У кукушки спрашивать не будем (часть 1)
Сроки службы некоторых типов строительной техники и как их увеличить
Анна Ахматова
В данной статье мы приводим советы и статистические данные, собранные специалистами строительной отрасли западноевропейских стран и США. Вероятно, ожидаемые сроки службы строительных машин в нашей стране будут скромнее. Тем не менее рекомендации коллег относительно мер по увеличению наработки на отказ дорожно-строительной техники будут в любом случае полезны отечественным организациям, эксплуатирующим данное оборудование.
От срока службы вашей тяжелой строительной техники зависит рентабельность ее эксплуатации. По мере того как ваше оборудование продолжает стареть, затраты на техническое обслуживание и ремонт начинают расти. Многие предприятия принимают решение о замене оборудования, когда предполагаемые затраты на его ремонт становятся выше стоимости оборудования на вторичном рынке на данный момент, т.е. машину дешевле продать, чем пытаться отремонтировать. На продолжительность эффективной эксплуатации дорожно-строительных машин и их отдельных компонентов влияет ряд факторов.
Условия работы. Воздействие на технику высокой температуры или холода, работа с абразивными материалами, движение по неровным труднопроходимым поверхностям и др.
Своевременное и полноценное техническое обслуживание помогает значительно продлить срок службы строительной техники.
Неправильные приемы работы операторов. Они могут управлять машинами, создавая чрезмерные нагрузки на двигатель и тормоза и расходуя топлива больше, чем необходимо. Рекомендуется организовать обучение операторов правильным приемам работы, чтобы продлить срок службы вашей техники.
А теперь давайте перейдем к рассмотрению отдельных типов машин и показателей, от которых зависит длительность их рентабельной эксплуатации и их ожидаемые сроки службы.
Фронтальные колесные погрузчики с ковшами вместимостью более 1,5 м3
По статистике западноевропейских и американских строительных компаний, годовая наработка фронтальных колесных погрузчиков оценивается приблизительно в 1200–1500 моточасов. Средний срок службы строительного фронтального колесного погрузчика составляет около 10 лет или 7000–12 000, максимум – 18 000 моточасов.
Если вам интересно, как долго прослужит ваш фронтальный колесный погрузчик, внимательно приглядитесь к манере и приемам работы своих операторов. Чтобы продлить срок службы фронтального погрузчика, необходимо свести к минимуму влияние человеческого фактора.
Эти машины могут повредиться в результате неправильной эксплуатации, например, слишком частых и резких торможений или чрезмерно высоких и резких нагрузок на трансмиссию. К счастью, многие современные машины оснащаются интеллектуальными системами управления, позволяющими устранить эти ошибки. Использование этих электронных систем помощи оператору, таких как контроль разгона и замедления машины, система плавного включения сцепления и пр., может помочь даже малоопытному оператору с большей эффективностью управлять фронтальным колесным погрузчиком.
Еще одним важным фактором, от которого зависит интенсивность износа и срок службы фронтальных колесных погрузчиков, является рельеф и форма строительной площадки. Например, наличие крутых подъемов и спусков, которые постоянно должен будет преодолевать погрузчик, может серьезно сократить срок службы некоторых компонентов машины. Постарайтесь оптимизировать рельеф и форму строительной площадки, чтобы свести к минимуму нагрузки на технику.
Кроме того, у многих компонентов колесного погрузчика есть свои предельные сроки службы. Ниже приведены ожидаемые средние значения предельной наработки в моточасах для некоторых основных компонентов фронтального колесного погрузчика.
Шины. Обычно срок службы шин до предельного износа рисунка протектора составляет от 2000 до 10 000 моточасов (проколы, порезы и разрывы не в счет), хотя, если постоянно поддерживать в шинах надлежащее давление воздуха и выполнить восстановление протектора, этот срок можно увеличить. Постоянная езда на шинах по неровным поверхностям, с неправильным давлением или на несбалансированных колесах (отсутствие балансировки приводит к увеличенной вибрации колеса, что ускоряет износ шины) – верный способ сократить срок их службы. Обязательно используйте шины, предназначенные для движения по данной поверхности, чтобы избежать их ускоренного износа при езде.
