Телескопические автогидроподъемники: 45 метров
Подъемник с высотой подъема 45 м способен обеспечить потребности в высотном доступе достаточно крупного города, промышленного центра, а в сочетании с шасси высокой проходимости еще и инфраструктурных объектов вне дорог с твердым покрытием. Автогидроподъемники используют не только для решения типовых, утилитарных задач, но и на съемках кино и телематериалов.
Для этих высот компания BrontoSkylift, интересы которой в России представляет компания «Новалифт-С» (г. Санкт-Петербург), предлагает серию подъемников S-XDT с высотой подъема 36-78 м, в том числе модель S46XDT, поднимающую рабочую платформу на высоту до 46 м.
Подъемник S46XDT поступает на европейских шасси 4х2, 6х2 или 6х4. Используют преимущественно шасси 4х2 благодаря компактности и сравнительно небольшой массе надстройки. Полная масса автогидроподъемника составляет около 18 т в зависимости от шасси, габаритная длина менее 10 м, высота около 3,7 м, ширина – 2,5 м, то есть машина полностью укладывается в разрешенные габариты и, вполне вероятно, в разрешенную полную массу 18 т для 2-осного автомобиля. Можно также рассмотреть вариант с 3-осным шасси 6х2 с подъемной задней осью с разрешенной полной массой 24 т, чтобы уже точно выполнить все весовые требования.
Конструкции подъемника – нижняя платформа, поворотная платформа, опора, стрела – выполнены из высокопрочных сталей. Ось вращения опорно-поворотного устройства вынесена назад за заднюю ось шасси для максимизации длины секции стрелы. Устойчивость подъемника в рабочем положении обеспечивают две пары гидравлических опор, выдвигающихся поперек оси автомобиля по Н-образной схеме, простой, но удобной при работе на заставленной автомобилями улице.
Стреловое оборудование включает 4-секционную стрелу коробчатого сечения и 2-секционное телескопическое колено с рабочей платформой. Механизм подъема стрелы состоит из одного гидроцилиндра. На оголовке телескопического колена установлен манипулятор, с помощью которого регулируется положение рабочей платформы в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Управление подъемником выполняется из рабочей платформы, а также с земли с помощью пульта дистанционного управления. На компактной поворотной платформе рабочего места оператора не предусмотрено.
Положение рабочей платформы в вертикальной плоскости поддерживается автоматически, гидравлический механизм позволяет поворачивать ее вправо-влево на 90°. Стреловое оборудование обеспечивает подъем рабочей платформы на высоту до 45,5 м, считая по уровню головы оператора, или на 43,5 м по полу рабочей платформы, и вылет до 20 м с сохранением грузоподъемности рабочей платформы до 700 кг и вылет до 24 м при грузоподъемности до 360 кг. Рабочая зона подъемника не круговая, она ограничивается 280°.
Компания «Новалифт-С» обеспечивает поставки нового и бывшего в эксплуатации подъемного оборудования BrontoSkylift, а также его сервис и ремонт, в том числе выездными бригадами, которые укомплектованы автомобилям-фургонами со всем необходимым оборудованием, запчастями и расходными материалами.
Компания также предлагает модель нового поколения автогидроподъемников BrontoSkylift с рабочей высотой 47 м и максимальной грузоподъемностью рабочей платформы 700 кг серии SXR. Подъемники этой серии соответствуют всем стандартам безопасности как на самых высоких подъемниках BrontoSkylyft серии HLA c высотой подъема 70-112 м.
Высотные подъемники, то есть с высотой подъема более 40 м, представлены зарубежными, в основном южнокорейскими образцами, которые сегодня на равных конкурируют с японскими и европейскими поставщиками. Тем более, что есть возможность монтировать корейские подъемники на российские шасси, и особенно на вездеходные шасси.
