Выбираем оптимального работника (часть 2)
Сравниваем мини-погрузчики, мини-экскаваторы и экскаваторы-погрузчики
Часть 1 Часть 2
Если все необходимые работы на объектах сможет выполнить экскаватор-погрузчик в самой простой базовой комплектации, очевидно, нет смысла выбирать модель со многими ненужными опциями. Заранее продумайте, будет машина эксплуатироваться преимущественно как экскаватор или больше как погрузчик, и в соответствии с этим подбирайте комплектацию.
Хороший обзор – еще одно преимущество экскаватора-погрузчика. Оператор в кабине находится довольно высоко, и у него более широкое поле обзора, чем у оператора погрузчика с бортовым поворотом.
Ряд экскаваторов-погрузчиков состоит из трех моделей (есть равноколесные и неравноколесные) эксплуатационной массой от 7750 до 8900 кг.
Все модели оснащаются двигателями Perkins с турбонаддувом, двухступенчатой очисткой воздуха на впуске и системой форсажа (кратковременного повышения мощности). Производитель предлагает много опций: телескопическая рукоять ковша экскаватора, полноприводная трансмиссия и т.д.
Линейка погрузчиков с бортовым поворотом Hyundai HSL включает в себя модели эксплуатационной массой 2690 и 3355 кг, грузоподъемностью 650 и 860 кг. Машины комплектуются двигателями Kubota, автоматической трансмиссией, рулевым управлением с электронным гидравлическим усилителем, развивают скорость до 11,5 км/ч.
В производственной программе Hyundai присутствует обширный ассортимент экскаваторов: гусеничные полноразмерные эксплуатационной массой от 11 200 до 87 600 кг, колесные массой от 13 700 до 21 200 кг и мини-экскаваторы массой от 1087 до 8350 кг и емкостью ковша от 0,015 до 0, 280 м3.
Мини-экскаваторы комплектуются двигателями Yanmar. В комфортабельной кабине устанавливается система климат-контроля и защита FOPS, многофункциональный дисплей 7", компьютерные системы управления и контроля.
Строительство объектов инфраструктуры. По словам наших специалистов, более высокая скорость перемещения делает экскаваторы-погрузчики наиболее подходящими для строительства объектов инфраструктуры. Благодаря более высокой скорости машина может быстро переезжать по улицам города и дорогам с одного объекта на другой. Экскаватор-погрузчик может копать грунт, загружать в автомобили различные материалы, а также использоваться в качестве машины для уборки и расчистки территории.
Нужно помнить, что высота подъема фронтального ковша больше у равноколесных экскаваторов-погрузчиков по сравнению с неравноколесными моделями. Учтите: чем больше диаметр передних колес, тем больше высота подъема погрузчика. У передних колес «равноколесника» несущая способность выше, чем у «разноколесника», т.е. погрузчик может поднять больший груз. Немаловажный фактор – взаимозаменяемость всех колес в случае повреждений: можно иметь одно запасное колесо на несколько машин, работающих недалеко друг от друга.
Неравноколесные модели на сегодняшний день составляют бóльшую часть парка экскаваторов-погрузчиков в России. Они отличаются более низкой ценой и отличной обзорностью с места оператора, а также меньшим радиусом разворота. Рекомендуется использовать неравноколесные экскаваторы-погрузчики в условиях города и на твердых грунтах, т.к. по слабому грунту маленькие передние колеса проходят с трудом.
Гидравлическая система Gasappa (Италия), гидрораспределители Husco (США). Универсальное гидравлическое соединение обеспечивает подключение любого сменного навесного оборудования: гидромолотами; погрузочными вилами; различными ковшами; рыхлителем; гидробуром, вибротрамбовкой и т.д.
Кабина комфортная, с защитой ROPS/FOPS. Управление осуществляется джойстиками или рычагами в зависимости от комплектации. В качестве дополнительного оборудования предлагаются кондиционер, телескопическая стрела.
Также следует подумать, потребуется ли вам выполнять различные сезонные работы. В дополнение к более высоким скоростям движения по дорогам строители отметили, что в весенне-летний период экскаваторы-погрузчики идеально подходят для выполнения коммунальных работ и выемки траншей, а зимой могут убирать и складывать в кучи снег, а также загружать соль в автомобили-пескосолеразбрасыватели. И в этом случае экскаваторы-погрузчики могут самостоятельно переезжать с одного места уборки на другое, тогда как для перевозки других коммунальных машин потребовались бы прицеп и тягач.