Ковш: Срок службы ковша фронтального колесного погрузчика обычно составляет от 7000 до 10 000 моточасов, и этот показатель существенно зависит от квалификации оператора. Регулярное техническое обслуживание – еще один важный фактор поддержания ковша в хорошем техническом состоянии. Через предписанные в регламенте интервалы времени проверяйте, нет ли у какой-либо части и детали ковша чрезмерного износа или трещин.
Шарнирные соединения: при надлежащем техническом обслуживании срок службы шарнирного соединения обычно составляет от 7000 до 17 000 моточасов. Воздействие абразивных материалов может быстро сократить срок службы пальцев, осей и втулок, независимо от того, насколько добросовестно выполняется техобслуживание шарнира. Также следует постоянно проверять регулировку зазора в шарнире (если регулируется).
Двигатель фронтального колесного погрузчика работает около 8000–15 000 моточасов. Текущий или капитальный ремонт может продлить срок службы двигателя и обеспечить некоторую экономию по сравнению с затратами на полную замену силового агрегата.
Тормоза: срок службы тормозных механизмов обычно составляет около 5000–15 000 моточасов, но некоторые действия оператора могут значительно снизить этот показатель. Если оператор имеет привычку часто и резко тормозить при езде, если машине постоянно приходится подниматься по пандусам или все время работать с короткими рабочими циклами, это может привести к сокращению срока службы тормозных механизмов. У маслопогруженных дисковых тормозов самый длительный срок эксплуатации из всех применяемых типов тормозных механизмов.
Трансмиссия фронтальных колесных погрузчиков служит приблизительно 6000–14 000 моточасов, а силовые гидроцилиндры – от 4000 до 10 000 моточасов.
Итак, фронтальные колесные погрузчики могут прослужить долго, но в ходе эксплуатации может потребоваться ремонт или замена отдельных узлов и деталей.
Вилочные погрузчики
Типичный срок службы вилочного погрузчика, как правило, составляет около 10 000 моточасов, но существует несколько факторов, влияющих на срок службы этих машин.
В частности, это преобладающие условия эксплуатации – например, часто ли погрузчику приходится работать на труднопроходимой или на неровной поверхности? Как часто погрузчик используется для перевозки очень тяжелых грузов? Воздействуют ли на вилочный погрузчик чрезмерно низкие или высокие температуры? Выдерживается ли регламентная периодичность технического обслуживания и выполняются ли работы в полном объеме? Тип вилочного погрузчика и год выпуска модели.
Вилочные погрузчики – это один из тех видов машин, которые могут быть оснащены электроприводом. При использовании в чистых помещениях эти электропогрузчики, скорее всего, прослужат дольше, но имейте в виду, что их аккумуляторов хватит только на определенное количество циклов заряда/ разряда, а затем их потребуется заменить. Кроме того, износ их узлов и деталей становится более интенсивным при работе под открытым небом.
Экскаваторы (массой более 9 т)
Общая среднестатистическая наработка гидравлических гусеничных строительных экскаваторов на отказ составляет от 6000 до 12 000 моточасов. Но многие строительные организации исключают гидравлические экскаваторы из основного производственного процесса в среднем примерно через 9800 моточасов или 6 лет. К этому времени большинство агрегатов и узлов экскаватора, за исключением двигателя, уже проходят капитальный ремонт или заменяются. Заметим, что среднестатистический срок службы мини-экскаваторов, как правило, составляет около 10 000 моточасов.
Наработка двигателей экскаваторов на отказ составляет 7500–12 000 моточасов. Для двигателей гусеничных экскаваторов, работающих в условиях средней тяжести и тяжелых, общий срок эксплуатации составляет примерно 8,5 лет, то есть на 8-й год двигателю уже потребуется ремонт.
Предельные сроки службы гидронасосов и гидромоторов составляют от 4000 до 12 000 моточасов. Как у экскаваторов, так и у мини-экскаваторов необходимо обращать особое внимание на износ ходовой части и состояние гусениц. В обоих случаях могут наблюдаться признаки износа и механические неполадки, которые будут нарушать нормальную работу машины. Среднестатистические сроки наработки на отказ для ходовой части: от 4000 до 9000 моточасов.
