Пора подметать!
10 шагов к успеху в работе уличных подметальных машин
Рабочее спецоборудование
Шаг 1: уплотнения. При проведении проверок и регулировок руководствуйтесь указаниями, изложенными в Инструкции по эксплуатации машины (далее – Инструкция). Чтобы вакуумно-уборочная машина работала с высокой производительностью и экономичностью, разрежение в воздуховодах должно присутствовать постоянно и быть достаточным по величине. Поэтому, начиная осмотр машины, особое внимание уделите всем уплотнениям, герметизирующим полости, в которых вентилятором создается разрежение: уплотнения задней крышки и люков бункера, воздуховодов и циклонного пылеотделителя.
Все затвердевшие, замятые и потерявшие форму уплотнители следует заменить, а если изготовителем машины предписывается заменять уплотнения с определенной периодичностью и устанавливать уплотнители на герметик, необходимо в точности выполнять эти указания.
В дальнейшем при эксплуатации уплотнения задней двери бункера и сопряженные с ними поверхности, а также уплотнения между соплом-подборщиком и бункером следует очищать и мыть после каждой выгрузки смета.
Шаг 2: система увлажнения и обеспыливания. Правильное увлажнение имеет важное значение для подавления пыли во время работы подметальной уборочной техники. Часто забывают, что влага в воздушном потоке обеспечивает увлажнение пыли и мусора, поступающих в сопло-подборщик, не позволяя им засорять сетчатый фильтр, уменьшает абразивное воздействие частиц мусора на лопасти вентилятора и служит смазкой для других трущихся деталей машины, например, фартуков сопла-подборщика.
Поэтому очень важно тщательно проверить и очистить водяной фильтр. Затем осмотрите все форсунки, через которые распыляется вода, чтобы убедиться, что они не засорены и работают правильно. И наконец, убедитесь, что водяной насос создает достаточное давление. Отремонтируйте или замените все неисправные компоненты водяной системы.
Шаг 3: сопло-подборщик, всасывающий рукав, фартуки и шторы. Осмотрите сопло-подборщик (у некоторых машин может быть два сопла), очистите от грязи, убедитесь, что оно не имеет повреждений, а отверстие не засорено.
Предприятие выпускает также прицепную подметально-уборочную машину элеваторного типа ПУМ-001 «Магистраль», оборудованную двумя лотковыми и центральной (задней) щеткой и электронным программируемым контроллером с ЖК-дисплеем.
Проверьте регулировку пружин подвески и опорных колес/ полозьев и убедитесь, что отверстие для всасывания воздуха расположено правильно. От этой регулировки зависит производительность уборочной машины. Учтите, что по мере заполнения бункера сметом рама автомобиля опускается ниже и положение сопла-подборщика относительно дороги изменяется. Положение погнутого сопла отрегулировать очень сложно.
Уплотняющие фартуки и шторы должны достигать дороги, чтобы не пропускать потоки воздуха, не давать вырываться пыли и обеспечивать под соплом-подборщиком разрежение оптимальной величины. Если фартуки и шторы повреждены и уже не удается обеспечить достаточное уплотнение, необходимо их заменить.
Воздуховоды следует внимательно осмотреть, т.к. под абразивным воздействием твердых частиц мусора могут постепенно возникать сквозные отверстия, через которые воздух с пылью начинает выходить наружу.
«Кургандормаш» производит семь моделей вакуумных подметально-уборочных машин с различными базовыми шасси, оснащенных агрегатом для разбрасывания песка или песко-соляной смеси. При производстве рабочего оборудования используются технологии компании FAUN.
Шаг 4: бункер и его внутреннее оборудование. При подготовке уборочной машины к весенне-летней эксплуатации бункер следует прежде всего тщательно вычистить, вымыть и продезинфицировать. Отложения грязи создают сопротивление воздушному потоку, что снижает производительность машины, под отложениями может развиваться коррозия. Убедитесь, что задняя крышка бункера закрывается плотно и надежно.
Турецкие уборочные машины приобретают все большую популярность на нашем рынке благодаря хорошему сочетанию цена-качество.
ÇEKSAN предлагает также подметально-уборочную машину мод. HMT 1600 с бункером 1,6 м3.
Демонтируйте сетчатый фильтр (или откиньте в положение для обслуживания) и вычистите. Убедитесь, что он не поврежден (в некоторых моделях – два сетчатых фильтра). Если воздух не рециркулирует, а выходит из бункера в атмосферу, на выходе может располагаться диффузор или циклон для отделения пыли. Его тоже следует очистить и промыть.
