Воров просят не беспокоиться (Часть 1)
Технологии защиты дорожно-строительных машин от хищений

Дорожно-строительная техника всегда пользовалась «популярностью» у грабителей. Мы хотим познакомить читателей с опытом, накопленным в США по хищениям, со статистикой и технологиями защиты машин от угона, а также с тем, что предлагается на российском рынке.

Хищения спецтехники в США

Хищения занимают первое место среди причин потерь дорожно-строительного оборудования, далеко опережая возгорания, вандализм, столкновения и опрокидывания. По данным Национального регистра оборудования (NER) – организации, которая финансируется преимущественно страховыми компаниями и занимается сбором и анализом различных статистических сведений, только 20% похищенного оборудования возвращается владельцам. Точных данных по размерам ущерба пока нет, статистика NER показывает, что ежегодно похищают дорожно-строительного оборудования на сумму от $300 млн. до $1 млрд.

Всего, по данным NER, в 2007 г. в США похищено 14 310 ед. спецтехники. В 2008 г. в США угнали 13 511 ед. дорожно-строительного оборудования. Чаще всего угоняли мини-погрузчики с бортовым поворотом и экскаваторы-погрузчики.

Следует заметить, что хищения упомянутого оборудования в США с 1995-го по 2001 г. сократились на 64%. Когда будут точно подсчитаны данные за последние годы, этот процент может оказаться еще выше.

Состав похищенной в 2007 г. в США спецтехники* (источник – NER)
Вид техники % от общего количества
Погрузчики с бортовым поворотом 34
Экскаваторы-погрузчики 17
Тракторы 13
Экскаваторы 8
Генераторы и компрессорные установки 7
Бульдозеры 4
Подъемники 4
Фронтальные погрузчики 3
Траншейные экскаваторы 2
Прочее** 8

* Автокраны в статистику не включены по техническим причинам.
** В категорию «Прочее» входят машины более 50 типов: грейдеры, скреперы, дробилки древесных отходов и т. д.

Машины ЗАО «ВАД» под надежной охраной системы CareTrack

Технологии защиты от хищений

Для защиты дорожно-строительных машин от хищений используются технологии различных типов.

Усложнение формы и конструкции ключей зажигания существенно не улучшило статистику хищений, поэтому были разработаны системы «Пуск без ключа зажигания» – набирающая популярность и распространение перспективная технология. В машинах, оборудованных такой системой, замок зажигания заменяют кнопкой пуска стартера. Оператор должен ввести персональный идентификационный код (PIN), и только после этого система позволяет запустить двигатель. После ввода PIN-кода даже до пуска двигателя на дисплей выводится дополнительная информация: уровень топлива, степень зарядки аккумуляторных батарей, температура моторного и трансмиссионного масла и т. д. Затем оператор нажимает кнопку запуска стартера, и двигатель заводится.

Если в процессе работы оператору приходится часто выключать и снова заводить машину, в некоторые системы охраны вводится функция «Выход из режима». Благодаря этой функции оператору не надо каждый раз вводить PIN-код  – задается определенное время, в течение которого двигатель можно выключить и затем снова пустить, не вводя PIN-код.

В городах такая система защищает машину не только от профессиональных похитителей, но и от подростков, которые иногда угоняют машины, чтобы «просто покататься», либо от пьяных хулиганов, которые могут завести машину и повредить имущество и сооружения на стройплощадке, а также от несанкционированного использования во время перевозки. Система позволяет ввести «транспортировочный» PIN-код, который «разрешает» заводить двигатель на определенное время, например, на 60 мин, что дает возможность машине заехать на большегрузный прицеп, но не позволит перевозчику остановиться где-либо и выполнить машиной «левые» работы. К сожалению, бывали и такие случаи.

Некоторые системы охраны имеют несколько «рубежей» защиты. Даже если двигатель завели каким-либо «обходным» способом, система даст команду в электронный блок управления двигателя, и блок выключит подачу топлива. Если удастся «обходным» способом все же обеспечить впрыск топлива, заблокируется трансмиссия.

Спутниковые системы на основе GPS, несомненно, очень удобный инструмент управления парком машин. Защита от угона лишь одна из их многочисленных функций. С помощью этой системы можно ограничивать район перемещения машин, связываться с бортовой электронной системой управления каждой машины. Блок системы, установленный в машине, предупредит оператора, что нельзя выходить за пределы установленной зоны. Если машина окажется за ее пределами, руководство машинного парка извещается немедленно, а формой связи может быть электронная почта, SMS в телефоне и т. д.

