Не думайте о худшем!
Выбираем шины для строительных машин

Колеса – это «ноги» машин, но если живым существам ноги даются от рождения, то у машин есть немалое преимущество – колеса и шины для них можно выбирать. Вот о некоторых вопросах выбора шин и ухода за ними мы и поговорим.

Современная шина – сложное, дорогое изделие. Излишне говорить, что рисунок протектора выполняет вовсе не эстетические функции. Покупателям предлагается множество рисунков протектора (например, только у «грузовых» шин Bridgestone в ассортименте 30 разнообразных рисунков). Каждый рисунок предназначен для конкретных условий эксплуатации, особенно если предполагается тяжелая работа: на бездорожье и на строительных площадках.

Вот несколько общих рекомендаций специалистов по выбору рисунка протектора. Поскольку в России на спецтехнике широко применяют шины иностранного производства, мы будем приводить и английские названия и термины.

Рисунки, но не с выставки

У многих строительных компаний есть грузовики, выполняющие междугородные перевозки, и вполне уместно оснащать такие автомобили шинами для магистральных грузовиков. Они предназначены для местных и дальних перевозок по дорогам с хорошим покрытием. У этих шин состав резины, рисунок протектора и конструкция рассчитаны на длительный срок службы и обеспечивают экономию топлива. Предусмотрена возможность восстановления таких шин наваркой (об этом сообщает надпись «Retread» на шине).

Шины для строительной техники (слева направо): SGRP – для фронтальных погрузчиков, сочлененных самосвалов и автогрейдеров; Hauler SKS – для погрузчиков с бортовым поворотом; SLA R4 – для экскаваторов-погрузчиков

Шины универсального назначения (англ. термин mixed-service tires) могут применяться для движения по поверхностям разных типов – от дорог с твердым покрытием до гравия и грунта. Как следует из названия, эти шины и рисунок протектора предназначены для автомобилей, использующихся на самых различных и постоянно меняющихся видах работ. Они пригодны не только для передвижения с высокой скоростью по шоссе, благодаря усиленному протектору эти шины выдерживают поездки по абразивным поверхностям, устойчивы к повреждениям острыми осколками камней, торчащими в лесу пнями и др. Вывоз бытового мусора, промышленных отходов, перевозки на стройплощадках и лесозаготовках – типичные примеры их применения.

Шины, предназначенные для установки на любые оси (англ. термин all-position tires), имеют рубчатый рисунок протектора, который обеспечивает хорошее сцепление с покрытием при любой погоде и высокую топливную экономичность. Такие шины можно устанавливать на любые оси грузовиков, в том числе управляемые. Обычно их применяют на грузовых автомобилях полной разрешенной массой 8...15 т. Благодаря высокой износостойкости они также пригодны для использования в тяжелых условиях, вполне удовлетворительно работают на управляемых осях, на короткобазных автомобилях, при частом маневрировании и на управляемых осях высокой грузоподъемности. Многие руководители автопарков упрощают себе задачу, оснащая только такими многоцелевыми шинами и управляемые, и ведущие оси грузовиков.

Шина для ведущих осей магистральных грузовиков
Шина для управляемых осей магистральных грузовиков
Шина для магистральных прицепов и полуприцепов

Шины для управляемых осей магистральных грузовиков, траектория движения которых в основном прямая и которые редко маневрируют, имеют повышенную устойчивость к неравномерному износу. Рисунок протектора спроектирован так, что каждая ламель несет одинаковую нагрузку, и это, конечно, увеличивает срок службы шины. Широкие и глубокие продольные канавки помогают на мокрой дороге отводить воду из пятна контакта и обеспечивают устойчивое прямолинейное движение. Поперечные канавки мелкие, так как при интенсивном торможении на колеса передней оси перераспределяется бо'льшая нагрузка и поперечные канавки могут стать местом разрыва.

У шин для ведущих осей рисунок и конструкция протектора должны обеспечивать высокое сцепление с поверхностью и длительный срок службы. Например, при магистральных перевозках рекомендуется использовать магистральные шины с рисунком, в котором есть поперечные гребни, или грунтозацепы, на которые можно передавать большой крутящий момент, например, при буксировке одним тягачом двух прицепов. Протектор таких шин имеет широкие поперечные канавки, которые особенно выражены у шин строительной техники, работающей не только на дорогах с твердым покрытием, но и на бездорожье.

Слева направо шины: «рулевая», всепозиционная, для ведущих осей и для прицепов

Для строительных машин рекомендуется подбирать шины с рисунком, «выталкивающим камни» (англ. термин Stone Ejectors), т. е. с канавками особой формы, например, «ёлочкой», в которых не застревают камни и прочий строительный мусор, а также с утолщенными боковинами. Для строительных грузовиков не рекомендуется выбирать шины с «канавками распределения давления», которые располагаются по бокам рисунка протектора, перераспределяют давление, воздействующее на боковины шины, способствуют более равномерному износу протектора и увеличивают срок его службы.

