Тяжелая дорожная артиллерия
Самоходные фрезы
Вот и наступил дачный сезон. Автовладельцы в полной мере «наслаждаются» пробками на пригородных трассах, отягощенными ремонтом дорожного покрытия, что, впрочем, относится к тем счастливым, которые ремонтируют. При нашем-то размахе и прочих «достоинствах» справиться с ремонтом может только тяжелая, производительная техника, и здесь главной ударной силой выступает самоходная фреза.
За последние два года парк фрез обновился незначительно, не до того было, но на рынке кое-какие движения наблюдались. Отечественное машиностроение в лице «Брянского Арсенала» продолжает составлять конкуренцию всему мировому сообществу, без особого, впрочем, успеха в силу своего одиночества и скромных технических возможностей. Рынок самоходных фрез, можно сказать, полностью принадлежит импорту, причем почти 90% немецкой компании Wirtgen. Такого или даже близкого к такому лидерства нет больше ни в одном виде дорожно-строительной техники. Рынок самоходных фрез малочислен и инертен. Для фрезы 12 лет эксплуатации – нормальный срок, а продажа одной-двух единиц – уже событие.
Единственная и неповторимая модель «Брянского Арсенала» – ФДХС-К-1000-01 относится к малому классу и своим основным фрезерным барабаном может обрабатывать покрытие на ширину 1000 мм и глубину до 200 мм с теоретической производительностью до 30 м3/ч. По заказу эту четырехколесную машину комплектуют фрезой шириной 125 мм, которая консольно устанавливается справа для снятия бортового камня и нарезки канавок. Машина оснащена двигателем Deutz BF06M мощностью 182 кВт. Гидропривод хода выполнен на базе одного регулируемого гидронасоса и четырех нерегулируемых гидромоторов на каждом приводном мотор-колесе. Рулевое управление – с гидрообъемным приводом, управляемые колеса передние. Привод рабочего органа также гидравлический и состоит из гидромотора и планетарного редуктора, расположенного внутри рабочего органа. Для охлаждения резцов через систему в зону резания подается вода под давлением. Ее запаса хватает на 30 мин непрерывной работы.
Wirtgen, невзирая на экономические проблемы, не стояла на месте и приготовила к BAUMA 2010 новинки – модели W 200 и W 210, которые пополнили линейку больших фрез, разместившись между W 150 и W 1900. Рабочая ширина обеих фрез – 2000 мм, глубина – до 330 мм. Особенность и отличие W 210 в том, что она приводится двумя 6-цилиндровыми двигателями Cummins QSL8.9 и QSC8.3 суммарной полезной мощностью 469 кВт. Суть этой новации в том, что фрезе максимальная мощность нужна при глубоком фрезеровании, тогда она работает на двух двигателях. При неглубоком фрезеровании 40 мм – а такого рода работу фреза выполняет на больших площадях при замене замыкающего слоя – работает один двигатель. Это решение позволило инженерам Wirtgen сократить потребление топлива на 25%. Обороты обоих двигателей синхронизируются, кроме того, оператор может задать обороты 1600, 1800 или 2050 мин-1, регулируя таким образом подаваемую на рабочий орган мощность и расход топлива. Фреза W 200 оснащена одним 15-литровым двигателем Cummins QSX 15 мощностью 380 кВт.
В линейку больших фрез Wirtgen входят также модели W 150, W 1900, W 2000, W 2100 и W 2200 с рабочей шириной от 1200 до 2200 мм и глубиной обработки до 350 мм. Фрезы оснащены мощными дизелями Cummins, Mercedes-Benz и Caterpillar. Фрезерные барабаны приводятся непосредственно от двигателя через муфту, клиноременную передачу и встроенный в барабан планетарный редуктор. Фрезерный барабан выступает за габарит, соответственно машина в поворотной опоре не нуждается. Все четыре гусеницы ведущие и управляемые, высота каждой гусеничной тележки регулируется отдельно. Wirtgen оснащает фрезы системой нивелирования собственной разработки.