Работа систем охраны следующего типа основана на радиосигналах. Они особенно эффективны в местах, где спутниковые сигналы не проходят: в ангарах, контейнерах, т. е. в местах, где угонщики иногда прячут похищенные машины. Спутниковые системы ориентирования в таких случаях бесполезны. Блок радиосистемы может быть спрятан глубоко в недрах машины и не нуждается в наружной антенне. Система питается от источника напряжением 12 или 24 В. В программе записывается заводской номер машины. Если машина похищена, блок подает сигналы, которые принимает центральный диспетчерский пункт.

Предлагаются также системы, включающие в себя и GPS, и системы сотовой связи. Их функции гораздо шире «классической» охранной системы. Такие системы позволяют руководству машинных парков отслеживать в реальном времени местонахождение машины, количество машино-часов, отработанных ежедневно, интервалы ТО и прочие важные эксплуатационные параметры машины, знать, как используется машина, и ограничивать район ее перемещения. В зависимости от стоимости в систему включают ограниченный либо широкий набор функций.

А что же предлагается на отечественном рынке охранных систем?

«Ивановец»

С мая 2008 г. на все автокраны «Ивановец» штатно устанавливают охранно-поисковую систему, использующую одновременно GPS-технологии, GSM-стандарт цифровой связи и возможности сети Интернет.

В режиме охраны система мгновенно реагирует на различные ситуации: от попытки проникновения до разбойного нападения и угона. Сигнал тревоги по каналам цифровой связи поступает на пульт охраны менее чем через 40 с после возникновения чрезвычайной ситуации. Оператор диспетчерского центра с высокой точностью определяет местонахождение крана, скорость его движения и характер воздействия, передает информацию в правоохранительные органы и может инициировать перехват крана: подает команду на блокировку двигателя, включение световой и звуковой сигнализации. Помимо автоматического режима система может быть активирована вручную крановщиком путем нажатия «тревожной» кнопки в кабине.

Ключевой элемент охранно-поисковой системы – GPS/GSM-модуль с высокочувствительными встроенными антеннами, который имеет небольшие размеры и устанавливается в потайных, труднодоступных местах машины. Чтобы найти его и отключить, потребуется много времени, а при попытке демонтажа сразу сработает сигнализация. И даже если злоумышленникам удастся заблокировать работу системы, оператор диспетчерского центра будет знать точное время и место «исчезновения» сигнала, что значительно облегчит поиск похищенной машины.

Владелец может вести оперативный контроль работы автокрана, это позволяет использовать его более эффективно. Через специальный веб-интерфейс владелец получает информацию о точном местонахождении крана, скорости его передвижения и состоянии (работает/ не работает), количестве ежедневно отработанных машино-часов, обо всех перемещениях и работе техники. Эта информация накапливается и хранится у оператора системы.

Помимо этого владелец «Ивановца» может устанавливать радиус перемещения или маршрут машины. Система предупредит оператора, что нельзя выходить за пределы установленной зоны. Если машина все же отклонилась от маршрута, владелец сразу получает сигнал из диспетчерского центра через удобный для него канал связи (телефонный звонок, SMS, электронное письмо).

Komatsu

В стандартную комплектацию колесных экскаваторов Komatsu входит кодовая система. Прежде чем завести двигатель машины, оператор должен ввести на мониторе в кабине специальный код. Вообще же, по опыту специалистов Komatsu, клиенты предпочитают комплексные системы мониторинга техники, одна из функций которых – защита от угона.

Дистрибьюторы «Комацу СНГ» (дочерняя компания Komatsu, Ltd.) по желанию заказчика могут устанавливать на машины Komatsu любые противоугонные системы. Например, «КОМЕК МАШИНЕРИ» устанавливает систему мониторинга, одна из функций которой – защита от хищений. Система может выполнять слежение одним из двух способов: по сотовой связи GSM или по спутниковой – GPS. Клиент вправе выбрать любого оператора сотовой связи, сигнал передается по всему миру. Спутниковая связь предоставляет гораздо больше возможностей: отслеживаются перемещения техники, показания приборов и эксплуатационные характеристики. Особенно удобна спутниковая система клиентам, имеющим большой парк техники или несколько машин, взятых в лизинг и работающих в разных городах или регионах. И чем больше подключает заказчик машин, тем дешевле ему обходится эта функция.

На американском и европейском рынках все машины Komatsu оснащаются спутниковой системой мониторинга Komtrax.

