1
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.3)
 1
Выбор и применение фильтров для очистки рабочих жидкостей в гидравлических системах мобильных машин (ч. 2)
Интервал по топливу считают (ч. 2)
Советы по профилактическому техобслуживанию спецтехники
О влиянии уплотнений на надежность гидропривода
Земноводный автобус
Экскурсионные «амфибусы» голландской компании Dutch Amfibious Transport Vehicles BV (DATV)
Продлить ресурс сложно, но можно
Советы по эксплуатации гусеничной техники
Зимняя эксплуатация автокрана
Кому нужны эти КМУ?
Обзор российского рынка кранов-манипуляторов
Ненужные проблемы или золотая жила?
Восстановление отработанного масла
 1
Техническое обслуживание гидравлического привода мобильных машин (ч.3)
 5
«Газгены» – твердотопливные автомобили
 1
Крутой замес
Обзор рынка автобетоносмесителей

Первый трофейный «Тигр»

А. Протасов, подполковник в отставке

История появления в Красной Армии немецкого тяжелого танка T-VI H «Тигр» в качестве трофея малоизвестна и интересна. Этот танк был подбит советскими артиллеристами в бою под Ленинградом, между рабочими поселками № 5 и 6, в январе 1943 г. и остался на нейтральной полосе. О машине непривычного вида и настойчивом стремлении немцев эвакуировать ее к себе в тыл доложили командованию. Маршал Советского Союза Г.К. Жуков, в то время координировавший боевые действия Ленинградского и Волховского фронтов по прорыву блокады Ленинграда, заинтересовался этим сообщением. Он приказал немедленно создать специальную группу для захвата подбитого танка, его доставки в расположение наших войск для тщательного обследования.

В группу, возглавленную старшим лейтенантом А.И. Косыревым, вошли танкисты-ремонтники, саперы и автоматчики. Ночью 17 января, несмотря на непрерывный артиллерийский обстрел подбитого танка противником и неизбежные при этом потери, она обследовала танк. Внутри корпуса, на трансмиссии обнаружили фугас с детонатором, который своевременно обезвредили. Он-то и был причиной непрерывного обстрела танка противником, стремившегося вызвать детонацию фугаса и уничтожить секретную машину. Выявили и характер повреждения, приведшего к потере подвижности: бронебойный снаряд (болванка) попал в четвертый каток левого борта, застрял в нем и заклинил движитель. Буксировать подбитую машину можно было только волоком с помощью нескольких тяжелых танков – потребовалось четыре КВ-1.

В расположении советских войск ремонтники освободили опорный каток от застрявшего в нем снаряда, и танк получил возможность самостоятельного движения: его двигатель и трансмиссия были исправны. Из формуляра машины следовало, что это тяжелый танк Т-VI Н «Тигр» под номером первым. Так, довольно неудачно, закончились его войсковые испытания... После ознакомления с техническими особенностями «Тигра» Г.К. Жуков распорядился отправить его на подмосковный полигон для испытаний, чтобы советские танкисты, артиллеристы и танкостроители смогли детально изучить немецкую новинку и принять соответствующие меры.

Т-VI Н «Тигр» был разработан и изготовлен немецкой машиностроительной фирмой «Хеншель» в г. Кассель под руководством главного конструктора Э. Адерса летом 1942 г. на конкурсной основе. Соперничавший проект разрабатывался машиностроительной фирмой «Порше-КГ» под руководством проф. Ф. Порше и проиграл из-за электрической трансмиссии, требовавшей для изготовления много дефицитной меди.

Танк Э. Адерса имел типичную для немецкого танкостроения того времени компоновку, предусматривающую переднее, совмещенное с трансмиссионным, отделение управления, боевое отделение в средней части машины и моторное сзади. При этом обеспечивался хороший обзор дороги и местности перед машиной, меньшие по сравнению с другими схемами габаритная длина корпуса и вылет ствола пушки за его лобовую часть, но получалась большая габаритная высота машины, а расположенные спереди ведущие колеса были более уязвимы при обстреле лобовой части.

Корпус танка имел коробчатое сечение с вертикальными бортами, верхняя часть которых располагалась над гусеницами. На крыше корпуса, на шариковой опоре устанавливалась цилиндрическая башня с неподвижной командирской башенкой, обеспечивавшей круговой обзор. Амбразура, расположенная в передней части, закрывалась бронированной маской. Башня вращалась с помощью гидравлических и механических приводов.

На позиции

Посадка экипажа в танк производилась через люки, расположенные в передней части крыши корпуса и на крыше башни. В днище имелся аварийный люк-лаз. Специальные козырьки защищали смотровые приборы от грязи и снега при движении танка. Для его буксировки в лобовой и кормовой части корпуса имелись буксирные петли.

