Изолирующие автогидроподъемники
Ряд производителей поставляют специальные гидроподъемники со значительной высотой подъема, позволяющие работать под напряжением до 750 кВ при соблюдении специальной техники безопасности, поскольку любая мелочь может привести к нарушению изоляции, а под таким напряжением человеку гарантировано не просто поражение током, а моментальная смерть. Гидроподъемники строят, как правило, с коленчато-телескопической стрелой с выполненными из диэлектрического материала верхней частью стрелы и рабочей платформой и монтируют на автомобильные шасси, а также на гусеничные, что позволяет приближаться к опорам воздушных линий по бездорожью. Подъемники поставляют как смонтированными на шасси, так и комплектами под монтаж российскими кузовщиками. Обычные подъемники для строительно-монтажных работ могут поставлять с электроизолированной алюминиевой рабочей платформой для работ под напряжением до 0,4 кВ, а также с пластиковой рабочей платформой, на которой можно работать под напряжением на линиях до 1 кВ.
Изолирующее колено и рабочую платформу изготавливают из усиленного стекловолокна (англ. Fiberglass Reinforced Plastic – FRP), обладающего не только диэлектрическими свойствами, но и способного выдерживать значительные изгибающие и скручивающие нагрузки. Еще в 1920 г. американский исследователь А.А. Гриффит обнаружил, что прочность стекловолокна на разрыв сравнима со сталью. Но потребность в стекловолокне как в конструкционном материале возникла только в конце 1940 г., до того стекловолокно использовали в производстве химически стойкого оборудования и корпусов лодок.
В производстве изолирующих колен круглого и прямоугольного сечения используют широкий спектр материалов и технологий, начиная от укладки стеклоткани на форму вручную и пропитки смолой до центробежного литья и пултрузии (протяжки). Изготовленное из композитного материала колено должно прослужить 10–15 лет, не теряя механической прочности и изолирующих свойств под воздействием солнечного света и загрязнений.
Отечественное машиностроение в силу исторических и технологических причин отстает как по высотам, так и по напряжению, поставляя автогидроподъемники с электроизоляцией до 1 кВ, рабочие платформы которых крепятся на подвесе через изолирующие элементы. Российские производители гидроподъемников сами монтируют их на шасси ГАЗ, КАМАЗ, «Урал», по заказу на шасси МАЗ и других зарубежных марок. Отечественные шасси, особенно полноприводные, лучше приспособлены для эксплуатации в тяжелых дорожных условиях.
Компания Bronto Skylift, интересы которой в России представляет компания «Новалифт-С» (г. Санкт-Петербург), предлагает линейку автогидроподъемников SI-HDT-C c изолированным коленом, выполненным из усиленного стекловолокна. В линейку входят пять моделей, одну из которых монтируют и на автомобильное, и на гусеничное шасси. Подъемники разработаны для обслуживания воздушных линий напряжением до 765 кВ, обеспечивают высоту подъема рабочей платформы от 42 до 67 м, вылет до 27 м и полезную нагрузку до 800 кг. Габаритные размеры всех автогидроподъемников соответствуют разрешенным ПДД.
Стреловое оборудование включает 3-, 4- или 5-секционную телескопическую стрелу коробчатого сечения из высокопрочной стали и поворотное колено также коробчатого сечения, выполненное из стеклопластика, и алюминиевую рабочую платформу грузоподъемностью 450 кг с нижним подвесом. Рабочая платформа поворачивается на подвесе на 75° в каждую сторону. Размеры и грузоподъемность платформы позволяют поднимать двух человек, инструмент и запасные части. Подъемник может быть оборудован трубопроводом для подачи к рабочей платформе под давлением воды или реагентов для чистки изоляторов и лопастей ветрогенераторов.
Поворотная платформа подъемника вращается на 360°, опорно-поворотное устройство вынесено за заднюю ось, что обеспечивает максимальную длину секции стрелы. Устойчивость в рабочем положении обеспечивают выдвижные гидравлические опоры.
Модель SI156HDT-C монтируют на 4-осное автомобильное шасси и на многоцелевое гусеничное шасси, для эксплуатации по бездорожью, недоступному колесной машине. Четырехсекционная стрела обеспечивает высоту подъема рабочей платформы 48 м и вылет 24 м.
Компания Altec Inc. выпускает самую широкую гамму автогидроподъемников для работ под напряжением. Компания предлагает несколько типов изолирующих автогидроподъемников для работ под напряжением с изолированным звеном:
– коленчато-телескопические с высотой подъема до 14 м и вылетом до 9,1 м на малотоннажном полноприводном шасси, что позволяет использовать их в стесненных городских условиях при обслуживании распределительных линий;
– коленчатые и коленчато-телескопические с высотой подъема до 18,2 м и вылетом до 12,2 м на среднетоннажных шасси – решение, удобное для обслуживания воздушных линий до 46 кВ.
Электрозащиту обеспечивают изолирующая верхняя часть стрелы, выполненная из стеклопластика, диэлектрическая вставка в нижнее колено и не проводящие гидравлические рукава. Двухместную рабочую платформу также выполняют из стеклопластика. Американские подъемники отличаются простотой конструкции, так, вместо выдвижных опор использованы откидные аутригеры, которые обеспечивают достаточную устойчивость.
