На отечественном рынке автобусов

В. Салыгин

Рынок автобусов, являясь частью отечественного автомобильного рынка, весьма самостоятелен и существенно отличается не только от рынка легковых автомобилей, но и грузовых. Тому есть ряд причин, и в первую очередь то, что основными потребителями автобусов являются муниципальные предприятия автотранспорта общего пользования. Несмотря на возросшие потребности в пассажирских перевозках, развитие автобусного рынка сдерживается низким платежеспособным спросом, преимущественно из-за ограниченного финансирования муниципальных автопарков, а также невысокой рентабельностью пассажирских перевозок. Российский рынок автобусов еще в большей степени, чем рынок грузовых автомобилей, остался внутренним замкнутым сегментом, и его развитие определяется преимущественно отечественным производством автотранспортных средств.

В последние годы, по оценке специалистов «АСМ-Холдинга», производство автобусов в России было одним из наиболее динамично развивающихся секторов автомобилестроения. Начиная с 1998 года ежегодный выпуск автобусов в стране стабильно увеличивался вплоть до 2003 года. За пять лет производство автобусов увеличилось с 45 598 до 76 575 ед., т. е. более чем в 1,5 раза. Этому способствовали структурная перестройка подотрасли производства автобусов и значительный рост производства автобусов особо малого класса, доля которых в общем выпуске превысила три четверти. В 2004 году весьма длительный подъем в производстве автобусов в стране прервался. В истекшем году было изготовлено 76 208 ед., или 99,5% к уровню 2003 года. Вместе с тем для большинства отечественных заводов – изготовителей автобусов прошедший год был успешным.

Производство автобусов особо малого класса семейств «ГАЗель» и «Соболь» выросло на 5,8% (с 37 582 ед. в 2003 году до 39 783 ед. в 2004-м). При этом выпуск микроавтобусов «Соболь» остался фактически на прежнем уровне – 6800 ед. Выпуск микроавтобусов «ГАЗель» с учетом их изготовления на созданном в 2003 году Заводе малых серий увеличился на 6,9%. Вследствие передачи этому заводу производства версий микроавтобусов и маршрутных такси семейства «ГАЗель» их выпуск на Горьковском автомобильном заводе сократился на 13,2% (с 36 299 ед. в 2003 году до 31 522 ед. в 2004-м). По итогам прошедшего года на микроавтобусы «ГАЗель» и «Соболь» приходится 52,5% общего объема продаж автобусов отечественного производства, в том числе на долю автомобилей ОАО «ГАЗ» – 41,6%.

В I квартале 2005 года ОАО «ГАЗ» сохранило достаточно высокий темп производства микроавтобусов; так, в январе было изготовлено 1646 автобусов (рост 10% к январю 2004 года). Отгружена первая партия «Соболей» в Турцию, а всего в 2005 году планируется поставить в эту страну 4 тысячи коммерческих автомобилей «Соболь».

Руководство холдинга «РусПромАвто», в который помимо ОАО «ГАЗ» входят АО «ПАЗ» и ООО «ЛиАЗ», приняло решение выделить из состава указанных предприятий часть производств, в том числе штамповки, сварки, окраски и сборки, и создать на их основе дочерние предприятия – общества с ограниченной ответственностью, чтобы снизить себестоимость продукции и усилить контроль ее качества. В итоге ожидается повышение гибкости и эффективности производства, рост рентабельности и конкурентоспособности на рынке как отечественной продукции, так и зарубежной.

Уверенно наращивает производство автобусов ОАО «НефАЗ». По итогам 2004 года рост выпуска автобусов составил 33,3% (968 ед. в 2004 году против 726 ед. в 2003 году). Основу производственной программы НефАЗа составляют пассажирские автобусы большого класса, и более половины выпуска приходится на городские автобусы НефАЗ-5299 пассажировместимостью 114 чел. с двигателями отечественного производства КамАЗ-740.11 и КамАЗ-820.53 (Еurо 2) мощностью соответственно 240 и 260 л.с. или импортным САТ-3116.

Треть выпуска составляют пригородные и междугородные автобусы, примерно 10% – вахтовые, преимущественно НефАЗ-4208 разных модификаций. Новинкой Нефтекамского автозавода является полутораэтажный междугородный автобус повышенной комфортности НефАЗ-52991 (44 места для сидения, двигатель КамАЗ-740.50 мощностью 360 л.с., Еurо 2). На долю ОАО «НефАЗ» приходится около 30% общего объема продаж отечественных автобусов большого класса.

