Ямочный ремонт: обойдемся своими силами
Отечественное оборудование для ямочного ремонта

Асфальтовое покрытие, как бы качественно оно ни было уложено, по прошествии некоторого времени требует ремонта. Асфальт как материал покрытия износостойким назвать нельзя, а если еще при нанесении технология соблюдалась не в полной мере, то дорожное покрытие быстро изнашивается. И тогда дорожники приступают к ямочному ремонту.

 Глубина врезания в дорожное покрытие фрезы ФД-500 производства ДЭЗ – до 100 мм

Качественная подготовка – залог успешного ремонта

Ямочный ремонт – очень популярный вид текущего ремонта дорог. Но качество выполнения подобного ремонта зависит от соблюдения всех нюансов существующей технологии, и наиболее частым нарушением является восстановление только самого верхнего слоя на участке, требующем ремонта. А при качественном выполнении ямочного ремонта необходимо восстановить поврежденное дорожное полотно на всю глубину возникшего дефекта.

Для восстановления так называемого слоя износа, наиболее часто приходящего в негодность слоя дорожной конструкции, асфальтобетонную смесь разогревают до высокой температуры, с тем чтобы залить этой массой места износа. И вот на этапе подготовки к заливанию асфальтовой смесью дефектного участка возникает необходимость отделить некондиционный участок от остального дорожного полотна. Сегодня еще нередко можно видеть, как рабочие отбойными молотками или мини-экскаватор с навесным гидромолотом подготавливают место, нуждающееся в ремонте.

Однако качественно удалить изношенный слой, ровно вырезав асфальтовый пласт на глубину трещины и выкрошившегося покрытия, можно только с помощью дорожной фрезы. В этом случае ремонтируемый фрагмент дороги получит правильную форму и ровные стенки, а асфальт будет удален на одинаковую глубину от дна до уровня неповрежденного покрытия.

Фрезеруем без импорта

Рынок дорожно-ремонтного оборудования заполнен качественными импортными холодными фрезами, но ситуация в стране заставляет дорожников все чаще искать необходимую технику среди продукции отечественных предприятий. И надо заметить, выбор качественной техники есть.

ЗАО «Брянский Арсенал», являющийся частью компании «РМ-Терекс», СП холдинга «Русские Машины» и Terex Corporation, производит для нужд ямочного ремонта дорожную фрезу для холодного фрезерования ФДХС-К-1000-01. Справедливости ради надо сказать, что эту машину на заводе начали выпускать еще в 2006 г., однако и сейчас в стране подобную специализированную машину не производит больше никто.

Метод холодного фрезерования, то есть удаление изношенного покрытия путем механического воздействия на дорожную поверхность без нагрева удаляемого слоя, в настоящее время считается экспертами лучшим решением при ямочном ремонте как с технической, так и с экономической точки зрения. Обработанные фрезой чистые и ровные поверхности покрытия и кромки позволяют выполнить укладку новой асфальтобетонной смеси с хорошим сцеплением слоев и плотными швами. Кроме того, большим преимуществом метода является независимость от погодных условий. ФДХС-К-1000-01 имеет собственное оригинальное шасси, а в качестве главного привода в модели используется дизельный Deutz BF6M, приводящий в движение все агрегаты 16-тонной машины. Двигаясь с рабочей скоростью 4 км/ч, за час фреза снимает дорожное покрытие на площади в 280 м2 на глубину не менее чем 100 мм, а при глубине фрезерования до 40 мм производительность возрастает до 480 м2/ч. Причем за один проход машина может снимать асфальт на ширине 1000 мм на максимальную глубину 200 мм.

По отдельному заказу кроме основной фрезы, обеспечивающей фрезерование смежных полос, покрытий на криволинейных участках, дорожного полотна непосредственно возле бордюра и даже поперек проезжей части дороги, машина комплектуется боковой фрезой шириной 125 мм. Она устанавливается справа на выступающей части фрезерного барабана и служит для вскрытия бордюрного камня и нарезки канавок на глубину до 75 мм.

 Дорожная фреза для холодного фрезерования ФДХС-К-1000-01 от «Брянского Арсенала»

Для охлаждения резцов фрезы в зону резания через специальные форсунки с помощью водяного насоса подается вода под давлением до 0,3 МПа. Запаса воды хватает на 40 мин. непрерывной работы фрезы. Глубина фрезерования регулируется путем изменения хода гидроцилиндров подъема-опускания задних консолей и контролируется оператором с помощью линеек и указателей, вынесенных на левую и правую сторону машины и хорошо ему видных. Оператор может регулировать со своего рабочего места не только заглубление фрезы, но также производить фрезеровку под углом.

