«Компас» указывает верное направление
Тест-драйв грузовиков линейки «Компас»
Хорошо составленная программа тест-драйва позволила приглашенным журналистам ознакомиться с грузовиками на шасси «Компас 5», «Компас 9» и «Компас 12», оснащенными изотермическими фургонами (и в одном случае шторно-бортовой платформой) от разных копаний-застройщиков.
Представители СМИ имели возможность проверить динамику груженых фургонов («Компас 5» – груз 2 т, «Компас 9» – 5 т и «Компас 12» – 6 т) при преодолении подъемов 6 и 8% и движение на спуске 4%, прохождение поворотов. На автомобилях без груза выполнялись короткие разгоны, маневрирование (прохождение «змейки») и «заезд задним ходом в гараж».
Все представленные автомобили имели дизельные двигатели с турбонаддувом, колесную формулу 4х2 и были оснащены системой круиз-контроль. Кабины (в вариантах шириной 1995 и 1725 мм) были укомплектованы: многофункциональным дисплеем, регулируемым сиденьем водителя, кондиционером, аудиосистемой, электростеклоподъемниками, системой обогрева наружных зеркал заднего вида, центральным замком, рулевой колонкой, регулируемой по вылету и углу наклона. Подвеска кабины 4-точечная, спереди на торсионе, сзади на упругих элементах. Рулевое управление снабжено гидроусилителем. Все автомобили имели механические коробки передач (5- или 6-ступенчатые), сухое однодисковое сцепление, одноступенчатый моторный тормоз и функцию удержания автомобиля на уклоне (помощь при трогании на подъеме).
В базовой комплектации грузовиков линейки «Компас» – галогеновые фары, дневные ходовые огни, спинка-столик центрального сиденья, запирающаяся крышка топливного бака, предупредительный звуковой сигнал заднего хода (синхронизированный с передачей заднего хода), выключатель массы, индикатор непристегнутого ремня безопасности и т.д.
Некоторые технические характеристики тестовых грузовиков представлены в таблицах.
Параметр | изотермический фургон, застройщик «СибЕвроВэн» | изотермический фургон, застройщик «Промавто» | шторно-бортовая платформа, застройщик «Рустрак» |
Полная масса, кг | 3490 | ||
Кабина | двухместная, без спального места, ширина 1725 мм | ||
Двигатель, мощность | двигатель КАМАЗ 580.10-120 рабочим объемом 2,2 л, мощностью 122 л.с., предпусковой электроподогреватель в масляном поддоне, топливный фильтр с обогревом и датчиком наличия воды | ||
Коробка передач | механическая, 5-ступенчатая | ||
Тормозная система | гидравлическая, передние – дисковые, задние – барабанные, с системами ABS, система курсовой устойчивости ESC | ||
Подвеска шасси | зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах с гидравлическими амортизаторами | ||
Рама | лестничного типа, переменного сечения, с надрамником под фургон | ||
Вместимость фургона, м3 | 18 | 17,12; с усиленной теплоизоляцией, 8 европалет | габаритные размеры платформы 4600х2300х2200, тент из импортной ткани, борта – анодированный алюминий, высота 400 мм |
Параметр | изотермический фургон, застройщик «АМЗ» | изотермический фургон, застройщик «СибЕвроВэн» | изотермический фургон, застройщик «АМЗ» |
Полная масса, кг | 9500 | ||
Грузоподъемность шасси, кг | 6360 | ||
Кабина | двухместная, без спального места (по заказу – со спальным местом) | ||
Двигатель, мощность | Cummins ISF с турбонаддувом, рабочий объем 3,8 л, мощность 152 л.с.; предпусковой электроподогреватель, топливный фильтр с обогревом и датчиком наличия воды | ||
Коробка передач | механическая, 6-ступенчатая | ||
Тормозная система | пневматическая, передние и задние – барабанные, с ABS, с противобуксовочной системой ASR, системой курсовой устойчивости ESC | ||
