1
Краны на специальных шасси автомобильного типа
Обзор продукции ивановского завода «Автокран»
 1
Бестраншейные методы устранения утечек в трубопроводах (ч. 2)
 1
Нормы Евросоюза по токсичности отработавших газов легких грузовиков
Зарубежные гусеничные гиганты для лесозаготовок
Обзор машины харвестерного типа
Колесные колоссы
Дорожные машины для открытых горных работ
Гидромолоты среднего класса (ч.2)
Развитие гидромолотов в России
Тяжелая дорожная артиллерия
Самоходные фрезы
Электропривод карьерного экскаватора
Выбираем лизинговую компанию
Как правильно выбрать лизинговую компанию и получить оптимальный эффект от финансовой аренды
Тягово-сцепные характеристики гусеничных бульдозеров
Нетривиальные вопросы
 6
Гидроборта (ч. 2)
Обзор представленных на российском рынке гидролифтов
 1
Под сильным давлением
Карьерные самосвалы БелАЗ
TIGARBO на шасси Scania с приводом от двигателя шасси

Крутой замес
Обзор рынка автобетоносмесителей

Строительный бум прошлых лет дал мощный толчок развитию сегмента автобетоносмесителей, или «миксеров», чем отечественные заводы не преминули воспользоваться в полной мере. За счет эффективного маркетинга и партнерства с ОАО «КАМАЗ» далеко вперед вырвалась компания «КОМЗ-Экспорт» с автобетоно­смесителями марки TIGARBO.

В советский период основными поставщиками автобетоно­смесителей были Славянский завод строительных машин (Донецкая обл.) и Туймазинский завод автобетоновозов (ТЗА, Татарская АССР). В 1979–1980 гг. после покупки лицензии немецкой фирмы Stetter к ним присоединились Каменский опытный механический завод (Ростовская обл. и Пушкинский ремонтно-механический завод (Ленинградская обл.). В эпоху разгула либерализации ситуация с производителями этой техники, как и всё в стране, развернулась на 180°. Иммигрировавший Славянский завод прекратил выпуск «миксеров», и рынок поделила техника отечественного производства и бывшая в эксплуатации (б/у), ввезенная из Европы, в основном из Германии, лидера рынка машин для бетонных работ. Ведущими поставщиками «миксеров» стали Каменск-Шахтинский и Туймазинский заводы. Ориентированный на Запад Пушкинский завод пошел собственным путем. Одновременно шел передел рынка шасси. КАМАЗ в непростой борьбе с подержанными иномарками и эффективным менеджментом отвоевал лидерство и продолжает его удерживать. Доля Минского автозавода постепенно сокращалась, и процесс этот продолжается по сей день, причем завод перешел из среднего ценового диапазона в нижний, а доля Кременчугского автозавода дошла до того, что ею можно пренебречь.

Бетоносмеситель TIGARBO на полуприцепе «Сеспель»

Докризисный строительный бум, в первую очередь в монолитном домостроении, требовал значительного количества автобетоносмесителей, причем недорогих и на ремонтопригодных шасси – КамАЗ, МАЗ. В этот период хорошие отношения с Камским автозаводом служили залогом объемов производства и соответственно рентабельности. Наибольшим спросом пользуются бетоносмесители с барабанами номинальной вместимостью 7 м3. На них приходится около 60% в объемах производства. Следующие по популярности – 5- и 9-кубовые смесители, примерно по 15% каждый. Доля 6- и 8-кубовых машин невелика, так как их ставят на те же шасси, что и 7- и 9-кубовые. При сравнительно небольшой разнице в цене выигрыш по вместимости очевиден. Потребность в бетоносмесителях малой вместимости невелика и удовлетворяется за счет импорта б/у, в основном японских машин. По понятным причинам невелик спрос на «миксеры» вместимостью 10 м3 и более.

