Брянские стрельцы

В. Павлов

В отечественных войнах Брянские леса прославились партизанами. Не потому ли и производство автомобилей – носителей тактических ракет началось именно в Брянске? В середине прошлого года БАЗ отпраздновал свое 40-летие.

БАЗ-135ЛМ с бортовой платформой

Сначала брянские машиностроители изготавливали промышленные тракторы Т-140 и Т-180, однако это продолжалось недолго. Завод вошел в оборонный комплекс страны: ему предстояло освоить выпуск специальных полноприводных автомобилей высокой проходимости, предназначенных для мобильного базирования ракетных систем различного назначения.

Поскольку в начале 60-х годов специалисты БАЗа собственного опыта в этой области еще не имели, в производство пошли разработки, выполненные в Специальном конструкторском бюро (СКБ) Московского автозавода им. И. А. Лихачева, которое тогда возглавлял выдающийся автомобильный инженер В. А. Грачев. Это были четырехосные шасси (8 х 8) ЗИЛ-135ЛМ и ЗИЛ-135ЛТМ. На них и монтировали первые отечественные тактические ракетные комплексы «Луна», реактивные системы залпового огня «Ураган», а также другие типы вооружений.

Машины имели оригинальную компоновочную схему. Каждый из двух бензиновых 180-сильных двигателей ЗИЛ-375Я передавал мощность с помощью многоступенчатой бездифференциальной трансмиссии на колеса своего борта. Жесткая кинематическая связь между колесами каждого борта позволяла реализовать максимальную тягу, развиваемую движителями в условиях полного бездорожья. Для уменьшения циркуляции мощности использовались индивидуальные двигатели для привода колес каждого борта, а также высокоэластичные в радиальном и тангенциальном направлениях шины размерностью 16.00-20.

Ракетный комплекс «Луна», смонтированный на шасси БАЗ-135ЛТН

Система централизованного управления давлением в шинах позволяла регулировать его с места водителя в пределах от 0,5 до 2 кгс/см2. На вязком грунте она позволяла улучшить опорно-сцепную проходимость.

Немалый интерес представляет конструкция ходовой части. Вторая и третья оси сближены, а управляемые первая и четвертая разнесены. При этом колеса переднего и заднего мостов поворачиваются в противоположные стороны и катятся «колея в колею». Такой подход имеет ряд достоинств. Улучшается маневренность: при габаритной длине шасси около 9,3 м минимальный радиус поворота составляет 12,5 м. Размещение неуправляемых осей вблизи центра масс автомобиля уменьшает затраты мощности на преодоление сопротивления. при повороте улучшается профильная проходимость – машина может преодолевать такие препятствия, как канавы и окопы.
Независимую торсионную подвеску имеют только управляемые колеса, средние связаны с рамой посредством мощных кронштейнов. Плавность хода при этом практически не ухудшилась. Четырехместная кабина, расположенная перед моторным отсеком, выполнена из стеклопластика. Это не только повысило коррозионную стойкость, но и улучшило ремонтопригодность в полевых условиях. Грузоподъемность шасси достигала 9 т, а его полная масса – 20 т. Как видите, отношение полезной нагрузки к собственной массе близко к единице – для автомобиля высокой проходимости это труднодостижимый показатель.

Бортовой грузовик БАЗ-135МБК

Длиннобазное шасси БАЗ-135МБ также относится к первому поколению брянских машин. Сохранив компоновочную схему и унификацию по большинству агрегатов ходовой части и трансмиссии с другими «135-ми», машина имела ряд серьезных отличий. Дизельный двигатель ЯМЗ-238Н мощностью 300 л.с., располагавшийся в переднем свесе под кабиной, давал возможность разместить 9-метровую контейнерную установку для запуска противокорабельных крылатых ракет или другое военное оборудование. Крутящий момент к колесам обоих бортов подводили через механическую коробку передач и межбортовой конический дифференциал.

Стеклопластиковая кабина вмещала боевой расчет из шести человек. Применение стеклопластика и обратный наклон ветрового стекла диктовались назначением машины: стальная штампованная кабина не выдерживала ударный импульс реактивной струи, возникающий во время старта ракеты. Позже шасси оснастили бортовой металлической платформой.

В 80-е годы ЗИЛ-135ЛМ прошел модернизацию, сводившуюся к установке устройств, обеспечивающих работу надстроек. Машина получила новый индекс ЗИЛ-135ЛМП. Была также выпущена небольшая партия бортовых грузовиков на базе ЗИЛ-135ЛМ.

