Отечественное краностроение сегодня

Леонид Малютин
Куда идет наше краностроение, наша гордость, надежда? Выставка «СТТ-2010» как зеркало отразила главные тенденции в развитии краностроения – освоение сегмента грузоподъемности 50...100 т, внедрение стрел со сложным, отличным от коробчатого профилем и освоение специальных шасси автомобильного типа. Крановые заводы активно занимаются диверсификацией – осваивают смежные виды грузоподъемной техники, одновременно выпуская старую и новую технику, что присуще именно российскому рынку и именно в данный отрезок времени.
Стрела 32-тонного крана «Галичанин» с  8-гранным профилем
Гусеничный «Ивановец» ДГК-50.1
Первый Галичский 60-тонник КС-65721 на шасси Volvo
Челябинский быстромонтируемый кран КБ-314
Клинцовский самомонтирующийся кран КБ-108
Клинцовский гусеничный кран RDK-36
100-тонный «Ивановец» КС-8973 на шасси БАЗ
Клинцовский башенный кран JT-110
80-тонный «Ивановец» КС-7474 на шасси БАЗ
Стрела 16-тонного крана «Ивановец» с 8-гранным профилем
Стрела 60-тонного «Галичанина» с профилем, близким к овоидному
80-тонный «Галичанин» КС-74713 на шасси МЗКТ
60-тонный «Ивановец» КС-64714 на шасси БАЗ
16-тонный кран «Ивановец» серии АК-16 со стрелой с  8-гранным профилем
Стрела 25-тонного «Челябинца» отличается от классического коробчатого профиля. Шасси – КамАЗ-43118
25-тонный кран «Ивановец» серии АК-25 на шасси КамАЗ-43118
40-тонный «Челябинец» со стрелой с  многогранным профилем
Стрела 50-тонного крана «Галичанин» с профилем, близким к овоидному
Стрела 40-тонного крана «Клинцы» с  профилем, близким к овоидному
Стрела 25-тонного крана «Клинцы» с  8-гранным профилем

Такова вся спортивная жизнь

Линейки крановых заводов растут вверх по шкале грузоподъемности. Первой «ласточкой» в 2004 г. стал КС-8973 «Ивановец» грузоподъемностью (г/п) 100 т на специальном шасси КШ-8973 Брянского автомобильного завода. С тех пор «Автокран» выпустил 4 таких крана, т. е. менее одного в год. Небольшой тираж объясняется не столько высокой ценой (подержанные краны Liebherr не дешевле, а их покупают намного больше), сколько недоверием к отечественному производителю. Затем последовал перерыв. И вот в прошлом году Галичский автокрановый завод обострил ситуацию, взяв планку 60 т. Взял красиво. За год к представленному на «СТТ-2009» крану КС-65721 с номером 001 на шасси Volvo FM400 (8х4) прибавился кран с номером 002 на том же шасси, кран КС-62721-2 на шасси МЗКТ-70060 (8х4) и КС-65721-1 на шасси КамАЗ-65201 (8х4). Восемь кранов на шасси МЗКТ и первый кран на шасси Volvo поставили в Белоруссию. Тираж для кранов такой грузоподъемности очень и очень неплохой.

Напряжение нарастает. На «СТТ-2010» мы стали свидетелями противостояния «Автокрана» и ГАКЗ в сегменте 80 т – оба завода выставили свои концепты. От Иваново выступал КС-7474 на шасси БАЗ-8033 (8х4), от Галича – кран КС-74713 на шасси МЗКТ-790200 (10х10). Оба крана, повторюсь, макетные и пока далеки от совершенства, но ивановцы обошли галичан в габаритных размерах – ширина шасси МЗКТ целых 3 м. Второе очко в пользу Иванова – стрела отечественного производства, изготовленная партнером по команде заводом «Газпром-Кран». Стрела 5-секционная гнутого профиля длиной 40 м. По длине стрела «Ивановца» уступает галичской (у той 48 м), но галичская стрела покупная, немецкая.

Одновременно с 80-тонником «Автокран» показал кран КС-64714 г/п 60 т, представляющий собой полный его конструктивный аналог. Различие в сталях и материалах, использованных для шасси, за счет чего снижена себестоимость и, логично предположить, грузоподъемность шасси на опорах, раз грузоподъемность крана ограничена 60 т. Краны унифицированы намеренно с целью сократить издержки.

Стоит заметить, что шасси БАЗ-8033 четырехосное, оно компактнее и легче МЗКТ-790200. Дело в том, что шасси БАЗ предназначено для 80- и 60-тонных кранов, а МЗКТ – для 80- и 100-тонных. Да, ГАКЗ вынашивает планы создания своего 100-тонника, но сроки их реализации засекретил. На краны грузоподъемностью свыше 100 т пока никто не замахивается. Впрочем, мысли такие есть, бродят по умам и давно, но облекать их во что-то более конкретное никто не торопится.

