Танк с ковшом
Как обслуживать мини-экскаватор при низких температурах
«Танк с ковшом» – так назвал мини-экскаватор один из опрошенных нами экспертов. Так он хотел подчеркнуть несокрушимую крепость конструкции на гусеничном ходу и способность неутомимо трудиться – то, что сближает эти две совершенно разные машины. При правильном уходе с регулярным обслуживанием и смазкой мини-экскаватор, так же как грозный танк, способен прослужить длительное время в чрезвычайно суровых условиях.
Если в процессе работы внезапно вышел из строя ваш мини-экскаватор, то в 99% случаев это произошло по недосмотру (техобслуживание проводилось нерегулярно и не в полном объеме: не проверили, не отрегулировали, не подтянули, не смазали, не долили) и лишь в 1% случаев это производственный брак или не зависящие от вас внешние факторы.
Пожалуй, особенно сложным для эксплуатации мини-экскаватора является зимнее время с бросками температуры из минуса в плюс и обратно, снегом, гололедом и раскисшей грязью. Как вам следует позаботиться о своих мини-экскаваторах в эту пору? Вот несколько полезных советов от специалистов.
Экономичные и мощные двигатели, гидросистемы с импортными компонентами, маневренность и надежность делают экскаваторы XCMG хорошим помощником в земляных работах небольшого объема.
В кабинах мини-экскаваторов XCMG операторам создаются комфортные условия работы, поддерживается микроклимат. Управление осуществляется джойстиками, имеется система самодиагностики, которая выводит на экран монитора предупреждения о неисправностях и издает аудиосигналы.
Смазочные материалы, охлаждающая жидкость, топливо
Затраты на приобретение компактного экскаватора окупятся гораздо быстрее, если использовать машину круглый год. Чтобы обеспечить надежную работу вашей техники в самые холодные месяцы, важно принять основные меры по техническому обслуживанию. Во-первых, убедитесь, что вы используете жидкости, соответствующие ожидаемым температурам и условиям.
В холодный период, когда температура опускается к нулю и ниже, первым шагом является использование моторного масла, охлаждающей жидкости и дизельного топлива, подходящих для эксплуатации в холодную погоду. Моторное масло должно иметь вязкость, соответствующую ожидаемой температуре окружающей среды, как указано в руководстве по эксплуатации машины. Кроме того, проверьте характеристики (содержание антифриза и воды, температура замерзания) охлаждающей жидкости двигателя, чтобы убедиться, что она соответствует ожидаемым температурам. Использование зимнего дизельного топлива (или в крайнем случае зимних присадок-антигелей к топливу) позволяет предотвратить загустевание (в виде желе) и выпадение парафина (блокирующего фильтр и трубопроводы) из топлива при сильном морозе.
Компания располагает собственным штатом конструкторов и собственным производством. Техника собирается под индивидуальные задачи клиента. Все шарнирные соединения изготавливаются по современной технологии, обеспечивающей долговечность и качественную работу техники. Металл поставляет ПАО «ММК» (г. Магнитогорск).
Полноповоротный гусеничный экскаватор RED RBX 15 эксплуатационной массой 1200 кг оснащается двигателем мощностью 20 кВт, поворотной стрелой и резиновыми металлокордными гусеницами, способен копать на глубину 1,8 м. Габаритная ширина экскаватора 900 мм позволяет проникать в очень узкие места. Кабина теплая, управление осуществляется джойстиками.
Трансмиссионное масло
О коробке передач, поворотном редукторе и бортовых редукторах, одних из наиболее важных агрегатов, от которых зависит производительность компактного экскаватора, часто забывают, когда выполняют техническое обслуживание. И совершенно напрасно: эти компоненты компактных экскаваторов могут быть небольшими по размерам, но стоить почти так же дорого, как у полноразмерных машин, поскольку они состоят из таких же деталей. Коробки передач в мини-экскаваторах некоторых производителей могут выходить из строя уже через 1500–3000 моточасов. Поэтому их нужно беречь.
