По долинам и по взгорьям

Тестируем автомобиль «Бурка»

Леонид Малютин
Воспользовавшись последними погожими деньками осени 2013 г., Тенгиз Дзоценидзе пригласил автомобильную прессу протестировать свое очередное творение на владимирских пажитях и лужах. Тенгиз Джемалиевич показал и дал попробовать в движении свою четвертую оригинальную конструкцию – оригинальности в ней хоть отбавляй.
Значительный ход подвески колес задней тележки
Зеркала с левой стороны. Справа такой же набор
 
Четырехцилиндровый двигатель Cummins под кожухом в кабине
Навесное оборудование двигателя и КП под кожухом в салоне
Удобный вход в кабину благодаря подножке и ручке
Эффектное прохождение лужи
Эффектное прохождение лужи. Вид сзади
«Бурка» посреди живописной лужи
Вход в салон с выдвижной подножкой
Переключение передач вызвало трудности у всех участников теста
Комплект передних световых приборов
Выключатель заднего моста и блокировка дифференциала

Автомобиль с гордым конно-спортивным именем «Бурка» разработан сборной командой сотрудников научно-исследовательской и проектно-учебной лаборатории транспортных средств сельскохозяйственного назначения ФГБОУ ВПО МГАУ им. В.П. Горячкина и Научно-исследовательского института конструкции автомобилей (ООО «Ника») и представляет собой полнопривод­ный трехосный цельнометаллический фургон.

Замысел создателей «Бурки» состоял в заполнении пробела между «уазиками» и «Садко» для условий, в которых «уазик» слишком мал, а «Садко» слишком велик, кроме того, «буханку» в очередной раз хотят снять с производства. При этом автомобиль должен отличаться не только высокой проходимостью, но и существенно большей, чем «буханка», грузоподъемностью. Также стояла задача по максимуму использовать серийные комплектующие для упрощения и удешевления производства.

В итоге основу автомобиля – раму и кабину – взяли у грузовичка Foton. Рассматривали разные варианты, но наиболее подходящим по параметрам, возможностям серийного производства и, что немаловажно, цене оказался Foton. От него же «Бурка» унаследовала бампер, оптику, радиаторную решетку (пришлось распиливать, что хорошо видно на фотографиях), зеркала, пластиковый обвес и бо’льшую часть деталей интерьера кабины. Интерьер довольно-таки аскетичный. Особую аскезу ему придает внушительный кожух моторного отсека, из-за которого педаль газа можно выжимать только в позе отрешенного от анатомии йога.

Предоставленная на тест первая «Бурка» была в наиболее востребованном грузопассажирском исполнении с цельнометаллическим кузовом вагонной компоновки, сдвижной дверью по правому борту и подъемной сзади. Использовали кузовные панели и заднюю дверь производства все того же завода Foton, а сдвижную дверь взяли у «ГАЗели». Под дверью устроили выдвижную подножку, причем не автоматическую, а с кнопочкой в кабине. Невозможно всегда помнить об этой подножке, поэтому желательно переделать электрическую схему (что несложно), чтобы подножка выдвигалась и убиралась вместе с дверью. А вот совсем убирать подножку не стоит – пол салона расположен высоко, и чтобы влезть в него просто так, нужны акробатические способности.

Двигатель – 4-цилиндровый Cummins – также взяли у Foton вместе с 6-ступенчатой коробкой передач. Двигатель максимально сдвинут назад, иначе педальный блок вообще бы не поместился. Половина двигателя в кабине, половина в пассажирском салоне и накрывается двумя кожухами. Нет худа без добра, получилась хорошая развесовка по осям, что положительно сказалось на проходимости. Снизу двигатель и радиаторы не закрыты защитой, но, когда дело дойдет до серийного производства, она наверняка появится. Работа с коробкой передач вызвала наибольшие трудности у тестеров. Уверенно включалась только вторая передача, угадать остальные было весьма затруднительно. В принципе, эта «болезнь» излечима.

Самое необычное в этом автомобиле – трехмостовая схема. Именно она дает проходимость, грузоподъемность, оригинальность и конкурентное преимущество.

Для реализации схемы разработали оригинальную раздаточную коробку. Необычность схемы еще и в том, что постоянно включены первый и второй мосты. Третий мост водитель в трудную минуту включает кнопкой. Донором мостов стал полноприводный «Соболь».

Сзади использована рессорно-балансирная подвеска с амортизаторами, спереди рессорная с амортизаторами. Тормозная система пневматическая от «Валдая» с дисковыми тормозами – вот еще одно оригинальное решение с вторжением в серийные агрегаты. Оригинальны также колесные диски, они больше, чем у «Соболя». «Обут» автомобиль был в резину с универсальным рисунком протектора, но благодаря шестиколесности осенняя распутица не создавала ему трудностей. Тенгиз Дзоценидзе обещал в дальнейшем еще три варианта шин.

Техническая характеристика автомобиля «Бурка»
Параметр Показатель
Колесная формула
6х6
Пассажирских мест + водитель
8+1
Мощность двигателя, кВт (л.с.)
111,5 (145)
Грузоподъемность, кг
1235
Снаряженная масса, кг
3200
Полная масса, кг
5200
Колесная база, мм
2500
База задней тележки, мм
1060
Скорость, км/ч
100

На асфальтированной дороге «Бурка», признаться, не обладает грацией мустанга. Ее основная задача – месить бездорожье, и с этой задачей она справляется «на пять».

Что еще необычно, более того, неудобно – это крепление запасного колеса в заднем свесе. Езде по бездорожью оно не мешает, хотя были опасения, а вот выковыривать его оттуда удовольствия мало. Но другого места для «запаски» не нашлось.

«Бурка» – нишевой автомобиль, ориентированный на эксплуатацию по бездорожью, то есть для большей территории РФ, тираж которого будет довольно ограничен. На базе цельнометаллического фургона можно будет строить различные варианты пассажирских, грузовых и специальных автомобилей.

«Бурка» может за один рейс перевезти 2000 кг груза в грузовом варианте, восемь человек и 1200 кг груза в грузопассажирском либо 16 человек в пассажирском. Проект интересный, дело осталось за малым – за инвестором.