Журнал Основные Средства
журнал о спецтехнике и автотранспорте
Главная О журнале Реклама в журнале Подписка Ссылки Контакты
faw atlet sdlg Tehnoremash Уралавто

«Основные Средства» №2/2003
Из истории

А. Протасов, подполковник в отставке

Первый трофейный «Тигр»

История появления в Красной Армии немецкого тяжелого танка T-VI H «Тигр» в качестве трофея малоизвестна и интересна. Этот танк был подбит советскими артиллеристами в бою под Ленинградом, между рабочими поселками № 5 и 6, в январе 1943 г. и остался на нейтральной полосе. О машине непривычного вида и настойчивом стремлении немцев эвакуировать ее к себе в тыл доложили командованию. Маршал Советского Союза Г.К. Жуков, в то время координировавший боевые действия Ленинградского и Волховского фронтов по прорыву блокады Ленинграда, заинтересовался этим сообщением. Он приказал немедленно создать специальную группу для захвата подбитого танка, его доставки в расположение наших войск для тщательного обследования.

В группу, возглавленную старшим лейтенантом А.И. Косыревым, вошли танкисты-ремонтники, саперы и автоматчики. Ночью 17 января, несмотря на непрерывный артиллерийский обстрел подбитого танка противником и неизбежные при этом потери, она обследовала танк. Внутри корпуса, на трансмиссии обнаружили фугас с детонатором, который своевременно обезвредили. Он-то и был причиной непрерывного обстрела танка противником, стремившегося вызвать детонацию фугаса и уничтожить секретную машину. Выявили и характер повреждения, приведшего к потере подвижности: бронебойный снаряд (болванка) попал в четвертый каток левого борта, застрял в нем и заклинил движитель. Буксировать подбитую машину можно было только волоком с помощью нескольких тяжелых танков – потребовалось четыре КВ-1.

В расположении советских войск ремонтники освободили опорный каток от застрявшего в нем снаряда, и танк получил возможность самостоятельного движения: его двигатель и трансмиссия были исправны. Из формуляра машины следовало, что это тяжелый танк Т-VI Н «Тигр» под номером первым. Так, довольно неудачно, закончились его войсковые испытания... После ознакомления с техническими особенностями «Тигра» Г.К. Жуков распорядился отправить его на подмосковный полигон для испытаний, чтобы советские танкисты, артиллеристы и танкостроители смогли детально изучить немецкую новинку и принять соответствующие меры.

Т-VI Н «Тигр» был разработан и изготовлен немецкой машиностроительной фирмой «Хеншель» в г. Кассель под руководством главного конструктора Э. Адерса летом 1942 г. на конкурсной основе. Соперничавший проект разрабатывался машиностроительной фирмой «Порше-КГ» под руководством проф. Ф. Порше и проиграл из-за электрической трансмиссии, требовавшей для изготовления много дефицитной меди.

Танк Э. Адерса имел типичную для немецкого танкостроения того времени компоновку, предусматривающую переднее, совмещенное с трансмиссионным, отделение управления, боевое отделение в средней части машины и моторное сзади. При этом обеспечивался хороший обзор дороги и местности перед машиной, меньшие по сравнению с другими схемами габаритная длина корпуса и вылет ствола пушки за его лобовую часть, но получалась большая габаритная высота машины, а расположенные спереди ведущие колеса были более уязвимы при обстреле лобовой части.

Корпус танка имел коробчатое сечение с вертикальными бортами, верхняя часть которых располагалась над гусеницами. На крыше корпуса, на шариковой опоре устанавливалась цилиндрическая башня с неподвижной командирской башенкой, обеспечивавшей круговой обзор. Амбразура, расположенная в передней части, закрывалась бронированной маской. Башня вращалась с помощью гидравлических и механических приводов.
На позиции

Посадка экипажа в танк производилась через люки, расположенные в передней части крыши корпуса и на крыше башни. В днище имелся аварийный люк-лаз. Специальные козырьки защищали смотровые приборы от грязи и снега при движении танка. Для его буксировки в лобовой и кормовой части корпуса имелись буксирные петли.

Бронирование защищало экипаж, внутренние агрегаты танка и боеприпасы от поражения бронебойными снарядами среднекалиберной артиллерии на дистанции 500 м и большей. Оно изготавливалось из катаных листов гомогенной хромоникельмолибденовой стали средней твердости, которые соединялись электросваркой в шип. Толщина лобовых листов корпуса и башни составляла 100 мм, бортовых – 62 и 82 мм, кормовых – 82 мм, а крыши и днища – 28 мм. Необходимо отметить, что лобовые и кормовые листы корпуса располагались к вертикальной плоскости под углами 9 – 22°, что дополнительно повышало их защитные свойства.

