Контейнерные козловые краны

А. Сагизлы, фирма «НИДЭКС»

Интенсивное развитие перевозок грузов в контейнерах автомобилями, железнодорожными составами, речным и морским транспортом обусловило создание специальных подъемно-транспортных средств высокой производительности, в частности козловых кранов на рельсовом ходу, способных выполнять операции по перемещению грузов из одного вида транспорта в другой с учетом их взаимного расположения на одной перегрузочной площади.

Козловые контейнерные краны – это грузоподъемные машины прерывного циклического действия. Сегодня они являются основными подъемными средствами для перегрузки средне- и крупнотоннажных контейнеров различных типов и грузоподъемности. Одной из важнейших особенностей контейнерных козловых кранов является возможность перекрывать большие перегрузочные и складские площади, по которым проложены подъездные пути разных видов транспорта, например автомобильного и железнодорожного. Краны этого типа в основном используются в терминалах с большим грузооборотом и темпом обработки контейнеров железнодорожных, автомобильных, морских, речных, а также на контейнерных площадках промышленных предприятий и складов. Такие подъемные механизмы оборудуют разнообразными грузозахватными приспособлениями ручного, полуавтоматического и автоматического действия.

Козловые контейнерные краны выполняются бесконсольными, с одной или двумя консолями, а для работы в морских портах – с подъемной консолью. Иногда такие краны устанавливают на палубе судна, и в таком случае их называют судовыми контейнерными кранами. Ими оборудуют контейнеровозы с одной целью – чтобы независимо от портовых возможностей погружать и выгружать контейнеры. Эти краны имеют мост (портал) с откидными консолями или без них. Портал перемещается на палубе судна по рельсам. Кран оснащен опорной или угловой тележкой, часто имеющей поворотную стрелу, что позволяет выполнять портал крана без консолей.

Контейнерные козловые краны классифицируют следующим образом:

  • универсальные для подъема контейнеров массой брутто 2,5...3 т (УУК-3); 5 т (УУК-5) по ГОСТ 18477–79;
  • универсальные, для крупнотоннажных контейнеров номинальной массой брутто 10 т (1D); 20 т (1С; 1СС); 25 т (1В; 1ВВ); 30 т (1А; 1АА) по ГОСТ 18477–79 и ISO 668:1995.
Кран козловой общего назначения грузоподъемностью 8…10 т

На перегрузочных пунктах (площадках) с малым грузооборотом и темпом обработки контейнеров используются козловые краны общего назначения грузоподъемностью 8...10 т. Захват и освобождение контейнеров здесь производится с помощью стропов и других приспособлений, например универсальных грузовых рам МГС-01.00.00.000, выполненных в виде траверс, незаменимых при работе с деформированными контейнерами.

Кран козловой (КК-12,5) грузоподъемностью 12,5 т

Краны козловые контейнерные грузоподъемностью 5 т являются специальными и предназначены для перегрузки среднетоннажных контейнеров УУК-3 и УУК-5. Такие краны устанавливают на специализированных контейнерных площадках железнодорожных станций (промышленных предприятий), например на товарных станциях г. Москвы – Павелецкая, Рижская, Киевская. Краны грузоподъемностью свыше 5 т могут быть переоборудованы для работы с автоматическими захватами (спредерами). В этом случае управление захватом контейнера осуществляется непосредственно из кабины крановщика.

На площадках, оборудованных несколькими козловыми кранами грузоподъемностью 12,5 т каждый, можно перегружать контейнеры массой до 20 т брутто при совместной работе двух кранов. В этом случае устройство для захвата контейнера (с ручным приводом или автоматическое) навешивается на крюки этих кранов.

Комплекс кранового оборудования на рельсовом ходу для погрузки крупнотоннажных контейнеров можно разделить на две группы:

  • козловые рельсовые краны для железнодорожных станций и промышленных предприятий грузоподъемностью 20 т и более;
  • береговые перегружатели для морских и речных портов грузоподъемностью до 32 т. По этому классу подъемных сооружений готовится отдельная публикация.

С учетом технико-экономических требований развивающейся в России контейнерно-транспортной системы отечественные проектно-конструкторские организации тяжелого машиностроения совместно с предприятиями – изготовителями кранов разработали и создали ряд специальных контейнерных кранов. Например, в период с 1978-го по 1983 год впервые в практике промышленного строительства кранов ПО «Кран» (Минтяжмаш) построило два специальных козловых контейнерных крана с автоматическими контейнерными захватами (спредерами) грузоподъемностью 20 т и 32 т, была также отработана технология их производства. Изначально ставилась задача создать кран с минимальными затратами и в кратчайший срок, поэтому за основу был принят проект козлового крана грузоподъемностью 20,5 т, выпускаемого Машиностроительным заводом им. И.И. Федунца (ныне – ОАО «Кран-Узловский машиностроительный завод им. И.И. Федунца» – «КРАН-УМЗ», г. Узловая, Тульская обл.). Узлы создаваемого крана были максимально унифицированы с узлами серийно выпускаемых конструкций.