Однако другой специалист-строитель отметил, что для выполнения некоторых работ на инфраструктурных объектах, таких как расчистка канав и пространств под мостами, экскаваторная стрела экскаватора-погрузчика может не иметь вылета необходимой величины и к тому же не может поворачиваться по окружности, как у обычного экскаватора. Это следует помнить и учитывать.
Один ветеран строительной отрасли заметил, что в последнее время заказчики все чаще включают в договор как обязанность исполнителя и уборку мусора после завершения работ. А для такой уборки очень удобен многофункциональный погрузчик с бортовым поворотом – он может ковшом и отвалом сгрести мелкий бетонный бой и отходы, и щеткой подмести пыль и песок, и гидромолотом раздробить крупный осколок бетонной плиты, и т.д
Собственный сервисный центр «ДСТ-Волга» со штатом 10 специалистов и тремя автомобилями техпомощи выполняет обслуживание различной спецтехники и ремонт любой сложности, вплоть до капитального. Мастера могут оперативно выехать на место эксплуатации машины. На текущий день уже подписано более 185 договоров на сервисное (гарантийное) и постгарантийное обслуживание техники с ведущими дорожно-строительными и строительными организациями.
Компания гарантирует клиентам оптимальную стоимость машин, предлагает комплексные решения задач с подбором техники и оборудования в соответствии с конкретными условиями работ.
«ДСТ-Волга» предлагает многофункциональный мини-погрузчик с бортовым поворотом ЧЕТРА МКСМ-1200А-1 с ковшом емкостью 0,7 м3 и грузоподъемностью 1200 кг. Для этой машины производитель предоставляет широкую линейку сменного навесного оборудования. Каркас кабины соответствует требованиям безопасности FOPS/ROPS. По заказу машина может оборудоваться автономным отопителем, предпусковым подогревателем двигателя и функцией повышения мощности гидросистемы High Flow. Предлагается также новая модификация модели в комплектации «премиум», главное преимущество которой новая стрела с вертикальной траекторией подъема. Благодаря этому высота подъема ковша увеличилась на 600 мм, а запас грузоподъемности повысился на 20%.
Мини-погрузчик Beaver WS50 массой 3000 кг и г/п 850 кг производится в КНР по лицензионной технологии модели Bobcat 180, которая была «хитом» до 2010 г. Недорогая, простая и надежная машина с механическим ТНВД и управлением рычагами. Двигатель дизельный 49,6 л.с. – Kubota, Xinchai или Yanmar. Высота подъема – 3000 мм. Имеется система выравнивания ковша при подъеме. Развивает скорость до 12 км/ч. Гидронасосы: Danfoss тандемный аксиально-поршневой на ходовую, Permco шестеренчатый на рабочее оборудование (65 л/мин).
Гусеничный мини-погрузчик BAWOO BTL350 из Южной Кореи имеет высокое качество при доступной цене. Масса машины – 4460 кг, г/п – 1350 кг, с вертикальным подъемом стрелы. Высота подъема – 3244 мм. Емкость ковша – 0,5 м3. Двигатель Kubota развивает мощность 84,5 л.с. Насос Bosch Rexroth обеспечивает поток в гидросистеме 72,5 л/мин. Максимальная скорость погрузчика – 12,9 км/ч. Электрогидравлические джойстики дают возможность одновременно управлять движением погрузчика и работой навесного оборудования, что на 30% увеличивает производительность оператора и позволяет экономить топливо. Кабина одна из самых просторных в классе, на 15% вместительнее, чем у аналогичных машин. Оператору обеспечивается прекрасный обзор.
Коммунальные работы. Для коммунальных работ машину подбирают в зависимости от необходимой глубины копания и объема работ. По словам экспертов, мини-экскаваторы популярны у коммунальных организаций, обслуживающих частный жилой сектор, эти машины выбирают для прокладки оптоволоконных кабелей и прокладки траншей, а экскаваторы-погрузчики больше подходят для работ с канализацией. «Для ремонта канализации обычно используют экскаваторы-погрузчики, которые обладают соответствующей грузоподъемностью и могут опускать ковш в траншею на нужную глубину», – заметил один из выступавших.