Излишне говорить, что нужно регулярно проверять уровень масла в названных агрегатах. Кроме того, трансмиссионное масло не должно быть летнего сорта. Это должен быть всесезонный сорт или зимний, если по вашим расчетам трансмиссионное масло должно будет выработать свой ресурс за холодный период. В зависимости от производителя мини-экскаватора трансмиссионное масло в коробке передач, ботовых редукторах и поворотном редукторе требуется заменять с интервалом примерно 1000 моточасов.
В большинстве случаев вы можете быстро заменить масло в картерах указанных агрегатов, так как обычно объем масла в них невелик. Например, в коробке передач объем трансмиссионного масла составляет литр или меньше. Поэтому данная операция технического обслуживания потребует небольших затрат, но они сторицей окупятся в будущем.
Масло в гидросистеме
Убедившись, что двигатель компактного экскаватора надежно защищен от зимних морозов правильно подобранным к погодным условиям маслом, охлаждающей жидкостью и топливом, владелец должен проверить уровень в бачке и состояние гидравлического масла, и делать это надо регулярно.
«Если гидравлическое масло выглядит пригоревшим, имеет темный или какой-либо ненормальный цвет, замените его, – рекомендуют специалисты. – По мере старения масла и воздействия высоких рабочих температур его вязкость снижается, и оно хуже защищает трущиеся поверхности жизненно важных компонентов гидравлического оборудования мини-экскаватора. Немедленно слейте масло, если оно кажется похожим на молоко, что является признаком наличия в масле воды. Это может привести к серьезному повреждению компонентов гидравлической системы».
Прицепной мини-экскаватор J8 серийно производится на собственных производственных площадях компании в Твери. Новизна мини-экскаватора J8 заключается в облегченной и прочной раме, разработанной конструкторами «Армстил» и изготовленной из российского металла. В результате масса мини-экскаватора (с упорами и колесами) получилась равной 340 кг – это легче иностранных аналогов на 150–300 кг, без потери функциональных возможностей и производительности при копании. Такая конструкция обеспечивает легкость транспортировки мини-экскаватора – один человек может разобрать его и погрузить для перевозки в стандартный прицеп, а на месте проведения работ так же без проблем собрать его в единую конструкцию.
Еще одним новым решением в конструкции является расположение гидроцилиндров. Гидроцилиндры поворота стрелы расположены сбоку рамы таким образом, что если рама опускается низко, то цилиндры не касаются земли. В продукции других производителей цилиндры расположены под рамой и из-за постоянного соприкосновения с землей быстро выходят из строя.
Угол поворота стрелы: 150°. Мощность двигателя Lifan: 9,6 кВт. Глубина копания: 2000 мм. Высота подъема ковша: 1900 мм. Емкость ковша: 0,025 м3.
Аккумулятор
При отрицательных температурах окружающего воздуха электролит внутри аккумуляторной батареи частично теряет свои эксплуатационные характеристики. Уровень заряда аккумулятора быстро падает. При 0 °С аккумуляторы могут терять до 35% своей емкости и до 60% емкости при –20 °С. А при низком заряде электролит может и вовсе замерзнуть, и АКБ выйдет из строя.
Чтобы этого избежать, перед наступлением холодов рекомендуется тщательно зарядить аккумуляторную батарею и постоянно контролировать уровень заряда.
Если мини-экскаватор будет стоять достаточно длительное время (например, целую ночь или дольше) без работы на улице при отрицательных температурах, рекомендуется снять аккумулятор и занести его в отапливаемое (но не очень теплое!) сухое помещение.
Мини-экскаваторы LiuGong выполнены на самом современном уровне, даже «младшая» модель в линейке – 9018F – комплектуется полноценной кабиной с улучшенным обзором и системой ROPS/FOPS, в системе управления есть функция автоматического регулирования оборотов холостого хода двигателя, а производительность гидросистемы регулируется в зависимости от нагрузки.