Гнутый профиль – наше всё

Применение стрел с так называемым гнутым профилем стало поветрием. Гнутый профиль – отличный от четырехгранного коробчатого многогранный либо близкий в овоидному. Секции стрелы сваривают из двух полукоробов, полученных гибкой листа высокопрочной мелкозернистой стали на специальном оборудовании. Еще до кризиса наши основные производители крановой техники начали перевооружение, и кто-то уже успел, а кто-то еще собирается ввести в промышленную эксплуатацию линии по производству стрел. Гнутые стрелы начали ставить на все краны, включая 16-тонники. На «СТТ-2010» ивановское предприятие представило полную линейку автокранов серии АК-16. Они несут 3-секционную стрелу длиной 23 м. Коренная секция 8-гранного сечения, выдвижные секции – коробчатого 4-гранного сечения. Все секции варятся из двух гнутых полукоробов.

Так ли уж плох сварной коробчатый профиль, чтобы от него отказаться хотя бы в бюджетном сегменте? В сравнении с гнутым коробчатый профиль, а именно сваренный из четырех полотнищ, проще по конструкции, в производстве и в эксплуатации. Его производство не требует крупногабаритного, дорогого, сложного в пуске-наладке оборудования. Но сварочное производство чрезвычайно энергозатратно. Это объясняет, почему «Автокран» обратил взоры на альтернативную технологию, сделав попытку снизить удельные энергетические затраты и хоть как-то уменьшить зависимость от энергетиков.

Популярные 25-тонные краны получили стрелы с гнутым профилем от «Автокрана», Галичского и Клинцовского автокрановых заводов, Челябинского механического завода. У «Автокрана» 25-тонников теперь много, на любой вкус. Новая серия АК-25 создана на пяти шасси, включая КамАЗ-43118. Стрела 4-секционная длиной 30,7 м (тут «Автокран» обошел Галич с Клинцами) с 8-гранной коренной секцией. Остальные секции 4-гранные, сваренные из двух полукоробов. Применен новый механизм телескопирования с двумя гидроцилиндрами и одним канатным полиспастом, за счет которого удалось увеличить грузоподъемность на малых и средних вылетах. По заявлению представителей «Ивановца», а именно вице-президента ассоциации НАМС и генерального директора НИИ Краностроения В.Л. Сандлера, краны АК-25 со стрелой 30,7 м обходят по грузовысотным характеристикам ближайших конкурентов с 28-метровой стрелой Галич и Клинцы благодаря механизму телескопирования.

«Автокран» располагает также 25-тонниками на крановом шасси БАЗ-8031 (6х4), т. е. с интегрированной опорно-ходовой рамой, на автомобильном шасси БАЗ-8029 (6х4) и на крановом БАЗ-80311. У всех моделей стрелы, естественно, с гнутым профилем.

Вездеходное шасси КамАЗ-43118 оказалось для «Автокрана» крепким орешком. Завод только в этом году сумел напрячь все конструкторские силы и водрузить на него наконец 25-тонный кран. Первая модель – КС-45717К-3 с 3-секционной стрелой длиной 21 м с 8-гранной коренной секцией. Этой моделью «Автокран» дополнил бюджетную линейку, доведя ее до логической завершенности. Вторая модель – КС-45717К-3Р как раз и входит в серию АК-25. Серии АК-16 и АК-25, надо понимать, предназначены для смены всех предыдущих бюджетных 16- и 25-тонников.

Однако ничто не мешало Галичскому и Клинцовскому заводам поставить 25-тонный кран на КамАЗ-43118. В прошлом году ГАКЗ и КАЗ представляли новое поколение 25-тонников – серию В с 4-секционной 28-метровой стрелой 8-гранного профиля. Краны «Галичанин» и «Клинцы» идентичны по конструкции и могут различаться комплектацией. У Челябинского механического есть 25-тонник на шасси КамАЗ-43118. У него 3-секционная стрела длиной 21,7 м. Секции сварены из двух гнутых полукоробов, нижняя поверхность стрелы выпуклая, остальные поверхности плоские.

ЧМЗ также располагает 32- и 40-тонными моделями, стрелы которых сложного многогранного профиля. В этом году завод представлял их серийные модели.

