Автозавод «Урал» стал ближе ГАЗПРОМу

В. Дмитриев

Для России нефть и газ являются основой жизнеобеспечения страны. Вот почему большую долю своей продукции ОАО «Автомобильный завод «Урал» поставляет предприятиям нефтегазового комплекса.
Сегодня около 50 заводов производят на базе уральских полноприводных автомобильных шасси более 200 видов специальной техники, предназначенной для добычи полезных ископаемых.

«Вахтовка» «Урал-3255-41»

Трехдневное организационно-техническое совещание по вопросам развития сотрудничества автомобильного завода «Урал» (г. Миасс, холдинг «РусПромАвто»), ОАО «ГАЗПРОМ», нефтедобывающих компаний и заводов спецтехники собрало много представителей всех регионов России. На мероприятие прибыли руководители транспортных подразделений ОАО «ГАЗПРОМ», «Сургутнефтегаз», «ЛУКОЙЛ», «ЮКОС», «Славнефть», «Сибнефть», ТНК и других компаний. Следует сказать, что конференцию такого масштаба на автозаводе в Миассе не проводили давно, можно даже сказать, не проводили никогда. Вряд ли возможно перечислить все темы, обсуждавшиеся на конференции за три дня ее работы. Много говорили о технических разработках автозавода, о серийном и перспективном модельном ряде автомобилей «Урал». В ближайшее время автозавод «Урал» намерен укрепить свои позиции в этом секторе экономики и уже реализует техническую программу модернизации своей продукции.

На двух экспозициях – перед инженерным корпусом автозавода и на выставочно-испытательном полигоне было представлено около 65 единиц автомобильной техники, и почти все это автомобили «Урал» и спецтехника на их базе. Такое разнообразие редко увидишь даже на какой-либо региональной специализированной выставке.

Новое шасси СП «ИВЕКО-Уралаз» с двигателем Cursor-13 и кабиной SPR. За ним – самосвал «Урал-ИВЕКО 6529» с односкатной ошиновкой всех мостов

Среди новинок АЗ «Урал» продемонстрировал вахтовый автобус «Урал-32552-47» с колесной формулой 4х4, кабиной бескапотной компоновки и силовым агрегатом мощностью 230 л.с., отвечающим требованиям экологических норм Еurо 2. В конструкции автобуса объединены конструкторские решения, отработанные ранее на других уральских автомобилях. Кабина серии Р производства совместного предприятия «ИВЕКО-УралАЗ», ранее устанавливаемая серийно на автомобили семейства «Урал-532301» с колесной формулой 8х8, применена и на двухосном шасси, максимально унифицированном с капотным «Уралом-43206-41». Новая машина нацелена на сегмент потребителей, которые предпочитают бескапотную грузовую технику, и для установки специального оборудования, для которого бескапотная компоновка более удобна.

Вахтовый автобус «Урал-3255-41», изготовленный в соответствии с требованиями и замечаниями ООО «ЯмбургГазДобыча», выполнен с улучшенной шумо- и теплоизоляцией, с более эффективной вентиляцией салона, отопителем Eberspacher, комфортными, регулируемыми по наклону спинки раздвижными сиденьями с тканевой обивкой производства ОАО «Павловсельхозтехника». Усилены агрегаты трансмиссии, модернизирована система предпускового подогрева и отопления кабины, повышена комфортность рабочего места водителя.

Оборудование КЦС-40 для цементирования скважин костромского завода «Строммашина» на четырехосном шасси «Урал-532362»

Впервые были представлены автомобили «Урал-55571-44» и «Урал-44202-44» из опытно-промышленной партии, с капотной кабиной, изготовленной на основе бескапотной кабины совместного предприятия «ИВЕКО-УралАЗ». В прошедшие два года опытные образцы подобной техники блистали на московском автосалоне, а теперь потребителю были показаны машины, готовые к продаже.

С каждым годом все более востребованными становятся модификации бескапотного, 15-тонного четырехосного шасси «Урал-532361/ 532362». Компоновка автомобиля обеспечивает оптимальное распределение общей массы по осям, большую грузоподъемность, максимальное использование монтажных возможностей. На выставке было представлено более 10 единиц спецтехники на базе четырехосных «Уралов». Челябинский завод «Строммашина» показал созданную по заказу Министерства обороны России сваебойную машину УСБ-Т-53236, способную забивать сваи длиной до 8 метров и массой до 3 тонн со скоростью до четырех свай в час. Машина прибыла на выставку с государственных испытаний по возведению моста через реку Терек.

Автомобиль для перевозки нефтепромыслового оборудования с манипулятором ИФ-300С (ЗАО «Инман», г. Ишимбай)

Ишимбайский завод «Инман» и миасский «Уралтерминалмаш» продемонстрировали на четырехосных шасси свои манипуляторы соответственно ИФ-300С и «Синегорец-210». Миасские специалисты представили изделие в виде седельного тягача, ишимбайцы – с грузовой площадкой для перевозки различных грузов для нефтепромысла.

