БАЗ-Э135Г: отрицательный результат тоже результат

Андрей Карасёв
В апреле 1967 г. Министерство обороны СССР утвердило план опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ для Брянского автомобильного завода. Одной из утвержденных тем предусматривалась разработка длиннобазного колесного шасси высокой проходимости БАЗ-Э135Г.
 
 
 

Работа заключалась в создании экспериментального шасси с газотурбинным двигателем ГТД-350Т. Разработка проекта БАЗ-Э135Г проводилась совместно с Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ), ведущим с 1946 г. работы по привод­ным газотурбинным двигателям. БАЗ-Э135Г создавался на базе выпускаемого Брянским автозаводом шасси БАЗ-135М с дизелем ЯМЗ-238Н. Газотурбинный двигатель для экспериментального шасси изготавливал находящийся в Ленинграде Государственный союзный машиностроительный завод им. В.Я.  Климова Министерства авиационной промышленности.

    Установка газотурбинного двигателя вместо дизеля потребовала внести существенные изменения в шасси, особенно в конструкцию трансмиссии. Основными являлись:
  • установка автоматической четырехступенчатой гидромеханической коробки передач (ГМП) НАМИ-090 вместо стандартной механической коробки передач ЯМЗ-238;
  • установка редуктора для согласования высоких оборотов ГТД-350Т с возможностями ГМП;
  • создание системы охлаждения двигателя и ГМП на базе серийной системы охлаждения двигателя ЗИЛ-375, устанавливаемой на шасси БАЗ-135ЛМ;
  • установка редуктора отбора мощности для привода насоса гидроусилителя руля и вентилятора охлаждения;
  • установка одноступенчатого воздухоочистителя инерционного типа с автоматическим удалением задержанной пыли;
  • установка радиатора охлаждения масла, согласующего редуктора и компрессоров для пневматической тормозной системы и системы накачки шин;
  • ограничение хода подвес­ки второго и третьего мостов.

Установка двигателя ГТД-350Т на серийное четырех­осное шасси проводилась с целью отработки и обоснования тактико-технических требований к конструкции газотурбинной силовой установки и ее систем к шасси, связанных с применением на колесных автомобилях.

    После постройки шасси прошло обкатку на заводе в объеме 149 км с общей наработкой двигателя 14 ч 7 мин. Затем БАЗ-Э135Г передали на испытания. Испытания проводились в Бронницах на полигоне в/ч 63539 с 29 августа по 16 октября 1969 г. Температура воздуха в период испытаний с +32 опустилась до 0 °С. К испытаниям приступили после проведения работ по доводке агрегатов и систем двигательной установки, снятия характеристик отдельных агрегатов, оборудования шасси контрольно-измерительной аппаратурой. После первых испытаний потребовалась доработка конструкции БАЗ-Э135Г. В шасси внесли дополнительные изменения:
  • изменено направление вращения вентилятора и установлен козырек встречного напора воздуха для обеспечения температурного режима масла в двигателе;
  • для улучшения очистки воздуха на частичных режимах установлены два вентилятора ДВ-1К с электроприводом вместо вентилятора отсоса пыли, приводимого от двигателя;
  • изменена система подачи топлива.
Основные технические характеристики шасси БАЗ-Э135Г, БАЗ-135Л2, БАЗ-135М
Показатель Единица измерения БАЗ-Э135Г БАЗ-135Л2 БАЗ-135М
Вес шасси с грузом и экипажем
кг
20 250
20 230
20 050
Тип двигателя  
ГТД
Карбюраторный
Дизель
Модель двигателя  
ГТД-350
ЗИЛ-375
ЯМЗ-238Н
Мощность двигателя нетто
л.с.
395
180х2
300
Удельная мощность
л.с./т
19,5
17,8
14,95
Тип коробки передач  
Гидромеханическая
Механическая
Механическая с демультипликатором
Количество передач  
4
5
4
Максимальная скорость
км/ч
83
71
73,5
Минимальный расход топлива по экономической характеристике
л/100 км
144
79
40
Скорость, соответствующая минимальному расходу топлива
км/ч
67
31
20
Запас хода по контрольному расходу топлива при емкости баков 650 л
км
409
765
1380
Результаты испытаний

Снятие тягово-динамических и топливо-экономических характеристик проводилось при загрузке шасси макетным грузом 9 т, имитирующим реальную нагрузку. Общий пробег шасси за время испытаний составил 665,6 км с общей наработкой двигателя 34,5 ч. Тягово-динамические характеристики снимались после пробега шасси 338 км, а дорожно-экономическая характеристика – при пробеге 447,5 км.