Конечно, в течение всего срока эксплуатации экскаватор должен получать своевременное и полноценное техническое обслуживание. Экскаватор, прошедший техническое обслуживание, должен отвечать следующим требованиям: механизмы отрегулированы и смазаны; все подвижные части, механизмы и сборочные единицы работают плавно, без заеданий, рывков и стуков; нагрев рабочей жидкости при работе не превышает +75 °С; приборы освещения исправны и отрегулированы; соединения трубопроводов герметичны.
Гусеничные бульдозеры (мощностью более 75 л.с.)
Средний срок службы бульдозеров у большинства строительных организаций составляет от 6000 до 15 000 моточасов или 7–12 лет. В течение первых семи лет эксплуатации наработка гусеничного бульдозера в среднем составляет 8300 моточасов, ни двигатель, ни трансмиссия машины, как правило, еще не нуждаются в серьезном ремонте.
Сроком наработки двигателя на отказ считается 6000–12 000 моточасов. Гидростатический привод работает от 4000 до 10 000 моточасов. Трансмиссия также служит в среднем от 5500 до 10 000 моточасов.
Состоянию ходовой части у бульдозеров, как и у экскаваторов, требуется уделять особое внимание. Ходовая поддерживает эту мощную машину и принимает на себя все неблагоприятные условия эксплуатации. Ходовая часть бульдозера должна соответствовать виду и условиям выполняемых им работ. Например, перемещение грунта по ровной поверхности не создает такой нагрузки на ходовую часть, как работа с тяжелыми или абразивными материалами на полигонах для захоронения отходов, передвижение по различным неровностям, препятствиям и труднопроходимой местности. Имеются существенные различия между стандартной ходовой частью и усиленной ходовой для тяжелых условий эксплуатации. Соблюдение правил работы на бульдозере и оптимальных приемов управления, таких как ограничение движения задним ходом, также может помочь свести к минимуму риск повреждения ходовой части. Среднестатистические сроки службы ходовой у бульдозеров: 2500–6000 моточасов.
Экскаваторы-погрузчики (с глубиной копания 4,3–4,6 м)
Экскаваторы-погрузчики, как правило, служат от 5500 до 12 000 моточасов. Однако статистика свидетельствует, что общая наработка на отказ у экскаваторов-погрузчиков в тяжелых условиях эксплуатации сокращается на 26% по сравнению с условиями средней тяжести.
Для экскаваторов-погрузчиков «условия средней тяжести» означают работы на основном производстве с равномерными рабочими циклами на грунтах средней и высокой плотности, с глубиной копания до 3 м и периодическим использованием навесных гидравлических орудий с нерегулируемым расходом в контуре. «Тяжелые условия» определяются как работы основного производственного процесса или разработка скалистого грунта с глубиной копания более 3 м и постоянным использованием навесных орудий с нерегулируемым расходом в контуре.
Двигатели этих машин находятся в эксплуатации примерно от 6000 до 12 000 моточасов, трансмиссии – от 5000 до 12 000 моточасов. Причем у экскаваторов-погрузчиков, работающих в различных по тяжести условиях, сроки службы двигателей и трансмиссии отличаются очень мало. В тяжелых условиях среднестатистические сроки службы двигателей и трансмиссий сокращаются всего на несколько процентов.
А вот срок службы мостов, который при работе экскаватора-погрузчика в условиях средней тяжести составляет от 5000 до 10 000 моточасов, в тяжелых условиях может значительно уменьшиться – в среднем на 19% (т.е. на 1900 моточасов). На ресурс шин экскаваторов-погрузчиков также серьезно влияют условия эксплуатации. В условиях средней тяжести шины до износа ходят от 1750 до 5000 моточасов, а в тяжелых условиях шины служат примерно на 19% меньше. Аналогично отмечается отчетливая разница в сроках службы шин до начала проколов. В тяжелых условиях проколы начинаются в среднем после 1000 моточасов эксплуатации, что составляет менее 40% от срока «до прокола» шины, работающей в условиях средней тяжести.