Эксплуатация тяжелой техники при низких температурах
Опыт эксплуатации техники Caterpillar в жесточайших условиях Крайнего Севера

Р. Лахов, технический специалист компании Caterpillar

Сведения, содержащиеся в этой статье, основаны на многолетнем опыте эксплуатации российскими и канадскими дилерами техники Caterpillar в жесточайших условиях Крайнего Севера и вечной мерзлоты. Важно следовать всем инструкциям и рекомендациям по эксплуатации техники в экстремальных условиях. Это поможет существенно сократить число отказов и неисправностей.

Общие рекомендации по эксплуатации машины при низких температурах

До начала холодного сезона заправьте каждую систему машины требуемым смазочным материалом. Заправляйте в систему охлаждения рекомендованный производителем антифриз. Антифриз должен соответствовать требованиям по защите системы охлаждения (которые выражаются в допустимой температуре эксплуатации ниже 0 °С) или превосходить эти требования.

Ежедневно проверяйте состояние резиновых деталей – шлангов, шин, ремней вентилятора. Тщательно проверьте состояние указанных деталей на наличие порезов и трещин. Проверяйте электропроводку на наличие повреждений проводов и изоляции.

Используйте подогреватели эксплуатационных жидкостей и аккумуляторных батарей.

При работе во время снегопада закрепите на фильтре предварительной очистки мешок из грубой ткани так, чтобы он мог развеваться по ветру. Свободно развевающийся мешок препятствует скоплению снега вокруг фильтра предварительной очистки. Не допускайте касаний мешка нагретых узлов и деталей машины: горячие трубы выпускной системы могут привести к возгоранию мешка. Убедитесь и в том, что мешок не касается движущихся деталей машины.

Для предотвращения повреждения уплотнений и выброса масла не допускайте обледенения патрубка сапуна картера двигателя. В сильный холод не оставляйте двигатель долго работать на холостом ходу (ниже 1200 мин-1): при работе на малых оборотах двигатель не прогревается до нужной температуры, что ведет к появлению нагара на его поршнях и клапанах.

Моторное масло

В таблицах «Вязкость смазочных материалов при различных диапазонах температур окружающей среды» рекомендуемая «минимальная» вязкость для конкретного диапазона температур окружающей среды относится к условиям «холодного» пуска. Если машина используется с периодическими остановками и пусками двигателя, применяйте масло самой высокой вязкости, которое рекомендовано для конкретных температур окружающей среды. Если же машина используется непрерывно (работа посменно) и/ или с использованием предпусковых подогревателей  эксплуатационных жидкостей либо поддонных подогревателей, применяйте масло повышенной вязкости, а НЕ МАСЛО с рекомендованной минимальной вязкостью для «холодного» пуска. Масло повышенной вязкости обеспечит образование на деталях пленки масла наибольшей возможной толщины (см. таблицы «Вязкость смазочных материалов при различных диапазонах температур окружающей среды»).

Вязкость смазочных материалов при различных диапазонах температур окружающей среды
Картер или система Тип и класс масла Класс вязкости °С °F
min max min max
Картер двигателя всех подгрупп машин и коробка отбора мощности (редуктор привода насоса) для погрузчиков гусеничного типа Загущенное моторное масло для дизельных двигателей компании Caterpillar (Cat DEO Multigrade). Масло на синтетической основе для низких температур для дизельных двигателей компании Caterpillar (Cat DEO SYN). Масло на синтетической основе для низких температур для дизельных двигателей компании Caterpillar (Cat Arctic DEO SYN). Масло Cat ECF-1. Загущенное масло API CG-4 Multigrade SAE 0W-20 –40 10 –40 50
SAE 0W-30 –40 30 –40 86
SAE 0W-40 –40 40 –40 104
SAE 5W-30 –30 30 –22 86
SAE 5W-40 –30 50 –22 122
SAE 10W-30 –18 40 0 104
SAE 10W-40 –18 50 0 122
SAE 15W-40 –9,5 50 15 122

Пример. Для дизельных двигателей машин компании Caterpillar при «холодном» пуске при температуре – 40 °C рекомендуется загущенное масло класса вязкости SAE 0W (SAE 0W-20, SAE 0W-30 и т. д.). В том случае, если дизельный двигатель работает непрерывно (или с предпусковым подогревателем), рекомендуется использовать масло для дизельных двигателей класса вязкости SAE 15W-40.