Топливозаправщик на базе БАЗ-69501

Автомобили первого поколения отличались высокой живучестью. Об этом свидетельствуют военные конфликты, происходившие на Ближнем Востоке, в Ираке, Иране и Афганистане. Именно там продукция с маркой БАЗ показала свое превосходство над лучшими зарубежными образцами.

Следующими изделиями завода стали амфибии. Их проектировало Специальное конструкторское бюро (СКБ) завода под руководством Р. А. Розова, а затем его преемника И. Л. Юрина. В результате этой работы армия получила унифицированное семейство машин, несших на себе тактические ракетные системы «Точка» и зенитно-ракетные комплексы «Оса», принятые на вооружение в 70-х годах.

Конструкция амфибий удачно сочетает новые разработки и хорошо зарекомендовавшие себя решения. Модели «5937» и «5939» с колесной формулой 6 х 6 имеют водонепроницаемый стальной корпус, в носовой части которого расположена кабина управления, в средней – грузовой отсек, а в кормовой – моторное отделение. Необходимая скорость на плаву поддерживается двумя водометными движителями. Практически равномерное расположение осей по длине машины повысило геометрическую проходимость и дало оптимальное распределение массы по колесам. Колеса крайних осей – управляемые, что уменьшило радиус поворота и снизило сопротивление движению в нем.

БАЗ-69507 грузоподъемностью 12 т

Машина получила шестицилиндровый 300-сильный дизель 5Д20Б-300 Б. Механическая коробка передач передает усилие мотора на раздаточную коробку, оснащенную встроенным дифференциалом, разделяющим приводы правого и левого бортов. Подвеска колес – независимая, торсионная на поперечных рычагах. Машина оборудована системой регулировки давления воздуха в широкопрофильных шинах размерностью 1200 х 500-508.

На БАЗ-5937 боевой расчет состоит из пяти человек, на БАЗ-5939 – из двух.

Трехосные полноприводные амфибии БАЗ-5921 и БАЗ-5922 отличаются несколько иной формой корпуса. Их моторный отсек находится не в корме, а сразу за отделением управления. Этого потребовали особенности пусковой установки ракеты. Остальные элементы шасси унифицированы. Рулевое управление снабжено гидроусилителями. Модернизированный ракетный комплекс «Точка У», который устанавливался на шасси «5922», был принят на вооружение в 1989 году.

Для оперативно-тактического ракетного комплекса «Ока» использовалось семейство плавающих четырехосных полноприводных автомобилей БАЗ-6944. В войска эта уникальная система поступила в 1980 году и была ликвидирована в соответствии с договором по разоружению ОСВ-1.

Развозной фургон БАЗ-3783

К конструкции БАЗ-6944 предъявлялись очень жесткие требования. Это и определяло компоновку машины в целом, а также исполнение ее узлов, агрегатов и систем. Экипаж из четырех человек находился в носовой части. В средней части, сразу за кабиной, располагалось моторное отделение, все остальное пространство отводилось грузовому отсеку. Масса транспортируемого оборудования, выросшая до 12 т, заставила обратить самое серьезное внимание на прочность водонепроницаемого корпуса большей длины. Для его усиления установили лонжеронную раму.

Автомобиль оснащался V-образным 8-цилиндровым дизелем УТД-25 мощностью 400 л.с. и гидромеханической пятиступенчатой коробкой передач. Раздаточная коробка с межбортовым дифференциалом стала двухступенчатой. В бортовых приводах появилось еще по одному дифференциалу, разделяющему переднюю и заднюю пары колес.

Создатели этой амфибии отошли от привычного расположения колес по длине. Колеса первой и второй, третьей и четвертой осей сближены. Подвеска их – независимая, торсионная, на поперечных рычагах. Управляются колеса двух передних осей. Как и предыдущие БАЗы, машина получила гидроусилитель руля и систему централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Широкопрофильные шины 1300 х 530-533 с хорошо развитыми грунтозацепами обеспечивают высокое сцепление с деформируемыми грунтами. На плаву амфибию перемещают два водометных движителя.

Несколько иные задачи возлагались на трехосную плавающую машину БАЗ-59447, унаследовавшую от БАЗ-6944 большинство механизмов и систем, а также их взаимное расположение. Укороченный грузовой отсек обусловил размещение двух сближенных управляемых осей спереди и одной неуправляемой – сзади.