А вот мнение специалистов ООО «Джи-Трейдинг Рус» (официальный дистрибьютор компании Takeuchi):

«Проанализировав рынок, мы остановились на системе geo-fencing на основе GPS и мобильной связи. Благодаря этой системе мы можем отслеживать в реальном времени местонахождение машины, количество машино-часов, отработанное ежедневно, и проч. Система работает хорошо, серьезных сбоев у нас не было. Несмотря на все достоинства системы, отношение к ней непосредственных пользователей довольно скептичное. Возможно, это связано с нашей российской ментальностью и способностью при сильном желании угнать все что угодно. Кроме того, кризис диктует свои правила. На сегодняшний день это нерентабельно, так как цены на аренду упали в разы и сроки окупаемости такой системы выросли на порядок. Так что традиционное страхование, по-видимому, сейчас оптимальный выход. Даже несмотря на то, что страховщики дают весомые скидки при наличии на технике подобных дополнительных систем безопасности».

Volvo Construction Equipment

В системе мониторинга работы машин Contronic есть охранная функция защищенного паролем запуска двигателя. На всей дорожно-строительной технике Volvo управление двигателем осуществляется через бортовой компьютер. После того как оператор поворачивает ключ зажигания, на цифровом дисплее бортового компьютера появляется запрос о введении пароля для запуска двигателя. В случае введения неправильного пароля или при попытке обойти этот запрос запуск двигателя блокируется.

Даже если владелец техники не задумывался о необходимости встроенной в машину охранной системы при размещении заказа, активировать ее действие можно в любой момент, загрузив в бортовой компьютер программное обновление.

Безопасность и степень контроля за эксплуатацией техники значительно повысились с установкой запатентованной компанией Volvo системы CareTrack, которая имеет два уровня исполнения и предназначена для удаленного мониторинга за эксплуатационными показателями машины или целого парка техники на базе GPS, GPRS и сети Интернет. С июля 2009 г. CareTrack входит в базовую комплектацию большинства дорожно-строительных машин Volvo.

Но безусловно, что в первую очередь CareTrack позволяет контролировать географические и временны’е границы использования техники, причем не только с помощью отслеживания перемещения техники в режиме реального времени с веб-сайта, но и при желании путем получения электронных писем и SMS-сообщений. Это снижает риск угона и особенно важно для предприятий, сдающих технику в аренду.

В планах на следующий год – выпуск оригинальной противоугонной системы InterLock на базе CareTrack с возможностью отслеживать не только перемещение машины с работающим двигателем, какое осуществляется в CareTrack, но и машины с заглушенным двигателем, а также функцией безопасной остановки двигателя на расстоянии.

А.А. Смятских, коммерческий директор компании «М2М телематика»

Применение современных технических средств  с использованием навигационных технологий исключительно для защиты дорожно-строительной техники от угона, как считает коммерческий директор компании «М2М телематика» Алексей Смятских, представляется несколько неполным решением. Необходимо использовать задачу в комплексе, т. е. не только защищать спецтехнику от угона, но и осуществлять полный автоматизированный контроль и управление автопарком транспортных средств. Опыт компании «М2М телематика» по внедрению инновационных ГЛОНАСС/ GPS-решений на предприятиях разных отраслей еще раз это подтверждает. Современные системы мониторинга и управления транспортом на основе ГЛОНАСС и GPS контролируют не только местоположение и перемещение транспорта (что в свою очередь позволяет легко выследить угнанную машину), но и расход топлива, «левые» рейсы, режим труда и отдыха водителей и многое другое. Например, не так давно «М2М телематика» реализовала проект по внедрению системы BN-City® Complex на предприятии «Лафарж Цемент» (мировой лидер по производству цемента и бетона). По отзывам руководителей предприятия, в результате ГЛОНАСС/GPS-решений экономия на топливе достигла 40%.

По результатам внедрения систем мониторинга и управления транспортом «М2М телематики» был выявлен факт воровства топлива на двух автомашинах. Руководство ОАО «Лафарж Цемент» приняло жесткие административные меры. Случаи хищения топлива на предприятии полностью прекратились.

В рамках комплексного решения задачи управления дорожно-строительной техникой ГЛОНАСС/GPS-разработки «М2М телематики» позволяют контролировать и различные  технологические процессы. Так, для «Росавтодора» специалисты компании разработали систему дистанционного мониторинга оползневых процессов на участке автодороги Джубга–Сочи. Система позволяет диспетчеру контролировать состояние ситуации в онлайн-режиме и мгновенно реагировать в случае превышения допустимого порога смещения.