SILANT – не трактормобиль!

Визит в ОАО «Автоспецоборудование» в Великом Новгороде

Станислав Протасов
В обществе отношение к транспортному средству SILANT далеко не однозначное. Чтобы понять это, достаточно посмотреть отзывы в Интернете. Машины такого типа никогда в России серийно не производили, и, как всякое новшество, они не вызывают восторга у наших людей. Подливает масла в огонь и источник финансирования проекта – кредит в 230 млн. руб. под гарантии бюджета Новгородской области, где, как и везде в России, множество проблем. Впрочем, это вопросы экономики, даже политики, а главной темой нашего журнала является техника.
 
Тест-драйв
 
Уборка снега SILANT в коммунальном варианте
 
Гидрооборудование управляется кнопками
В пожарном автомобиле есть  все необходимое
На бортовую платформу можно устанавливать различное оборудование

Директор ОАО «Автоспецоборудование» Андрей Мелехин категорически не любит слово «трактормобиль». Специальное Транспортное Средство, имеющее официальное наименование SILANT 3.3 TD-2 (3.3 – литраж турбодизеля (TD), 2 – вторая серия машин), является автомобилем повышенной проходимости и имеет соответствующее ОТТС.

В НАМИ уже много лет разрабатывают транспортные средства для аграрного сектора, совмещающие преимущества автомобиля и трактора наподобие Unimog в Австрии и Bremach в Италии. В разное время были разработаны самые разные модели и прототипы этих специальных машин.

Идея создания производства в Великом Новгороде принадлежит губернатору области С.Г. Митину. Компания «Автоспецоборудование» взяла за основу самую большую из разработок НАМИ. В дальнейшем КБ предприятия создало на ее базе совершенно новое транспортное средство, более мощное и крупное. Оно получило торговое наименование SILANT, что расшифровывается как «Сила новгородских технологий», а еще как симбиоз слов «сила» и «талант».

Особенности конструкции. Отмечу сразу, что с января 2011 г. завод перешел на сборку моделей 2-й серии, которые значительно отличаются от выпускаемых ранее: изменено 53 наименования комплектующих. Бо’льшая часть комплектующих – проверенные агрегаты ГАЗ.

Кабина 3-местная каркасно-панельного типа. Для обеспечения коррозионной стойкости применяется порошковая окраска. Совместно с НАМИ проведено 5 краш-тестов с целью доводки прочности кабины. В базовую комплектацию входит кондиционер. Зимой в кабине тепло – могу засвидетельствовать лично.

Двигатель – 3-цилиндровый турбодизель Perkins 1103C-33T рабочим объемом 3,3 л Euro 3, ведется работа по адаптации модификации мощностью 82 л.с.

Благодаря использованию ведущих мостов ГАЗ-3308 «Садко» удалось увеличить грузоподъемность шасси до 2,7 т и скорость. Передний мост жестко подключаемый, межколесные дифференциалы ограниченного трения самоблокирующиеся.

Коробка передач механическая «Садко» 5-ступенчатая синхронизированная. Раздаточная коробка – ГАЗ-66. Коробка отбора мощности устанавливается на КП, отдельно можно включать ВОМ и шестеренный насос привода гидрооборудования. Ведутся переговоры с компанией Allison Transmission о возможности установки автоматической КП.

К июлю планируется оснастить автомобиль АБС. Тормозная система адаптируется под возможность буксировки прицепа.

Гидравлическое оборудование поставляет болгарская фирма Caproni, являющаяся поставщиком FIAT. Электронный 8-секционный распределитель гидросистемы с помощью дросселей можно приспособить для управления любыми навесными орудиями. Для ускорения срабатывания приводов навесных орудий используется гидронасос с ресивером сжатого воздуха.

В лонжероны рамы ввариваются усилители, по всей длине толщина стенок получается 8 мм. Надрамное устройство также усиливает раму. В конструкции лонжеронов имеются деформируемые зоны в районе двигателя, в результате при столкновении двигатель «уходит» под кабину.

Руководство автосборочного предприятия предоставило возможность журналистам опробовать SILANT на ходу. На заснеженном поле машины показали неплохую проходимость, управляемость и устойчивость; в кабине комфортно. Рессорная подвеска жестковата, и трясло довольно сильно, но ведь это рабочий автомобиль.