Бронирование защищало экипаж, внутренние агрегаты танка и боеприпасы от поражения бронебойными снарядами среднекалиберной артиллерии на дистанции 500 м и большей. Оно изготавливалось из катаных листов гомогенной хромоникельмолибденовой стали средней твердости, которые соединялись электросваркой в шип. Толщина лобовых листов корпуса и башни составляла 100 мм, бортовых – 62 и 82 мм, кормовых – 82 мм, а крыши и днища – 28 мм. Необходимо отметить, что лобовые и кормовые листы корпуса располагались к вертикальной плоскости под углами 9 – 22°, что дополнительно повышало их защитные свойства.

Вооружение состояло из 88-миллиметровой танковой пушки KwK-36L/56, установленной в маске башни, и двух 7,92-мм пулеметов MG 34. Один из них был спарен с пушкой, а другой устанавливался в шаровой опоре в верхнем лобовом листе корпуса. Полуавтоматическая пушка имела длину ствола в 56 калибров, дульный тормоз, систему продувки ствола сжатым воздухом после выстрела, гидромеханический подъемный механизм и электроспуск. Ее бронебойно-трассирующий снаряд имел массу 10,2 кг и начальную скорость 820 м/с. С расстояния 1 000 м он пробивал танковую броню толщиной 115 мм. Наведение пушки на цель, прицеливание, наблюдение за результатами стрельбы и корректировка велись с помощью телескопического прицела. Боекомплект танка был большим: 92 унитарных артиллерийских выстрела и 5 700 патронов к пулеметам.

Обзорность в боевой обстановке обеспечивали три смотровые щели с защитными стеклами в верхнем лобовом листе корпуса и в бортах башни, а также десять перископических приборов наблюдения, установленных в люках крыши корпуса, башне и командирской башенке. Не просматриваемое пространство составляло: смотровой щели механика-водителя – 6 м, смотровых щелей башни – 11 м, перископических приборов люков крыши корпуса – 9 м и командирской башенки – 16 м. Танковая приемно-передающая телефонно-телеграфная УКВ-радиостанция 10WSc/4kWEc обеспечивала связь на ходу в телефонном режиме на расстояние 2 – 3 км. Для внутренней связи имелось переговорное устройство на пять абонентов.

В моторном отделении устанавливался 12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения «Майбах» HL210P45 с номинальной мощностью 478 кВт (650 л.с.) при 3 200 мин-1, позволявший танку двигаться с неплохой для него максимальной скоростью 44 км/ч. Этот мотор разработали уже в военное время, в 1942 г. Он был верхнеклапанным, с рабочим объемом 21,4 л, степенью сжатия 7,5 и углом развала между цилиндрами 60°. Располагался продольно, маховиком в сторону лобовой части.

Двигатель имел туннельный картер, коленчатый вал с дисковыми щеками, являвшимися одновременно коренными шейками, роликовые цилиндрические подшипники коленчатого вала, вильчатые шатуны двутаврового сечения. В систему питания входили четыре карбюратора «Солекс» с падающим потоком. Пуск производился электростартером мощностью 4,0 кВт (5,4 л.с.) или вручную инерционным стартером. Для облегчения пуска использовались паяльная лампа в качестве предпускового подогревателя и ручной насос для прокачки охлаждающей жидкости.

Двигатель имел сравнительно небольшие массу и габариты – 1 000 кг (сухая масса) и 1 205х892х900 мм. Таких моторов на этих танках установили 250. В дальнейшем использовали более мощные, но менее форсированные (с рабочим объемом 23,04 л и степенью сжатия 6,8) двигатели «Майбах» HL 230P30, развивавшие 515 кВт (700 л.с.) при 3 200 мин-1,требовавшие бензин OZ-74. Они же ставились на тяжелые танки T-V «Пантера» и T-VIB «Королевский тигр».

Механическая трансмиссия состояла из карданной передачи, 9-дискового главного фрикциона, работавшего в масле, 8-ступенчатой безвальной коробки передач с синхронизирующим устройством, планетарных механизмов поворота с двойным подводом мощности и планетарных одноступенчатых бортовых передач.

Карданная передача соединяла двигатель с главным фрикционом. Она проходила под боевым отделением корпуса и состояла из двух карданных валов и промежуточной опоры. Привод управления главным фрикционом имел пневматический сервобустер, обеспечивавший его плавное включение. Коробка передач монтировалась в одном картере с главным фрикционом и имела полуавтоматический гидросервированный привод управления. Механизм поворота обеспечивал два фиксированных радиуса поворота на каждой передаче и поворот на месте с расчетным минимальным радиусом, равным половине ширины колеи машины (1,47 м).