ФГУП «Дмитровский экскаваторный завод» уже давно производит навесные дорожные фрезы разной производительности. В настоящее время коммунальные и дорожные службы широко используют навесную дорожную фрезу ФД-500. В качестве базового тягача в Дмитрове используют трактор МТЗ-80/82 «Беларус». Навесная установка на задней части трактора фрезерует полосу шириной 500 мм на глубину до 100 мм. А на передней части машины могут устанавливаться поворотные бульдозерные отвалы, погрузочные ковши или же навесные катки, с помощью которых можно уплотнять уложенную на профрезерованном участке асфальтобетонную массу.

Необходимая глубина фрезеровки устанавливается специальным регулировочным устройством с опорными катками. Резцы фрезы охлаждаются при работе водой либо специальной эмульсией. На ДЭЗе в ЗИП каждой машины укладывают запасной комплект быстросъемных резцов с твердосплавными наконечниками высокой износостойкости.

Гидроходоуменьшитель (ГХУ), разработанный инженерами ДЭЗ, состоящий из редуктора, аксиально-плунжерного гидромотора и дросселя с приводом от гидронасоса НШ-32, обеспечивает плавное бесступенчатое регулирование рабочего хода машины. Привод фрезерного барабана осуществляется от ВОМ трактора. Масса ФД-500 составляет 5,3 т.

Навесная фреза ФД-500 производства Дмитровского экскаваторного завода устанавливается на задней части трактора

Известный у нас производитель дорожно-ремонтного оборудования «Михневский ремонтно-механический завод» предлагает навесные дорожные фрезы МДФ, предназначенные для подготовки поверхностей дорог, тротуаров, аэропортов к ремонту путем холодного фрезерования. Предприятие реализует фрезу и отдельно, в виде отдельного агрегата, и в сборе, на тракторе. В качестве базы используется «Беларус» МТЗ-82 с двигателем мощностью 60 кВт. По желанию покупателя трактор спереди может комплектоваться погрузочным или бульдозерным оборудованием. При использовании быстро­сменного устройства для навесных инструментов установка рабочих органов занимает всего около 15 мин.

Фрезерное оборудование крепится к заднему мосту трактора через специальную раму. Привод фрезерного барабана производится от ВОМ трактора при частоте вращения 540 мин-1. Гидро- и электросистемы трактора присоединяются к соответствующим системам фрезы. Для получения минимальных скоростей при фрезеровке дорожных одежд в тракторе установлен ГХУ. Управление рабочим органом производится с помощью гидрораспределителя трактора. Фреза МДФ за смену способна профрезеровать до 2 тыс. м2 дорожного покрытия на глубину 65±5 мм.

Фреза МДФ Михневского РМЗ за смену способна профрезеровать до 2 тыс. м[sup]2[/sup] дорожного покрытия на глубину 65±5 мм

Наши белорусские соседи, всерьез занимаясь импортозамещением, выпускают неплохой ассортимент дорожных фрез, находящих успешное применение у дорожников. Прежде всего это, конечно, белорусский гигант – холдинг «АМКОДОР». Уже не один год предприятие поставляет во все концы России фрезерные машины. «АМКОДОР» сегодня предлагает две модели на базовом шасси «Беларус-9211» с ГХУ – АМКОДОР-8047А и АМКОДОР-8048А, а также их модификации. Эти мощные машины в зависимости от свойств асфальтобетонного покрытия и глубины фрезеровки удаляют покрытие с производительностью от 100 до 300 м2/ч, двигаясь с рабочей скоростью 0–18 км/ч.

Работая на машине АМКО­ДОР-8047А, оператор фрезерует полосу шириной 200 либо 400 мм на глубину до 65 мм. Фронтальная часть машины используется для установки быстросменного навесного оборудования, например ковша. Таким образом, кроме фрезеровки с помощью данной машины можно выполнять землеройные, погрузочные или планировочные работы. Фрезерные машины АМКОДОР-8047А-02 и -8048А-02 по согласованию с покупателем могут комплектовать несъемным бульдозерным отвалом, который отлично справляется с уборкой снега и мусора на дорогах и площадях.

Фрезерная машина АМКО­ДОР-8048М имеет гидропривод фрезерного барабана. Такой подход исключает механическую связь с трансмиссией базового шасси и позволяет снизить механические нагрузки на фрезу, а значит, продлить срок службы и режущего инструмента, и машины в целом. АМКОДОР-8048М с возможностью поперечного смещения фрезерного барабана на расстояние до 900 мм выполняет сплошное фрезерование при восстановлении покрытий, устраняет колейность и наплывы на остановках транспорта, перед светофорами, производит оконтуривание ямок. Модель может фрезеровать на глубину до 100 мм при ширине прохода 400 мм.