Барабан ПРМЗ, готовый для отправки в Германию

Отечественный сегмент рынка делят практически поровну TIGARBO и ТЗА. В лучшие годы каждый завод выпускал более 3 тыс. автобетоносмесителей. Машины TIGARBO собирают не только на головном предприятии в Каменск-Шахтинске, но и на ряде сборочных производств, в том числе за границей – на Украине в Кременчуге, Харькове, Киеве и Виннице, в Белоруссии на Минском автозаводе, в Арабских Эмиратах, Индии и Турции.

Лидер рынка марка TIGARBO принадлежит компании «КОМЗ-Экспорт», а темой автобетоно­смесителей завод начал заниматься в 1978 г. с покупки лицензии Stetter. В 1990-е годы, опираясь на производственные технологии Stetter, завод полностью перешел на разработку и производство собственного модельного ряда. За счет эффективного маркетинга и партнерства с главным поставщиком шасси ОАО «КАМАЗ» это позволило выйти на объемы производства значительных масштабов.

TIGARBO АБС-7ДА вместимостью 7 м[sup]3[/sup] на шасси КамАЗ-65115 праздничного цвета

Модельный ряд «миксеров» TIGARBO включает девять типоразмеров с барабанами для бетонной смеси номинальной вместимостью 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 и 12 м3. Буквами ДА (DA) обозначается привод смесительного барабана от автономного дизельного двигателя, ДО (DO) – привод от двигателя шасси. Оборудование бетоносмесителя монтируют на шасси разных марок и моделей – КамАЗ, МАЗ, КрАЗ, МЗКТ, МАЗ-MAN, MAN, Volvo, Scania, Mercedes-Benz и др. Кроме того, бетоносмесители устанавливают на шасси полуприцепов 994500 (ФПО «ИНТОК»), 964812 («Сеспель»), 9905 (СЗАП). Всего насчитывается более ста моделей и модификаций автобетоносмесителей TIGARBO, различающихся автономными двигателями, гидравлическими трансмиссиями, водяными баками разного объема, смесительными барабанами (три типа), брызговиками (несколько вариантов), системами управления и подачи воды.

Сильной стороной туймазинских миксеров была цена, по техническому уровню и качеству они отставали от конкурентов. Ситуация стала меняться в 2005 г., когда ТЗА вошел в группу предприятий ОАО «КАМАЗ». Благодаря вниманию со стороны автогиганта Туймазинский завод начал разработку и производство новых, технически более совершенных моделей автобетоносмесителей, автобетононасосов и даже занялся крановой тематикой. Начали широко использовать импортные комплектующие. Сегодня старейший в отрасли Туймазинский завод автобетоновозов (марка TZA/KAMAZ) выпускает более 10 моделей автобетоно­смесителей вместимостью от 5 до 12 м3 на шасси в основном КамАЗ, а также «Урал», МАЗ. Возможен монтаж на любое другое шасси, в том числе импортное. Завод использует гидропривод с отбором мощности от автономного двигателя или от двигателя шасси. Гидропривод строят на агрегатах фирм Bosch Rexroth, Brivini, Transmital Bonfigli, Antonelly и ZF.

Автобетононасос-смеситель ТЗА АБСН-29 с 8-кубовым барабаном и высотой подачи 28,4 м

В прошедшем десятилетии механический привод сдал позиции гидроприводу. Ненадежность механической передачи и владимирского двигателя Д-144 с воздушным охлаждением привела к падению спроса на это устаревшее во всех отношениях решение, и ТЗА – последний, кто его использовал, прекратил производство 5-кубового «миксера» 581412 (СБ-92В-2) на самосвальном шасси КамАЗ-55111. Сегодня все заводы используют гидравлический привод с отбором мощности от автономного двигателя или от двигателя шасси. Проблема нехватки мощности шасси будет, скорее всего, решена, когда КАМАЗ начнет серийное производство автомобилей с двигателями Cummins объемом 6,7 л и мощностью до 300 л.с. и с камскими двигателями нового поколения объемом 11,7 л и мощностью до 500 л.с.

