В поисках идеала (Часть 3)

Выбор гусеничного бульдозера

«Серая» сборка

К сожалению, отечественный рынок строительной техники, и в том числе бульдозеров, наводнен контрафактной техникой и запчастями. Мошенники либо маскируются под настоящего производителя, выдавая свои «подновленные», собранные из старых деталей машины за новые от производителя (или «снятые с консервации»), либо клянутся, что бульдозеры про­шли полноценный капремонт и по качеству «практически как новые». На деле же часто этот «капремонт» не более чем «подкраска наружного вида», кустарный ремонт или замена некоторых узлов на дешевые и некачественные китайские запчасти. Процветанию этого рынка машин и запчастей по цене ниже стоимости металла способствуют и покупатели, для которых цена важнее качества.

Сложность в изобличении таких мошенников-продавцов в том, что они вполне легально оформляют сертификаты соответствия, дающие право на выпуск серийной техники. На основании сертификатов изготовители поддельной техники получают через органы Ростехнадзора бланки паспортов самоходных машин (ПСМ) и обретают возможность реализации «восстановленной» техники под видом новой, даже со своим «брендом». Когда приобретают такую машину и она начинает «сыпаться» прямо на глазах, потребитель, не разобравшись, ругает завод-изготовитель настоящих машин, что совершенно несправедливо.

Komatsu

В любом случае, если вы приобретаете машину известного производителя, например, ЧТЗ или ЧЕТРА, но не у самого завода, а на каком-то ином производстве (которое предоставляет массу сертификатов на право выпуска), есть повод задуматься, будет ли качество этой машины соответствовать качеству оригинала? Подобные «конторы» существуют вокруг каждого отечественного завода-производителя. Иногда происхождение этих «новых» машин буквально «вылезает наружу»: с кабины и рамы облезает новая краска и под ней проявляется старая.

Заводы-изготовители ведут борьбу с «серыми сборщиками», но на практике число их не уменьшается, так как правительство не принимает кардинальных мер для прекращения этой мошеннической деятельности.

Подобная «серая» сборка процветает и в Китае, и часто наши потребители, купив такой «серый» бульдозер, начинают вовсю ругать фирму – владельца бренда, хотя на самом деле машина имеет с настоящей фирменной техникой мало общего.

Повторимся: предприятий, имеющих лицензии на выпуск серийной продукции, но по факту не имеющих технологических возможностей выпускать ее на должном качественном уровне, в нашей стране и в Китае много.

Специалисты рекомендуют при приобретении таких «восстановленных» машин (если бюджет категорически не позволяет взять более приличный бульдозер) сначала тщательно изучить длительность работы юридического лица-продавца и его судебную практику. В договоре должна быть прописана гарантия – не менее 6 месяцев, старайтесь добиться 9 или 12 месяцев гарантии. Желательно включить пункт о штрафных санкциях или о продлении гарантии за простой машины в гарантийный период. При любой серьезной поломке привлекайте стороннего эксперта (из Торгово-промышленной палаты, сертифицированного сервиса спецтехники), сразу готовясь к суду. Обо всех этих возможных действиях еще до покупки предупредите поставщика и по его реакции сможете понять, каково качество техники. Тем не менее учтите, что даже тщательный осмотр специалистом бульдозера перед покупкой может не вы­явить, что установлены некоторые «серые» запчасти, например шестерни бортовых редукторов из некачественного металла, поршневая группа в двигателе.

DRESSTA

Отзывы специалистов о конкретных брендах

Мы собрали отзывы потребителей о ряде брендов бульдозеров, представленных на российском рынке. По результатам небольшого опроса строительных компаний получилось, что примерно 40% эксплуатируют китайские бульдозеры, 42% – отечественные и 18% – бульдозеры премиальных брендов (европейские, американские, японские). Отмечается, что в последние годы китайские бульдозеры все шире стали применяться даже на Севере.

Если говорить о распределении по мощности бульдозеров, то среди машин 30–35 тяговых классов до 60% рынка занимают премиум-бренды, среди бульдозеров 10–15 тяговых классов до 80% численности – это бюджетные модели. Бульдозеры среднего ценового класса распространены меньше других.

Следует подчеркнуть, что опрошенные специалисты высказывали свое личное мнение, которое может не отражать истинного положения вещей (по причинам, подробно указанным ниже) и не совпадать с мнением редакции.

Liebherr

Премиум-класс

Liebherr. Бульдозеры Liebherr – отличные машины, надежные и высокопроизводительные. Но покупают их в основном те, кто может себе это позволить. Оснащаются гидростатической трансмиссией. Особенностью этих машин является то, что в случае выхода узла из строя он, как правило, меняется целиком, а не ремонтируется с заменой изношенных деталей. Цены как на машины, так и на запчасти премиальные. Однако компания предлагает такие восстановленные по заводским технологиям узлы по цене ниже новых по программе Reman, чтобы у потребителя была возможность сэкономить на замене без существенной потери в качестве.