Длиннобазное шасси БАЗ-69506 с установкой для освоения и ремонта нефтегазовых скважин

Агрегаты БАЗ-6944 стали основой четырехосного шасси БАЗ-6950. Эта сухопутная машина предназначалась для перевозки крупногабаритного армейского снаряжения. Для увеличения кузова стеклопластиковую четырехместную кабину максимально сместили вперед, в передний свес. За ней расположен 400-сильный дизель УДТ-25. Монтируются они на солидной лонжеронной раме. В остальном автомобиль идентичен четырехосной амфибии.

Во второй половине 80-х годов завод начал выпуск изделий третьего поколения. Амфибия получила индекс «69441», сухопутная машина с несущим корпусом – «69481», рамное шасси – «69501», бортовой автомобиль на его базе – «69501ПТ», а появившийся позже балластный тягач – «69532. Грузоподъемность плавающей машины выросла до 13 т, а сухопутных – до 14 т.

Двигатели УТД-25 и 5Д20, имевшие низкий ресурс, уступили место двум 210-сильным дизелям Камаз--740, каждый из которых работает на свой борт. В силовую цепочку вошли пятиступенчатые механические коробки передач, двухступенчатые раздаточные коробки с принудительно блокируемым симметричным дифференциалом, бортовые и колесные редукторы.

Двухмоторная схема использовалась за неимением достаточно мощного и долговечного двигателя. Из-за увеличения числа агрегатов выросли габариты трансмиссии, ухудшились монтажные возможности автомобилей. Отсутствие гидромеханической коробки повысило нагрузки на трансмиссию.

Многоцелевой автомобиль БАЗ-6950

Подвеска колес – традиционная, на поперечных рычагах с торсионами. Система регулирования давления воздуха в шинах размерностью 1300 х 530-533 изменяет его значение в границах от 1 до 4 кгс/см2 (0,1...0,4 МПа). Кабина – четырехместная, стеклопластиковая. Управляемыми являются колеса двух первых осей. В распоряжении водителя регулируемое подрессоренное сиденье и гидроусилитель руля. Бортовой грузовик способен буксировать по бездорожью прицеп полной массой 15 т.

Неплатежеспособность Вооруженных сил привела к тому, что количество армейских заказов стало стремительно сокращаться. Для завода, имевшего в производственной программе 95% военной продукции, это означало большие проблемы. Преобразовав свой завод в открытое акционерное общество, коллектив попытался переломить ситуацию, адаптировав серийно выпускаемые и освоив производство изделий для гражданских целей. Сделать это оказалось непросто.

Проект, предполагавший производство 1,5-тонных цельнометаллических развозных фургонов семейства БАЗ-3783, считался очень перспективным. Полукапотная компоновка машины предполагала рациональное использование внутреннего пространства. Трехместная кабина была отделена от грузового объема стальной перегородкой с окном. Грузовые операции облегчали малая погрузочная высота и двери – широкая сдвижная с правой стороны и задние распашные. Бензиновый мотор мощностью 92 л.с. разгонял фургон до 100 км/ч. Эргономика рабочего места водителя соответствовала современным стандартам, а наружные формы привлекали своей эстетикой.

Представитель последнего поколения брянских машин – БАЗ-699092 (6 х 6)

Работа над машиной шла мучительно. Не хватало средств для закупки необходимого оборудования, а детали и узлы, выпускаемые на собственном универсальном станочном парке, оказались слишком дорогими. Точку в этой истории поставил Горьковский автозавод, наладивший в конце 1995 года крупномасштабное производство более дешевых фургонов ГАЗ-2705. Соперничать с ГАЗом в Брянске не смогли. В общей сложности было изготовлено менее сотни экземпляров БАЗ-3783.

Не все просто оказалось и с конверсией армейских вездеходов. Полноприводные машины были узко специализированными и носили ярко выраженный индивидуальный характер. Они создавались для работы в экстремальных условиях и только с полной нагрузкой.

Анализируя сложившуюся ситуацию, специалисты завода пришли к выводу, что амфибии можно использовать в районах стихийных бедствий, например, наводнений. Наиболее подходящим для этого оказался БАЗ-5931.

Машина имеет достаточно просторную грузовую платформу. На ней свободно размещается машина скорой медицинской помощи, автобус малого класса, либо близкий по размерам автомобиль. Самоходная техника в грузовой отсек амфибии влезает по специальным аппарелям. Помимо этого можно перевозить людей и различные грузы массой до 7,5 т. Партия таких машин была поставлена спасательной службе Эстонии.