Так, на шасси КАМАЗ-43118 6х6 компания ООО «КМУ-РУС» предлагает гидроподъемник Hansin 450A производства фирмы Hansin Special Equipment. Конструкция подъемника значительно отличается от представленного выше. Ось вращения сдвинута вперед в колесную базу шасси. Высота подъема достигается исключительно за счет длины многосекционной стрелы, в данном случае 7-секционной октагонального профиля, выполненной из стали Domex. Выдвижение синхронное для всех секций: цепное со 2-й по 4-ю секцию и тросовое на полиспастах с 5-й по 7-ю. Телескопического колена не предусмотрено, рабочая платформа установлена на шарнире на оголовке стрелы, который регулирует положение платформы в вертикальной плоскости и ее поворот направо-налево на 360°. Рабочая высота подъемника: 45 м по уровню рук оператора и 43,2 м по полу рабочей платформы, вылет 43 м при грузоподъемности рабочей платформы 400 кг, то есть она выдержит двух человек, инструмент и какое-то количество материалов.
Обращает на себя внимание кабина для оператора на поворотной платформе. Подъемник управляется сверху из рабочей платформы, из кабины оператора и с уровня земли с помощью пульта дистанционного управления. Интерфейс пульта управления, таблички и наклейки русифицированы. Рабочая платформа шириной 3000 мм в рабочем положении и 1900 мм в транспортном выполнена из конструкционного алюминия.
Устойчивость в рабочем положении обеспечивают выдвижные опоры. Передние опоры выдвигаются под углом вперед, задние - поперек оси автомобиля. Несущие конструкции подъемника изготовлены из автомобильной сортовой стали ATOS 60.
Масса надстройки с учетом кабины оператора и рабочей жидкости - 9950 кг.
Компания Hansin провела работу по адаптации подъемников к холодному климату, повышению их надежности и увеличению срока службы. Увеличены барабаны гидравлических рукавов, сечения рукавов и фитингов, повышена надежность барабанов при низкой температуре, увеличены цилиндры подъема стрелы - диаметр штока и длина. и смещено крепление цилиндров на 400 мм для снижения нагрузки на цилиндры, установлены дополнительные гидрозамки на каждый гидроцилиндр, установлен дополнительный автономный аварийный электронасос для быстрого складывания подъемника в транспортное положение в экстренной ситуации, компьютер системы безопасности последнего поколения адаптирован к холодному климату.
Кроме КАМАЗ-43118 подъемник Hansin 450A также монтируют на шасси «Урал NEXT» 6x6 и Howo T5G-M 4x2.
Другая компания Horyong из Южной Кореи предлагает автогидроподъемник модели Horyong Sky-450 с высотой подъема 45 м на 2-осных шасси Hino, Fuso, Hyundai, КАМАЗ, МАЗ и других марок, в том числе на вездеходное шасси КАМАЗ-43118.
Подъемник построен по тем же принципам, что и предыдущей марки. Семисекционная стрела сложного 12-гранного профиля выполнена из высокопрочной шведской стали SSAB Strenx 960. Стрела оканчивается шарниром, на котором установлена рабочая платформа. Предусмотрена автоматическая регулировка вертикального положения рабочей платформы и ее поворот вправо-влево на 360°. Стреловое оборудование обеспечивает подъем рабочей платформы на высоту до 45 м и вылет до 28 м при грузоподъемности платформы до 400 кг. Рабочая зона подъемника 360°. Управляется подъемник из рабочей платформы, из кабины оператора и с помощью пульта дистанционного управления. Кабина, ящики элементов управления и инструментальные ящики выполнены из конструкционного алюминия и не подвержены коррозии.
Опорный контур обеспечивают опоры, выдвигающиеся по Х-образной схеме. Размеры опорного контура 6520х8170 мм. В качестве опции предлагают функцию «Городской режим», опоры выдвигаются в рабочее положение нажатием одной кнопки на пульте управления. В транспортное положение опоры складываются нажатием той же кнопки. «Городской режим» предусматривает расширенную систему безопасности, то есть компьютер системы безопасности контролирует радиус выдвижения стрелы в зависимости от размеров опорного контура.