Малые фрезы представлены компактными моделями с рабочей шириной 350…500 мм – это W 350 E, W 35, W 35 DC, W 50 и W 50 DC и моделями с рабочей шириной 600…1300 мм – W 60, W 100, W 100 F, W 120 F и W 130 F. Компактные модели трехколесные с ведущим и управляемым передним колесом. Модель W 350 Е – с электроприводом и предназначена для работы в помещениях. Модели с приставкой DC оснащены более мощными дизелями, и для них предлагают расширенный список опционного оборудования. Модель W 60 поставляют как в трехколесном исполнении, так и в четырехколесном, W 100 – в четырехколесном, а W 100 F, W 120 F и W 130 F – с гусеничным либо колесным ходом. Задние опоры регулируются по высоте, а правая опора сделана выносной, причем у моделей с гусеничным ходом правой задней гусенице придана функция рулевого управления, она может немного поворачиваться, когда заведена перед фрезерным барабаном в габарит машины, что улучшает маневренность. Фрезы W 60, W 100 и W 100 F подают раздробленный материал назад, W 120 F и W 130 F скомпонованы иначе и подают материал вперед, и оператор легко контролирует загрузку самосвала.
Таким образом, сегодня Wirtgen предлагает самую полную в отрасли линейку из 17 моделей фрез.
На волне строительного бума XCMG совершила прорыв в дорожно-строительном сегменте благодаря усилиям своих дилеров, которые озаботились не только продажами техники, но и ее сервисом при поддержке крупнейшей машиностроительной компании Китая, кстати, государственной. Так, компания выдвигает партнерам определенные требования к ремонтным базам и квалификации персонала. Создана централизованная система поставок запчастей, система обучения персонала. В 2008 г. президент компании Ша Ксиан Лианг посетил нашу страну, чтобы лично ознакомиться с делами на местах.
Дилеры предлагают несколько моделей малых колесных фрез XCMG – ХМ50, ХМ100, ХМ101 и ХМ130 с рабочей шириной 500, 1020 и 1300 мм и глубиной до 120 мм (у первых трех) и до 250 мм (у ХМ130) и большую гусеничную фрезу ХМ200. Малые фрезы оснащают двигателями Cummins, Yuchai и Shanghai мощностью от 82 до 160 кВт. Большая фреза оснащена двигателем Deutz мощностью 419 кВт и работает на ширину до 2000 мм и глубину до 320 мм.
После покупки ABG компания Volvo CE не торопилась с выводом на рынок фрез. В 2009 г., т. е. в самый разгар кризиса, Volvo представила большую фрезу МТ2000 и малую MW500. Большую фрезу предлагают в двух исполнениях – с фрезерным барабаном шириной 2000 и 2185 мм с глубиной фрезерования до 355 мм для обоих исполнений. Гусеничная фреза с фронтальной выгрузкой измельченного материала оснащена двигателем Cummins мощностью 454 кВт. На выбор оператора – три режима работы двигателя в зависимости от нагрузки: малой скорости при глубоком фрезеровании, высокой скорости при мелком и стандартный режим для средних глубин и скоростей фрезерования. Бак системы орошения рабочей камеры вмещает 3,5 т воды.
Четырехколесная малая фреза MW500 с выносной правой задней опорой и задней выгрузкой со стандартным фрезерным барабаном работает на ширину 500 мм и глубину до 210 мм. Благодаря высокой маневренности, сравнимой с трехколесной фрезой, MW500 с легкостью справляется с выработкой покрытия вокруг колодцев, а система полного привода обеспечивает оптимальное тяговое усилие. В стандартную комплектацию включена антипробуксовочная система (ASC).