Стабильно работает созданная в 2001 году компания «Русские автобусы» (входит в холдинг «РусПромАвто»), в состав которой включены ОАО «ПАЗ», ОАО «ЛиАЗ», ОАО «ГолАЗ» и АК «КАвЗ». Ведущий отечественный производитель автобусов малого класса ОАО «Павловский автобус» увеличил выпуск на 7,0% (12 114 ед. в 2004 году против 11 323 ед. в 2003-м). Основу его производственной программы – более 80% выпуска – составляют междугородные автобусы модели ПАЗ-3205 и ее многочисленные модификации. Более чем вдвое, до 10% выпуска, увеличилось производство пригородных автобусов среднего класса ПАЗ-4234 (удлиненная версия ПАЗ-32054, усиленные мосты ЗИЛ-433100, двигатель ММЗ-245.9, вместимость 50 чел.). В полтора раза выросло производство автобусов специального класса для междугородных и туристических перевозок ПАЗ-4230 «Аврора» (заднемоторная компоновка, двигатель Cummins D 180, пассажировместимость до 56 чел.). Доля продаж автобусов ПАЗ в общем объеме продаж отечественных автобусов превысила 16%. Новинки Павловского автозавода – первый в стране городской низкопольный автобус малого класса ПАЗ-3237 пассажировместимостью 54 чел. с двигателем Cummins 15030 (Еurо 3) и малый автобус категории М3 класса I (вместимость 43 чел., агрегаты импортные), который, по мнению руководства компании, может заменить выпускаемый с 1989 года ПАЗ-3205.

Отечественный лидер производства городских автобусов большого класса Ликинский автобусный завод увеличил производство на 10,2% (с 1674 ед. в 2003 году до 1844 ед. в 2004-м). На его долю приходится около 60% общего объема продаж отечественных автобусов большого и особо большого классов. По итогам 2004 года почти в полтора раза возрос выпуск автобусов ЛиАЗ-5256 модификации 25 с импортным двигателем САТ-3116 (более 60% выпуска), поставляемых и в страны дальнего зарубежья. Число ЛиАЗ-5256 с двигателем КамАЗ-740.11 увеличилось более чем в 2,5 раза, а с ярославским ЯМЗ-236 существенно сократилось. Производство сочлененного автобуса особо большого класса ЛиАЗ-6212, соответствующего современным мировым стандартам по экологии и безопасности (пассажировместимость 178 чел., двигатель САТ-3126, Еurо 3), возросло в 5,3 раза и достигло 269 ед.

Почти на треть по итогам 2004 года увеличил производство автобусов Курганский завод (с 1607 ед. в 2003 году до 2073 ед. в 2004-м). Его модельный ряд отличается большим разнообразием: наряду с автобусом КАвЗ-3976 и его различными модификациями на шасси ГАЗ-33074 и ГАЗ-3308 («Садко», вездеход) завод производит автобусы КАвЗ-3244 на шасси ЗИЛ-5301БО и ЗИЛ-5301ЕО, а также переданные с Павловского завода ПАЗ-4230 «Аврора». Производство вахтовых автобусов на шасси «Урал-4320» приостановлено. Доля КАвЗ (ООО и ОАО «КАВЗ») в общем объеме продаж отечественных автобусов увеличилась до 2,7%.

Фактически на прежнем уровне осталось производство вахтовых автобусов на автозаводе «Урал» (527 ед. в 2004 году). «Вахтовки» на базе собственных грузовых автомобилей повышенной проходимости, изготовление которых развернуто в 2000 году, оказались востребованными, причем в основном предприятиями нефтегазового комплекса. Увеличению производства способствовал пуск нового цеха по производству кузовов-фургонов. В продажах отечественных вахтовых автобусов доля спецавтобуса «Урал-3255» и его модификаций составляет более 50%.

Снижение общего выпуска отечественных автобусов в 2004 году связано со значительным сокращением ОАО «УАЗ» производства автобусов особо малого класса. В 2003 году было выпущено 21 553 микроавтобуса УАЗ-2206 и грузопассажирских УАЗ-3962, в 2004-м их выпуск составил лишь 17 037 ед. (–21,0%). Доля продаж «уазиков» в общем объеме продаж отечественных автобусов снизилась с 28 до 21%.

Что касается динамики цен на новые автобусы, то в I квартале 2005 года цены монотонно росли. По большинству моделей автобусов рост за три месяца года составил 3...5%. При этом темп роста по некоторым маркам и моделям колебался в довольно широком диапазоне (см. таблицу). Быстрее дорожали автобусы ПАЗ малого класса (прирост цен 4...5%), медленнее – автобусы Горьковского автозавода, Курганского автобусного и Мичуринского авторемонтного заводов (2,5...3,5%). Наименьший прирост цен отмечен по автобусам Ликинского завода (0,3...0,5%), а также белорусского «АМАЗ» (0,5...0,7%). Больше подорожали автобусы Львовского автобусного завода – 5...7%.

Заметим, что к настоящему времени автобусы в стране обслуживают 1274 города и поселка городского типа, а также около 80 тысяч населенных пунктов в сельской местности (общая протяженность автобусных маршрутов 1926,2 тыс. км). Автобусный парк, обслуживающий регулярные маршруты в городском и пригородном сообщении, насчитывает 123,1 тыс. транспортных средств, в том числе 82,3 тыс. принадлежит крупным и средним транспортным предприятиям, 35,6 тыс. – физическим лицам, 3,7 тыс. – малым автопредприятиям и 1,5 тыс. – предприятиям других отраслей экономики. По оценке экспертов, ежегодная минимальная потребность в обновлении автобусного парка предприятий автотранспорта общего пользования составляет 15 тыс. автобусов среднего и большого классов. За последние несколько лет, несмотря на существенный рост производства автобусов, пополнение парка составило примерно 4...5 тыс. новых автобусов, что не обеспечивало даже простого замещения устаревших, длительное время находящихся в эксплуатации транспортных средств.