Возможность смещения особенно ценна при выполнении ямочного ремонта: во-первых, увеличивается рабочая полоса фрезеровки до 1300 мм, а во-вторых, появляется возможность выфрезеровывать изношенное дорожное покрытие непосредственно возле различных препятствий, бордюров. Поперечное смещение удобно и при устранении последствий колейности на дорожном покрытии. Срезаемый слой измельчается машиной и остается в вырезанной траншее. Для механизированной уборки сфрезерованной асфальтовой массы производитель предлагает устанавливать во фронтальной части машины серийный погрузчик АМКОДОР 134.

Фрезерная машина АМКОДОР 8048М с возможностью поперечного смещения фрезерного барабана на расстояние до 900 мм

Кроме «АМКОДОРа» дорожные фрезы выпускает еще целый ряд предприятий Республики Беларусь. Так, предприятие «Дор­электромаш» (Минская обл.) разработало и производит очень популярную в арсенале дорожно-ремонтных предприятий фрезерную машину ДЭМ-121. Эта установка является аналогом машины АМКОДОР-8047А и предназначена для фрезерования асфальтобетонных покрытий при проведении ямочного ремонта. Редуктор машины моноблочный, карданная передача не используется. ГХУ позволяет поддерживать скоростной режим 0–0,85км/ч.

Увеличенный дорожный просвет от опорной поверхности до резцов фрезы составляет 480  мм. На «Дорэлектромаше» также предлагают расширить возможности машины и установить в качестве передней навески бульдозерный отвал, жесткий или поворотный. Предлагается также установка навесного фронтального погрузчика с ковшом вместимостью 0,65–0,85 м3. В качестве базы «Дор­электромаш» использует тракторы «Беларус-92П», «Беларус-80.1» и их модификации.

Фрезерная машина ДЭМ-121 от «Дорэлектромаша» предназначена для фрезерования асфальтобетонных покрытий при проведении ямочного ремонта

Одно из ведущих белорусских предприятий в области производства техники для ремонта и содержания дорог ОАО «Белдортехника» выпускает дорожную навесную фрезу НО-83, причем производитель предлагает покупателям приобретать навесной агрегат в комплекте с ГХУ собственного производства. При включенном понижающем редукторе скорость движения машины максимально может составлять 20 км/ч, а при работе с включенным понижающим редуктором и установленным ГХУ скорость на 1-й передаче находится в диапазоне 0–0,44 км/ч, а на 2-й повышается до 0,75 км/ч. При этом ширина полосы фрезерования составляет 400 мм при толщине снимаемого слоя покрытия в 70 мм. Фреза устраняет бугры, выбоины, очищает зоны износа, удаляет другие дефекты дорожного покрытия. После работы НО-83 строители получают дорожную поверхность, на которую можно сразу же укладывать слой свежего покрытия.

Фреза НО-83 от ОАО «Белдортехника» устраняет бугры, выбоины, очищает зоны износа, удаляет различные дефекты дорожного покрытия на глубину до 70 мм

Минский «Завод Евромаш» будет в 2017 г. отмечать свое 20-летие. Предприятие создавалось для производства быстро­сменных рабочих органов на «амкодоровские» фронтальные погрузчики ТО-18Б и ТО-28. Однако сегодня «Евромаш» успешно работает на белорусском и российском рынках, предлагая дорожное и коммунальное оборудование для круглогодичного содержания и ремонта дорог. Для нужд ямочного ремонта предприятие выпустило серию навесных дорожных фрез ЕМ. Самая компактная модель серии ЕМ-400 за проход фрезерует полосу дорожного покрытия шириной 400 мм на глубину до 70 мм, а навесная фреза ЕМ-1000 осуществляет фрезеровку на ширине 1000 мм, также снимая слой в 70 мм. Еще одна машина серии – ЕМ-600 – имеет рабочую зону в 600 мм.

Фрезы «Евромаша» сконструированы так, что их можно монтировать прямо на сельхознавеску любого трактора. Изделия конкурентов предприятия такой возможности не имеют, зато такой конструкторский прием минимум в три раза сократил то время, которое затрачивают обычно при монтаже подобного оборудования. Новшеством в конструкции, разработанной инженерами «Евромаша», является и возможность замены фрезерного барабана без демонтажа всей фрезерной установки. Часто в процессе работы возникает необходимость снятия фрезерного барабана и замены на барабан меньшего или большего диаметра. Прием, используемый во фрезах «Евромаша», оптимизирует расходы дорожников.