Движитель танка состоял из мелкозвенной гусеничной цепи цевочного зацепления с открытым шарниром, восьми опорных катков большого диаметра, расположенных в шахматном порядке, направляющего колеса с механизмом натяжения и ведущего колеса переднего расположения с двумя съемными зубчатыми венцами. Гусеничная цепь состояла из 97 траков с развитыми грунтозацепами и имела значительную ширину, равную 725 мм. Опорные катки – сдвоенные, обрезиненные. Их расположение в шахматном порядке снижало нагрузку на грунт, но при этом усложнялась конструкция движителя, его эксплуатация и ремонт в полевых условиях.

Подвеска катков – независимая торсионная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами, установленными на передних и задних ее узлах, и резиновыми ограничителями хода балансиров. Она допускала возможность движения танка с довольно высокой средней скоростью по шоссе и местности, составлявшей соответственно 35 и 15 – 20 км/ч.

Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме, с напряжением 12 В (в сети питания стартера 24 В) и с «минусом» на «массе». Источниками электроэнергии служили генератор постоянного тока мощностью 1 300 Вт и две стартерные 12-вольтовые аккумуляторные батареи емкостью по 150 Ач, соединенные параллельно-последовательно. Имелся обогрев аккумуляторных батарей двумя электрическими спиралями мощностью 100 и 300 Вт. Последняя использовалась для быстрого обогрева батарей от постороннего источника питания.

Танк имел хорошую профильную проходимость: мог преодолевать на сухом твердом грунте подъем крутизной до 35°, ров шириной 2,7 м, эскарп с высотой стенки 0,8 м и брод с твердым грунтом глубиной до 4,0 м (с оборудованием подводного вождения). Среднее удельное давление на грунт было большое – 0,103 МПа (1,03 кгс/см2), что не всегда позволяло двигаться по снегу, песку, грязи и т.п. Клиренс составлял 525 мм. Запас хода по топливу по шоссе небольшой – 160 км.

«Тигр» имел внушительные массо-габаритные характеристики – 56 т боевой массы и 8 420х3 600х2 940 мм. Следует заметить, что габаритная ширина машин создавала неудобства при их перевозке по железной дороге. Наружные опорные катки снимались, а гусеницы заменялись более узкими, «транспортными».

Тигр позднего выпуска

Экипаж танка состоял из пяти человек: командира, наводчика, заряжающего, радиста и механика-водителя. Радист выполнял обязанности пулеметчика. Командир, наводчик и заряжающий находились в боевом отделении (в башне), а радист и механик-водитель в отделении управления.

Танк для своего времени имел сильную броневую защиту и мощное вооружение. На базе «Тигра» были созданы командирский танк, ремонтно-эвакуационная машина и тяжелая самоходная артиллерийская установка (САУ) с 380-мм мортирой.

«Тигр» находился в серийном производстве с 1942 по 1944 гг. За это время изготовили 1 350 машин, из них в 1942 г. – 80, в 1943-м – 650 и в 1944-м – 620.

Знание конструктивных особенностей «Тигра» позволило разработать тактические основы борьбы с ним, создать новые бронебойные снаряды (подкалиберные и кумулятивные), своевременно начать производство тяжелых САУ СУ-152, оказавшихся неприятной неожиданностью для немецких танкистов, подтолкнуло разработку новых, более мощных орудий для средних и тяжелых танков.

Схема бронирования

Летом 1943 г. под Курском немецкое командование впервые использовало для широкомасштабного наступления эти танки в большом количестве (133 на южном фасе и 45 ед. на северном фасе выступа обороны советских войск). Но надежды на массированное применение тяжелых танков и САУ (472 из общего числа 2 700 ед.) не оправдались. Наступающие войска в результате ожесточенных боев оказались перемолоты и обескровлены. Им пришлось перейти к обороне. В основе успешных действий Красной Армии на «Курской дуге» в немалой степени лежало знание уязвимых мест тяжелых немецких танков, о которых «рассказал» трофейный «Тигр».

Тяжелый танк «Тигр»: 1 – мортирки для стрельбы дымовыми гранатами; 2 – ящик с прикладом и сошкой спаренного пулемета; 3 – бинокулярный прицел; 4 – бортовой люк; 5 – вентилятор; 6 – блок предохранителей; 7 – антенна; 8 – сиденье командира; 9 – лючок для стрельбы из личного оружия; 10 – командирский маховик поворота башни; 11 – ограждение пушки; 12 – механизм поворота башни; 13 – укладка пулеметных лент; 14 – топливный бак; 15 – сиденье наводчика; 16 – гидромотор поворота башни; 17 – механизм управления поворотом башни; 18 – амортизатор; 19 – педаль сцепления; 20 – педаль тормоза; 21 – сиденье механика-водителя; 22 – механизм поворота; 23 – дисковый тормоз; 24 – радиостанция

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ История
А. Протасов, подполковник в отставке Основные Средства 02'2003 2 февраля 2005

Комментарии (0)