Подвеска шасси | зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах, с телескопическими гидравлическими амортизаторами передней и задней оси | ||
Рама | лестничного типа с лонжеронами постоянного сечения | ||
Вместимость фургона, м3 | 29,18; 12 европалет | 21,6; 10 европалет | 22; 10 европалет |
Параметр | изотермический фургон, застройщик «СибЕвроВэн» | изотермический фургон, застройщик «REFАвто» | изотермический фургон, застройщик «АМЗ» |
Полная масса, кг | 11 990 | 11 990 | 11 990 |
Грузоподъемность шасси, кг | 7860 | 7960 | 7760 |
Кабина | двухместная, со спальным местом | ||
Двигатель, мощность | Cummins ISF с турбонаддувом, рабочий объем 3,8 л, мощность 166 л.с.; предпусковой электроподогреватель, топливный фильтр с обогревом и датчиком наличия воды | ||
Коробка передач | механическая, 6-ступенчатая | ||
Тормозная система | пневматическая, передние и задние – барабанные, с антиблокировочной системой ABS, системой курсовой устойчивости ESC, противобуксовочной ASR | ||
Подвеска шасси | зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах | ||
Рама | лестничного типа с лонжеронами постоянного сечения | ||
Вместимость фургона, м3 | 35,9; 15 европалет | 29; 12 европалет | 37,73; 16 европалет |
Впечатления от тест-драйва
Для автомобилей данного класса динамика у груженых автофургонов вполне удовлетворительная, подъемы автомобили преодолевали уверенно, и ход довольно мягкий несмотря на рессорную подвеску. Отклик на движения руля отличный. Переключение передач у 5-ступенчатой коробки передач безупречное. Курсовая устойчивость удовлетворительная. Крены при поворотах минимальные. Эффективность моторного тормоза зависит от того, на какой передаче он включается. Если на 5-й передаче моторный тормоз не мог поддерживать постоянную скорость при движении автомобиля «Компас 12» с грузом 6 т под уклон 4%: на небольшом участке пути скорость автомобиля, движущегося накатом с включенным моторным тормозом, увеличилась с 40 до 55 км/ч, то при включении 4-й и особенно 3-й передачи моторный тормоз затормаживал автомобиль весьма эффективно и уверенно удерживал скорость автомобиля 40 км/ч на упомянутом уклоне. Вывод: для езды в городе среднетоннажные грузовики «Компас» вполне пригодны.
Отмечу несколько нечеткое переключение передач у 6-ступенчатой «механики» на грузовике «Компас 12», и при движении этого грузовика по прямой приходилось периодически подправлять направление. Надеюсь, что это особенность одного конкретного автомобиля, так как на остальных тестовых грузовиках таких замечаний не было.
Спальное место в кабине по наследству от «китайских родителей» узкое – 400 мм, но вероятно, со временем завод по просьбам потребителей увеличит ширину.
Прочие надстройки
Следует заметить, что кроме изотермических фургонов и бортовых тентованных платформ на шасси КАМАЗ «Компас» монтируется с множеством других надстроек: фургоны рефрижераторные и промтоварные, бортовые платформы с КМУ либо без манипулятора, эвакуаторы, мусоровозы, топливозаправщики, самосвалы, мультилифты и др.
На КАМАЗ «Компас» действует гарантия на 3 года либо на 200 тыс. км пробега.
Несмотря на то, что линейку «Компас» начали выпускать недавно (премьера состоялась в 2021 году), эти грузовики уже являются одними из лидеров по популярности на отечественном рынке среднетоннажных автомобилей и шасси.
Пока много компонентов китайских, но в планах завода полная локализация производства «Компасов» в России и дальнейшая адаптация их к условиям и требованиям российских потребителей.
В общем, тест-драйв оставил хорошее впечатление. «Компас», оправдывая свое название, указывает верное направление развития отечественных среднетоннажных грузовиков. Можно уверенно сказать: «Компас» – в добрый путь»!