Для обслуживания магистральных воздушных линий под напряжением компания предлагает две модели коленчато-телескопических подъемников AH125 и AN67-E100 с высотой подъема рабочей платформы 36 м и 32 м. Последнее колено стрелового оборудования выполняется из стеклопластика, подъемник может быть укомплектован алюминиевой рабочей платформой или стеклопластиковой.
В концерне PALFINGER производством изолирующих подъемников занимается американское подразделение ETI-PALFINGER. Высота подъема рабочей платформы данных моделей достигает 18 м. Большинство подъемников предназначены для работы на линиях электропередачи с напряжением до 46 кВ. Последнюю секцию стрелы и рабочую платформу изготавливают из стеклопластика. Представлены подъемники как с телескопической, так и с коленчато-телескопической конструкцией стрелы. Подъемники монтируют на шасси российского и зарубежного производства.
Наиболее крупная модель ETO MH 55 IH обеспечивает грузоподъемность рабочей платформы 360 кг, рабочую высоту 18,2 м и горизонтальный вылет 15 м. Опорно-поворотное устройство с бесконечным поворотом обеспечивает круговую рабочую зону. В стандартную комплектацию входят гусек и лебедка, под заказ доступно исполнение подъемника для работы на воздушных линиях напряжением до 69 кВ.
Казанский электромеханический завод поставляет автогидроподъемники для более массового и универсального сегмента с высотой подъема до 35 м. Подъемники «Ак Барс» более доступны по цене, просты в эксплуатации, ремонтопригодны, монтируются на доступные и приспособленные для тяжелых условий эксплуатации российские шасси КАМАЗ, «Урал», ГАЗ, в том числе высокой проходимости.
Несущие конструкции подъемников выполнены из высокопрочной стали и сварены в Германии, а гидросистема построена на аппаратуре ведущих мировых поставщиков, что обеспечивает возможности и надежность установки. К прибору безопасности, разработанному челябинской компанией «Резонанс», подключены многочисленные датчики, позволяющие контролировать все важные параметры работы: нагрузку на рабочую платформу, силу ветра, приближение к линиям электропередачи. Подъемник рассчитан на эксплуатацию при температуре от –40 до +40 °С. Для работы на воздушных линиях под напряжением до 1000 В подъемник оснащают электроизолированной рабочей платформой – платформа крепится к нижнему подвесу через изоляторы.
КЭМЗ предлагает подъемники нескольких типов с электроизолированной платформой. Коленчато-телескопический подъемник КТА-32 поднимает рабочую платформу на высоту до 32 м и обеспечивает вылет до 21 м и грузоподъемность платформы 300 кг при работе в заднем секторе 250° и вылет до 11 м при той же грузоподъемности при работе в переднем секторе 110°. Подъемник монтируют на 2- и 3-осные шасси КАМАЗ и «Урал».
Телескопический подъемник ТКА-37 с высотой подъема до 37 м монтируют на шасси КАМАЗ-65115, -5350, -43118 и Урал-4320. Стреловое оборудование обеспечивает вылет до 20 м при грузоподъемности 400 кг в заднем рабочем секторе и до 14 м в переднем.
Серия телескопических подъемников АПТ включает три модели с высотой подъема 14, 18 и 30 м. Опорно-поворотное устройство вынесено за заднюю ось, в транспортном положении стрела направлена вперед, и рабочая платформа находится перед кабиной. Опорный контур обеспечивается выдвижными или откидными аутригерами. Пространство под стрелой позволяет монтировать подъемник на шасси ГАЗ с двухрядной кабиной, на шасси КАМАЗ с газовым двигателем. Старшую модель АПТ-30 устанавливают на 3-осные шасси КАМАЗ и «Урал». Аналогичная конструкция у подъемника ПСС-131.22Э с высотой подъема 22 м, которую монтируют на 2-осные шасси КАМАЗ и «Урал».
Электроизолированной рабочей платформой также оснащают коленчатые подъемники серии ВС с высотой подъема 18, 22 и 28 м. Коленчатые подъемники отличает простота конструкции и простота гидропривода. К недостаткам можно отнести большой, требующий пространства обратный вылет стрелы.
Компания «Пожтехника» (г. Торжок) выпускает обширную гамму строительных и коммунальных автогидроподъемников: коленчатых, телескопических и коленчато-телескопических, начиная от маловысотных с высотой подъема рабочей платформы до 15 м и заканчивая высотными с высотой подъема от 30 до 50 м.
Стреловое оборудование изготавливают из качественной легированной стали, что обеспечивает конструкции жесткость и прочность при достаточно низком весе. По желанию заказчика любой подъемник может быть оснащен электроизолированной рабочей платформой для работы под напряжением до 10 кВ. Кроме того, «Пожтехника» – единственное российское предприятие, изготавливающее рабочие платформы из стеклопластика.
Подъемники монтируют практически на все отечественные и белорусские, а также на популярные импортные шасси.
Конечно, все зависит от потребностей заказчика, методов проведения работ и напряжения. В связи со стремлением сетевых компаний снизить потери из-за недоотпуска электроэнергии из-за плановых отключений и введением новых регламентов объем работ на воздушных линиях под напряжением будет только возрастать. Таким образом, техника для работы под высоким напряжением будет становиться все более востребованной.