Универсальный автобус из Ликино

А. Ерохин, фото автора

В этой статье мы расскажем о городском, а точнее универсальном автобусе производства ООО »Ликинский автобус» – ЛиАЗ-5256, оснащенном тремя различными вариантами силового агрегата. Как видно на фото, все довольно просто, без изысков. Этот автобус не имеет приклеенных стекол, как почти все современные кузова машин этой категории. Стекла вставлены в проемы кузова через резиновые уплотнители. Ничего удивительного в этом нет, ведь в период разработки этой модели клеевая технология еще не применялась.

Для тестирования отдел испытаний редакции избрал варианты комплектации автобусов со следующими силовыми установками: двигатель Caterpillar-3116 с автоматической коробкой (комплектация 1); двигатель ЯМЗ-236 НЕ2 с автоматической трехступенчатой коробкой передач или ГМП Voith D-851.2, изготавливаемой по лицензии в Казани (комплектация 2); двигатель ЯМЗ-236 НЕ2 с механической пятиступенчатой коробкой передач и тросовым приводом переключения (комплектация 3).

Передаточное отношение редуктора ведущего моста автобуса с третьим силовым агрегатом обеспечивает машине при полной нагрузке максимальную скорость порядка 102 км/ч. В такой комплектации относить машину к категории городских автобусов вообще-то не следует, скорее это транспортное средство для перевозок пассажиров в пригородной зоне. Передаточное отношение редуктора ведущего моста двух других машин соответствует их основному назначению – категории городского автобуса. Оба используемых для комплектации автобуса двигателя оснащены турбонаддувом с промежуточным охлаждением воздуха.

Так выглядит двигатель ЯМЗ 236 НЕ2

На наш взгляд, рабочее место водителя нуждается в реконструкции, хотя бы минимальной. И вот почему.
Во-первых, если регулируемая рулевая колонка стала уже практически нормой даже на любом грузовом автомобиле, то ее отсутствие на автобусе вызывает удивление. На испытываемой модели автобуса до сих пор используется жесткая рулевая колонка.

Во-вторых, обод рулевого колеса закрывает водителю обзор контрольных ламп, расположенных на приборной панели. А самая главная, большая контрольная лампа красного цвета, которая загорается в критических ситуациях (при перегреве двигателя или при отсутствии давления в системе смазки двигателя) водителю совершенно не видна.

Будь у автобуса регулируемая рулевая колонка, можно было бы обеспечить водителю видимость необходимой информации на панели приборов даже при таком расположении элементов, изменяя наклон или высоту положения рулевого колеса.

Это и есть турбонаддув двигателя

Почему столь пристальное внимание мы уделяем именно этим недостаткам? Дело в том, что при проведении испытаний на динамометрической дороге автополигона, при определении максимальной скорости у автобуса на ходу произошла разгерметизация системы охлаждения двигателя, в результате почти вся охлаждающая жидкость вытекла из системы. Случай крайне редкий, но встречающийся. Контрольная лампа загорелась, однако водитель ее не увидел. Если учесть, что заправочная емкость системы охлаждения двигателя у автобуса порядка 80 л, то это не только неприятно, но еще и довольно накладно.

При развороте машины, водитель увидел горящую красную лампу на панели, глянул на приборы и заглушил двигатель. До беды оставались считанные минуты. Вот к чему приводят подобные недочеты в эргономике рабочего места водителя.

Рулевое колесо полностью перекрывает часть контрольных ламп на панели приборов

Подобная информация о сбоях в работе различных систем автомобиля должна дублироваться звуком. К примеру, на венгерском «Икарусе» при перегреве охлаждающей жидкости двигателя дополнительно включается громкий звонок, и водитель этого уже не сможет не заметить.

Все автобусы тестировались при полной нагрузке, т.е. с балластом. Указанное обстоятельство объясняется тем, что машины проходили на автополигоне различные испытания и нам достались на короткое время. А разгрузка-загрузка балласта общим весом около 10 т в виде гирь по 25 кг – дело довольно длительное и трудоемкое.

Наилучшие впечатления остались от автобуса с двигателем Caterpillar и автоматической коробкой передач. Это впечатление создавал достаточно высокий крутящий момент двигателя, возникавший практически с оборотов холостого хода и хорошая согласованность моментов переключения передач автоматической коробки с характеристиками двигателя. Автобус показал скорость порядка 85 км/ч – вполне достаточную для городского транспорта.

Схема переключения передач размещена справа внизу на передней панели

Машина с двигателем ЯМЗ и той же коробкой передач понравилась меньше. При движении моменты переключения передач в коробке не согласованы с характеристикой двигателя ЯМЗ-236 НЕ2. Отсюда и возникало постоянное желание принудительно вручную изменять выбранную автоматикой передачу.
Автобус с двигателем ЯМЗ и механической пятиступенчатой коробкой передач при полной массе имеет вялый разгон. Причиной тому – передаточное отношение редуктора ведущего моста. Максимальная скорость автобуса довольно высока – более 100 км/ч. С такими динамическими показателями машину уже нельзя назвать городским транспортом, даже если она имеет салон городского автобуса.

Также не понравился тросовый привод переключения передач. Возможно, с точки зрения удобства компоновки, сборки, веса и других конструктивных особенностей это и хорошее решение, но с точки зрения работоспособности оно проблематично. Переключение передач на этой машине превращается в настоящую проблему. Очень короткие ходы выбора и включения передач. Чтобы включить передачу нужно приложить к рычагу немалое усилие. Чтобы выключить передачу, тоже нужна сила, а выключаясь, часто попадаешь на передачу, расположенную напротив по ходу движения рычага. Длинные тросы при эксплуатации, по всей видимости, вытягиваются, это приведет к разрегулировке привода и дополнительному ремонтному вмешательству. Возникает вопрос о целесообразности использования такого технического решения.

Для входа в салон нужно подняться на две ступеньки

Отличительной чертой всех, прошедших наш тест автобусов, является задний ведущий мост отечественного производства. В пассажирском салоне при движении автобуса слышен громкий «вой», производимый редукторами этого моста. Остальные шумы полностью тонут в нем. Зная эту проблему, завод комплектует свои автобусы и импортными задними мостами, не шумящими, но и стоимость автобуса от этого существенно увеличивается.

В настоящее время ООО »Ликинский автобус» производит свою продукцию только по заказу, т.е. комплектация автобуса определяется покупателем. Естественно, отечественный заказчик желает получить машину наиболее дешевую. А это предполагает комплектацию отечественными компонентами со всеми присущими им недостатками. Цена этого автобуса в своем классе достаточно низкая, и если оценивать машину по соотношению «цена-качество», то ЛиАЗ-5256 будет не в последних рядах, т.е. всегда найдет своего потребителя.

Редакция благодарит за предоставление для теста автобуса ЛиАЗ-5256 руководство холдинговой компании «Русские автобусы», а также администрацию ООО «Ликинский автобус».