Даже у самых больших мини-экскаваторов в линейке платформа и цилиндр при поворотах остаются в пределах габаритов гусениц, имеется функция плавающего положения стрелы.
Остекление кабины
Мини-экскаваторы работают вплотную к стенам зданиям, в тесноте между деревьями и кустами и т.п. В таких условиях не удивительно, что операторы этих машин довольно часто сталкиваются с проблемой разбитых стекол. А в зимнее время это превращается в настоящую беду.
Если экскаватор импортный, то ждать запасного стекла придется довольно долго. Но к счастью, в нашей стране уже неплохо налажено импортозамещение стекол. Появилось много специализированных производств, на которых могут изготовить на заказ практически любое стекло за разумные деньги и приемлемый срок: одну-две недели. Предлагают на выбор тип стекла, тонировку, шелкографию. Пока изготавливают стекло, временно можно вырезать замену из поликарбоната или оргстекла и снова использовать мини-экскаватор в работе.
Мини-экскаватор GEOGRID 20D – самоходный, гусеничный, есть комплектации с кабиной (с отопителем), опорно-поворотным механизмом и поворотной рукоятью. Предлагаются исполнения «Бюджет», «Стандарт» и «Премиум». Масса – 2300–2500 кг, мощность двигателя – 20 кВт, высота выгрузки – 3,3 м, глубина копания – 3 м, емкость ковша – 0,06 м3.
Мини-экскаватор GEOGRID 15G – колесный, прицепной, c двигателем мощностью 11 кВт, без кабины. Рукоять поворотная. Глубина копания 1,5–2,2 м (в зависимости от исполнения), высота выгрузки – 2,5 м, емкость ковша – 0,02 м3, ширина ковша – 200 мм. Машина весит всего 550 кг поэтому может легко транспортироваться даже на легковом автомобиле.
Также есть мод. GEOGRID 20G-P, имеются комплектации с кабиной (с отопителем) и ОПУ. У мод. GEOGRID 20G кабина открытая без каркаса безопасности, без ОПУ, без поворотной рукояти.
Распространенные ошибки, допускаемые при эксплуатации компактного экскаватора зимой
Кроме выполнения приведенных выше инструкций по техническому обслуживанию мини-экскаваторов зимой, операторы, использующие эти машины в течение всей зимы, могут сократить дорогостоящие простои, избежав нескольких распространенных ошибок.
Ошибка № 1. Оставлять после рабочей смены грязь в ходовой части. Отложения загрязнений, оставшиеся в ходовой части между роликами, опорами и гусеницами, могут замерзнуть за ночь, что будет препятствовать вращению поддерживающих и опорных катков на следующее утро. На заклинивших катках также могут протираться плоские «площадки» движущейся стальной гусеничной лентой. Также изнашиваются и поверхности звеньев гусеничной ленты, соединительных пальцев и втулок, ведущего колеса и ленивца. Из-за одного заклинившего катка страдают все узлы ходовой части, и срок их службы сокращается. Если гусеницы резиновые, в основном протираться будут они. В мороз перед началом работы обязательно проверяйте, не заблокировались ли катки. Отогреть их можно газовой горелкой, только осторожно!
Замерзшая и засохшая грязь может заполнять впадины зубьев ведущих колес, и натяжение гусениц увеличится. Это может привести к выходу из строя ленивцев и самой цепи. Мерзлая грязь может блокировать шарниры гусеничных звеньев, они перестают вращаться, и это вызывает ускоренный износ пальцев и втулок траков.
Поэтому очень важно ежедневно после работы очищать и отмывать ходовую часть мини-экскаватора. А если работать приходится с исключительно липким или абразивным грунтом, например глиной, возможно, чистить придется и посреди смены. При работе на склонах грязь преимущественно скапливается на узлах, находящихся впереди по направлению движения машины. К тому же очистка позволяет осмотреть узлы и детали, проверить их люфты, степень износа и выявить потерявшиеся детали.