Dynapac модернизировала модельный ряд малых фрез и сократила его, оставив вместо прежних пяти моделей с рабочей шириной 350, 500, 600 и 1000 мм три с рабочей шириной 500 и 1000 мм. Фреза PL500T с рабочей шириной 500 мм и глубиной до 160 мм поставляют в трех- и четырехколесном исполнении с двигателем Cummins мощностью 82 кВт. У этой модели гидравлический привод рабочего органа, у ее модификации PL500TD привод механический, рабочая глубина увеличена до 200 мм и более мощный двигатель – 97 кВт. Фреза PL1000RS оснащена двигателем Cummins мощностью 129 кВт и механическим приводом фрезерного барабана с рабочей глубиной до 250 мм. У всех малых фрез правое заднее колесо на поворотной консоли, выгрузка идет через задний конвейер, который при необходимости можно демонтировать и оставлять измельченный материал на поверхности дороги.
Линейка больших фрез фактически не изменилась и включает модели PL2000LS, PL2000S и PL2100S. Их рабочая ширина 2010 мм (PL2000LC и PL2000S) и 2100 мм (PL2100S), рабочая глубина у всех – до 320 мм. Стандартный барабан, разработанный Dynapac, оснащен системой быстрой смены резцов, кроме того, барабан можно за 2 часа заменить на другой – для чистового фрезерования, который поставляют по заказу. Особенность больших фрез – это два джойстика, управляющие ходом и работой конвейера. Компания внедрила эти решения, опираясь на пожелания дорожников упростить управление. Машины оснащены дизелем Cummins мощностью 447 кВт, приводящим барабан через клиноременную передачу и планетарный редуктор и гидропривод. Все четыре гусеницы ведущие, управляемые и регулируемые по высоте. Выгрузка измельченного материала происходит через передний складывающийся поворотный конвейер.
Bomag унаследовала фрезы от фирмы Marini.
Bomag достаточно много лет проводила испытания и доработки слабых мест машин, доставшихся от Marini. В этот период Bomag предлагала на рынке машины под названием Bomag-Marini, т. е. за основу взяты все комплектующие, как было на фрезах Marini, а сборка велась под контролем специалистов Bomag. Позже инженеры Bomag внесли в конструкцию фрез ряд важных изменений, включая замену комплектующих. И теперь все фрезы имеют марку Bomag.
Все модели гусеничных фрез Bomag комплектуются стандартно: гидравлический подъем фрезерного блока, блокировка дифференциала, гидропривод складывания стрелы, автоматика контроля глубины резки, выносные пульты управления, полноразмерная стрела на всех платформах. Прямой привод барабана ременной с многодисковой муфтой сцепления позволяет передавать максимум крутящего момента двигателя на фрезерный барабан, при этом автоматика следит за безопасностью всех органов фрезерования. Кроме того, задняя стенка фрезерной камеры также гидравлически регулируется по высоте. Bomag уделила особое внимание эргономике рабочего места и удобству обслуживания фрезы, а также системам безопасности барабана, двигателя и других важнейших органов управления, по этим параметрам Bomag как всегда занимает лидирующее положение. Линейку составляют большие фрезы трех типоразмеров или базовых конструкций. К первой относятся «младшие» модели ВМ 1000/30, ВМ 1200/30 и ВМ 1300/30 с рабочей глубиной до 320 мм и шириной 1000, 1200 и 1300 мм. Модели, построенные на единой базовой машине с двигателем Caterpillar C7 мощностью 205 кВт, различаются рабочим органом и соответственно эксплуатационной массой.
Вторая базовая конструкция с двигателем Deutz TCD2015 мощностью 350 кВт представлена моделями ВМ 1500/50 и ВМ 2000/50. Они также различаются рабочими органами шириной 1500 и 2000 мм. Рабочая глубина обеих фрез – до 320 мм.
Третья, самая тяжелая базовая модель ВМ 2000/60 оснащена двигателем Deutz TDC2015 мощностью 440 кВт и фрезерным барабаном шириной 2000 мм и рабочей глубиной до 320 мм. Эксплуатационная масса этой фрезы – 32,5 т.
В линейку фрез Caterpillar входят три модели. Фреза PM102 совмещает в себе особенности как малых фрез, так и больших. Ее масса совсем немалая – 17 т, рабочая ширина – 1000 мм и глубина до 305 мм. Фреза оснащена двигателем Caterpillar 3126B ATTAC мощностью 156 кВт. Базовая комплектация включает гусеничный ход, под заказ доступна колесная ходовая часть. Задняя правая опора гусеницы или колеса, как и положено на малой фрезе, выносная, тогда как разгрузочный конвейер находится спереди, как на большой фрезе.