Вооружение состояло из 88-миллиметровой танковой пушки KwK-36L/56, установленной в маске башни, и двух 7,92-мм пулеметов MG 34. Один из них был спарен с пушкой, а другой устанавливался в шаровой опоре в верхнем лобовом листе корпуса. Полуавтоматическая пушка имела длину ствола в 56 калибров, дульный тормоз, систему продувки ствола сжатым воздухом после выстрела, гидромеханический подъемный механизм и электроспуск. Ее бронебойно-трассирующий снаряд имел массу 10,2 кг и начальную скорость 820 м/с. С расстояния 1 000 м он пробивал танковую броню толщиной 115 мм. Наведение пушки на цель, прицеливание, наблюдение за результатами стрельбы и корректировка велись с помощью телескопического прицела. Боекомплект танка был большим: 92 унитарных артиллерийских выстрела и 5 700 патронов к пулеметам.

Обзорность в боевой обстановке обеспечивали три смотровые щели с защитными стеклами в верхнем лобовом листе корпуса и в бортах башни, а также десять перископических приборов наблюдения, установленных в люках крыши корпуса, башне и командирской башенке. Не просматриваемое пространство составляло: смотровой щели механика-водителя – 6 м, смотровых щелей башни – 11 м, перископических приборов люков крыши корпуса – 9 м и командирской башенки – 16 м. Танковая приемно-передающая телефонно-телеграфная УКВ-радиостанция 10WSc/4kWEc обеспечивала связь на ходу в телефонном режиме на расстояние 2 – 3 км. Для внутренней связи имелось переговорное устройство на пять абонентов.

В моторном отделении устанавливался 12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения «Майбах» HL210P45 с номинальной мощностью 478 кВт (650 л.с.) при 3 200 мин-1, позволявший танку двигаться с неплохой для него максимальной скоростью 44 км/ч. Этот мотор разработали уже в военное время, в 1942 г. Он был верхнеклапанным, с рабочим объемом 21,4 л, степенью сжатия 7,5 и углом развала между цилиндрами 60°. Располагался продольно, маховиком в сторону лобовой части.

Двигатель имел туннельный картер, коленчатый вал с дисковыми щеками, являвшимися одновременно коренными шейками, роликовые цилиндрические подшипники коленчатого вала, вильчатые шатуны двутаврового сечения. В систему питания входили четыре карбюратора «Солекс» с падающим потоком. Пуск производился электростартером мощностью 4,0 кВт (5,4 л.с.) или вручную инерционным стартером. Для облегчения пуска использовались паяльная лампа в качестве предпускового подогревателя и ручной насос для прокачки охлаждающей жидкости.

Двигатель имел сравнительно небольшие массу и габариты – 1 000 кг (сухая масса) и 1 205х892х900 мм. Таких моторов на этих танках установили 250. В дальнейшем использовали более мощные, но менее форсированные (с рабочим объемом 23,04 л и степенью сжатия 6,8) двигатели «Майбах» HL 230P30, развивавшие 515 кВт (700 л.с.) при 3 200 мин-1,требовавшие бензин OZ-74. Они же ставились на тяжелые танки T-V «Пантера» и T-VIB «Королевский тигр».

Механическая трансмиссия состояла из карданной передачи, 9-дискового главного фрикциона, работавшего в масле, 8-ступенчатой безвальной коробки передач с синхронизирующим устройством, планетарных механизмов поворота с двойным подводом мощности и планетарных одноступенчатых бортовых передач.

Карданная передача соединяла двигатель с главным фрикционом. Она проходила под боевым отделением корпуса и состояла из двух карданных валов и промежуточной опоры. Привод управления главным фрикционом имел пневматический сервобустер, обеспечивавший его плавное включение. Коробка передач монтировалась в одном картере с главным фрикционом и имела полуавтоматический гидросервированный привод управления. Механизм поворота обеспечивал два фиксированных радиуса поворота на каждой передаче и поворот на месте с расчетным минимальным радиусом, равным половине ширины колеи машины (1,47 м).

Движитель танка состоял из мелкозвенной гусеничной цепи цевочного зацепления с открытым шарниром, восьми опорных катков большого диаметра, расположенных в шахматном порядке, направляющего колеса с механизмом натяжения и ведущего колеса переднего расположения с двумя съемными зубчатыми венцами. Гусеничная цепь состояла из 97 траков с развитыми грунтозацепами и имела значительную ширину, равную 725 мм. Опорные катки – сдвоенные, обрезиненные. Их расположение в шахматном порядке снижало нагрузку на грунт, но при этом усложнялась конструкция движителя, его эксплуатация и ремонт в полевых условиях.