Если обнаружится лужа трансмиссионного масла под бортовой, это не обязательно фатальная поломка. Возможно, в манжету картера попала грязь. Такое часто бывает в холодное время, когда экскаватор работает в вязком грунте, а потом замерзнет. Достаточно разобрать и почистить бортовой редуктор.
Грязь также может прилипнуть к штокам гидроцилиндров (в том числе гидроцилиндров натяжителей гусениц) и повредить их уплотнения. После работы штоки нужно тщательно отмывать от загрязнений и вытирать насухо ветошью. Во время стоянки, если возможно, оставляйте штоки гидроцилиндров в вытянутом положении.
Ошибка № 2. Оставлять экскаватор на влажной земле на открытом воздухе при отрицательных температурах. Если оставить экскаватор на открытом воздухе при низких температурах на ночь, гусеницы могут примерзнут к земле (особенно стальные). Старайтесь оставлять машину на ночь на сухом месте. Хорошо, если будет возможность, установить технику на деревянные брусья, бордюрные камни, бетонную плиту и т.п. Чтобы продлить жизнь бортовой, не пытайтесь отрывать примерзшие к земле гусеницы резкими движениями. И не забудьте полностью опустить стрелу экскаватора, а все органы управления перевести в нейтральное положение.
Двигатели бензиновые и дизельные мощностью от 9 до 15 л.с. (на выбор). Эксплуатационная масса 520–532 кг. Высота выгрузки – 1700 мм. Глубина копания – 2,3 м. Емкость ковша – 0,035 м3. Возможна установка гидробура, гидромолота, специального ухвата (мини-экскаватор может использоваться как мини-погрузчик за счет специальных ухватов, например, при демонтаже домов). Ходовая часть оснащается полноценной пружинной подвеской.
Кроме того, с 2017 г. производятся навесные экскаваторы для тракторов различных российских и китайских брендов. Экскаваторы работают от вала отбора мощности и монтируются на стандартную трехточечную навеску. Новая модель снабжена гидролапами (упорами) для удобства работы.
Ошибка № 3. Не сливать воду из топливного фильтра-отстойника и топливного бака. В любое время и в любом климате операторы компактных экскаваторов должны ежедневно сливать воду из топливного фильтра-отстойника (выкручивая пробку сливного отверстия), чтобы в топливе не могла остаться вода. Вода в топливе может привести к повреждению системы топливоподачи высокого давления и всего двигателя, что приведет к дорогостоящему ремонту.
И более всего важно делать это зимой, потому что при отрицательных температурах вода, содержащаяся в топливе (если ее достаточно много), может замерзнуть в топливопроводах. Это приводит к уменьшению подачи топлива или к полной остановке двигателя.
Кроме того, рекомендуется не реже раза в месяц сливать воду из топливного бака (через дренажный кран), чтобы предотвратить ее замерзание.
Элементы конструкции (рама, стрела и т.д.), подвергающиеся наибольшим нагрузкам, усилены.
Все мини-экскаваторы оснащены кабинами с защитной конструкцией ROPS, установленными на демпферных опорах из силиконовой резины. Кабины оснащаются кондиционером и отопителем, дисплеем, на котором помимо основной информации также можно настраивать рабочий режим, скорость передвижения или навесное оборудование. Информация о плановом техническом обслуживании также сохраняется в меню, управление осуществляется джойстиками, имеется функция автоматического уменьшения оборотов холостого хода.
Производительность гидросистемы регулируется в зависимости от нагрузки. Расход потока в контуре навесного оборудования также регулируется. Гусеничные ленты резиновые или стальные. Гусеницы раздвижные. Имеется централизованная система смазки.