Большая фреза Caterpillar PM200 массой 30 т и рабочей шириной 2010 мм и глубиной до 320 мм оснащена дизелем С18 ACERT мощностью 429 кВт. Фрезерный барабан приводится через клиноременную передачу напрямую от двигателя. Конструкция барабана обеспечивает высокое усилие резания. Шестигранные резцы расположены витками с тройным заходом и установлены в быстросъемных резцедержателях по три резца в каждом. Система ANTI-SLAB с гидравлическим подъемом и регулируемым давлением на дорожное полотно предотвращает отрыв больших кусков асфальтобетона. Двойная система орошения с двумя независимыми водяными насосами и водяной бак вместимостью 3000 л обеспечивают эффективное охлаждение и смазку резцов. Компания Caterpillar разработала гидропривод с учетом специфики процесса удаления дорожных покрытий и электрооборудование в соответствии со своими стандартами.
На тех же конструктивных принципах построена «старшая», самая мощная фреза РМ201 массой почти 40 т с двигателем С18 ACERT мощностью 485 кВт, которая работает на ширину 2100 мм и глубину до 305 мм.
Американская фирма Roadtec предлагает четыре модели фрез – RX-400, RX-500, RX-700 и RX-900. Модель RX-400 можно отнести к малым фрезам, хотя конструктивно она отличается от европейских аналогов и ближе к большим. Это машина с гусеничным ходом, четыре гусеницы на регулируемых по высоте поворотных колоннах. Измельченный материал выгружается через передний конвейер. В отличие от больших фрез ее рабочий орган находится за задними гусеницами, что позволяет начинать фрезерование почти вплотную к бортовому камню. RX-400 комплектуют фрезерными барабанами шириной 660, 900 и 1200 мм и рабочей глубиной до 317 мм. Силовая установка – дизель Caterpillar C9 мощностью 242 кВт.
Большую фрезу RX-500 поставляют как в исполнении с четырьмя гусеницами, так и в облегченном трехгусеничном исполнении. Рабочий орган находится между передними и задними гусеницами. Измельченный материал выгружается через передний конвейер. На машину устанавливают двигатели Cummins мощностью 371 либо 408, либо 446 кВт. На выбор – рабочие органы с глубиной фрезерования до 330 мм и шириной 1900, 2000 и 2184 мм. Эта машина может работать как передним ходом, так и задним и переоборудуется в ресайклер.
Модель RX-700 с двигателем Caterpillar C18 мощностью 522 кВт работает с барабанами шириной 2000 и 2180 мм с рабочей глубиной до 356 мм. Модель RX-900 оснащают двигателем Caterpillar мощностью 640 кВт либо Cummins мощностью 708 кВт и барабанами шириной 2180, 2500, 3000 и 3810 мм с рабочей глубиной до 355 мм. Модели RX-700 и RX-900 поставляют в исполнении как с четырьмя гусеницами, так и с тремя. Обе фрезы также можно применять в качестве ресайклеров.
Не исключено возвращение на российский рынок фрез Terex – ими заинтересовалась компания «Меркатор Холдинг», известный поставщик коммунальной техники, надумавший диверсифицировать свой продуктовый портфель. Насколько это реально, учитывая шаткое положение самой корпорации Terex, покажет только время.
Как видим, почти за два года экономических перемен, именуемых кризисом, осунувшееся лицо рынка фрез приобрело новые черты в виде Volvo и XCMG. Изменения в основных модельных рядах, за исключением Wirtgen, незначительные. Новая концепция Wirtgen с двумя двигателями представляет интерес, но ее эффективность – насколько экономия на топливе превысит расходы на второй двигатель и привод – может быть выявлена длительной эксплуатацией. Вряд ли стоит в ближайшее время ожидать появления у конкурентов двухмоторных фрез.