Российский рынок дорожной и строительной техники

Ольга Москалёва
 

Спрос на строительную технику напрямую связан с размером рынка строительных работ, где уже около полутора лет наблюдаются негативные тенденции как последствия экономического кризиса в стране и в мире. В I квартале 2010 г. отрицательная динамика производства сохраняется, но есть тенденции к улучшению. По данным Росстата, речь идет о 8%-ном снижении объемов строительных работ в I квартале 2010 г. в России относительно аналогичного периода прошлого года.

Вселяют надежду мартовские инвестиции в основные средства. Рост хотя и незначительный, но обнадеживающий. По отдельным регионам России рост строительного рынка в I квартале 2010 г. относительно I квартала 2009 г. следующий: в Ингушетии более чем в 3 раза, в Чеченской Республике в 2 раза, в Хабаровском крае в 2 раза, в Ивановской и Рязанской областях, Еврейской АО, Республике Карелия в 1,5 раза.

Что же происходит на рынке строительной техники?

Большинство отечественных производителей строительной техники и представителей зарубежных марок в России позитивно оценивают начало 2010 г. Результаты опросов продавцов стройтехники, проведенных агентством «Пром-Маркетинг», показали однозначный рост спроса на спецтехнику как отечественную, так и импортную.

Более динамичные показатели роста (по сравнению с импортом) российского производства строительных машин. В первую очередь это связано со значительным затовариванием техники в I квартале 2009 г., оставшейся еще с конца 2008 г. В результате необходимости в производстве техники не было. Во-вторых, сказалась государственная поддержка отечественных производителей в виде субсидий субъектам РФ на приобретение российской коммунальной, дорожной и прочей техники, а также выделение государственных средств для приобретения именно отечественной техники в лизинг через Государственную транспортную лизинговую компанию и рекомендации правительства РФ крупным государственным компаниям приобретать технику только отечественного производства. Правда, последнее реализуется в меньшей степени.

По данным Союза машиностроителей России, положительная динамика за I квартал 2010 г. наблюдалась в сегменте дорожно-строительной техники: экскаваторов (+240% к I кварталу 2009 г.), автогрейдеров (+110%), фронтальных погрузчиков (+63%), коммунальной техники (+79%). Наибольшее увеличение производства экскаваторов показали ОАО «Тверской экскаватор» и ЗАО «ЭКСМАШ» (в 11,2 раза), ОАО «САРЭКС» (в 3,5 раза); автогрейдеров – ОАО «Брянский Арсенал» (в 2,1 раза больше аналогичного периода 2009 г.); коммунальной техники – ОАО «Арзамасский завод коммунального машиностроения» (в 2,5 раза) и ОАО «Мценский завод коммунального машиностроения» (в 3,4 раза).

Максимальное снижение производства в январе–марте 2010 г. имеет место по следующим видам техники: бульдозеры и трубоукладчики – на 76,6%; сеялки – на 50,8%; кормоуборочные комбайны – на 27,5%; зерноуборочные комбайны – на 18,5%; культиваторы – на 14,4%; тракторы – на 11,4%. За этот период динамика отгрузки рассматриваемой техники в основном опережала ее производство, в результате общее количество неотгруженной техники, находящейся на складах предприятий, снизилось на 257 ед. и составило 8492 шт.

В I квартале 2010 г. прослеживается наибольший рост импорта техники, используемой в основном в коммунальном хозяйстве: экскаваторов-погрузчиков и погрузчиков с бортовым поворотом. Импорт автогрейдеров и дорожных катков имеет отрицательные показатели. В этом сегменте российские производители демонстрируют неплохие показатели роста, замещая импорт.

Увеличился спрос и на российские автокраны. До недавнего времени китайские производители представлялись основной угрозой для российских, а сейчас импорт китайских автокранов практически отсутствует.

Основным условием развития рынка дорожного строительства и соответственной закупки спецтехники является наличие финансирования проектов со стороны государства. По данным Росавтодора, в проекте федерального бюджета на 2010 г. предусмотрен объем финансирования дорожного хозяйства 274,7 млрд. руб., что ниже показателей 2009 г. на 17,7%. По-видимому, текущий год не принесет значительных изменений и на рынок дорожной и строительной техники. Объемы вряд ли будут сокращаться, но и особого роста можно не ждать.

Экспорт-импорт строительной техники в РФ
Вид техники Импорт в I кв. 2010 г. Экспорт в I кв. 2010 г. Темп прироста, %,
в I кв. 2010 г. к IV кв. 2009 г.
Объем, $ США Объем, ед. Объем, $ США Объем, ед. Импорт Экспорт
Экскаваторы, одноковшовые погрузчики
и прочие механические лопаты
6 074 709
124
526 544
21
56
–70
Автобетономешалки
1 847 530
33
–100
–83
Бульдозеры с неповоротным и поворотным отвалом,
гусеничные, мощностью более 250 л.с.
11 064 459
51
4 533 171
16
1
23
Машины трамбовочные и катки дорожные
5 475 336
115
36 959
2
61
–96
Погрузчики одноковшовые фронтальные, специально
разработанные для подземных работ
5 319 714
9
68 172
2
–40
83
Прочие погрузчики одноковшовые фронтальные
26 426 340
496
2 526 440
29
27
23