Шаг 5: вентилятор системы всасывания. Проверьте состояние вентилятора (их может быть два) и его приточного отверстия. Очистите всю грязь и мусор с лопастей крыльчатки. Такие отложения могут вызвать вибрацию вентилятора и в конце концов привести к разрушению крыльчатки и подшипников вала.
Лопасти испытывают сильное абразивное воздействие частиц пыли, содержащихся в воздушном потоке, и в результате постепенно укорачиваются, уменьшая производительность вентилятора. Во всех вакуумных уборочных машинах предусмотрены специальные лючки в кожухе вентилятора для осмотра крыльчатки. Если при осмотре обнаружатся трещины или отверстия в лопастях, возникшие в результате эрозии металла, утрата балансировочных грузиков, а также при первых же признаках вибрации крыльчатку следует заменить, иначе она может разрушиться прямо во время вращения с высокой скоростью, что очень опасно. Одновременно меняются и подшипники вала вентилятора.
Компания Scarab Sweepers (Великобритания) входит в холдинг Fayat Group. Спецоборудование SCARAB монтируется как на самоходные шасси собственного производства, так и на серийные шасси грузовых автомобилей, иностранных и отечественных.
При обследовании крыльчатки следует проявлять осторожность, т.к. в результате износа края лопастей могут стать очень острыми. Рекомендуется провернуть крыльчатку на 360° рукой, одетой в перчатку, чтобы избежать порезов и заражения от грязи, покрывающей лопасти. Во время осмотра крыльчатки требуется надежно заблокировать двигатель от случайного включения: извлечь ключ из замка зажигания и установить табличку «Не заводить!». Одновременно с осмотром крыльчатки следует осмотреть кожух вентилятора. При обнаружении любых неисправностей кожух следует заменить на новый.
Шаг 6: подметальные щетки. Механические щетки на дорогах с неровным покрытием подметают мусор более эффективно, чем вакуумное всасывающее сопло. Поэтому в настоящее время около 90% всех машин для уборки дорог и улиц оснащаются механическими щетками. Проверьте состояние и регулировку положения центральной цилиндрической и лотковых щеток.
Немецкая коммунальная уборочная техника уже давно популярна у отечественного потребителя. Почти все комплектующие машины (исключая ДВС) изготавливаются Hako-Werke GmbH в Германии.
Посмотрите, нет ли отложений грязи на вале и втулках привода щеток. Отложения следует отчистить, чтобы предотвратить повреждение уплотнения вала.
Отрегулируйте ширину пятна контакта ворса щеток с дорожным покрытием, как указано в Инструкции. По мере того, как ворс щеток изнашивается, их положение следует корректировать. Регулировка осуществляется путем перестановки опорных колес, натяжением пружин подвески либо за счет гидро- или пневмопривода. Когда пятно контакта уже невозможно отрегулировать, ворс на щетке нужно заменить. Кроме того, в Инструкции указывается допустимая величина износа ворса. Если усилие прижатия щеток к очищаемой поверхности и скорость вращения оператор может регулировать из кабины, износ щеток происходит намного медленнее.
Международная компания Aebi Schmidt Group со штаб-квартирой в Швейцарии предлагает огромный ассортимент коммунальной уборочной техники (самоходной, прицепной и модульной/ съемной). Aebi Schmidt активно расширяется: в 2019 г. она приобрела права на подметальное оборудование City Ranger у группы компаний Nilfisk Group, а в 2020 г. присоединила финскую компанию Arctic Machine Oy.
Для совершенствования управления целым парком уборочных машин компания предлагает телематическую платформу IntelliOPS, осуществляющую мониторинг работы техники в реальном времени и составляющую аналитические отчеты.
Шаг 7: гидросистема. Гидравлическая система – одна из важнейших в уборочных машинах, и ее обслуживанию после зимнего периода следует уделить максимум внимания.
Компания Dulevo разрабатывает и производит огромный ассортимент уборочной техники, в том числе коммунальных подметальных машин для улицы.
Признаками нарушения работы гидросистемы могут быть замедленная работа, необычные звуки (свист, вибрация), повышенная температура жидкости и т.д. Нормальная температура жидкости указывается в Инструкции, обычно – до 80 °С.
Прежде всего проверьте внешний вид, уровень и вязкость гидравлической жидкости. При необходимости долейте или (если подошел срок) замените жидкость и гидравлический фильтр. Гидросистему машины следует заправлять жидкостью такой вязкости и сорта, которые рекомендуются в Инструкции. Проверьте давление в гидросистеме. При первых же признаках уменьшения давления замените ненадежные, изношенные или неисправные детали и узлы гидросистемы.
Кроме того, техника Bucher Schörling оснащается программируемой системой управления подметанием PSS (Programmable Sweeping System), которая делает удобной работу оператора и повышает качество уборки.