Особенностью дорожных фрез ЕМ «Завода Евромаш» является возможность плавного регулирования глубины фрезерования

Еще одной особенностью фрез «Евромаша» является возможность плавного регулирования глубины фрезерования. Оператор может увеличивать либо уменьшать толщину снимаемого слоя прямо в процессе выполнения фрезеровки. Это увеличивает производительность и повышает качество выполнения подготовительных операций ямочного ремонта.

Ямочный ремонт. Этап заключительный

После фрезерования дорожного покрытия ремонтируемый фрагмент дороги заливают асфальтобетонной смесью, которую необходимо уплотнить, а наружный слой выровнять, чтобы «латка» никак не выделялась на плоскости проезжей части. При больших объемах асфальтирования дорожные организации используют многотонные дорожные катки, но при ямочном ремонте использовать эти массивные машины неэкономично, а часто и очень неудобно, учитывая больше габариты катков. Сегодня распространение получили ручные вибрационные плиты. Для уплотнения асфальтобетона при ямочном ремонте оптимальным является применение виброплит массой 60–160 кг с частотой вибрации порядка 90 Гц. Плиты большей массы могут просто повредить слои дорожного покрытия, и для ямочного ремонта они не годятся.

Рыбинский Завод «Дорожных машин» предлагает дорожникам двухвальцевой тротуарный виброкаток, не имеющий аналогов в России. Компактный ручной каток с гидравлическим приводом отлично уплотняет и зернистые материалы, и асфальтобетонные смеси, причем эффективно выполняет задачи там, где обычным каткам не развернуться. Механизмы катка приводятся в действие двигателем Lombardini (Италия) мощностью 7,5 л.с. с расходом топлива всего 2,5 л/ч. Двигаясь с рабочей скоростью до 4,5 км/ч, каток DM006 уплотняет полосу шириной в 0,6 м и за час может обрабатывать до 2700 м2 дорожной поверхности. Причем каток при движении легко преодолевает подъемы на уплотненном покрытии до 40°.

Каток массой в 600 кг удобен при транспортировке, его можно доставить на объект практически в любом прицепе. DM006 незаменим при работах в узких проходах, его ширина всего 0,73 м, с помощью катка удобно уплотнять поверхности, примыкающие непосредственно к высоким бордюрам. А низкий уровень шума при эксплуатации позволяет интенсивно использовать оборудование даже в густонаселенных городских кварталах.

Завод «Дорожных машин»

В области производства виброплит у наших производителей опыт еще не очень большой, но тем не менее на рынке представлены отечественные бензиновые модели и модели виброплит с электроприводом.

Российский бренд «Вымпел» был создан компанией «Академия Инструмента» из Перми в 2010 г. Сегодня эта торговая марка предлагает покупателям мотопомпы, сварочные аппараты, бетоносмесители и деревообрабатывающие устройства. Отдельным направлением в компании развивается производство и выпуск вибротрамбовок и виброплит. «Вымпел» сегодня предлагает пять моделей виброплит, укомплектованных бензиновыми двигателями Honda мощностью от 3 до 4,5 кВт. Масса плит составляет от 61 до 97 кг. Виброплиты «Вымпел» оснащаются подкатным роликом, имеется бак для воды, которая орошает уплотняемую поверхность. На асфальт в местах ремонта действует центробежная сила от 8,2 до 13 кН, данная малая техника незаменима на небольших строительных площадках.

В виброплите «Вымпел» ПВБ-1155 над трамбовочной плитой установлен бензиновый одноцилиндровый двигатель Lonchin G-200

Группа компаний «Диам» из Московской обл. появилась в 2004 г. Основной задачей в «Диам» первоначально называли продвижение инструмента и оборудования собственной торговой марки DIAM, а также других известных торговых марок в тех отраслях, где применяется алмазный инструмент. Но впоследствии спектр выпускаемого оборудования расширился, и сегодня компания получила известность как производитель виброплит DIAM. Покупателям предлагается 10 моделей бензиновых виброплит с двигателями Robin и Honda мощностью 3,7–4,5 кВт. Модельный ряд состоит из виброплит массой от 60 до 160 кг, которые способны максимально уплотнить опорную поверхность на глубину от 200 до 500 мм, причем мод. DIAM VMR-115/5,5H, VMR-130/5,5H и VMR-160/5,5H имеют возможность реверсивного движения. Благодаря гидроприводу реверса оператор может менять направление движения виброплиты без остановки двигателя, а также останавливать движение, установив холостые обороты двигателя. Реверсивные виброплиты маневренны и незаменимы при работе в стесненных условиях. Плиты DIAM одни из самых производительных в стране, с их помощью за час можно уплотнить дорожную поверхность на площади 450–770 м2.