С марта нынешнего года предприятие попало в непростую ситуацию, т.к. производство является локализованным примерно на 70% изготовлением моделей компании Bobcat. Часть важных компонентов (двигатели, мосты и трансмиссия) поступали из-за границы. Однако, к счастью, эти модели Bobcat создавала совместно с турецкой компанией Çukurova и руководству завода уже удалось договориться с турецкими партнерами, а также с производителями из других стран (например, с белорусским ММЗ) о поставках комплектующих. Производство экскаваторов-погрузчиков не остановилось, хотя ЕлАЗ и понесет в этом году определенные убытки. Вместо запланированных 480 машин будет собрано 280.
Эксплуатационная масса экскаваторов погрузчиков ELAZ: от 7,8 до 8,84 т, мощность двигателя 74,5–82 кВт, глубина копания 5800 мм, высота разгрузки экскаватора 4700 мм, грузоподъемность погрузчика 3,8 т.
Однако некоторые строители считают, что наиболее экономично копать траншею компактным или мини-экскаватором, а засыпать ее потом при помощи погрузчика с бортовым поворотом. Другие же распределяют работу так: экскаватор-погрузчик роет траншею, бригада рабочих монтирует инженерные коммуникации, а завершает работы вновь экскаватор-погрузчик, засыпая траншею.
Удобно и техническое обслуживание машины: капот снимается полностью, откидывается кабина, снизу есть дополнительный люк доступа к гидроприводу.
Управление машинами осуществляется джойстиками. Траектория подъема ковша радиальная. Имеется функция автоматического выравнивания ковша при подъеме и опускании. Машины полностью оборудованы для движения по дорогам общего пользования и соответствуют требованиям законодательства РФ.
В 2022 г. выпускаемые мини-погрузчики оснащаются двигателем воздушного охлаждения КМZ 3D50, которые собираются на Курганмашзаводе.
Для выполнения землеройных работ большего объема на открытых пространствах может быть выгоднее использовать мини-экскаваторы вместе с погрузчиками с бортовым поворотом или компактными гусеничными погрузчиками. «Вам может понадобиться выполнять две задачи практически одновременно: мини-экскаватор роет траншею, а погрузчик с бортовым поворотом или гусеничный погрузчик следом за ним сразу же ее засыпает. Все зависит от того, какого рода эта инженерная коммуникация и каковы диаметр и величина трубы», – пояснил наш консультант.
Предприятие предлагает для ПМК 800 следующее сменное навесное оборудование: вилы палетные, экскаваторная установка, траншеекопатель, буровая установка, гидромолот, отвал поворотный, захват штыревой и ковшевой (для силоса, бревен, крупных камней и т.д.), бетоносмеситель, щетка дорожная с системой водяного орошения и без нее, разбрасыватель противогололедных материалов, снегоочиститель, культиватор и пр.
Следует помнить, что недостатками гусеничных машин являются низкая скорость перемещения, больший расход топлива и более высокие расходы на эксплуатацию ходовой части. Существуют различные виды гусениц для мини-погрузчиков: от чисто резиновых (для движения по мягким грунтам, снегу) до стальных с резиновыми накладками для поездок по асфальту, битому кирпичу и т.п. Чем меньше металла в резиновых гусеницах, тем они легче, т.е. меньше нагрузки на ходовую часть и выше скорость движения. Ресурс чисто резиновых гусениц доходит до 1500 моточасов, стальные гусеницы с резиновыми накладками служат примерно 600–800 моточасов.
Если необходимая глубина копания достаточно большая, можно приобрести модель экскаватора-погрузчика с удлиненной телескопируемой экскаваторной стрелой. Экскаваторная стрела также может иметь возможность бокового смещения. Модели с телескопической экскаваторной стрелой и кареткой бокового смещения дороже из-за сложности механизма, но удобнее, если часто приходится копать траншеи и ямы возле стен.
Предприятие выпускает две модификации «ЧЛМЗ-335» эксплуатационной массой 7525 и 7925 кг – с обычной и телескопической рукоятью экскаваторной стрелы. Номинальная грузоподъемность погрузчика соответственно 2300 и 2550 кг, номинальная грузоподъемность экскаватора – 950 и 850 кг.