Седельный тягач БАЗ-6402

Лучше приспособлены для выполнения универсальных задач двенадцатитонные бортовые грузовики БАЗ 69506 и БАЗ-699508 или шасси БАЗ-69507 грузоподъемностью 14 т. Эти машины – дальнейшее развитие семейства «69501». Вместо двух двигателей на них устанавливается один производства Ярославского моторного завода (ЯМЗ). Заказчик может выбрать модель «238Н» мощностью 300 л.с. или «238БЛ», развивающий 310 л.с. С ними агрегатируется 8-ступенчатая механическая коробка передач. Более компактные силовые агрегаты дали выигрыш в полезной длине грузового отсека. Размерность шин увеличена до 15500 х 600-635. Сохранены бортовая схема раздачи мощности, независимая торсионная подвеска колес, четырехместная стеклопластиковая кабина.

Шасси БАЗ-69507 используются в качестве транспортной базы нефтепромыслового оборудования. В частности, Кунгурский машиностроительный завод монтирует на них агрегаты для бурения и ремонта нефтяных и газовых скважин АРБ100 и А60/80. Достоинством этой мобильной установки является ее подвижность и проходимость в самых сложных дорожных условиях.

В последние годы конструкторский отдел завода работал над семейством колесных машин четвертого поколения грузоподъемностью 13 – 21 т. В их конструкции воплощен огромный опыт, накопленный за четыре десятилетия, а также учтены требования потенциальных покупателей внутри страны и за рубежом. Новые модели с одинаковым успехом могут использоваться в вооруженных силах и добывающих отраслях экономики.

Четырехосные машины в семействе представляет шасси БАЗ-6909 грузоподъемностью 21 т и его длиннобазная версия. Трехосные модели – это шасси БАЗ-69092, способное перевозить 13 т груза, седельный тягач БАЗ-6402, предназначенный для буксировки полуприцепов полной массой до
30 т по всем видам дорог и местности, а также полуприцепов полной массой до 40 т по шоссе и улучшенным грунтовым дорогам.

Четырехосное шасси БАЗ-6909 может использоваться для установки вооружений и различного технического оборудования

Следующий вариант БАЗ-6306 с колесной формулой 8 х 8 способен буксировать прицепы полной массой до 15 т по всем видам дорог и местности, прицепы полной массой 50 т – по дорогам с твердым покрытием, а кроме того, самолеты на аэродромах. Улучшенные эксплутационные параметры выгодно отличают новые образцы от своих предшественников.

Кабина транспортеров по сложившейся традиции расположена перед моторным отсеком в пределах переднего свеса, что позволяет разместить на шасси тяжеловесные неделимые грузы, крупногабаритное технологическое оборудование, либо широкий спектр боевых систем. На машинах устанавливаются многотопливные турбонаддувные дизели Ярославского моторного завода с большим ресурсом работы ЯМЗ-849 и ЯМЗ-8424 мощностью 425–500 л.с., а также ЯМЗ-7511, развивающий 400 л.с.

Трансмиссия включает в себя 9-ступенчатую механическую коробку, а в дальнейшем и гидромеханическую передачу, мостовую схему раздачи мощности, дифференциальный межосевой и межколесный приводы. В перспективе ожидается применение унифицированной центральной микропроцессорной системы управления. Подвеска колес – независимая торсионная, рулевое управление – с гидроусилителем.

Последняя разработка брянских автостроителей – пятиосный БАЗ-79094

Прочная длинная рама дает возможность разместить самые различные надстройки, а широкопрофильные шины диаметром 1350 мм с хорошо развитыми грунтозацепами и системой регулирования давления воздуха в них повышают проходимость. Тормозная система – двухконтурная пневмогидравлическая. По заказу устанавливаются коробки отбора мощности, тросовые лебедки и многое другое. Машины снабжены трехместной металлической кабиной со всеми необходимыми для работы экипажа удобствами. Разрабатываются другие разновидности кабин – на 7 человек и со спальным местом.

Максимальная скорость по шоссе – 80 км/ч, запас хода – не менее 1000 км. В 1998 году закончены заводские испытания шасси БАЗ-6906, БАЗ-6999091 и БАЗ-69092.

Кроме этих машин на БАЗе разработаны седельный тягач с колесной формулой 10 х 8 грузоподъемностью 90 т, предназначенный для установки ремонтно-бурового агрегата АРБ-100, а также шестиосное полноприводное шасси, спроектированное в соответствии с тактико-техническими требованиями Министерства обороны.

В сложных финансовых условиях завод не рассчитывает на сбыт одной лишь тяжелой техники. Он освоил капитальный ремонт военной техники комплекса «Оса», выпущенной ранее, обеспечивает поставки комплектующих узлов и деталей более чем для десяти машиностроительных заводов России – ведущих мостов, балансирных подвесок, лебедок, коробок отбора мощности.