Рисунок шин прицепов и полуприцепов похож на рисунок шин для управляемых осей, но широких продольных канавок у них меньше, а поперечных может вообще не быть.

Шины для фронтальных погрузчиков, которые работают в карьерах и на стройплощадках

Не думайте о худшем

Это вообще очень полезное правило вполне пригодно и при выборе шин для строительных машин.

Производители внимательно прислушиваются к пожеланиям покупателей и разрабатывают шины с характеристиками, востребованными на рынке. Новейшие методы компьютерного анализа поведения шины на дороге, изменения пятна контакта и действий элементов рисунка позволяют создавать рисунки протектора, оптимально соответствующие конкретным условиям движения. Состав материала магистральных и внедорожных шин различный, потому что магистральные шины должны иметь хороший теплоотвод, а внедорожные – высокую прочность и сопротивляемость порезам от острых камней и т. п.

Выбирая шины для своих грузовиков, руководители автопарков зачастую ориентируются на самые тяжелые условия эксплуатации, в которых может оказаться техника. Таких руководителей можно понять: очень неприятно себя чувствуешь, когда имеются исправные грузовики на исправных шинах, которые тем не менее нельзя использовать, потому что работать надо на бездорожье, для которого не подходит рисунок протектора. Руководитель, раз попав в такую ситуацию, оснащает все свои автомобили более дорогими «вседорожными» шинами, т. е. практически выбрасывает деньги на ветер. Следует ориентироваться на «повседневные» условия, в которых грузовые автомобили эксплуатируются постоянно, оснастив для «экстремальных условий» лишь минимальное число автомобилей.

Шина для карьерных самосвалов с жесткой рамой
Шина для сочлененных самосвалов
Шина для погрузчиков с бортовым поворотом

При выборе шин следует учитывать всё: конструкцию протектора, тип рисунка, конструкцию корда, условия предстоящей работы шины, скоростные режимы, температуру окружающей среды, климатические условия (влага, сильная жара, лед) и качество поверхности проезжей части. Например, если машина идет по острым каменным глыбам, следует выбирать шины с толстым протектором и глубокими канавками. Высокий рельефный рисунок протектора утяжеляет шину, приводит к быстрому нагреву, а при перегреве – к расслаиванию и, более того, увеличивает момент инерции колеса и его сопротивление качению, но если скорость движения машины на превышает 50...60 км/ч, при выборе шин вам не надо заботиться о том, чтобы рисунок протектора обеспечивал хорошее рассеивание тепла.

При установке пары сдвоенных шин следует устанавливать шины одного типоразмера, по крайней мере одинаковой ширины.

Следует избегать установки на одну ось машины разных шин – это запрещено правилами, а кроме того, может привести к повреждению внутренних узлов машины, поскольку шины имеют разные характеристики: сцепление с грунтом и др.

Выбрав тип шины и рисунок протектора, можно перейти к контролю давления.

Давление, бар 4,80 5,20 5,50 5,90 6,20 6,60 6,90 7,2 7,60 7,9 8,30*
Грузоподъемность (сдвоенные шины), кг 2110 2210 2300 2390 2500 2570 2650 2720 2810 2910 3000
Грузоподъемность (одинарные шины), кг 2190 2300 2410 2520 2650 2760 2880 3000 3080 3160 3250

*Рекомендованное производителем давление.

Давление в шине

Шина, пригодная для восстановления методом наварки (надпись «Next Tread»)

Кроме типа шины и рисунка протектора важное значение имеет правильное давление в шине.

Давление в шине грузовика может уменьшиться за месяц на 0,7...1,5 бар, а в жаркую погоду еще больше. Поэтому, если машина эксплуатируется постоянно, давление в шинах следует проверять ежедневно точным манометром и на холодных шинах (если машина прошла более 1,5 км, шины уже считаются нагревшимися). Давление в шинах должно быть таким, как указано в инструкции по эксплуатации машины.

В обеих шинах из сдвоенной пары должно быть одинаковое предписанное давление, чтобы они воспринимали нагрузку равномерно. Специалисты рекомендуют следить, чтобы разница по высоте между парными шинами 8.25 R20 не превышала 20 мм, а для шин типоразмера 9.00 R20 и более – 40 мм.

После ремонта или монтажа накачивайте шины только в специальной клетке, которая защитит вас в случае разрыва шины при накачивании.

Еще раз напомним общеизвестные факты. Полуспущенные шины сильно нагреваются, в результате материал шины повреждается, а при недостаточном давлении в шинах возрастает расход топлива, поскольку резко увеличивается их сопротивление качению. Недостаточное давление создает повышенную нагрузку на шину!

В качестве примера приведем таблицу, из которой видно, как меняется предельная нагрузка при различных значениях давления в шине.

Нагрузка 3000 кг на шину 11 R24.5, давление в которой составляет всего 5,9 бар (при норме 8,3 бар), эквивалентна перегрузке шины на 16%. Такая перегрузка, по утверждениям специалистов, сокращает срок службы шины на 13%. Если же эксплуатировать шину при давлении 5,2 бар, ее пробег сократится на 30%!