Ошибка № 4. Отводить мало времени на прогрев двигателя и гидросистемы. После пуска двигатель должен некоторое время поработать на холостом ходу, чтобы масло прогрелось до рабочей температуры. Причем зимой времени для прогрева требуется дольше обычного. «Дайте двигателю поработать на холостом ходу минут пять или больше, если температура воздуха очень низкая, – объясняет эксперт. – Затем постепенно увеличивайте его обороты».
Слишком быстрое увеличение оборотов непрогретого двигателя при отрицательных температурах воздуха может привести к повреждению двигателя: при резком наборе оборотов густое непрогретое масло не успевает дойти до некоторых отдаленных узлов и агрегатов двигателя (например, таких как турбонагнетатель), в них не будет достаточного давления, и трущиеся детали могут повредиться. Перед прогревом утеплите передние панели радиатора и маслоохладителя. Уберите утеплитель после того, как мотор окончательно прогреется.
Кроме того, постепенно начинайте двигать гидравлическое оборудование, чтобы масло в гидросистеме прогрелось, прежде чем приступить к работе.
Ошибка №5. Использование эфира или пусковой жидкости. Специалисты по современным мини-экскаваторам категорически не рекомендуют использовать эфир или пусковую жидкость (в состав которой тоже входит эфир). Если оператор настаивает, что без пусковой жидкости холодный двигатель не заводится, скорее всего, что-то не так с двигателем или следовало использовать предпусковой подогреватель блока двигателя. Пусковая жидкость способствует резкому увеличению рабочего давления в цилиндре, что может привести к растрескиванию или расплавлению поршня, а также к другим поломкам.
«Установите предпусковой подогреватель блока цилиндров и включайте его на ночь, – рекомендуют специалисты. – Предпусковой подогреватель блока цилиндров будет поддерживать положительную температуру охлаждающей жидкости в течение всего времени стоянки мини-экскаватора (всей ночи) и значительно облегчит пуск двигателя на следующее утро».
Управление производится электрогидравлическими джойстиками на подлокотниках сиденья. Производитель использует в своей технике гидравлическую систему с мощным аксиально-поршневым гидравлическим насосом и высококачественные компоненты от мировых производителей, таких как Kubota, Yanmar, Japan Eaton, Nachi и др.
Ошибка № 6. Забывать про натяжение гусениц. Часто упускаемый из виду пункт технического обслуживания компактных экскаваторов – натяжение гусениц. Большинство моделей оснащены резиновыми гусеницами, натяжение которых особенно важно правильно регулировать, чтобы свести к минимуму износ гусениц и их компонентов, т.е. обеспечить максимальный срок службы. Зимой на резиновые гусеницы оказывается наиболее серьезное отрицательное воздействие: экстремальные холода, снег, лед и неровности грунта, поэтому рекомендуется относиться к их техническому обслуживанию особенно скрупулезно.
В случае ослабления натяжения износ гусеницы ускоряется, что может привести к незапланированному простою мини-экскаватора и остановке работы, пока не будет смонтирована новая гусеница. С другой стороны, слишком сильное натяжение гусеницы приведет к разрыву резины и значительно увеличит износ других компонентов ходовой части, включая тяговые двигатели, звездочки и передние направляющие, увеличению расхода топлива. Операторы должны всегда справляться в руководстве по эксплуатации и регулярно измерять прогиб гусеницы, чтобы убедиться, что гусеницы натянуты правильно.
Эксплуатационная масса агрегата – 420 кг, вместимость ковша экскаватора – 0,028 м3, глубина копания – 1830 мм, высота разгрузки – 1630 мм, вылет ковша на уровне грунта – 2350 мм. Стрела поворотная, угол поворота 170°.
Владельцам и операторам мини-экскаваторов стоит запомнить: при правильном уходе компактные экскаваторы способны работать круглый год в самых суровых условиях. И ключевые слова здесь: «при правильном уходе»!