МТЗ-82.1 с фронтальным погрузочным оборудованием и задней подметальной щеткой

Смешение жанров
«Доркомэкспо-2016»

– Ну, разное. Смесь. То, что в газете называют «Отовсюду обо всем» или «Мировой экран».
И. Ильф и Е. Петров «Золотой теленок»

Раз «Доркомэкспо» на ВДНХ, значит, в стране кризис, – гласит одна из примет нового времени. Последний раз такое случилось в 2009 г., памятном тем, что в следующем 2010 г. в экономике обозначились положительные тенденции. Не стоит обобщать и строить предположения, кризис тогда и кризис сегодня – две большие разницы. Это чувствуется и по размерам экспозиции – экспонатов, да и участников в 2009 г. было примерно вдвое больше.

Предполагалось, что 19-й международный форум «Доркомэкспо» должен представлять главенствующий текущий тренд – импортозамещение. Да, над импортозамещением работают и достигли некоторых результатов, но такие крупные разделы, как пневматический и гидравлический приводы, электрооборудование, ждут большой, системной работы. Пока смогли заменить лишь часть импортных комплектующих, да и импортные машины целиком еще востребованы. Находятся организации с достаточным финансированием для их приобретения. Таким образом, экспозиция представляла собой смешение жанров: отечественное и импортное, отдельно и в симбиозе.

Смеситель для асфальтосмесительной установки Колокшанского агрегатного завода

По бюджетным решениям, пожалуй, никто не сравнится с Минским тракторным заводом. Привезли шесть образцов тракторной техники с коммунальными навесными орудиями. Это МУП-351 – МТЗ-82.1 с фронтальным погрузочным оборудованием и задней подметальной щеткой. На базе трактора МТЗ-82.1, но с газодизельным двигателем построен экскаватор-бульдозер. Перейдем в весовую категорию пониже: на базе трактора «Беларус-320.4» построена погрузочно-уборочная машина МПУ-320. Обратим внимание на такую особенность трактора, как трехцилиндровый дизель Lombardini. Маленьких двигателей наша промышленность не выпускает, приходится довольствоваться импортными.

Далее идет компактный трактор «Беларус-152» с полным приводом, двускатной ошиновкой и бензиновым двигателем Honda. На него навешены фронтальный погрузочный ковш и подъемный ковш сзади, в котором можно возить инвентарь, строительные материалы или собранный мусор. Далее следует компактный трактор «Беларус-132Н» с сочлененной рамой и бензиновым двигателем Honda. Сзади на него навешена подметальная щетка, спереди бульдозерный отвал. Но это еще не всё. Самый легкий вес представлял мотоблок «Беларус-09Н», соединенный со шнекороторным снегоочистителем. Мотоблок и выглядит массивно, основательно, и весит совсем немало – 176 кг.

Экскаватор-погрузчик ДЭМ-114 завода «Дорэлектромаш» на базе трактора «Беларус-92П»

Второе предприятие из дружественной республики – «Дор­электромаш» – профессионально занимается тюнингом белорусских внедорожников, исключая продукцию объединения «БЕЛАЗ». Мастера тюнинга привезли экскаватор-погрузчик ДЭМ-114 на базе трактора «Беларус-92П». Надо сказать, что конструкция и экскаваторного, и погрузочного оборудования выглядит более проработанной по сравнению с тем, что навешивает Минский завод. Второй экспонат – трактор МТЗ-82.1 с фронтальным шнекороторным снегоочистителем ФРС-200М производительностью 200 т/ч и дальностью метания 20 м.

В этот раз «Дорэлектромаш» не привез экскаватор-погрузчик на базе собственного трактора – завод испытывает затруднения с поставкой итальянских комплектующих, в частности мостов Carraro.

Колокшанский агрегатный завод из Владимирской области привез главный узел переносной асфальтосмесительной установки – смеситель вместимостью 2 т. Агрегат практически полностью из отечественных материалов и комплектующих. Импортными остались элементы пневматического и электрического приводов.

Комплект переносной асфальтосмесительной установки КА-160 производительностью 160 т/ч перевозится на 14 автомобилях с прицепами или полуприцепами. Для установки не нужен постоянный фундамент, она монтируется на металлические опоры. Из крупных импортных узлов использована горелка фирмы SAACKE.

Смоленская компания «Полимикс», преемник Смоленского автоагрегатного завода АМО ЗИЛ им. В.П. Отрохова (ЗАО «СААЗ АМО ЗИЛ»), привезла свою комбинированную дорожную машину МДКП-43276, вокруг которой не так давно бушевали страсти.

Комбинированная дорожная машина МДКП-43276 компании «Полимикс»

Машина построена на базе двухосного шасси ЗИЛ-43276Т, примечательного уже самим фактом своего существования, и предназначена для круглогодичного содержания дорог. В летний период на нее монтируют цистерну и поливомоечное оборудование с центробежным насосом и поворотными соплами либо высоконапорное оборудование с передней поворотной гребенкой с форсунками. Для зимы монтируют распределитель твердых ПГМ и фронтальный поворотный отвал с резиновым ножом. Цилиндрическая щетка в колесной базе – круглогодично. Надо полагать, что машину выпускают мелкими сериями.