Экскаватор-погрузчик комплектуется двигателем с турбонаддувом Д-245S2 мощностью 81 кВт (110,13 л.с.) и гидромеханической трансмиссией.
На текущий момент АО «ЧЛМЗ» удалось решить сложную задачу адаптации производственной деятельности к современным реалиям и еще больше увеличить процент локализации. В данной модели экскаватора-погрузчика переработана гидравлическая система, адаптирована специально разработанная российская рулевая колонка, добавлено совмещение операций на экскаваторном оборудовании, повышена производительность работы. Сейчас ведется работа по реализации программы импортозамещения и разработке отечественных мостов и трансмиссий.
Проекты по озеленению территорий. Давление машины на грунт является одним из наиболее важных факторов, по которым подбирают технику для проектов озеленения, и сравнительно высокое давление на грунт экскаваторов-погрузчиков ставит их в данном случае в невыгодное положение. Компактные гусеничные погрузчики или мини-экскаваторы на резиновых гусеницах повреждают почву гораздо меньше.
«АМКОДОР» выпускает две модели мини-погрузчиков с бортовым поворотом: АМКОДОР 211 предыдущего поколения и представленную в октябре 2021 г. WS080 – кстати, разработанную специально по программе импортозамещения.
АМКОДОР WS-080 имеет массу 3 т, грузоподъемность 800 кг, развивает скорость 16 км/ч. Двигатель ММЗ развивает мощность 44,7 кВт. Принципиальным отличием погрузчика WS-080 от аналогичных машин является стрела однобалочной конструкции и более безопасный и удобный боковой вход в кабину. АМКОДОР 211 массой 3,8 т и грузоподъемностью 1200 кг оснащается двигателем ММЗ мощностью 59,6 кВт и развивает скорость 12 км/ч.
Холдинг производит также линейку неравноколесных экскаваторов-погрузчиков. Эксплуатационная масса машин 702-й и 703-й серий на базе тракторов «Беларус» составляет около 6–7 т. Машины комплектуются двухчелюстным ковшом погрузчика или бульдозерным отвалом. Грузоподъемность погрузчика всего 1 т. У многих моделей каретка экскаваторной стрелы может смещаться на 600 мм в каждую сторону. Машины 703-й серии отличаются увеличенной глубиной копания и высотой разгрузки, более мощным экскаваторным оборудованием.
Экскаваторы-погрузчики «АМКОДОР» серии 732 имеют массу около 9 т, грузоподъемность 2,1 т, оригинальное полноприводное неравноколесное шасси. Машина способна развивать скорость до 38 км/ч. Допускается буксировка прицепов массой до 3 т. Машины комплектовались импортными узлами: мостами Carraro, компонентами гидросистемы Parker. Очевидно, теперь с выпуском этой серии у «АМКОДОРа» будут проблемы.
«Погрузчик с бортовым поворотом в паре с компактным экскаватором – это очевидный выбор для ландшафтного дизайна, – говорят специалисты. – Как правило, размеры участка не позволяют использовать экскаватор-погрузчик и для выполнения работ экскаватор-погрузчик не требуется, а компактные машины меньше повреждают почву, что очень важно для такого рода работ».
Универсальные возможности погрузчиков с бортовым поворотом и компактных гусеничных погрузчиков за счет сменного навесного оборудования также делают их идеальным выбором для ландшафтного дизайна. Специальное навесное оборудование позволяет погрузчикам справляться с корчеванием пней и деревьев, расчисткой участков, погрузкой и выгрузкой поддонов с дерном или брусчаткой, выполнением финишной планировки или работой с механическими граблями.
А компактный экскаватор с захватом «большой палец» может укладывать камни, возводить стены, идеально подходит для земляных работ в ландшафтных проектах, например, при сооружении водоемов.
Следует также учитывать потребности в уборке снега – и погрузчики с бортовым поворотом, и экскаваторы-погрузчики могут быть оснащены снегоуборочным навесным оборудованием, но экскаватор-погрузчик имеет преимущество в размерах, его кабина располагается выше, это улучшает обзор с места оператора, поясняют строители.