Производство и модельный ряд. На производстве занято 70 человек. Серийное производство началось в сентябре 2010 г. Всего уже собрано 75 автомобилей. Сейчас изготавливают по одной машине в день. Собранное шасси обкатывают и испытывают на пробеге в 50 км, затем обнаруженные недостатки устраняют, и шасси поступает на участок установки надстроек, КМУ и навесного оборудования.

Коммунальный автомобиль – один из основных в модельном ряду, он предназначается «для уборки второстепенных улиц, парковых территорий и т. п.». Грузоподъемность переднего навесного устройства – 300 кг, заднего – 500 кг. Переднее навесное устройство подходит для установки орудий Bobcat, поскольку их ассортимент огромен. Сзади стандартная тракторная навеска МТЗ.

Компактный пожарный автомобиль повышенной проходимости предназначается для МЧС и Рослесхоза. ОАО «Автоспецоборудование» включено в реестр производителей пожарной техники. Один пожарный автомобиль уже передан в опытную эксплуатацию, его оснащают всем необходимым для пожаротушения. Вместимость резервуара для воды – 1 м3, прорабатывается вариант на 1200 л. Чтобы вода не замерзала, отсек с резервуаром обогревается отопителем WEBASTO.

Всего на данный момент разработано 14 модификаций автомобилей SILANT, в том числе: автомобиль с самосвальной платформой с трехсторонней разгрузкой вместимостью 2,4 м3; для лесопромышленного и охотничьего хозяйства; с бортовой платформой, оснащенной тентом; с краноманипуляторной установкой и др.

В настоящее время формируется дилерская сеть: в городах, куда уходят автомобили, завод заключает дилерские соглашения. На заводе созданы выездные бригады ремонтников, они обслуживают машины, работающие в районе Великого Новгорода. По мере необходимости вопрос с выездным обслуживанием может быть решен и для более отдаленных регионов.

Ниша и рыночные перспективы. SILANT – не аналог сельскохозяйственного трактора. Он не предназначен для вспашки земли. Это энергонасыщенное средство передвижения, способное выполнять ряд задач благодаря наличию производительной гидросистемы, вала отбора мощности и навесных устройств, самое компактное и грузоподъемное шасси, производимое в России сегодня. Его ниша – между автомобилями и тракторами. Сферы использования – коммунальное хозяйство, лесные и охотничьи хозяйства, МЧС, нефтегазодобыча, сельское хозяйство и многое другое.

SILANT способен идти со скоростью от 1,6 до 85 км/ч. Обычный автомобиль не способен передвигаться с такой низкой скоростью, а трактор с такой высокой. Трактор оснащают одноместной кабиной, SILANT – трехместной и значительно более комфортной. Имеется возможность размещать на шасси SILANT различные надстройки, например самосвальный кузов с трехсторонней разгрузкой. Трактор способен лишь возить самосвальный прицеп, причем развернуться с прицепом ему будет сложно. Управлять SILANT можно с водительскими «правами» категории С, которые шире распространены, чем «тракторные».

Производительность коммунального SILANT ниже, чем комплексной дорожной машины на шасси ЗИЛ или КамАЗ, однако маневренность SILANT выше, поэтому сфера его применения – узкие тесные улицы, в том числе с гористым рельефом. Еще пример: SILANTом заинтересовались организации, занятые очисткой мостов. КамАЗ не способен отвалом счищать плотный снег, его отвал служит для скоростного отбрасывания свежевыпавшего снега. Трактору сложно проходить по 20...30 км от одного моста до другого, а SILANT удобен именно для такой специфической работы, и соответствующий вариант SILANT сейчас разрабатывается.

Стоимость шасси SILANT – чуть меньше 1 млн. руб. плюс стоимость спецоборудования. Аналогичные иностранные машины Unimog, Bremach и т. п. значительно дороже – до 4...5 млн. руб. Двухосные КамАЗы, на базе которых часто создают комплексные дорожные машины, также стоят около 2 млн. руб.

Учитывая вышеизложенное, руководство ОАО «Автоспецоборудование» считает, что у машин SILANT есть рыночная ниша и перспектива. Объем российского рынка машин такого типа оценивается в 30 тыс. ед.