Проведенный сравнительный анализ полученных динамических свойств шасси БАЗ-Э135Г с имеющимися данными по шасси БАЗ-135М с дизелем ЯМЗ-238Н и БАЗ-135Л2 с двумя карбюраторными двигателями ЗИЛ-375 показал, что экспериментальная модель имеет лучшие показатели по значению пути и времени разгона. Наилучшие показатели БАЗ-Э135Г продемонстрировал при скорости движения выше 40 км/ч. До скорости 17 км/ч динамика сравниваемых шасси была практически одинакова.

Это являлось следствием большой удельной мощности шасси БАЗ-Э135Г, более высокого коэффициента приспособ­ляемости газотурбинного двигателя и использования ГМП, переключающей передачи без разрыва потока мощности. Интенсивность разгона с установившейся скорости при заблокированном гидротрансформаторе в первые 5–6 с оказалась ниже, чем у сравниваемых шасси, что должно было снижать скорость движения по грунтовым дорогам и пересеченной местности.

Гидромеханическая коробка передач не позволяла трогаться с места при заблокированном гидротрансформаторе. Поэтому сравнение динамики разгона производилось с заблокированным и разблокированным гидротрансформатором при определенных скоростях. Анализ разгона на 4-й передаче указывает на лучшую динамику шасси БАЗ-Э135Г с разблокированным гидротрансформатором в ГМП НАМИ-090 до скорости 50 км/ч. При скорости свыше 50 км/ч динамика шасси ухудшалась. В связи с этим блокировка гидротрансформатора должна была производиться до скорости 50 км/ч.

Экономические показатели БАЗ-Э135Г оказались значительно ниже, чем у моделей с поршневыми двигателями. Контрольный расход топлива шасси с ГТД-350Т при скорости 40–45 км/ч составлял 159 л/100 км. Шасси с карбюраторными двигателями показывали расход в 1,87 раза меньший, а с дизелем – в 3,38 раза! Расход топлива газотурбинным двигателем менялся незначительно при высоких скоростях движения и резко увеличивался при скорости ниже 40  км/ч. Это происходило главным образом из-за несовершенства характеристик ГТД-350Т, т. е. работы в неэкономичном режиме.

Расход топлива также повышала трансмиссия. Во-первых, выбег шасси БАЗ-Э135Г оказался в 1,25 раза ниже по сравнению с аналогичными моделями. Во-вторых, гидромеханическая передача, дающая выигрыш в динамике и экономике при низких скоростях движения, при высоких скоростях уступала механическим коробкам передач.

Динамические характеристики шасси
Показатель Единица измерения БАЗ-Э135Г БАЗ-135Л2 БАЗ-135М
1-2-3-4 2-3-4
Время разгона с места до скорости, км/ч:
20
30
40
50
60
сек
5,6
10,0
15,0
21,6
29,1
4,3
8,4
12,7
18,8
26,3
6,25
10,7
18,75
24,8
40,0
6,75
11,0
18,75
25,8
37,7
Путь разгона с места до скорости, км/ч:
20
30
40
50
60
мин
21
57
102
188
320
17
47
91
175
301
28,8 55
137
230
450
22,2
58,7
127
230
415
Путь свободного качения до полной остановки со скорости 50 км/ч
мин
380
482
470,5

Выводы

Лучшие тягово-динамические и экономические качества шасси БАЗ-Э135Г могли быть получены путем оптимизации моментов переключения и блокировки гидротрансформатора, контролируемых автоматикой.

Несовершенство ГТД-350Т проявлялось в трудном пуске двигателя. Запуск двигателя происходил со второй-третьей попытки и сопровождался большим падением напряжения в цепи стартера.

По уровню шума БАЗ-Э135Г выделялся в худшую сторону. На расстоянии 7,5 м уровень звукового давления на 15–17 дБ превышал допустимые нормы. Основной шум происходил от впуска воздуха и выпуска отработавших газов.

Выполненные исследования и испытания не позволяли сделать заключение о возможности использования газотурбинного двигателя в качестве силовой установки на армейских спецшасси типа БАЗ-135. Для получения полных данных необходимы были дополнительные испытания. Однако Брянский автозавод посчитал дальнейшие испытания шасси БАЗ-Э135Г с двигателем ГТД-350Т нецелесообразным.