Проанализировать вопросы по затратам
Необходимо учитывать несколько факторов, относящихся к стоимости владения и техническому обслуживанию машин разных типов: например, стоимость замены гусениц по сравнению с заменой шин, затраты времени на техническое обслуживание одной машины большей размерности и производительности по сравнению с обслуживанием двух машин меньших типоразмеров, и время, затрачиваемое на ежедневные осмотры техники разных типов, – все эти факторы должны быть проанализированы при принятии решения о том, какие машины выбрать для использования: экскаваторы-погрузчики, экскаваторы или погрузчики с бортовым поворотом, и о том, будет ли все работы выполнять одна машина или пара разных машин.
Если вам нужно часто перевозить свое строительное оборудование, рекомендуется приобрести не полноразмерный, а мини-экскаватор, который проще и дешевле перевезти и для которого потребуется прицеп меньшего размера.
В обширной линейке экскаваторов SUNWARD модели массой от 0,8 до 90 т. Экскаваторы классов «мини» и «компактные» оснащаются двигателями Yanmar и Kubota, компонентами гидросистемы от компании NACHI (Япония), электронным управлением (обеспечивающим возможность выбирать режимы работы машины), шарниром бокового поворота стрелы, гусеничные шасси могут раздвигаться. Имеются модели с нулевым вылетом задней части. Кабины экскаваторов оборудуются защитой FOPS/TOPS/ROPS. В кабине устанавливаются сенсорный дисплей управления и система кондиционирования.
Средние и тяжелые экскаваторы комплектуются двигателями Isuzu и Cummins, собственной системой электронного управления ELAC.
В линейке погрузчиков с бортовым поворотом SUNWARD три колесных модели и одна гусеничная. Управление осуществляется джойстиками. Машины комплектуются дизельными двигателями Yanmar и Kubota мощностью от 41,7 до 74 кВт, имеют грузоподъемность от 800 до 1500 кг и высоту выгрузки от 2320 до 2453 мм. Гидросистема мини-погрузчиков оснащается качественными компонентами: гидромоторы и гидронасосы от Bosch Rexroth (Германия), гидрораспределитель Walvoil S.p.A. (Италия). На стреле предусмотрены дополнительные гидролинии для подключения различного гидравлического оборудования. Мини-погрузчики оборудуются быстродействующим устройством присоединения сменного навесного оборудования. Имеется функция увеличения расхода потока в гидроконтурах для навесного оборудования HIGH-FLOW (опция).
Гусеничный ход. «Я считаю, – заявил один из строителей-профессионалов, – что для работы на труднопроходимых и слабых поверхностях мини- и компактные погрузчики на гусеничном ходу – это оптимальный выбор. Большинство моих коллег придерживаются такого же мнения или используют погрузчики с бортовым поворотом, оснащенные накидными гусеницами. Гусеничный ход позволяет погрузчику проехать где угодно: через грязь, воду и т.д. Правда, техническое обслуживание гусеничной ходовой требует немного больше времени». Плюсом также является то, что гусеницы служат дольше, чем шины, а минусом – что гусеницы стоят дороже шин. Очень важно учитывать и то, как часто придется заменять гусеницы в конкретных условиях работ на вашем строительном объекте. «В любом случае необходимо тщательно очищать гусеничную ходовую часть после каждого рабочего дня, например, чтобы в зимнее время влажная грязь не замерзла», – добавил он.
Другие наши собеседники подтвердили это мнение: «Гусеничные погрузчики приобретают в тех случаях, когда использовать колесные машины невозможно или нерентабельно. Если же гусеничные погрузчики необходимы лишь изредка, можно приобрести колесный погрузчик с опцией – комплектом гусениц или металлических лент-бандажей, устанавливаемых на колеса».
Две машины или одна? Опытный строитель заметил: «Одним из преимуществ наличия в вашем машинном парке и погрузчика с бортовым поворотом, и мини-экскаватора является возможность объединять их в пару и выполнять больше землеройных работ за меньшее время по сравнению с вариантом, когда все работы выполняет один экскаватор-погрузчик. Кроме того, я рекомендую учитывать опыт ваших операторов. Мы часто слышим, что новичкам или неопытным операторам намного проще управлять погрузчиком с бортовым поворотом и мини-экскаватором, чем экскаватором-погрузчиком. Однако, если у вас есть опытный оператор экскаватора-погрузчика, он сможет качественно выполнять все необходимые работы на одной этой машине».