Принимая решение о покупке, учтите, что в гарантийный период придется обязательно обслуживаться в официальном сервисном центре и потом для ремонта наверняка придется обращаться туда же (так как для ремонта требуется высокая квалификация и знания именно техники Liebherr), а приезд специалистов издалека обойдется недешево.

Большая же часть эксплуатирующих компаний задается вопросом: неужели нет машин, аналогичных по функционалу, но дешевле?

Komatsu. Второй по популярности бульдозер – марки Komatsu, этот бренд стал именем нарицательным для современной техники премиум-класса. Отзываются о бульдозере так: «Дорого и надолго».

Caterpillar. Отличный бульдозер – Caterpillar, красивая, мощная, надежная, но дорогая машина. Почти все новые модели оснащаются электронной системой впрыска топлива. Новые двигатели требовательны к качеству дизтоплива. В случае неисправности электроники поможет только официальный сервисный центр, где услуги стоят немалых денег.

John Deere. В отличие от сельскохозяйственной техники бульдозеры этой марки мало используются в нашей стране, поэтому подробных отзывов о них найти не удалось.

Caterpillar
 

Мнение потребителей о всех современных бульдозерах премиум-класса: «не та нынче техника», стали менее надежными и более сложными по сравнению с аналогами старых выпусков.

Средний ценовой класс

SEM. Китайский бренд SEM входит в состав компании Caterpillar. Американцы контролируют качество, этой технике можно доверять. Двигатель мощный и экономичный, заводится в любую погоду, трансмиссия гидростатическая, безотказная. Кабина удобная, с хорошей шумоизоляцией. Ходовая надежная, большой плюс этой техники – минимальные требования в отношении техобслуживания, можно работать хоть в пустыне, хоть в тайге. Бульдозер маневренный, способен передвигаться на любых грунтах, не вязнет, очень устойчив.

SEM

DRESSTA. Польский завод Huta Stalowa Wola в 2012 г. купила китайская компания Liugong Guangxi Machinery. Теперь завод называется Liugong Dressta Machinery.

Бульдозеры Dressta созданы на основе Komatsu и International Harvester старых выпусков. Вполне достойная база! Но конструкция машины остается неизменной уже много лет, устарела, что сказывается и на эргономике рабочего места оператора, и на ремонтопригодности, другие бренды ушли далеко вперед. В целом о машине отзываются положительно. Двигатель мощный. Но гусеничные ленты узковаты – это ухудшает проходимость. При ремонте приходится делать множество регулировок с подбором прокладок. Оригинальные запчасти довольно дорогие и не всегда доступны, запчастей-аналогов мало.

ЧЕТРА. Новые модели ЧЕТРА среди специалистов считаются идеальным вариантом соотношения «цена-качество». В новых моделях обеспечены комфортные условия для работы оператора в кабине: микроклимат, двойные стеклопакеты, зависимый и независимый отопители, шумопоглощающая обивка и подрессоренное и регулируемое сиденье. Кроме того, в стандартной комплектации вся землеройная техника ЧЕТРА подключается к телематической системе онлайн-мониторинга.

ЧЕТРА

К сожалению, в эксплуатации находится еще много старых моделей ЧЕТРА с наработкой по 40 000 моточасов и более, прошедших множество ремонтов. Но даже эти машины, несмотря на отсутствие комфорта и невысокую надежность, переносят зимнюю эксплуатацию при очень низких температурах, и порой даже лучше, чем машины иностранных брендов.

По отзывам, ресурс гусеничных лент невысок, около 3000 моточасов, но коробка передач на бульдозерах ЧЕТРА надежная, работает до 25 000 моточасов, поэтому при ремонте часто меняют старые двигатели на более мощные ЯМЗ, и коробка передач выдерживает возросшие нагрузки, а машина становится более производительной. Из «плюсов» еще отмечают двухместную кабину и высокую ремонтопригодность.

Бюджетный класс

Китайские бренды. Бульдозеры китайских брендов, как и вся китайская техника, очень разные по качеству, потому и отзывы о них неоднозначные. Одни люди очень довольны, у других техника встала уже на 20-ти моточасах и возникли какие-то проблемы с наличием запчастей. «Если при наработке 20–50 моточасов китайский бульдозер не поломался, радуйтесь: вам досталась качественная машина, которая достойно проработает 4–5 лет, только расходные материалы успевайте менять».

Ходимость ходовой части – не более 4500–5000 моточасов (в условиях неабразивной среды). Но по сравнению с некоторой отечественной техникой это преимущество. В то же время есть такое мнение: «Инженеры-механики считают, что при наработке 16 000–18 000 моточасов любой «китаец» лучше некоторых отечественных моделей». Тем не менее бывает, что зимой китайские бульдозеры заводятся хуже отечественных аналогов, сказывается южное происхождение.

XCMG

Общая рекомендация: нужно искать надежного поставщика китайской техники. При выборе китайской техники обязательно побывайте у поставщика на складе запчастей, особенно если это не самые распространенные Shehwa и Shantui. Может получиться так, что аналогичных бульдозеров не так много в России и любые запчасти придется ждать из Китая. Иногда срок поставки может растянуться на месяцы. Кроме того, мало кто из китайских компаний имеет полноценные каталоги запасных частей и унификацию по узлам.