Основные параметры контейнерных козловых кранов
Параметр ОАО «Бурея-Кран» ОАО «БМТЗ» ОАО «КРАН-УМЗ»
КК-6,3 КК-25 ККД-СП КК-20 КК-24
Грузоподъемность, т 6,3 25,0 24,0 20,0 24,0
Группа режима работы А5 (ИСО 4301/1) А5 (ИСО 4301/1)
Пролет, м 16 (25) 25 <25 25 25
Высота подъема, м 8,0 8,0 8,5 8,5 9,0
Скорость подъема груза, номинальная/ минимальная, м/с 0,32/0,04 0,18* 0,11* 0,16/ 0,02 0,125/ 0,016
Скорость передвижения тележки номинальная, м/с 1,0 0,62 0,85 0,56 0,56
Скорость передвижения крана номинальная/ минимальная, м/с 2,0/ 0,2 1,0* 0,77* 1,0/ 0,1 0,8/ 0,1
Вылет консоли, м 4,5/ 4,5 3,5/ 3,5 10,5/ 15,25 8,4/ 13,7 8,4/ 13,7
*Всегда уточняется техническим заданием. – Прим. ред.

Козловой контейнерный кран грузоподъемностью 32 т (КК-32) с автоматическим захватом предназначен для перегрузки контейнеров типов 1А, 1С и 1D. Он используется для установки на крупных железнодорожных контейнерных пунктах. Козловые контейнерные краны грузоподъемностью 20 и 32 т с 1980 года регламентированы ГОСТ 24390–99.

Современные модификации ранее разработанных козловых контейнерных кранов производят несколько российских заводов: Бурейский крановый – ОАО «Бурея-Кран», Бываловский машиностроительный – ОАО «БМТЗ», ОАО «КРАН-УМЗ» (г. Узловая, Тульская обл.) и некоторые другие.

КК-20

Контейнерные козловые краны изготавливают в различном климатическом исполнении (ГОСТ 15150–69), оборудуют сигнализатором давления и противоугонным рельсовым захватом. Согласно Основным требованиям безопасности к ограничителям грузоподъемности электрических мостовых и козловых кранов РД-10-118-96 их также снабжают ограничителями грузоподъемности. При нарушениях режимов грузоподъемности ограничитель отключает электрическую цепь управления механизмом подъема груза, если он более чем на 15% превышает (с учетом массы грузозахватного устройства) номинальную грузоподъемность крана, указанную в паспорте. При срабатывании ограничителя автоматически включается звуковая и световая сигнализация. Краны, оборудованные контейнерными захватами, могут не оснащать ограничителями грузоподъемности только в том случае, если максимальная масса груза, перемещаемого краном, не превышает 50% номинальной грузоподъемности крана (с учетом массы грузозахватного устройства), а также если при этом исключена возможность защемления груза или грузозахватного устройства.

Кран козловой (КК-20) грузоподъемностью 20 т с автоматическим захватом для перегрузки контейнеров 1С, 1 СС

Требования к устройству и безопасной эксплуатации рельсовых путей козловых кранов регламентированы требованиями РД-10-117-95. Протяженность рельсового пути следует принимать из условий обслуживания краном всей рабочей зоны, предусмотренной проектом производства (технологической картой) работ. Минимальная длина рельсового пути определяется специальной формулой, где учитывается длина тормозного пути, база крана и расстояние от тупикового упора до конца рельса или середины последней полушпалы. В состав нижнего строения пути входят земляное полотно и водоотвод. Каждая рельсовая нить размещается на самостоятельном земляном полотне. В состав верхнего строения пути входят балластная призма, подрельсовые опорные элементы, рельсы, стыковые и промежуточные крепления.

Основные параметры верхнего строения рельсовых путей козловых контейнерных кранов
Марка крана Вид балласта Толщина балласта, мм, для рельса Класс точности Класс нагружения
Р43 Р50
КК-6,3 Гравий, песок 100 Т2 Н3
КК-20 То же 350 Т2 Н2
КК-24/30,5 Щебень 450 Т2 Н3
КК-32

При эксплуатации рельсового пути осуществляется постоянный контроль состояния рельсового пути и путевого оборудования. Должны проводиться следующие виды контроля: ежесменный – перед каждой сменой работы крана; плановый – один раз в 3 месяца (первый год эксплуатации); один раз в 6 месяцев (после года эксплуатации); дополнительный – при особо неблагоприятных метеорологических условиях (ливнях, таянии снега и т. п.), а также при наличии неустойчивых участков пути. Полное техническое освидетельствование проводят не реже одного раза в 3 года.