двух и трех частей, г/п 1500...3000 кг.
Широко используются алюминиевые платформы. Компания подчеркивает, что гидроборта устанавливаются исключительно просто и быстро.
Немецкая компания Sörensen Hydraulik GmbH не работает в России напрямую. Как и продукция многих других фирм, гидроборта Sörensen попадают в нашу страну с грузовиками или как б/у оборудование. Компания производит гидроборта консольного, складывающегося и втягиваемого типов г/п 750...2500 кг с алюминиевыми платформами с антикоррозионным покрытием. Имеется линейка моделей г/п 600 кг для минивэнов.
Гидроборта французской фирмы Erhel Hydris также попадают в нашу страну в основном б/у. Erhel выпускает консольные и складные гидроборта г/п 1000 и 1500 кг со стальными или алюминиевыми платформами, оснащенные двумя гидроцилиндрами (на каждом – предохранительный клапан). Гидростанция заключена в картере несущей балки. Грузоподъемность моделей легкой серии – 500 и 600 кг, они оснащены алюминиевой платформой.
Все больше осваивают российский рынок китайские производители гидробортов. Компания Anzhong Machinery (Shenzhen) Logistics Equipment Manufacturing Co., Ltd. (торговая марка Anzhong) предлагает гамму консольных гидробортов г/п от 600 до 3000 кг для минивэнов и грузовых автомобилей. Все модели оснащены четырьмя гидроцилиндрами, гидростанция заключена в металлическом кожухе, управление без электронных компонентов.
Специалистам в нашей стране известны многие еще более экзотические марки гидробортов: Atlas, TEHA, Ceka-Lift, HIAB-Foco, Hubmatic и др., которые завозятся к нам с грузовиками и приживаются благодаря отсутствию серьезных отечественных производителей.
Как выбирать гидроборт (советы специалистов)
Конечно, прежде всего надо тщательно проанализировать, какие виды работ будет выполнять автомобиль, для которого подбирают гидроборт, и способна ли выполнять эти функции рассматриваемая модель (масса модели, грузоподъемность, высота подъема, размеры и расположение платформы и т. д.). Если грузоподъемность вашего автомобиля небольшая, то, возможно, рациональнее заказать модель с облегченной алюминиевой платформой.
Рекомендуется выбирать более известные и проверенные марки гидробортов, у которых в России есть официальные дилеры: этим вы избавите себя от проблем с обслуживанием и запчастями.
При выборе конкретной модели гидроборта следует обратить внимание на то, сколько гидроцилиндров подъема и наклона входит в конструкцию (их может быть 2, 3 или 4). Чем больше гидроцилиндров, тем надежнее и мощнее гидроборт.
Следует поинтересоваться, сколько предохранительных клапанов, защищающих платформу от самопроизвольного опускания, входит в конструкцию. Самый надежный вариант – когда предохранительный клапан установлен на каждом цилиндре плюс один общий на всю гидросистему.
Поинтересуйтесь, насколько защищена гидростанция. Лучше, если агрегаты расположены в стальном герметично закрытом коробе. Узнайте, насколько легок доступ к гидростанции на случай осмотра и обслуживания.
Мощности генератора автомобиля должно быть достаточно для питания привода гидроборта либо для подзарядки аккумуляторов автономного питания. Поинтересуйтесь рекомендуемой производителем гидроборта мощностью генератора автомобиля. Генератор недостаточной мощности будет перегружен и выйдет из строя.
Какова система управления? Электронные блоки, особенно выполненные в соответствии с требованиями Евросоюза, сложны, дороги и не очень надежны в наших условиях, они не нужны в России, где законы Евросоюза не действуют. Оптимальный вариант – это электрическое управление без электроники, адаптированное для России. Блок управления должен быть максимально влагозащищенным, поскольку антиобледенительные реагенты, которые так любят применять на наших дорогах, быстро вызывают коррозию и выводят из строя электрические соединения.
Узнайте, какое защитное покрытие использовано и какова гарантия от коррозии компонентов гидроборта, а также на какую отрицательную температуру рассчитаны манжеты гидроцилиндров.
Важный вопрос – как организованы в данной компании сервис гидробортов, снабжение запчастями. В частности, возможно ли получить детали гидроцилиндров или в случае выхода из строя нужно будет менять гидроцилиндр в сборе? Возможно ли получить консультацию специалиста по телефону, организовать выезд ремонтной бригады на место в сложных случаях?
Безопасность гидробортов
В Евросоюзе приняты новые правила безопасности гидробортов. В России таких общих правил пока не существует, поэтому читателю, эксплуатирующему гидроборта, нелишне будет ознакомиться с этими нормами техники безопасности.
Примерно половина зафиксированных аварий, связанных с гидробортами, сопровождается падением людей с платформ или падением при скольжении на платформе, или с ранениями, причиненными падающим с платформы грузом. Если защитные ограждения отсутствуют (не предусмотрены производителем), следует их установить (желательно согласовать с производителем гидроборта), чтобы предотвратить несчастные случаи. Рекомендуется оборудовать платформы приспособлениями, предотвращающими падение груза или людей. Приспособления могут быть стационарным оборудованием платформы либо съемным, если стационарное оборудование неудобно для работы, например:
- перила, накладки на щели и ступеньки, защитные бортики (стационарные, складные, съемные), ограждающие цепи/ стропы;
- упоры для колес и роликов тележек (закрепленные в платформе или устанавливаемые на краях платформы);
- противоскользящие поверхности.
Техническое состояние гидробортов следует проверять каждые 6 месяцев, результаты проверки оформляют протоколом. При регулярных проверках гидроборта необходимо осматривать также защитное оборудование и проверять состояние поверхности платформы. При обнаружении дефектов использование гидроборта запрещается до устранения неисправностей.
Перед началом работы следует провести инструктаж по технике безопасности лиц, которые будут работать с гидробортом, в котором обязательно указать:
- безопасные приемы работы;
- местонахождение во время работы (для ситуаций, когда работает один человек или несколько);
- правила парковки и расположения автомобиля при использовании гидроборта;
- правила использования защитных бортиков, цепей и т. п.
О проведении инструктажа делают соответствующую запись в журнале, в котором расписываются все прошедшие инструктаж.
Также перед началом работы необходимо:
- оценить окружающие условия – погоду, место доставки грузов, наличие уклона, состояние поверхности платформы и обувь рабочего, так как это может оказывать отрицательное влияние на безопасность работы;
- удалить с платформы все вещества (смазку и т. п.), ухудшающие сцепление обуви/ груза с платформой;
- убедиться в полной исправности оборудования, используемого для доставки груза: тележек, паллет, трапов и т. д.