Крюковые погрузчики KROMANN – залог успеха в командной работе
«С переносом полигонов ТКО на значительное расстояние от городских границ возросла потребность в транспортных мусоровозах и больших контейнеровозах самосвального типа для перевозок больших объемов. Активизировался завоз европейских крюковых погрузчиков на крупнотоннажных шасси, зачастую бывших в эксплуатации. Эти машины называли и продолжают называть мультилифтами, хотя Multilift – это торговая марка, ставшая именем нарицательным благодаря краткости и точности. Корректное название мультилифта – крюковой погрузчик», – объясняет Сергей Метелев, основатель и технический руководитель Группы Компаний KROMANN.
Этот разговор проходит в «Монтажном центре КРОМАНН Сервис» в г. Бор Нижегородской области, где Сергей Метелев показывает корреспонденту журнала «Основные Средства» производство, образцы техники, знакомит со своей командой и рассказывает, с чего начиналось предприятие, чем оно живет и куда движется.
KROMANN: становление
Более 20 лет назад была основана компания «Грузавтомаркет», которая на начальном этапе занималась поставками и сервисным обслуживанием грузовых автомобилей, обеспечением запасными частями, наработав в этой области значительный опыт, а с 2008 г. начала специализироваться на автомобилях с крюковыми погрузчиками (мультилифтах). В 2012 г. специально для крюковых погрузчиков зарегистрировали торговую марку KROMANN.
«Крюковые погрузчики – узкий сегмент, который и в лучшие годы вряд ли дотягивал до тысячи единиц, и этот узкий сегмент наполняла техника, выполненная по разным европейским стандартам, зачастую несовместимым между собой, – продолжает Сергей. – Проблема в том, что никто из поставщиков, включая отечественных, не считал этот сегмент приоритетным и не был заинтересован в его развитии. С другой стороны, это давало возможность взять инициативу в свои руки, завоевать место на рынке, расширять его, создавать новые ниши, развивая модельный ряд крюковых погрузчиков.
На компанию «Грузавтомаркет» возлагалась задача разрабатывать совместно с производителями крюковые погрузчики марки KROMANN, варианты их исполнения и адаптации к различным шасси, размещать заказы на производство, планировать, сколько и каких погрузчиков выпустить исходя из плана реализации. Специалисты компании подбирали наиболее подходящих европейских производителей, готовых к совместному созданию линейки KROMANN на базе своей продукции, которая была бы оптимальна для российского рынка с точки зрения стоимости и технических параметров».
Так были установлены контакты с польскими и итальянскими производителями, совместно разработана линейка продукции и налажены регулярные поставки комплектов крюковых погрузчиков для монтажа на российские, белорусские и европейские шасси.
«Именно проектированием и изготовлением комплексных, технически и экономически продуманных и скурпулезно рассчитанных готовых решений для конечных заказчиков и занимается Группа Компаний KROMANN. Мы достаточно уверенно чувствуем себя на этом рынке, понимаем его потребности и планируем на 2–3 месяца вперед, – поясняет Сергей. – Мы готовы изучать этот небольшой сегмент рынка, определить оптимальные варианты крюковых погрузчиков, не бояться экспериментировать с ними, отбирать лучшие решения и расширять модельный ряд. А затем развивать рынок, создавая и осваивая новые ниши для техники KROMANN».
Зарубежные производители и пара российских поставляют ограниченное число моделей крюковых погрузчиков в самом массовом сегменте грузоподъемностью 20 и 26 тонн. Они за редким исключением сами не монтируют надстройки на шасси, не изготавливают сменные контейнеры, не взаимодействуют с конечными пользователями и не занимаются развитием новых ниш. Для них крюковой погрузчик – всего лишь дополнительная коммерческая позиция в большой номенклатуре.
«Мы же почти 15 лет занимаемся только крюковыми погрузчиками под собственной маркой KROMANN и предлагаем нашим заказчикам готовые решения для широкого спектра задач, – резюмирует Егор Метелев, коммерческий директор ООО «Грузавтомаркет». – В нестабильных экономических условиях, при отсутствии четкого понимания технических требований и особенностей работы крюковых погрузчиков и мультилифтов, ориентиров в ценообразовании, сроках поставки и условиях гарантии заказчикам сложно самостоятельно прийти к решению по выбору оптимального варианта без помощи специалистов. Порой, начиная с самых дорогих предложений, они доходят до самых бюджетных или вообще дойдут до варианта переоборудования или покупки бывших в эксплуатации машин».