ТЗА-КАМАЗ 581495 вместимостью 9 м[sup]3[/sup] на шасси КамАЗ-6520 с приводом от двигателя шасси

Европейские производители выпускают такой тип машин, как автобетононасос-смеситель с распределительной стрелой, которая у нас не получила распространения. Это техническое решение не подходит для высотного домостроения, а в мало­этажном строительстве не может конкурировать с ручным трудом. Помимо этого эксплуатировать автобетононасос-смеситель сложно, а значит, дорого. Склонный в последнее время к экспериментам Туймазинский завод показал такую машину на выставке «СТТ-2009», но ее перспективы туманны.

Пушкинский машиностроительный завод (марка «ПРМЗ») также открыл для себя тему автобетоносмесителей, начав с покупки в 1979 г. лицензии у Stetter и производства с 1980 г. смесительных барабанов и комплектных автобетоносмесителей. Завод остается верен партнерским отношениям со Stetter и бо'льшую часть продукции завода – до полутора тысяч барабанов – ежегодно отправляет в Германию, где смесители собирают, окрашивают, монтируют на шасси и какие-то из них продают в Россию. Происходит своеобразный круговорот смесителей. Сам Пушкинский завод реализует на внутреннем рынке порядка 150 комплектных автобетоносмесителей в год. Компания Stetter не изготавливает барабаны смесителей в Германии, а получает сборочные комплекты из России и Индии.

Для внутреннего рынка Пушкинский завод собирает «миксеры» с барабаном вместимостью от 4 до 15 м3 практически на любых шасси. Для ряда моделей, например МАЗ, МЗКТ, КамАЗ, «Урал», КрАЗ, Scania, Ford, MAN, Volvo, Mercedes-Benz, Hyundai, у завода есть готовые технические решения, и монтаж установки на эти шасси проводят в кратчайшие сроки. Часть комплектующих завод закупает у немецкого партнера.

Автобетоносмеситель ПРМЗ

К растущему рынку пожелали присоединиться и другие заводы. Так, красногорская «Бецема» разработала свой «миксер», поставила его на шасси Volvo и в 2004 г. показала на выставке. На этом все и закончилось. На красногорской базе не хватило места для производства самосвальных кузовов, а грандиозные планы по строительству завода под Калугой из-за кризиса пришлось свернуть.

Образец миксера «Бецема», 2004 г.

В картине российского рынка также заметен импортный сегмент, представленный преимущественно немецкими фирмами. Чаще других встречаются «миксеры» Liebherr. Семейная немецкая компания выпускает автобетоносмесители с барабанами вместимостью от 6 до 15 м3 на шасси, как утверждает компания, любого производителя, т. е. из «большой семерки». Смеситель могут также смонтировать на полуприцепе. Для всех моделей привод барабана смесителя может быть выполнен как от двигателя шасси, так и от автономного. Особенность модельного ряда Liebherr – ленточный транспортер, которым можно оборудовать «миксер». Это устройство существенно дешевле бетононасоса со стрелой и проще в эксплуатации. Компания предлагает транспортеры с вылетом стрелы 11,5; 15,2 и 16,2 м с подачей до 70 м3/ч. Автобетоносмеситель и транспортер можно использовать для транспортировки не только бетонных смесей, но и песка, щебня, гальки. Транспортером манипулируют с помощью пульта дистанционного управления.

Liebherr с 7-кубовым барабаном
Liebherr с транспортером в транспортном положении
Liebherr с развернутым в рабочее положение транспортером

Немецкая компания Stetter, входящая в Schwing Group, предлагает «миксеры» с барабанами вместимостью 6, 7, 8, 9, 10, 12 и 15 м3. «Миксеры» большой вместимости комплектуют как приводом от двигателя шасси, так и от автономного Deutz мощностью 63 кВт и выше.

