75 лет АМО-Ф-15

Московский завод имени И. А. Лихачева в начале ноября отмечает юбилей – с того дня, как были собраны первые полуторки АМО-Ф-15, прошло 75 лет – добрых три четверти века. Заводчане с гордостью считают свой завод старейшим автомобильным предприятием, и надо признать, что не без оснований.

Если придерживаться строгой исторической правды, то к октябрю 1917 года в России, кроме АМО, было шесть специализированных автомобильных предприятий. Это прежде всего «Русско-Балтийский завод», получивший наконец специализированное производство в Москве, на Филях. Далее назовем «Русский Рено» – фирму, располагавшую заводами в Питере и Рыбинске. Следующими в нашем списке стоят «Лебедев» в Ярославле, «Аксай» в Нахичевани-на-Дону и КЗВС (Казенный завод военных самоходов) в подмосковных Мытищах.

В дальнейшем филевский завод превратился в авиационное предприятие, а «Русско-балтийский вагонный завод» придерживался своей первоначальной специализации и в последние советские годы был широко известен, выпускаемыми электричками. «Аксай» на протяжении многих лет занимался сельхозмашинами.

«Русский Рено» в Питере с началом первой мировой занялся производством снарядов, позднее его переименовали в «Красный Октябрь» и этот завод превратился в изготовителя авиационных двигателей. В автостроение он вернулся довольно своеобразно, начав выпускать в качестве «ширпотреба» подвесные моторы к велосипедам. Аналогична и судьба Рыбинского завода. Правда, он начал делать авиационные двигатели еще до революции, а «ширпотребом» стали моторы для тракторов ЮМЗ и снегоходы. И хотя перечисленные предприятия и не порвали с отраслью, назвать их «автомобильными» язык не поворачивается.

Заводу «Лебедев» суждено было построить свой первый серийный автомобиль только в 1925 году под маркой Я-3. При этом поначалу использовали двигатели АМО-Ф-15. Позднее фирма передала производство грузовиков в Минск и Кременчуг и превратилась в ярославское объединение «Автодизель». Таким образом и она перестала быть автомобильной, хотя никогда не расставалась с отраслью. Мытищинский КЗВС – это хорошо известный ныне ММЗ, строящий самосвалы на шасси ЗИЛ.

Как видите, из всех специализированных заводов царской России АМО остался единственным по-настоящему автомобильным предприятием, для которого на протяжении всей его истории грузовики оставались главной продукцией. Так что «старейшим» это предприятие зовется по праву. И еще. Все те, кто хотя бы недолго проработал на ЗИЛе, говорят об этом факте своей биографии с гордостью, а о самом заводе – с уважением. Много ли на свете фирм, которые могут похвастать тем же?

Во второй половине тридцатых годов заводские конструкторы уже готовили базовый автомобиль, который должен был сменить на конвейере трехтонный ЗИС-5. Новая машина получила индекс ЗИС-15. Она могла перевозить 5 тонн по дорогам с твердым покрытием и 3,5 тонны – по грунтовым. Но главным ее отличием от предшествующей модели была цельнометаллическая трехместная кабина и современное оперение. На ее базе должны были строиться трехосный ЗИС-23, вездеход ЗИС-24, а версия «пятнадцатого» с дизель-мотором проходила под индексом ЗИС-Д-7.

На конвейер все это не попало. Вместо новейших автомобилей заводу пришлось срочно осваивать выпуск упрощенной «военной версии» старой модели. Само же предприятие волею судеб стало родоначальником автозаводов – Уральского и Ульяновского, а также Ирбитского мотозавода (до войны ЗИС выпускал моторы для мотоциклов М-72). Нужно ли объяснять, что виновницей всего этого стала Отечественная война?

На фронтовых дорогах продукция москвичей сыскала добрую славу. Говорили, что весь автомобиль можно разобрать и собрать с помощью одного-единственного ключа. Скорее всего там же и родилось любовное прозвище ЗИС-5 – «Захар».