Подъемник выпускают в различной комплектации с кабиной на поворотной платформе и без кабины. Также предлагают два варианта рабочей платформы: штатная платформа шириной 3200 мм в рабочем положении (1400 мм в транспортном) и грузоподъемностью 400 кг и малая платформа шириной 1300 мм и грузоподъемностью 500 кг. Обе рабочие платформы выполнены из конструкционного алюминия. Предусмотрен специальный адаптер для быстрой смены одной платформы на другую.
На шасси КАМАЗ-43118 также можно встретить автогидроподъемники компании Novas Korea. Модель Novas-460 построена аналогично и обеспечивает подъем рабочей платформы на 45 м и вылет 24 м в сторону (вправо или влево под углом 90° к оси шасси), 28 м назад и 13 м вперед при грузоподъемности 300 кг. Стреловое оборудование состоит из 7-секционной стрелы коробчатого сечения с рабочей платформой на оголовке. Выдвижение секций комбинированное: цепями и тросами. Рабочая платформа способна поворачиваться вправо-влево на 180°, ширина платформы в рабочем положении 3000 мм. Подъемник управляется из кабины оператора или с помощью пульта дистанционного управления.
Опорный контур образуют передние опоры, выдвигающиеся вперед под углом, и задние, выдвигающиеся поперек оси автомобиля. Размеры опорного контура 6258х7700 мм.
Габаритные размеры автогидроподъемника на шасси КАМАЗ-43118 составляют 9659х2400х4016 мм, то есть высота машины чуть-чуть превышает разрешенный габарит.
Еще один вариант подъемника - Jinwoo 450 фирмы Jinwoo SMC (Южная Корея) на шасси КАМАЗ-43118, который способен поднять рабочую платформу на высоту 45 м (44,1 м по полу рабочей платформы) и обеспечить вылет на 19,5 м при грузоподъемности рабочей платформы 300 кг, то есть до 3 операторов и 60 кг инструмента. Штатная рабочая платформа стальная шириной 3150 мм. Для работы с высоковольтными проводами под напряжением используют рабочую платформу из стеклопластика шириной 1280 мм, изоляция которой выдерживает напряжение до 20 000 В и обеспечивает безопасность только операторов на самой платформе.
Семисекционная стрела коробчатого сечения поднимается двумя гидроцилиндрами. Поворотная платформа вращается вправо-влево на 170° не непрерывно, с автоматическими остановками. Функция непрерывного вращения на 360° по заказу.
Передние опоры выдвигаются под углом вперед на ширину 6385 мм, задние поперек оси автомобиля на ширину 6840 мм. Возможно установить автогидроподъемник на поперечном или продольном уклоне. Исходя из размеров опорного контура компьютер системы безопасности рассчитывает параметры подъема и выдвижения стрелы, информация о которых выводится на монитор в кабине оператора. Об отрыве опоры от поверхности при подъеме стрелы сигнализирует специальный датчик.
Подъемник Jinwoo 450 монтируют на подходящие по грузоподъемности и монтажным размерам шасси марок КАМАЗ, «Урал», Hyundai, Hino и т. д. Габаритная высота автогидроподъемника на шасси КАМАЗ-43118 составляет 3890 мм, то есть он вмещается в разрешенный габарит.
Сегмент 45-метровых автогидроподъемников насыщен, при выборе есть над чем поломать голову. Корейские подъемники похожи друг на друга, и при выборе стоит обратить внимание на их подготовку к холодному климату, на развесовку на конкретном шасси и габаритную высоту, чтобы не иметь проблем при их эксплуатации, особенно если это касается высокого вездеходного шасси.
Популярность вездеходного шасси определяется не отсутствием дорог, а потребностью в подъезде к объектам вне дорог, например, к объектам инфраструктуры: ЛЭП, трубопроводам. А так как остальные автозаводы не в состоянии удовлетворить спрос на вездеходные шасси, то за все приходится «отдуваться» ПАО «КАМАЗ» с его фактически единственным гражданским шасси КАМАЗ-43118, которое в сравнении с конкурентами выглядит довольно слабо как по проходимости, так и по надежности и прочности. В целом, если рассматривать автогидроподъемники на российских шасси, то самое слабое их место — это шасси.