На «Автокране» много экспериментировали с профилями стрел для кранов г/п 32...50 т. Можно встретить большое разнообразие по числу граней. В этом диапазоне грузоподъемности сложный профиль вытеснил коробчатый. Коробчатые стрелы еще, возможно, какое-то время сохранятся на кранах военного назначения. Профиль, близкий к овоидному, только у 100-тонного крана, но на всех построенных «Автокраном» 100-тонниках стрелы покупные.

Аналогичная ситуация у ГАКЗ и КАЗ. У 32-тонных кранов 8-гранный профиль, у кранов г/п 40...80 т – близкий к овоидному. Точно известно, что овоидные стрелы 60- и 80-тонных кранов покупные, как и кабины крановщика.

Любой каприз

Кризис реанимировал интерес к бюджетным и высокобюджетным кранам. И год 2010-й как переходный неизвестно к чему эту тенденцию не переломил. Идя навстречу потребителям, «Автокран», ГАКЗ и КАЗ продолжают выпускать устаревшие модели одновременно с новыми. Диктат покупателя налицо. Более того, они готовы построить снятый с производства кран, нашлось бы шасси. Ситуация невыгодная для заводов – удвоение номенклатуры комплектующих, поддержка устаревших технологий, неоптимизированный кадровый состав. В.Л. Сандлер прокомментировал решение, принятое на «Автокране»: «Мы продолжаем производство всех предыдущих бюджетных моделей грузоподъемностью от 16 до 100 т, ранее находившихся в производстве. Мы понимаем, что удваиваем номенклатуру, но идем на это сознательно». Такие же речи слышатся со стороны ГАКЗ и КАЗ. Сколько эта ситуация протянется для «Автокрана», ГАКЗ и КАЗ, неизвестно, но вряд ли до последнего клиента. Наиболее достоверные прогнозы в нынешней экономической реальности дает гадание на кофейной гуще. К остальным крановым заводам это не относится – не те масштабы, не те возможности. Если они сейчас в состоянии производить, то только одну линейку.

И швец, и жнец

Налицо склонность крановых заводов к диверсификации. Два года назад «Автокран» объявил о работе над гусеничным краном. Год назад завод представил макетный образец ДГК 50.1 г/п 50 т. Длина стрелы вместе с гуськом – 62 м. За год кран прошел испытания, получил необходимые сертификаты и разрешения, и на «СТТ-2010» представили товарный образец. В докризисных планах завода фигурировал гусеничный кран г/п 100 т с телескопической стрелой, но пока не до него.

А у Клинцовского завода гусеничный кран «пошел». Завод занялся этой тематикой также задолго до кризиса. Первый кран RDK-36 г/п  36 т представили осенью 2008 г. Кран запущен в серийное производство, изготовлено 7 ед., и представители завода утверждают, что спрос 3...5 ед. в месяц превышает производственные возможности 1...2 ед. в месяц и придется расширяться. В проекте – гусеничные краны г/п 25 и 50 т.

Клинцы кроме гусеничного занялись башенными кранами. Их макетные образцы представляли на «СТТ-2009». Это башенный кран JT-110 г/п 8 т без оголовка стрелы и самомонтирующийся кран КБ-108. В серийное производство обе модели запустят в сентябре этого года. Металлоконструкции будут изготавливать в Клинцах, комплектацию получать из Италии. За счет локализации цена будет снижена на 15...30%. Объявлено о планах по созданию самомонтирующегося крана г/п 4,5...5 т также в кооперации с итальянским партнером.

Челябинский механический завод тоже заинтересовался башенной тематикой. На «СТТ-2009» он показал быстромонтируемый кран КБ-314, собранный по лицензии немецкой фирмы KSD. Грузоподъемность крана на минимальном вылете – 5 т, на максимальном – 1 т.

Диверсификация не остановлена кризисом и идет полным ходом. Спрос на новые модели показывает, что взят верный курс. Победит тот, чей кран будет лучше.

* * *

Таким образом, мы отследили основные тенденции в краностроении. Чем они порождены? Конкуренцией в тандеме «Автокран»–«Газпром-Кран» и тандеме ГАКЗ–КАЗ. Челябинский механический всячески старается остаться в стороне, а об остальных заводах и вообще говорить не стоит. Благодаря конкуренции уже сегодня у потребителя широкий выбор грузоподъемной техники. Конкуренция стимулирует производителей кранов работать над качеством продукции и над сервисом. А что бы могло стимулировать в том же направлении производителей шасси?

 
 

Владимир Львович Сандлер, вице-президент ассоциации НАМС и генеральный директор НИИ Краностроения: «Мы продолжаем производство всех предыдущих бюджетных моделей грузоподъемностью от 16 до 100 т, ранее находившихся в производстве. Мы понимаем, что удваиваем номенклатуру, но идем на это сознательно».

компании по теме статьи
компании по теме статьи