Смена моделей произошла только после войны: трехтонка была снята с конвейера только в 1948 году. Зато пришедший ей на смену ЗИС-150 получил не только обновленную внешность. Модернизация ЗИС-5 была настолько глубокой, что в результате ее получилась совершенно другая, неизмеримо более совершенная машина, сохранившая преемственность с трехтонкой.

Двигатель для нового автомобиля – ЗИС-120 -– оставался рядным шестицилиндровым с нижними клапанами. Сохранил он прежний рабочий объем и размерность цилиндра. На этом его сходство с мотором трехтонки заканчивается. Новый мотор стал намного мощнее – он развивал 90 – 95, а в некоторых модификациях и до 110 л.с. Коленчатый вал «сто двадцатого» вращался уже не в заливных баббитовых подшипниках, а работал по легкосменным вкладышам, как и на всех современных конструкциях. Серьезные изменения претерпели впускной тракт и другие системы.

Кроме двигателя автомобиль получил новую коробку передач и тормоза с пневматическим приводом. Грузоподъемность машины составляла 4 тонны, а максимальная скорость повысилась до 65 км/ч. При этом преемственность между «сто пятидесятым» и трехтонкой оказалась настолько велика, что новая модель унаследовала даже шоферское прозвище. У водителей сомнений не возникало: есть «Захар старый», а есть «Захар новый», четырехтонный. Вот так!

В 1948 году на заводе собрали первую партию полноприводных трехосных грузовиков модели ЗИС-151. Он стал большим шагом вперед по сравнению с предыдущей трехосной моделью. Ведь ЗИС-6 не имел привода на передние колеса. Для сегодняшних транспортников «сто пятьдесят первый» показался бы очень странной машиной. К каждому мосту от раздаточной коробки шел свой карданный вал. И еще – передние колеса крепились к ступицам футерками, а две «запаски» позволяли при необходимости добавить еще по одному скату. Понятно, что про гидроусилитель руля тогда никто не слышал, и повернуть «обутый по полной программе» автомобиль было не просто. Правда, тогда еще ездило по стране немало ленд-лизовских грузовиков, и такое решение казалось естественным.

К концу пятидесятых «Захары» подверглись модернизации. ЗИС-150 превратился в ЗИЛ-164. Автомобиль стал несколько мощнее и быстроходнее. Прочие изменения носили скорее косметический характер. А вот полноприводная машина получила более серьезные усовершенствования. Главным из них стала новая «обувь»: автомобиль получил восемнадцатидюймовые односкатные колеса и специальные вездеходные шины с регулируемым давлением. В таком варианте трехосник оказался настолько удачным, что его выпуск под маркой ЗИЛ-157К продолжался почти до конца семидесятых.

Несколько особняком стоят послевоенные автобусы. Первый из них, ЗИС-154, был собран в 1946 году. По тем временам это была совершенно замечательная машина, уже хотя бы потому, что имела вагонную компоновку. Кроме того, «сто пятьдесят четвертый» оснащался ярославским двухтактным дизелем, работавшим на электрическую трансмиссию, обеспечивавшую машине изумительную плавность разгона. Следом за этой машиной появился ЗИС-155, базировавшийся уже на «зиловских» агрегатах. Позднее им на смену пришли междугородный дизельный ЗИЛ-127 и городской ЗИЛ-158 со «сто двадцатым» мотором. Последняя модель стала родоначальником целого семейства автобусов и дала жизнь Ликинскому автобусному заводу.

Последние версии «Захаров» – ЗИЛ-164 и ЗИЛ-157 – встали на заводской конвейер в 1961 году. Фактически они были переходными к новым автомобилям с V-образными двигателями – семейству ЗИЛ-130. Оно стало еще одной качественной ступенью в развитии грузового автомобиля. А потому «сто тридцатый» уже никто не называл «Захаром». Свою славу это семейство завоевывало само.