Уникальным по возможностям и функциональным характеристикам является комплекс цементирования скважин КЦС-40 производства костромского завода «Строммашина». В комплектацию комплекса входят четыре агрегата на шасси «Урал-532362». КЦС-40 заменяет от 6 до 10 традиционных цементировочных агрегата и блок манифольда. Благодаря современному исполнению и компьютерному управлению комплекс позволяет значительно сократить затраты и повысить качество нефтедобычи.

Четырехосные «Уралы» были использованы предприятием «Синергия-Н» под установку для гидроразрыва пластов СИН-31 с новым мощным трехплунжерным насосом, екатеринбургским «Уралкомпрессор» – под мощную компрессорную станцию. Перечень всей представленной спецтехники невозможно уместить в рамки одного обзора, поэтому другие модели автомобилей и отдельные технические решения мы рассмотрим в очередных номерах журнала «ОС».

Новинка года – азотная компрессорная станция ПКСА-5/101 на шасси «Урал-4320-40», ОАО «Уралкомпрессор» (г. Екатеринбург)

Для гостей, прибывших на миасскую землю, состоялась показательная демонстрация ходовых качеств миасских грузовиков. Также были продемонстрированы возможности специальной техники, выполненной на шасси миасских внедорожников: модернизированной 8-кубовой пожарной автоцистерны ОАО «Посевнинский машиностроительный завод» из Новосибирской области, бурильно-крановой машины и бурильно-сваебойной машины алапаевского ОАО «Завод «Стройдормаш», паропромысловой установки «Первомайскхиммаша» ППУА-1600/100МА, автомобилей с гидроманипуляторами и др. Усиливал жару майского воздуха подогреватель «Горыныч» челябинского завода «Строммашина».

Были и новинки большегрузной техники производства СП «ИВЕКО-УралАЗ», неплохо дополнявших ряд миасской техники. Совместное предприятие представило автомобиль «Урал-ИВЕКО-632941» с платформой для перевозки стандартных контейнеров, самосвал «Урал-ИВЕКО-6529» с односкатной ошиновкой всех мостов, а также новое шасси с двигателем Cursor-13 и кабиной SPR.

Изобретен пассажирский транспорт будущего

Автомобили «Урал-44202-44» и «Урал-55571-44» с новой кабиной капотной компоновки из опытно-промышленной партии начала 2004 года

Одна из основных проблем, стоявших перед человеком во все времена, – быстрое и удобное передвижение на значительные расстояния. Сменялись эпохи, совершенствовался транспорт. От паланкинов человечество пришло к скоростным высокотехнологичным транспортным системам, но идеальный транспорт так и не найден.

Всякое транспортное средство соответствует определенной эпохе. В настоящее время практически исчерпаны возможности традиционных средств передвижения, лишь частично они удовлетворяют современным требованиям пассажиров. Например, легковой транспорт постепенно превращается из высокоскоростного в «едва ползущего». Мало удовольствия получаешь и от поездки в грохочущем вагоне метро. Однако проблему передвижения в крупном мегаполисе решать все же придется, но для этого нужны идеи, и они есть.

Изобретатель из города Серпухова Валерий Владимирович Чепурин разработал проект высокоскоростного режима городского движения, основанного на собственной конструкции трассы и транспортного средства. Высокоскоростные проекты железнодорожного исполнения Европы, Японии и Америки отчуждают значительные земельные участки, к тому же на обслуживание путевого хозяйства тратятся значительные средства. По словам Чепурина, его конструкция трассы нуждается в меньшей заботе и не требует больших затрат на уход: она имеет некоторое сходство с монорельсовой дорогой фуникулерной трассы. Такая конструкция не наносит ущерба ни флоре, ни фауне планеты.

Транспортное средство Чепурина схематически представляет собой автотягач (ЗИЛ, МАЗ), который транспортирует пассажирский полуприцеп или малотоннажный контейнер. Посадочные места расположены в два уровня, комфорт и уют – как в легковом автомобиле. Оригинальная схема шасси в сочетании со специальной конструкцией профиля трассы позволяет транспортному средству с 60 посадочными местами передвигаться со скоростью 300 км/ч. Высокая скорость передвижения всегда связана с элементами опасности, поэтому конструктор намеренно ограничил число посадочных мест.

Проект специально создан для решения транспортных проблем мегаполисов, но его вполне можно использовать для пригородных и даже междугородных перевозок пассажиров и грузов. При челночной схеме организации движения новая скоростная транспортная единица может конкурировать с любыми другими наземными видами пассажирского транспорта. Разработчик проекта В.В. Чепурин сейчас ведет поиск инвесторов, чтобы реализовать свой проект и решить тем самым транспортные проблемы современных городов.