Контроль над монтажом
Первое время у «Грузавтомаркета» не было своего монтажного центра, и поступавшие от европейских производственных партнеров крюковые погрузчики устанавливали на шасси заводы спецтехники, имевшие необходимые одобрения типа ТС. Это распространенная практика со своими достоинствами и недостатками, главный из которых – отсутствие полного контроля над качеством конечного продукта. «Как правило, эти заводы изготавливают широкий спектр спецтехники и не имеют ни заинтересованности работать в узкой нише, ни достаточного опыта в изготовлении мультилифтов. Приходилось контролировать монтаж надстройки на каждое шасси, и мы физически не успевали заниматься этим на разных заводах, – объясняет Сергей. – Так мы пришли к необходимости собственной производственной базы, на которой могли бы монтировать надстройки, при необходимости ремонтировать их, а главное, полноценно заниматься новыми продуктами – разрабатывать новые модели, адаптировать их к различным шасси, экспериментировать».
В феврале 2018 г. «Монтажный центр КРОМАНН Сервис» обосновался в мастерских на территории Борского стекольного завода. Объявили прием на работу механиков и слесарей. Одним из первых в компанию пришел Николай Михеев, который в качестве слесаря освоил весь технологический процесс и уже пять лет руководит производством. Спустя некоторое время сформировалась сплоченная команда умелых слесарей, механиков, инженеров и менеджеров, способных спроектировать и реализовать практически любой запрос клиента на основе крюкового погрузчика и качественно выполнить любую операцию. Людям нравится разнообразная, интересная работа, требующая не только навыков и знаний, но и творческого подхода – каждый день новые задачи.
Достаточно быстро выяснилось, что для такого дела, как крюковые погрузчики, опытный конструктор не просто важен – он необходим. Длительное время наиболее востребованными были шасси КАМАЗ, МАЗ и европейских брендов. Шасси отличаются не только монтажными размерами, но и расположением топливного бака, ящика АКБ, ресиверов и другого навесного оборудования, и если европейские шасси имели специальные отработанные исполнения под монтаж крюкового погрузчика, то камские и белорусские шасси необходимо дорабатывать: обрезать задний свес, переносить навесное оборудование, устанавливать подрамник и т.д.
Знакомимся с главным конструктором компании Иваном Потаниным. Он разрабатывает проекты готовых решений для заказчиков на базе мультилифтов, подбирает оптимальные варианты крюковых погрузчиков, проектирует схемы доработки шасси, а также унифицированные комплекты деталей для доработок. Конструкторское бюро Ивана находится рядом с цехом по соседству с начальником производства, чтобы быть «всегда в теме», достаточно открыть дверь и пройти в цех, чтобы примерить проект на настоящем шасси и получить обратную связь.
Иван рассказывает нам много нового и интересного, например, для чего нужна и как работает система стабилизации крюкового погрузчика. Он показал движение центра масс контейнера при подъеме-опускании и объяснил, как влияет на устойчивость блокировка задней оси шасси или установка заднего опорного ролика, или как проверяется возможность зацепления крюком контейнера, как работает крюковой погрузчик в составе автопоезда, как рассчитывается его фактическая грузоподъемность.
Достаточно часто монтажный центр выполняет такую работу, как переделка автомобиля из самосвала или тягача в крюковой погрузчик. «С такими автомобилями работать непросто, но и отказывать заказчику мы не считаем правильным, – поясняет начальник производства Николай Михеев. – В этом случае прежняя надстройка демонтируется, шасси дорабатывается и устанавливается крюковой погрузчик. Шасси могут быть с разным пробегом, в разном состоянии, как правило, далеком от идеального. Здесь важен не только точный проект, но и квалификация, опыт, аккуратность слесарей, которые должны быть практически универсалами, ведь их работа включает не только слесарные операции, но и сварку, обработку резанием, доработку и наладку электрической, пневматической и гидравлической системы. Наша команда неоднократно доказала, что ей по плечу самые сложные технические задачи. Только полное погружение в тему дает эффективный результат и позволяет спроектировать близкий к идеальному мультилифт с крюковым погрузчиком».
Развитием программы собственного производства стало открытие филиала «МЦ КРОМАНН Сервис» в Набережных Челнах. «Филиал существенно увеличил нашу производственную мощность, – добавляет руководитель компании Сергей Метелев. – Но главное, мы смогли привнести в его молодой коллектив творческий дух нашей борской команды и можем быть уверены, что сложные задачи будут решаться качественно и в срок».
