Доставка дебутанизатора на Усть-Кутский ГПЗ
Транспортная задача
Компании «ПИК-Транспорт» не впервой перевозить крупногабаритные изделия завода «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш». В августовском номере нашего издания размещен материал о доставке колонны дебутанизатора на «Афипский НПЗ» в Краснодарском крае. Тогда колонну перевозили целиком на автопоезде с опорно-поворотными столами, при этом длина автопоезда превысила 50 метров.
Дорожные условия на маршруте Туймазы – Усть-Кут не позволяли проходить столь длинному автопоезду, поэтому решили разделить колонну на три части длиной по 20 м и диаметром более 4,5 м каждая. Колонну погрузили на три автопоезда:
- две модульные системы Faymonville 2+4 с периметральной постелью и в сцепе с седельно-балластным тягачом MAN 8x4;
- 3-осный полуприцеп Faymonville с фронтальным заездом с низкорамной раздвижной постелью в сцепе с тягачом Scania 6х4.
Длина каждого автопоезда доходила до 40 м, а габаритная высота до 5,15 м. Размеры автопоездов требовали тщательной подготовки к рейсу. «К маршруту готовились полгода, делали спецпроект, получали разрешения, – рассказал Константин Воронцов, генеральный директор «ПИК-Транспорт». – Дополнительные сложности создают участки с ремонтом дороги, мостов и путепроводов. Из Туймазы вышли 17 сентября, а в Усть-Кут прибыли 23 октября. Общая протяженность маршрута составила 4200 км. На протяжении всего маршрута шли с автомобилями прикрытия. Города проходили ночью, по трассе старались идти днем, пользуясь хорошей видимостью. Не самая большая габаритная высота позволяла нам проходить ж.-д. переезды, и в городах приходилось поднимать провода только на отдельных участках, причем это были неконтактные сети».
Есть что вспомнить
Самая простая часть маршрута по обустроенным территориям проходила в его первой половине. Затем протяженный, относительно ровный участок до самого Томска, а ближе к Красноярску начались сопки. «Особенно порадовал объезд города Канска, который представляет собой 6 километров щебеночных буераков – полное бездорожье, – продолжил Константин Воронцов. – Пока строят новый объезд, старый забросили, а движение на нем очень интенсивное, так как фуры через город не пускают. А заезд на этот участок с поворотом на 180° и с перепадом высот. То есть наши полуприцепы волочились брюхом по щебенке, и еще приходилось идти перед машиной пешком с фонариком, убирать отвалившееся от фур железо, чтобы какой-нибудь болт не пробил колесо. Но за ночь этот объезд прошли».
Дистанция между Тулуном и Усть-Кутом изобилует затяжными подъемами, спусками и поворотами в сочетании с узкой дорогой и отсутствием площадок для отстоя. Приходилось сложные участки проходить поочередно: «Было сложно пропускать как встречный транспорт, так и попутный, и одной колонной было проблематично пройти, поэтому сперва провезли макушку и среднюю часть, потом опору, чтобы не создать транспортный коллапс. Фактически два раза ходили от Тулуна через Братск до Усть-Кута», – прокомментировал Константин Воронцов.
Узкая дорога также пролегала по плотине Братской ГЭС, и ночью ее перекрывали, чтобы быстро пройти. Но за Братском предстояло преодолеть три перевала: Видим, Ишим и Хребтовую. «На Хребтовой уже выпал снег, дорога обледенела, и нам пришлось стоять ждать, пока выйдет солнце и подтопит лед, чтобы мы могли двигаться дальше, – пояснил Константин Воронцов. – А в Усть-Куте на монтажную площадку поднимались на 600 метров с помощью бульдозера – после дождей грунтовая дорога совсем раскисла и буксовали даже тягачи с гидротрансмиссией».
Также с предосторожностями проходили пять мостов перед Усть-Кутом. Сами мосты капитальные, с мощными стальными продольными балками, но с деревянной проезжей частью. «Проходить по этим мостам было достаточно рискованно, – пояснил Константин Воронцов. – Невозможно вести машину так, чтобы колеса шли над этими продольными балками, да их и не видно. Но благодаря тому, что масса автопоезда достаточно распределена по длине и ширине, ничего под колесами не «хрумкнуло».
Из Туймазы в Усть-Кут возможна доставка водным транспортом. С территории «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш» реакторы доставят к причалу на реке Белой автомобильным транспортом, где закатывают на плоскодонную речную баржу. Река Белая судоходна в весеннее половодье, и если стартовать в это время, то до конца навигации груз может дойти до Усть-Кута. По реке Белой баржу выводят в Каму, далее в Волгу, по Волге в Рыбинское водохранилище, Онежское озеро и в Беломоро-Балтийский канал. В Беломорске перегрузка на судно ледового класса, чтобы двигаться по Северному морскому пути до устья Лены. В порту Тикси перегрузка на речную баржу, чтобы на ней подниматься до Усть-Кута, где для разгрузки барж методом «ро-ро» построен специальный причал.
В общем, долго, дорого, на трех судах с двумя перегрузками, в зависимости от погоды и доступности флота. «Мы рассматривали вариант с перевозкой водой, – сказал Константин Воронцов. – Но две перегрузки сильно затягивают весь процесс, и возможно, даже не уложиться в одну навигацию».
«Командировка заняла больше месяца, маршрут протяженный, непростой, с приключениями, – сказал в заключение Константин Воронцов. – Ночевали кто где, благо в тягачах двуспальные «номера». Да, эта работа сопряжена с физическим трудом, порой тяжелым, с рисками, требует самых различных навыков и умений, но я бы не променял ее ни на какую другую.
Пользуясь случаем, хочу поздравить сотрудников и читателей журнала «Основные Средства», а также коллег с наступающим Новым 2024 Годом и пожелать им воплощения их планов и желаний!»