Компания предлагает также смесители вместимостью 10 и 12 м3 на полуприцепах с гидроприводом барабана, мощность для которого отбирается либо от коробки передач тягача, либо от автономного двигателя Deutz мощностью 88 кВт. Компания предлагает также специсполнения – облегченные «миксеры» вместимостью 7, 8 и 9 м3 с приводом от двигателя шасси, смесители, смонтированные на платформе системы «мультилифт», и стационарные бетоносмесители.

Миксер Stetter с автономным двигателем на шасси КамАЗ-6520
«Миксер» Stetter

Вторая половина группы Schwing-Stetter – компания Schwing поставляет автобетононасосы-смесители с барабаном вместимостью 7 м3 и с 24-метровым бетоноводом диаметром 125 мм или с 26-метровым бетоноводом диаметром 100 мм на 4-осном шасси допустимой полной массой 32 т.

Итальянская компания Cifa, которая с 2008 г. принадлежит Zoomlion, выпускает автобетоно­смесители и автобетононасосы-смесители. В линейку «миксеров» входят модели стандартной серии SLA с барабанами на 7, 8, 9, 10, 12 м3 в разной комплектации – с приводом от двигателя шасси или от автономного двигателя, облегченные модели серии SLX c барабанами на 8 и 9 м3 с приводом от двигателя шасси, а также усиленная модель серии HD с 12-кубовым барабаном и приводом от двигателя шасси. Компания использует шасси «большой семерки», отдавая предпочтение ее итальянскому представителю. Cifa также выпускает линейку автобетононасосов-смесителей – а это 4 базовые модели – с барабанами на 7 и 10 м3 и стрелами с высотой подъема 19,1; 23,5; 28,1 и 31,2 м.

«Миксер» Cifa

Немецкая фирма Putzmeister знаменита бетононасосами, стационарными и на автомобильном шасси и распределительными стрелами. Фирма поставляет также автобетононасосы-смесители, при этом барабаны закупает у Liebherr. Семейство Pumi включает пять базовых моделей с барабанами вместимостью 6 и 7 м3 и стрелами с высотой подъема от 20,6 до 30,6 м.

Автобетононасос-смеситель Putzmeister

Итальянская фирма Imer предлагает линейку «миксеров» серии L&T со смесителями вместимостью от 3 до 14 м3 и с приводом от двигателя шасси. Смеситель на 14 м3 также монтируют на полуприцепе для стационарной работы на строительной площадке, для чего его оснащают автономным двигателем. Серия облегченных «миксеров» SL включает модели с барабанами от 3 до 14 м3. Барабаны этой серии сварены из листов фирменной легированной стали Imer Wear толщиной 3 мм. В конструкции надстройки использованы алюминий и сталь меньшей, чем у стандартного бетоносмесителя, толщины.

«Миксер» Imer

Перечисленными производителями рынок «миксеров» не заканчивается. На строительных площадках и улицах можно встретить финские «миксеры» Sakara, немецкие Karrena, турецкие KARDE, корейские TATA-Daewoo, а возможно, и китайские Howo, FAW, Shaahxi, DongFeng из тех, что успели продать до кризиса и которые еще остались на ходу. Общая тенденция рынка автобетоносмесителей, как и автопрома, такова, что нижний ценовой сегмент, можно сказать, исчез, производители переместились в средний и верхний сегменты по причине роста цен на сталь, комплектующие и на шасси. Других революционных перемен в мире автобетоносмесителей не ожидается.

«Миксер» DongFeng
Монтажный комплект бетоносмесителя KARDE с приводом от двигателя шасси
ТЕХНИКА (обзоры) СТРОИТЕЛЬСТВО
Л. Малютин Основные Средства 02'2011 22 декабря 2015

Комментарии (1)

Борт375
ТЗА - это в г. Туймазы БАССР - Башкирской АССР, а не ТАССР
2 февраля 2015 – 14:10 Ответить