По словам наших специалистов, с точки зрения первоначальных инвестиций комбинация мини-экскаватора и погрузчика с бортовым поворотом или компактного гусеничного погрузчика – это ненамного дороже, чем приобрести экскаватор-погрузчик. Однако один из строителей возразил: в зависимости от того, какие современные системы и технологии встроены в конструкцию выбранных вами машин, цена покупки мини-экскаватора вместе погрузчиком с бортовым поворотом может быть значительно выше, чем у экскаватора-погрузчика. На это последовал ответ: даже если покупка двух машин обойдется дороже стоимости одного экскаватора-погрузчика, во многих случаях вы сможете получить от двух машин более высокую прибыль независимо от того, будут ли они обе выполнять одну и ту же работу или разные работы.
При строительстве частных жилых домов в условиях тесноты маленьких стройплощадок выгоднее использовать одну машину (пусть даже несколько большего типоразмера и производительности), а не пару машин (меньшей производительности и размера). При использовании двух машин удваивается время, затрачиваемое на ежедневные осмотры техники перед работой, и затраты на оплату труда операторов, работающих на этих машинах. Затраты на замену масла также удваиваются – специалисты отметили, что размерность двигателей экскаваторов-погрузчиков и погрузчиков с бортовым поворотом примерно одинакова и требующийся для них объем техобслуживания тоже будет одинаковым.
Другой коллега-специалист также упомянул ежедневные осмотры техники, но выразил мнение, что увеличение затрат времени на дополнительное техническое обслуживание ничтожно по сравнению с потенциальным повышением эффективности при совместном использовании экскаватора и погрузчика с бортовым поворотом или компактного гусеничного погрузчика.
Три модели погрузчиков грузоподъемностью от 1200 до 1430 кг и с двигателями мощностью от 84,5 до 98 л.с. оснащаются оригинальной телескопической стрелой, обеспечивающей высоту подъема до 4046 мм. Одна из этих моделей гусеничная.
Десять моделей погрузчиков с бортовым поворотом Bawoo грузоподъемностью от 680 до 1430 кг и с двигателями от 49 до 100 л.с. имеют стрелы традиционной конструкции.
Еще три модели грузоподъемностью 1320–1350 кг с двигателями мощностью 84,5 л.с. имеют гусеничную ходовую.
Для погрузчиков Bawoo предлагается более 50 видов сменного навесного оборудования.
Аренда. «Еще один способ избежать высоких затрат на техническое обслуживание – это арендовать оборудование, – предложил наш консультант. – К тому же вам не нужно будет беспокоиться о том, как обеспечить постоянную загрузку машины работой. Вы будете брать ее в аренду по мере надобности. И только когда вы будете уверены, что ваш бизнес расширится и вам потребуется машина для постоянного использования, именно тогда вам следует подумать о ее покупке».
Все погрузчики полноприводные (4х4), оснащаются автоматической гидростатической трансмиссией, гидромоторы – в каждом колесе. Производитель заявляет, что на мини-погрузчики «Митракс» можно устанавливать более 100 видов сменного навесного оборудования.
Флагманская модель – МП635 массой 1,95 т, на шарнирно-сочлененной раме, с утепленной кабиной. Телескопическая стрела обеспечивает грузоподъемность 1,25 т на высоту до 2,95 м. Машина комплектуется дизельным двигателем ММЗ мощностью 35 л.с.
Мини-погрузчик МП749 массой 2,35 т имеет грузоподъемность 1,6 т, комплектуется дизельным двигателем мощностью 50 л.с. Шарнирно-сочлененная рама, утепленная кабина, гидроусилитель руля и коробка-автомат обеспечивают комфортную работу в любых условиях. Телескопическая стрела поднимает груз на высоту до 3,4 м, позволяя загружать снег даже в грузовики с наращенными бортами. МП749 развивает скорость до 26 км/ч.
В завершение строители-профессионалы посоветовали: «Вам следует расширять свой машинный парк, чтобы увеличивать доходы. Проведите инвентаризацию имеющегося у вас оборудования, проверьте его состояние и подумайте о том, как эффективность и универсальность вашего оборудования влияют на производительность труда ваших операторов. Приобретайте новые, более эффективные модели техники, у которых более широкие возможности работы со сменным навесным оборудованием, меньше расход топлива, ниже затраты на техническое обслуживание, меньше время простоя и выше рентабельность в долгосрочной перспективе».