Советы по пуску двигателя

Не снимайте фильтрующий элемент воздухоочистителя, если его забивает снегом: работа без фильтрующего элемента может привести к серьезному повреждению двигателя. Для решения этой проблемы необходимо обеспечить забор воздуха из-под капота.

Не разрешается использовать паяльную лампу для обогрева масляных бачков (картеров) машины. Это может привести к пожару, загоранию электропроводки, выгоранию прокладок и уплотнений, расплавлению корпуса аккумуляторной батареи. Во избежание пожара не размещайте брезентовые чехлы и тентовые укрытия рядом с элементами выпускной системы.

Используйте зимнее и арктическое топливо.

Для облегчения прогрева двигателя необходимо ограничить проход воздуха через радиатор, установив чехол. В экстремальных условиях закройте отсек двигателя брезентом или войлоком. Если есть возможность, нагрейте отсек двигателя с помощью тепловой пушки: это облегчит пуск двигателя. Впрыск эфира для облегчения пуска двигателя разрешается только во время прокручивания коленчатого вала. Помните, что частое использование эфира при пуске ведет к серьезному сокращению ресурса двигателя.

Система охлаждения и смазочная система двигателя сохраняют тепло достаточно долго после остановки двигателя. Это означает, что двигатель еще несколько часов после остановки сохраняет способность к легкому пуску. Коробка передач и гидравлическая система остывают быстрее из-за большей площади поверхностей теплоотдачи. Особенно быстро остывают картеры зубчатых передач, поскольку их рабочая температура ниже, чем других узлов машины.

Порядок прогрева гидравлической системы

Правильный прогрев гидросистемы машины предотвращает возникновение отказов и неисправностей.

При эксплуатации машины при низких температурах окружающей среды прогрев требует больше времени, чем другие операции технического обслуживания. После прогрева двигателя прогрейте другие системы. Начните с гидравлической системы. Дайте двигателю поработать с частотой вращения 1200 мин-1 и начните медленно передвигать рабочее оборудование (без нагрузки). Постепенно увеличивайте ходы рабочего оборудования при выполнении каждого цикла. Выполните указанную операцию для всех гидравлических контуров.

Порядок прогрева силовой передачи

Для прогрева заднего моста и коробки передач по возможности используйте тепловые пушки. Чтобы сократить общее время прогрева, начинайте движение машины своим ходом (для прогрева ходовой части) еще до завершения прогрева гидравлической системы. Дайте машине поработать под небольшой нагрузкой до тех пор, пока системы не разогреются до нормальной рабочей температуры.

Постановка машины на длительную стоянку

При парковке размещайте машину на досках – доски предотвращают примерзание машины к грунту.

Перед парковкой машин на гусеничном ходу несколько раз пустите машину вперед и назад, двигаясь по твердой сухой поверхности. Движение осуществляйте на второй и третьей передаче. При этом расстояние перемещения машины в обоих направлениях должно составлять 15...20 м. Выполнение этой рекомендации обеспечит очистку деталей гусеничных лент.

Тщательно очистите гусеничные ленты и рамы опорных катков от грязи и посторонних материалов. Под рабочие орудия, опущенные на грунт, подложите деревянные бруски: они предотвращают примерзание рабочих орудий к грунту.

Перед постановкой машины на длительную стоянку заправьте бак топливом доверху, это предотвратит появление в баке водяного конденсата.

Накачивание шин

Для накачивания шин используйте сухой газообразный азот. Накачивание шин следует производить в oбогреваемом помещении.

Газы при охлаждении «сжимаются». Учитывайте изменение давления в шинах при изменении температуры окружающей среды, т. е. в теплом помещении шины следует немного «перекачать», чтобы на холоде давление в них осталось в пределах нормы.

При парковке машины в условиях низких температур поверхность шин, контактирующая с грунтом, становится плоской. Для восстановления формы шины время от времени плавно перемещайте машину.