JCB Robot 170

Мини-погрузчики (Часть 1)
Обзор российского рынка мини-погрузчиков

Мини-погрузчик, или погрузчик с бортовым поворотом, – самая компактная и маневренная машина в компактном классе. И самая популярная. Успех этой машины обеспечивают не только небольшие габариты и способность развернуться на месте, но и многофункциональность. Для мини-погрузчиков существует огромный выбор сменного рабочего оборудования – механического и гидромеханического, землеройного, грузоподъемного, уборочного, для бетонных работ, для сельского хозяйства и т. д.

На рынке России оперирует множество игроков, при этом явным лидером с долей порядка 35% является всего одна модель – МКСМ-800. Мини-погрузчики входят в обязательную программу всех крупных машиностроительных компаний (за исключением Liebherr) и в массе своей похожи, как близнецы. «Младшие» модели с простой радиальной схемой подъема ковша особенно похожи и различаются только в деталях – окраской, моделями двигателя и гидроаппаратуры (хотя и в этом отношении немало полных аналогов), конструкцией бортовой передачи и механизма быстрой смены рабочего оборудования. У «старших» моделей с вертикальной схемой подъема ковша различия более существенны, прежде всего в конструкции механизма подъема стрелы. Самая оригинальная конструкция погрузчика у британской компании JCB – с однобалочной стрелой и входом не спереди, а с левой стороны.

«Старожилом» в производстве мини-техники является компания Gehl. Она существует уже более 150 лет и успешно зарекомендовала себя на европейских рынках, а с 2008 г. еще и на российском, что подтверждает неувядающий интерес покупателей к продукции этой марки, во многом объяснимый богатым опытом и традициями передовой американской индустрии.

Модельный ряд включает в себя мини-погрузчики грузоподъемностью от 750 до 1800 кг. Также представлены модели с высокоскоростной гидравликой High-Flow, позволяющие использовать навесное оборудование, которое требует подачу гидравлики не менее 115 л/мин. Техника Gehl отличается повышенным удобством, надежностью, выносливостью благодаря инновационным решениям, применяемым при ее производстве.

Для повышения проходимости колесных погрузчиков по слабым грунтам предлагают гусеницы. Эта тема получила развитие в мини-погрузчиках на резиновых гусеницах, которые вошли в модельные ряды Bobcat, Caterpillar, Komatsu, JCB, New Holland, Case, Takeuchi, Terex. У нас гусеничные мини-погрузчики пока недооценены, хотя они дают большее тяговое усилие, необходимое для перемещения грунта. Возможно, потенциальных пользователей отпугивают такие неприятные особенности, как забивание катков грязью и камнями и склонность гусениц соскальзывать с катков, хотя производители этих машин, например, та же компания Bobcat, не стоят на месте и предлагают конструктивные решения, препятствующие этим явлениям.

Первоисточник

Приоритет в изобретении мини-погрузчика, причем приоритет бесспорный, у американской компании Bobcat (принадлежит корейскому конгломерату Doosan), в отличие от другого популярного вида техники – экскаваторов-погрузчиков, приоритет производства которых оспаривают фирмы JCB, Case и Fermec (прекратила существование после поглощения корпорацией Terex). Для основоположника дело чести поддерживать самый развитый модельный ряд погрузчиков, как колесных, так и гусеничных. Компания регулярно обновляет модельный ряд, стараясь поддерживать реноме лидера рынка. Линейка погрузчиков с бортовым поворотом включает 15 моделей грузоподъемностью (г/п) от 320 до 1760 кг плюс единственный в своем роде погрузчик А300 г/п 1362 кг, в котором бортовой поворот совмещен с поворотом передних и задних колес. Линейку гусеничных погрузчиков составляют 9 моделей г/п от 500 до 1500 кг. Последнее поколение – серия М представлена «старшими» колесными и гусеничными моделями S630, S650, S850, T630, T650 и Т870 г/п от 1000 до 1760 кг. Новации последнего поколения носят преимущественно косметический характер – улучшенные условия работы оператора, несколько увеличенная производительность и улучшенная защита компонентов гидросистемы и системы охлаждения от внешних повреждений.

Bobcat S175

К «фамильным» особенностям погрузчиков Bobcat можно отнести поперечное расположение двигателя, привод насосного агрегата клиноременной передачей, цепные бортовые передачи и два варианта конструкции стрелы: с радиальным и вертикальным подъ­емом, каждая из которых со своими достоинствами. Для моделей нижнего сегмента грузоподъемности (до 726 кг у колесных и до 816 кг у гусеничных) компания использует простую радиальную схему. У «старших» моделей схема преимущественно вертикальная, а для пользователей, предпочитающих простоту, есть колесные S220 и S630 модели и гусеничная T630 с радиальной схемой.

Компания Bobcat производит также самый широкий шлейф навесного оборудования. Порядка 60 наименований она выпускает сама, а с независимыми поставщиками номенклатура навесок переваливает за сотню.