Осмотрите РВД и трубки гидросистемы, замените все ненадежные и имеющие признаки повреждений. Проверьте настройку редукционного клапана/ клапанов гидросистемы. Проверьте, как срабатывают гидроцилиндры, особенно гидроцилиндр подъема бункера. Если они работают неравномерно, скорость и усилие недостаточны, необходимо выявить причину и устранить ее. Причинами неисправностей могут быть аэрация жидкости, кавитация при работе гидронасоса, внутренние перетечки в узлах гидросистемы и проч.
Оборудование шасси
Шаг 8: двигатель и технические жидкости. Двигателям в зимних условиях работать тяжелее, также испытывают повышенные нагрузки и другие агрегаты и системы шасси машины. Поэтому в зимний период возможен повышенный расход охлаждающей и других эксплуатационных жидкостей.
После зимнего периода следует выполнить сезонное обслуживание двигателя шасси (а также автономного двигателя рабочего оборудования, если он имеется), а еще тщательно проверить уровень и состояние всех технических жидкостей: антифриза, тормозной жидкости, трансмиссионного и гидравлического масел (в т.ч. в усилителе рулевого управления) и проч. Проверку следует проводить так, как описано в Инструкции (двигатель и соответствующая система машины должны быть прогреты или не прогреты). Если внешний вид и анализ вязкости (относится к маслам) указывают на возможное ухудшение рабочих характеристик жидкости, ее следует заменить, даже если регламентный срок замены еще не наступил. Если где-либо обнаружится подтекание жидкости, неисправность следует обязательно устранить. Если проверка не выявила ухудшения состояния жидкости, следует долить до нормального уровня, причем только жидкости, рекомендованные производителем машины.
Основа линейки коммунальной техники «ТВЕРЬКОММАШ» – семейство подметально-уборочных машин ТКМ из семи моделей с обычными двигателями, с бункерами для смета емкостью от 4 до 9,5 м3. Рабочее спецоборудование этих машин – от турецкой компании ERDEMLI.
Распространенные ошибки – использование неоригинальных, не рекомендованных производителем фильтров и игнорирование светового сигнала «проверьте двигатель» на панели приборов. Чем дольше вы не будете принимать мер, тем дороже может оказаться впоследствии ремонт. Не рекомендуется извлекать и вытряхивать/ продувать элемент воздушного фильтра чаще, чем указано в Инструкции, т.к. фильтр может повредиться со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.
Шаг 9: шины. Если машины были «обуты» в зимние шины, замените их на всесезонную резину. Проверьте состояние зимних шин, вымойте их и поставьте на хранение в прохладном, сухом месте.
Если зимние шины сняты с дисков, рекомендуется хранить их в вертикальном положении, а не «стопкой» и каждый месяц поворачивать на 1/4 окружности, чтобы свести к минимуму деформацию за время хранения. Если шины смонтированы на диски, специалисты рекомендуют хранить их в подвешенном состоянии, чтобы сэкономить место и также избежать деформации шин.
В установленных всесезонных шинах следует тщательно проверить и установить указанное в Инструкции давление. Даже если шины выглядят достаточно накачанными, давление в них может не соответствовать норме. Недостаточное давление – наиболее частая причина выхода шин из строя, так как при езде на шинах с низким давлением выделяется много тепла. Если давление будет выше рекомендованного, а при нагреве в движении воздух в шинах расширится, это приведет к ухудшению топливной экономичности и управляемости машины, увеличит риск разрывов и проколов шин, а также вероятность попадания автомобиля в аварию. Учтите, что при высоких температурах шины изнашиваются быстрее.
Шаг 10: тормоза. В зимнее время тормоза используются с повышенной интенсивностью. Поэтому следует тщательно проверить и при необходимости отрегулировать и заменить изношенные детали тормозных механизмов, особенно если при торможении слышится визг или скребущие звуки. Затем в ходе эксплуатации необходимо регулярно проверять работу тормозов.
RAVO выпускает вакуумные подметально-уборочные машины серий CD (с выталкивающей плитой в бункере), ST и STH (с самосвальной разгрузкой), которые, как утверждается, способны надежно работать в сложных российских климатических условиях в среднем 15 лет. Есть мод. RAVO Compact CNG, работающая на сжатом и сжиженном метане.
Распространенная ошибка владельцев – недостаточное техническое обслуживание подметально-уборочной машины. Такая небрежность или «экономия» может привести к огромному увеличению эксплуатационных затрат. Здесь можно вспомнить старую поговорку «Скупой платит дважды». Кроме того, некачественное обслуживание может ухудшить безопасность работы машины для оператора и окружающих людей.