Компания «АСТЕЙС» из Набережных Челнов, следуя трендам современности, подготовила специальный автомобильный фургон – весопроверочную лабораторию. Сегодня весу транспортных средств придают особое – доходное – значение, а весы нужно настраивать и периодически проверять, для чего и служит представленный автомобиль, в кузове которого хранятся 30 гирь по 500 кг и 25 гирь по 20 кг. Грузы спускаются и поднимаются в фургон с помощью двух тельферов на монорельсах, которые выдвигаются за габарит фургона на 1 м. Электро­оборудование фургона питается от дизельного генератора.

Весопроверочная лаборатория компании «АСТЕЙС»

Красногорский завод «Бецема» выставил автомобиль MAN TGS 41.480 8x8 с самосвальной платформой БЦМ-59Ф вместимостью 20 м3. Платформа отвечает современным требованиям и изготовлена из высокопрочной стали: днище из Hardox 450 толщиной 7 мм, стенки – передняя, боковые и задний борт – из Hardox 400 толщиной 5 мм. Днище двойное с увеличенной эффективностью обогрева, что совсем не лишнее с холодным выхлопом от двигателя Euro 5. Предусмотрены сдвижной тент и алюминиевые крылья над колесами 2-й, 3-й и 4-й осей.

MAN TGS 41.480 8x8 с самосвальной платформой БЦМ-59Ф вместимостью 20 м[sup]3[/sup]

Московское предприятие «Доркомтехника» выставило две машины на автомобильных шасси. Это модификация каналопромывочной машины малой вместимости ДКТ-285 и модификация илососной машины ДКТ-335. Модификации по­явились в результате импортозамещения ряда узлов, но пока не всех.

Модификация илососной машины ДКТ-335 завода «Доркомтехника» (г.Москва)

Осенью прошлого года производственная компания «Комин­вест-АКМТ» показала подметально-уборочную машину ПУМ-6Х на базе самосвала КамАЗ-43253 с низкими бортами. Разработку позиционируют как привлекательную по цене альтернативу импортным прицепным подметально-уборочным машинам. Собрав отзывы пользователей, компания усовершенствовала машину. В частности, машина получила тент, улучшивший ее эстетику. Автомобиль разрабатывался как многоцелевой передвижной комплекс и может оснащаться дополнительным оборудованием. В числе вариантов распределитель с отвалом и щеткой, термос-бункер, пневмонабрызг, поливомойка, пылесос и др.

Подметально-уборочная машина ПУМ-6Х компании «Коминвест-АКМТ»

Компания «Меркатор» удивила. Казалось бы, в такое непростое время имеет ли смысл ввозить на выставки упоительно дорогие Kramer и Wacker-Neuson. Оказалось, что покупатели, ценящие компактность, функциональность и эстетику, еще есть, тем более, что оте­чественное машиностроение не скоро выпустит аналоги, если вообще выпустит.

Трехтонный мини-экскаватор Wacker-Neuson EZ28 vds с нулевым выносом противовеса создан для работы в самых стесненных условиях. Особую гибкость в использовании ему придает механизм наклона опорно-поворотного устройства вправо и влево на 15°.

Мини-экскаватор Wacker-Neuson EZ28 vds от компании «Меркатор»

У компактного фронтального погрузчика Kramer 5055 массой 3,5 т моноблочная рама и «автомобильное» рулевое управление, причем управляются обе оси – то есть у этого погрузчика опрокидывающая нагрузка больше, чем у аналогичного по массе погрузчика с сочлененной рамой. Погрузчик Kramer отличается великолепной маневренностью и проходимостью. Погрузочная стрела с параллелограммным механизмом запрокидывания ковша оснащена гидрофицированным механизмом быстрой смены, к которому подведены гидравлические контуры для подключения навесного оборудования. Погрузчик работает с различными навесками: подметально-уборочными, снегоуборочными и т. д., что ценится в коммунальной сфере.

Кроме того, «Меркатор» привез концепт комбинированной дорожной машины ЭД300К. Концептуальность заключается в шасси с газодизельным двигателем Cummins. Система двухтопливного питания откалибрована для реальных условий эксплуатации. Степень замещения газом в городском цикле не менее 35%, на трассе не менее 45%. При таком раскладе экономическая целесообразность газодизеля под очень большим вопросом.

И… традиционная для «Меркатора» компактная подметально-вакуумная машина ВКМ1000. Судя по тому, сколько таких машинок бегает по столице, выставки не проходят зря.

Концепт комбинированной дорожной машины ЭД300К на газодизельном шасси
 

Таким образом, на очень скромной по размеру экспозиции была представлена техника всех бюджетных классов: от МТЗ-82.1 до Wacker-Neuson EZ28 vds, а также промежуточные варианты. Очевидно, так вышло случайно, никто заранее этого не планировал. Кто смог, тот участвовал в экспозиции и привез то, что хотел продвинуть или что было в наличии. И еще: ВДНХ не так близко к Кремлю, как Васильевский спуск, но создавалась специально для выставок.