Подвеска катков – независимая торсионная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами, установленными на передних и задних ее узлах, и резиновыми ограничителями хода балансиров. Она допускала возможность движения танка с довольно высокой средней скоростью по шоссе и местности, составлявшей соответственно 35 и 15 – 20 км/ч.

Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме, с напряжением 12 В (в сети питания стартера 24 В) и с «минусом» на «массе». Источниками электроэнергии служили генератор постоянного тока мощностью 1 300 Вт и две стартерные 12-вольтовые аккумуляторные батареи емкостью по 150 Ач, соединенные параллельно-последовательно. Имелся обогрев аккумуляторных батарей двумя электрическими спиралями мощностью 100 и 300 Вт. Последняя использовалась для быстрого обогрева батарей от постороннего источника питания.

Танк имел хорошую профильную проходимость: мог преодолевать на сухом твердом грунте подъем крутизной до 35°, ров шириной 2,7 м, эскарп с высотой стенки 0,8 м и брод с твердым грунтом глубиной до 4,0 м (с оборудованием подводного вождения). Среднее удельное давление на грунт было большое – 0,103 МПа (1,03 кгс/см2), что не всегда позволяло двигаться по снегу, песку, грязи и т.п. Клиренс составлял 525 мм. Запас хода по топливу по шоссе небольшой – 160 км.

«Тигр» имел внушительные массо-габаритные характеристики – 56 т боевой массы и 8 420х3 600х2 940 мм. Следует заметить, что габаритная ширина машин создавала неудобства при их перевозке по железной дороге. Наружные опорные катки снимались, а гусеницы заменялись более узкими, «транспортными».
Тигр позднего выпуска

Экипаж танка состоял из пяти человек: командира, наводчика, заряжающего, радиста и механика-водителя. Радист выполнял обязанности пулеметчика. Командир, наводчик и заряжающий находились в боевом отделении (в башне), а радист и механик-водитель в отделении управления.

Танк для своего времени имел сильную броневую защиту и мощное вооружение. На базе «Тигра» были созданы командирский танк, ремонтно-эвакуационная машина и тяжелая самоходная артиллерийская установка (САУ) с 380-мм мортирой.

«Тигр» находился в серийном производстве с 1942 по 1944 гг. За это время изготовили 1 350 машин, из них в 1942 г. – 80, в 1943-м – 650 и в 1944-м – 620.

Знание конструктивных особенностей «Тигра» позволило разработать тактические основы борьбы с ним, создать новые бронебойные снаряды (подкалиберные и кумулятивные), своевременно начать производство тяжелых САУ СУ-152, оказавшихся неприятной неожиданностью для немецких танкистов, подтолкнуло разработку новых, более мощных орудий для средних и тяжелых танков.
Схема бронирования

Летом 1943 г. под Курском немецкое командование впервые использовало для широкомасштабного наступления эти танки в большом количестве (133 на южном фасе и 45 ед. на северном фасе выступа обороны советских войск). Но надежды на массированное применение тяжелых танков и САУ (472 из общего числа 2 700 ед.) не оправдались. Наступающие войска в результате ожесточенных боев оказались перемолоты и обескровлены. Им пришлось перейти к обороне. В основе успешных действий Красной Армии на «Курской дуге» в немалой степени лежало знание уязвимых мест тяжелых немецких танков, о которых «рассказал» трофейный «Тигр».

Тяжелый танк «Тигр»: 1 – мортирки для стрельбы дымовыми гранатами; 2 – ящик с прикладом и сошкой спаренного пулемета; 3 – бинокулярный прицел; 4 – бортовой люк; 5 – вентилятор; 6 – блок предохранителей; 7 – антенна; 8 – сиденье командира; 9 – лючок для стрельбы из личного оружия; 10 – командирский маховик поворота башни; 11 – ограждение пушки; 12 – механизм поворота башни; 13 – укладка пулеметных лент; 14 – топливный бак; 15 – сиденье наводчика; 16 – гидромотор поворота башни; 17 – механизм управления поворотом башни; 18 – амортизатор; 19 – педаль сцепления; 20 – педаль тормоза; 21 – сиденье механика-водителя; 22 – механизм поворота; 23 – дисковый тормоз; 24 – радиостанция


Дать комментарий к статье:

Автор, контактная информация
Текст комментария

catalog
Счётчик уникальных посетителей Другие проекты "Россбизнес" >>>