Наступление, не встречающее сопротивления

Рынок колесных погрузчиков в России в 2011 году

Николай Протасов
Импорт в Россию колесных погрузчиков, %, в 2011 г. (данные в % указаны от общего за этот период импорта)
 
 
Импорт колесных погрузчиков в Россию в 2011 г.
 
 

Что можно написать о прошедшем 2011 г. в ракурсе поставок в России колесных погрузчиков иностранного производства? В период за январь–декабрь 2011 г. в страну импортировано колесных фронтальных погрузчиков на общую сумму $202 124 633. Всего в Россию импортировали в прошлом году колесные погрузчики предприятия из 15 стран мира. И первое, на что обращаешь внимание при рассмотрении статистических данных, – это громадный, просто гигантский отрыв по объемам поставок китайских производителей от всех прочих.

Количество колесных погрузчиков, поставленных в прошлом году в Россию Японией, ближайшим страной- конкурентом, если ее в этом случае можно так назвать, составляет менее 2% от объемов поставок Китая. В денежном выражении сумма за поставленные японские погрузчики составляет немногим более 2,5% от суммы, которую получил за поставленные погрузчики лидер импортных поставок. А если сложить вообще все «не китайские» поставки погрузчиков в 2011 г. в Россию, то они составят менее 6,8% от поставок погрузчиков китайской стороной, что в долларовом эквиваленте составляет 15,8% от суммы, вырученной китайскими экспортерами колесных погрузчиков.

Цифры убедительны, и не вызывает сомнений, что китайские фронтальные погрузчики «уверенной поступью» теснят всех, в том числе и отечественного производителя, и занимают все более прочные позиции на нашем рынке. А неотвратимое грядущее вступление России в ВТО этому процессу, по всей видимости, будет только способствовать.

Импортом колесных погрузчиков в Россию занимались 67 фирм из США, стран Европы и Азии. Надо также отметить, что поставки из Японии представляют собой в основном подержанную технику производства 1989–2004 гг. от известных брендов Furukawa, Komatsu, Hitachi, TCM и др. Аналогично и европейские компании O&K, JCB, Liebherr, а также американские Case и Caterpillar представлены в нашем импорте б/у машинами выпуска 1984–2008 гг, тогда как китайские погрузчики поступали исключительно новые, выпущенные в 2010–2011 гг.

Рассматривая поставки из Китая погрузчиков, следует сказать, что за период с января по декабрь 2011 г. на российский рынок ввозили свои погрузчики 30 китайских компаний, но практически число поставщиков из Китая больше, так как в Россию поставляют свою продукцию ряд компаний, фактически работающие на территории Китая, но зарегистрированные в иных государствах. Например, колесные погрузчики под брендом Power Plus не так давно появились на российском рынке и импортируются именно из Китая, так как там организовано производство этих погрузчиков из китайских и японских комплектующих, тогда как зарегистрирована компания Power Plus в Сингапуре, а конструкторские разработки Power Plus ведутся конструкторско-технологическим бюро в США.

Лидером поставок стала компания XCMG из Китая, реализовавшая на нашем рынке 1357 ед. техники. За XCMG в структуре российского импорта колесных погрузчиков следует, а по некоторым позициям даже опережает ее компания SDLG. В Китае только крупных компаний, выпускающих фронтальные погрузчики, около сотни, в целом же число предприятий и заводов, производящих спецтехнику, перевалило за тысячу. Но компания SDLG, успешно конкурируя, сегодня входит в тройку крупнейших китайских производителей спецтехники, а на мировом уровне эксперты причисляют SDLG к 50 самым крупным компаниям, работающим в сфере производства погрузчиков. Компания активно экспортирует свою продукцию. В 2011 г. более 3 тыс. ед. техники реализовано за пределами Китая, из них только колесных погрузчиков 1347 ед. отправили в Россию, что составило 23,94% всех импортированных Россией погрузчиков. Лидирующая компания XCMG опередила SDLG в части экспорта погрузчиков всего на 0,18%.

В России сегодня в дорожно-строительной отрасли оживление: правительство увеличило финансирование, появились значительные объемы работ. К 2017 г. намечено привести в соответствие с требованиями к транспортно-эксплуатационному состоянию более 85% федеральных дорог, а это задача грандиозная. Только в 2011 г. на строительство, реконструкцию и ремонт федеральных дорог направлено 224 млрд. руб. Ширится и малоэтажное строительство, что особенно заметно по появлению повсеместно коттеджных поселков. Все эти процессы стимулируют подрядчиков приобретать погрузчики, относящиеся к классу 3- и 5-тонных машин, оснащенных ковшами 1,5–3 м3. Не случайно около 75% всех проданных в прошлом году погрузчиков относится к этой категории. Именно эту нишу отечественного рынка заполняют, и очень успешно, китайские погрузчики.