Итоговое замечание: китайская техника вполне способна работать без серьезных поломок лет пять, за это время она не только окупится, но и начнет приносить прибыль, а если найти надежного поставщика запчастей, то срок беспроблемной эксплуатации можно продлить лет до десяти.

XCMG. Отзывов пока очень мало. Но если судить по репутации бренда и отзывам о других машинах XCMG, это один из ведущих брендов Китая, бренд глобального уровня, и качество техники этой марки заслуживает уважения.

SHANTUI. Созданы на основе конструкции бульдозеров Komatsu 1980-х гг. Отзывы в общем положительные, этот бренд распространен в России, что свидетельствует в его пользу. По отзывам, у одних владельцев бульдозеры Shantui работают до 14 000 моточасов без серьезных поломок, у других «срок безотказной службы невелик, через некоторое время после начала интенсивной эксплуатации начинаются поломки и требуются запчасти, при больших нагрузках после наработки 2500–3500 моточасов выходит из строя двойная шестерня борт­редуктора». Очевидно, многое зависит от эксплуатационных нагрузок и качества обслуживания машин.

SHANTUI

SHEHWA. Эти бульдозеры производятся компанией HBXG и созданы на основе машин Caterpillar 1980-х гг. Опорные катки комплектуются втулками скольжения с ресурсом до 4000 моточасов или чуть больше в зависимости от грунта. Ресурс гусениц – 3000–4000 моточасов. Общий итог: бульдозеры надежны и экономичны в ремонте и замене запчастей. Но к сожалению, по цене дороже Shantui.

SHEHWA

Zoomlion. Бульдозеры Zoomlion созданы на основе Komatsu и, по мнению некоторых специалистов, являются аналогом бульдозеров Shantui. В числе достоинств называют кабину шестигранной формы, в которой обеспечен хороший обзор с места оператора, удобное расположение органов управления, имеется регулируемое сиденье. Немаловажным достоинством является и сервисная поддержка со стороны официального дилера Zoomlion в России. Бульдозеры Zoomlion стоят дешевле аналогичных машин Komatsu, Caterpllar и ЧЕТРА. Стоимость ходовой части значительно ниже, чем у западных аналогов. Конечно, и прослужит китайский бульдозер не 10–15 лет, а в зависимости от условий эксплуатации примерно 3–4 года.

Zoomlion

Российские бульдозеры. В эксплуатации находится много моделей бульдозеров отечественных марок, разработанных в 1970–80-х гг. Понятно, что конструкции их давно устарели. К тому же многие из этих машин уже прошли капитальный ремонт, может быть, и не один, и выполнялись эти ремонты далеко не всегда в заводских условиях, запчасти использовались неоригинальные. Все это негативно влияет на качество таких бульдозеров и вызывает многочисленные неблагоприятные отзывы владельцев, совершенно справедливые.

Следует также отметить, что обслуживание отечественных бульдозеров часто бывает небрежным, за ними не считают нужным следить так же тщательно, как за дорогими иностранными машинами: «дешевые – их не жалко», допускают к обслуживанию малоквалифицированный персонал, используют дешевые запчасти сомнительного происхождения. Соответственно такое отношение увеличивает количество отказов при эксплуатации отечественных машин и порождает нелестные отзывы о них.

ЧТЗ

ЧТЗ. Эти бульдозеры широко распространены в эксплуатации. Заводятся даже до –55 °С, «выносливые» к небрежной эксплуатации. Ремонтируются без затруднений: устройство простое, недорогих запчастей на рынке достаточно, в конструкции нет никакой электроники.

Негативные отзывы о ходовой части: катки на роликовых подшипниках, чувствительны к загрязнению, средняя ходимость 500–800 моточасов, у гусениц – около 1500–2500 моточасов. Часто отмечаются трещины в катках и звездочках, течь редукторов.

Справедливости ради нужно заметить, что заводские конструкторы стремятся улучшать новые модели: вместо неэкономичных и ненадежных старых двигателей устанавливаются более мощные ЯМЗ, дорабатывается конструкция узлов ходовой части.

«ДСТ-Урал»

«ДСТ-Урал». О заводе «ДСТ-УРАЛ» отзываются как о современном, динамично развивающемся предприятии. Имеется собственный конструкторский отдел, недавно внедрили на своих бульдозерах даже дистанционное управление. Бульдозеры «ДСТ-УРАЛ» отличаются от многих других моделей прогрессивной гидростатической трансмиссией.

Тем не менее заводским конструкторам предстоит еще немало работы по улучшению бульдозеров. Отзывы потребителей о качестве их работы не всегда положительные.

 

Для отечественного потребителя идеальный бульдозер должен быть максимально дешевым и надежным. Поэтому дорогая техника не всегда является лучшим выбором. Для небольших предприятий и артелей, не имеющих средств на приобретение дорогостоящей техники известных производителей, техника среднего и бюджетного ценовых сегментов – оптимальный выход.