Компания поддерживает запас комплектов крюковых погрузчиков не менее 25–30 единиц в ассортименте и монтирует их по мере поступления шасси на площадках в г. Бор и Набережные Челны. Что касается сторонних монтажных организаций, то компания работает только с проверенными партнерами при соблюдении контроля над качеством монтажа.
Китай как стратегический партнер
За последние два года рынок грузовиков радикально изменился: быстро исчезли востребованные и удобные для монтажа европейские шасси, возник дефицит камских и даже минских шасси. Китайские автопроизводители в разы увеличили поставки, тем не менее спрос на китайские шасси до сих пор превышает предложение. На сегодня наиболее популярны 3- и 4-осные шасси Shacman и FAW.
Проблема китайских автомобилей не только в их многообразии, но и в неготовности шасси к монтажу крюкового погрузчика. В большом количестве ввозят тягачи и самосвалы, тогда как сертификация и поставка шасси для монтажа спецнадстроек отстают. Пока модельный ряд китайских шасси ограничен, выбирают из того, что есть, и дорабатывают. Кроме того, в Россию китайские грузовики идут своим ходом и в монтажный центр могут прийти с повреждениями и неисправностями – разбитыми стеклами и светотехникой, побитым лакокрасочным покрытием, проблемами с электрооборудованием и проводкой и т.д., которые должны быть устранены монтажной организацией до отгрузки заказчику.
В связи с введением экономических санкций и европейские производственные партнеры «Грузавтомаркета» были вынуждены отказать в сотрудничестве, и поставки крюков из Европы постепенно сошли на нет . «Мы как в воду глядели и еще за год до этого начали изучение китайского рынка, провели огромную работу по исследованию производителей КНР, установили контакты и провели переговоры с техническими и коммерческими службами, – рассказывает об этой ситуации Сергей. – Еще до обострения ситуации с Европой успели согласовать с китайской стороной особенности конструкции, линейку крюковых погрузчиков, номенклатуру запасных частей, достигли договоренностей по объемам и отработали логистику. На сегодня мы удовлетворены совместной работой: за прошлый 2023 год китайский партнер поставил 125 крюковых погрузчиков KROMANN, качество которых наши постоянные заказчики высоко оценивают. Сегодня у нас 10 типоразмеров по грузоподъемности, в каждом по 2–4 исполнения с разной рабочей длиной, с высотой крюка 1570, 1430, 1200 и 900 мм, два исполнения по кинематике – слайдинг и артикуляр, два исполнения системы стабилизации с блокиратором рессор и задним опорным роликом. Итого, около 50-ти вариантов позволяют реализовать практически любой запрос заказчика».
KROMANN завтра
Крупнотоннажные 3- и 4-осные шасси хорошо изучены и в значительной степени освоены, но для крюковых погрузчиков есть работа на 2-осных шасси с различной полной массой. «Мы разработали варианты мультилифтов с крюковыми погрузчиками 14 тонн на 2-осном среднетоннажном шасси МАЗ полной массой 20 т для перевозки контейнера объемом до 20 м3, а также на шасси Dongfeng с полной массой 12 тонн, – пояснил Сергей Метелев. – Считаю интересной и перспективной всю линейку средне- и малотоннажных шасси «Компас» и Dongfeng. Здесь нас ждет множество интересных решений, а потенциал этих ниш мы будем развивать своими готовыми решениями».
Уже сегодня ощущается дефицит производственных площадей в Боре и Набережных Челнах. «Мы достигли такого уровня, что можем налаживать на дополнительных площадях отдельные линии для серийного монтажа наиболее востребованных моделей крюковых погрузчиков по отработанной технологии с минимальными затратами времени и таким образом увеличить их реализацию до 200 единиц в год, тогда как «творческая» команда будет заниматься разработкой и выведением в серию новых, фактически индивидуальных проектов, – разъясняет Сергей Метелев. – При подготовке заказчиком технического задания и закупке крюкового погрузчика критически важно общаться с его техническими специалистами, согласовывать тип и модификацию шасси, условия эксплуатации, вид перевозимого груза, исполнение надстройки, характеристики сменных контейнеров, требования к прицепу. Таким образом, налаживаются взаимоотношения с эксплуатантом крюкового погрузчика и канал обратной связи, что помогает работать над замечаниями, совершенствовать продукцию, выделять и тиражировать серийные проекты, работать над новыми, создавать и осваивать рыночные ниши».
Крюковой погрузчик – это не только и не столько техническое решение, но и слаженная работа умелой команды по подбору правильного варианта и монтажа надстройки, которая обеспечит заказчику эффективное выполнение его работ в течение длительного времени. Группа Компаний KROMANN – это такая команда.