Импорт в Россию колесных погрузчиков, ед., в 2011 г. (данные в % указаны от общего за этот период импорта)
Марка I кв. % II кв % III кв. % IV кв. % 2011 г. %
XCMG
276
27,19
245
20,10
395
23,01
441
26,33
1357
24,12
SDLG
249
24,53
245
20,10
570
33,20
283
16,90
1347
23,94
XGMA
55
5,42
151
12,39
105
6,12
155
9,25
466
8,28
FOTON
66
6,50
96
7,88
82
4,78
186
11,10
430
7,64
Changlin
81
7,98
82
6,73
70
4,08
83
4,96
316
5,62
MITSUBER
40
3,94
38
3,12
46
2,68
114
6,81
238
4,23
LiuGong
36
3,55
34
2,79
49
2,85
74
4,42
193
3,43
Shantui
35
3,45
31
2,54
54
3,15
51
3,04
171
3,04
Hyundai
9
0,89
19
1,56
19
1,11
6
0,36
53
0,94
JCB
7
0,69
17
1,39
15
0,87
12
0,72
51
0,91
Caterpillar
15
1,48
10
0,82
14
0,82
8
0,48
47
0,84
Komatsu
14
1,38
7
0,57
10
0,58
15
0,90
46
0,82
Volvo
2
0,20
5
0,41
6
0,35
7
0,42
20
0,36
Liebherr
4
0,39
8
0,66
4
0,23
4
0,24
20
0,36
Hitachi
3
0,30
3
0,25
7
0,41
3
0,18
16
0,28
Heli
2
0,20
4
0,33
1
0,06
7
0,42
14
0,25
Terex
2
0,20
4
0,33
2
0,12
5
0,30
13
0,23
TCM
2
0,20
4
0,33
3
0,17
2
0,12
11
0,20
Case
1
0,10
3
0,25
2
0,12
5
0,30
13
0,23
John Deere
2
0,20
1
0,08
3
0,17
1
0,06
7
0,12
Atlas
1
0,10
1
0,08
0
0
2
0,12
4
0,07
World
0
0
1
0,08
1
0,06
1
0,06
3
0,05
O&K
2
0,20
0
0
1
0,06
1
0,06
3
0,05
Wille
0
0
0
0
0
0
2
0,12
2
0,04
Амкодор
0
0
2
0,16
0
0
0
0
2
0,04
Dressta
1
0,10
0
0
0
0
1
0,06
2
0,04
Hidromek
0
0
0
0
0
0
2
0,12
2
0,04
ЧТЗ
1
0,10
0
0
0
0
0
0
1
0,02

Особым спросом в 2011 г. пользовались погрузчики SDLG грузоподъемностью 3 т мод. LG933L и LG936L. Общий объем продаж этих погрузчиков составил 870 ед., или около 65% всех проданных моделей SDLG. Обращает внимание то, что большим успехом у покупателей пользуются модели SDLG с удлиненной базой (обозначаются индексом L). Эти машины несколько дороже погрузчиков в стандартном исполнении, но повышенная устойчивость, по-видимому, оправдывает ценовую разницу. Собственно, характеристики обеих моделей идентичны, мод. LG936L, по сути, является модернизированной LG933L. В частности, управление на LG936L джойстиковое, более современное, а на LG 933L используются рычаги. Эта особенность заметно отразилась на спросе – мод. LG936L реализовано более полутысячи, а мод. LG933L выбрали около трехсот покупателей.

Из погрузчиков, поставленных компанией XCMG, 834 ед., или 61,4%, приходится только на мод. LW300F. Этот 3-тонный погрузчик широко популярен благодаря мощному силовому агрегату, состоящему из дизеля мощностью 92 кВт, адаптивного гидротрансформатора, модернизированной коробки передач, полноприводных мостов с шарнирными карданными валами. Это, а также мощное вырывное усилие в 120 кН позволяют использовать универсальную машину для любых работ, связанных с разгрузкой-погрузкой сыпучих или крупнокусковых материалов. LW300F массово приобретали отечественные дорожно-строительные организации, погрузчик часто используется коммунальными и сельскохозяйственными предприятиями.

Как видим, по числу проданных моделей LG933L/ LG936L компания SDLG несколько опережает ближайшего своего конкурента XCMG. По-видимому, играет роль то, что практически при сопоставимой цене моделей SDLG и XCMG – а эти машины стоят около 1,45 млн. руб. – погрузчик SDLG более маневренный. Его радиус поворота составляет 5,38 м, тогда как LW300F для разворота нужен больший на 0,544 м радиус, хотя погрузчик XCMG короче SDLG на 0,2 м. Модель SDLG за счет большей длины и ширины более устойчива. Для покупателей, возможно, играет роль и то, что рабочий цикл погрузчика SDLG на секунду меньше, а значит, его производительность выше.

Импорт колесных погрузчиков в Россию в 2011 г. по странам производства
Страна происхождения ед. На общую сумму, $
Китай
5268 (93,75%)
174 490 928
Япония
98 (1,74%)
4 445 108
Республика Корея
63 (1,12%)
4 817 853
Великобритания
62 (1,10%)
6 288 786
Германия
34 (0,61%)
1 933 639
США
26 (0,46%)
2 393 790
Швеция
20 (0,36%)
1 969 436
Австрия
19 (0,34%)
2 736 498
Финляндия
16 (0,29%)
1 758 661
Бельгия
5 (0,09%)
664 026
Украина
2 (0,04%)
112 496
Польша
2 (0,04%)
41 917
Россия
3 (0,05)
219 607
Белоруссия
1 (0,02%)
13 811

Компания XGMA, занимающая третье место по объемам ввезенных погрузчиков, также сделала упор в своем импорте на 3- и 5-тонные модели. Всего в 2011 г. реализовано 466 машин. В их числе более семидесяти машин мод. XG 932 г/п 3 т и примерно такое же число погрузчиков XG 955 г/п 5 т. Компания XGMA поставляет линейку погрузчиков эксплуатационной массой от 5,65 до 20,0 т на базе полноприводного шасси с колесной формулой 4х4. Двигатель, расположенный в задней части машины играет роль противовеса.

Foton – последняя компания из числа крупных поставщиков 2011 г., она реализовала 430 погрузчиков. Фронтальные погрузчики Foton оснащают мощными и экономичными дизелями Yituo, ShangChai, Weichai-Deutz и др., используется коробка передач с сервоприводом переключения. Компактные размеры в сочетании с высокой мощностью позволяют использовать эти погрузчики в самых разных сферах экономики. Современные тенденции сказались и на характере импорта компании – около половины всего ее импорта в Россию составили модели Foton Lovol 935E и Foton Lovol 936F, обе г/п 3 т.