Компания «Сплитстоун» из Москвы с 1997 г. успешно занимается производством строительной и малой дорожной техники, причем ассортимент техники и объемы продаж постоянно растут. Сегодня компания выпускает уже 4-е поколение виброплит. Всего компания предлагает восемь моделей массой от 68 до 300 кг. Все модели бензиновые, с двигателями Honda мощностью от 3,6 до 8,7 кВт.

Виброплиты «Сплитстоун» VS-244 обеспечивают частоту колебаний 90 Гц и глубину уплотнения до 200 мм

В зависимости от выполняемой работы с помощью виброплит «Сплитстоун» можно гарантированно уплотнить грунт на глубину до 400 мм с производительностью до 180 м2/час. Максимальная глубина уплотнения достигается после 3–4 проходов виброплиты по поверхности. Все плиты оснащены автономной системой орошения уплотняемой поверхности. Плиты «Сплитстоун» просты в управлении, надежны и мобильны. Наиболее широкое распространение они получили при ремонте асфальтовых покрытий.

А вот «Ярославский завод «Красный Маяк» разработал и предлагает потребителям оригинальные виброуплотнители с электроприводом. Все четыре модели виброплит массой от 48 до 84 кг работают от внешнего источника электроэнергии и потребляют мощность 0,5–0,97 кВт. Ярославские виброуплотнители представляют собой конструкцию из рабочей плиты, в центре которой установлен вибратор. Устройство предназначено для уплотнения различных связных дорожных покрытий, таких как песчано-гравийные смеси, грунт, асфальтобетон, при проведении ремонтных и дорожно-строительных работ, связанных с уплотнением поверхности на ограниченном пространстве.

Белорусские машиностроители тоже не отстают в производстве виброплит. Завод «Белдортехника» предлагает виброплиту ПВ-1, специально разработанную для уплотнения асфальтобетонного покрытия при ямочном ремонте и асфальтировании дорог. Компактность оборудования с рабочей площадкой шириной всего 400 мм позволяет успешно использовать его на участках, где габаритную технику, например дорожный каток, разместить сложно. Масса ПВ-1 составляет 94 кг, а частота вибрации достигает 95 Гц. Устройство, приводимое в действие бензиновым двигателем Honda мощностью 2,8 кВт, в процессе уплотнения движется со скоростью 15 м/мин.

Электрические виброплиты мод. ВУ-05-45 от «Красного Маяка» эффективны при ремонте небольших дефектов дорожных покрытий

Четыре модели виброплит серии СО, предназначенных в том числе и для уплотнения асфальта, асфальтобетонных и других бетоносодержащих строительных смесей методом поверхностной вибрации, предлагает минское ОАО «МИСОМ ОП». У предприятия богатейший опыт в производстве механизированного и ручного строительно-монтажного инструмента, вибраторов и строительно-отделочных машин.

Виброплиты для ямочного ремонта МИСОМ оснащаются 4-тактными бензиновыми двигателями японской компании Robin. Одноцилиндровые двигатели с воздушным охлаждением мощностью от 2,6 до 4,2 кВт очень надежны и экономичны: расход топлива за час составляет не более 1,2–1,6 л АИ-92. Для удобства транспортировки на небольшие расстояния к устройству прилагаются легкосъемные колеса. Масса виброплит находится в диапазоне от 75 кг (мод. СО-341) до 140 кг (мод. СО-330). Вынуждающая сила, характеризующая главным образом изменяющуюся внешнюю силу, вызывающую колебания, в машинах МИСОМ находится в диапазоне от 10 до 22 кН, что позволяет уплотнять сыпучие материалы на глубину от 150 до 300 мм.

Виброплита СО-330 массой 140 кг – самая внушительная из моделей, предлагаемых компанией «МИСОМ ОП»

Кроме вышеописанных виброплит МИСОМ предлагает шесть моделей виброплит с электроприводом, используемых для уплотнения разного рода грунтов и тротуарных плит методом поверхностной вибрации.

 

Как видим, к весне, с ее традиционным ямочным ремонтом, наши дорожные службы имеют возможность подготовиться: на рынке страны представлены основные виды оборудования для ямочного ремонта отечественного производства хорошего качества и в достаточно широком ассортименте. К тому же приобрести их можно по ценам, существенно отличающимся от цен на импортные аналоги.

Качественно удалить изношенный слой, ровно вырезав асфальтовый пласт на глубину дефекта, можно только с помощью дорожной фрезы