МКСМ-1000

Российские вариации на тему

Сегодня Курганмашзавод предлагает три модели мини-погрузчиков – собственно МКСМ-800 г/п 800 кг, МКСМ-600 г/п 600 кг и МКСМ-1000 г/п 1000 кг, и каждая с широким шлейфом навесного оборудования, включая такое сложное, как экскаваторное и бетоносмесители. Для повышения проходимости предлагаются стальные гусеницы. Погрузчики оснащают двигателями Hatz и Cummins.

Работяга МКСМ-800

МКСМ-800 остается самой популярной моделью благодаря цене (около 1 млн. руб.) и наилучшей среди отечественных мини-погрузчиков надежности, при этом не слишком изысканный дизайн остается неизменным. И если дело касается таких сугубо утилитарных машин, то дизайн отходит на второй план, уступая место функциональности, надежности и цене. Конкурирующий Уралвагонзавод придает дизайну больше значения, на выставках предприятие демонстрирует погрузчик ПУМ-500 с вычурным дизайном фирмы «Буран-Стайлинг». Но это ему не помогает, так как надежность всегда была слабым местом Погрузчиков Универсальных Малогабаритных. Завод выпускает модели ПУМ-500 и ПУМ-500У, ПУМ-600, ПУМ-800, ПУМ-1000, ПУМ-1250 (цифровой индекс обозначает грузоподъемность в кг), шлейф навесного оборудования к ним, в том числе вакуумное подметально-уборочное, экскаваторное, бетоносмесительное, компрессоры, насосы, прицепы, а также гусеницы. Погрузчики оснащают владимирскими дизелями с воздушным охлаждением Д-120, Д-144 и Д-145, что также не повышает их надежность. Модификацию ПУМ-500У комплектуют двигателем Hatz. В 2008 г. завод представил свой погрузчик нового поколения ПМК-6-02 г/п 600 кг с двигателем Deutz и гидравликой Bosch Rexroth. Предусмотрена совместимость с навесным оборудованием ПУМ-500.

ПУМ-500 в дизайне «Буран-Стайлинг» ПМК-6-02

Близкий к нам исторически и в техническом плане белорусский «Амкодор» предлагает свою последнюю модель «Амкодор-211» г/п 1200 кг с минским двигателем мощностью 57 кВт. Погрузчику придали обтекаемую форму, характерную для всех новых моделей завода «Ударник». «Амкодор-211» может работать с 15 сменными рабочими органами производства ОАО «Амкодор» – щеткой, челюстным захватом, бетоносмесителем, гидромолотом, буром, фрезерно-роторным снегоочистителем, экскаваторным оборудованием и др.

Российские и белорусский заводы, не мудрствуя лукаво, используют простую, но надежную и эффективную радиальную схему подъема ковша.

«Амкодор-211»

Из «европейцев» на российском рынке получили распространение погрузчики Locust небольшой словацкой фирмы WAY Indastries a.s. Машины во всех отношениях замечательные, выполнены на высоком конструкторском и технологическом уровне. Линейку составляют 6 колесных моделей г/п от 450 до 1200 кг с радиальной схемой подъема ковша. Для ряда моделей доступна модификация Speed+ с увеличенной вдвое транспортной скоростью.

Выполненные внешне канонически погрузчики Locust несколько отличаются внутренним содержанием. У Locust дверь выполнена во всю высоту кабины, а пол практически ровный – входить и выходить легко и удобно. Нет ни дуги безопасности, ни ограждающих рычагов, один ремень. Словацкие инженеры провели исследования и пришли к выводу, что дуга или рычаги сами по себе травмоопасны и простой ремень предпочтительнее. В базовую комплектацию входит джойстиковое управление, рычажного варианта не предусмотрено.

Линейку стандартных машин дополняет модель L 1203 Telspeed, в которой совмещены достоинства телескопирования и бортового поворота. Максимальная грузоподъемность машины – 1200 кг, на полном вылете – 560 кг. Гидроцилиндры выдвижения спрятаны в стреле, управление ими выведено на джойстики. Спрос на эту модель невелик и производство ее единично.

Locust 1203 Locust 903

Завод Way Industries a.s., выпускающий мини-погрузчики Locust, в прошлом году разработал две модели на гусеничном ходу – Locust L1003CT и 1303CT, позволяющие менять гусеничную базу на колесную. Не отстает от прародителя мини-погрузчиков и европейский Locust, имея преимущества в техническом решении по расходу топлива (3,5…5 л/ моточас), высоте подъема стрелы и доступности к узлам и внутренним агрегатам. Сегодня выпускается шесть моделей L453, L752, L753, L853, L903, L1203 грузоподъемностью 450…1200 кг, комплектующиеся двигателем Yanmar (Япония), соответствующим стандарту Euro 3.