
Первый Угольный конгресс
В Москве прошел конгресс «Угольная промышленность: инновации, цифровизация и экология»
На пленарной сессии обсуждались самые актуальные и имеющие стратегическую направленность вопросы развития отечественной угольной отрасли, пути ее выхода из непростой ситуации, сложившейся под влиянием изменения мировых цен на уголь, а также комплекса факторов геополитического характера.
В настоящее время отечественная угольная отрасль попала в довольно трудное положение: она впервые за последние четверть века закончила прошлый год с убытком. Руководитель Центра анализа и инноваций в энергетике института энергетических исследований РАН Ю.А. Плакиткин считает, что наступил предел эффективности инвестиций и технического развития. За прошедшее время горная промышленность накопила колоссальное количество отвалов, которые еще требуют своей утилизации, как и будущее использование угля, такое, как, к примеру, получение из твердых горючих ископаемых сырья для критически важных конструктивных и функциональных углеродных материалов. Пока проекты комплексной научно-технической программы полного инновационного цикла (КНТП) «Чистый уголь – зеленый Кузбасс», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 11.05.2022 г., не вышли за рамки лабораторных исследований.

Карьерная техника «КАМАЗ»
После пленарной сессии состоялся круглый стол: «Инновации и цифровизация в угольной отрасли». Константин Александрович Кравченко, директор по карьерной автотехнике АО «Торгово-финансовая компания «КАМАЗ», выступил с докладом «Инновационные решения «КАМАЗ» для открытых горных работ». Он рассказал об амбициозных планах разработки сбалансированной линейки карьерной техники «КАМАЗ».
«КАМАЗ» развивает карьерную технику в трех направлениях: усиленные шоссейные и жесткорамные карьерные самосвалы грузоподъемностью от 32 до 100 т семейства «Атлант»; шарнирно-сочлененные самосвалы семейства «Геркулес»; жесткорамные карьерные самосвалы семейства «Юпитер».
Карьерные самосвалы семейства «Атлант» представляют стартовую линейку карьерной техники компании, которая предполагает сфокусироваться на продажах двух основных моделей А50 и А65, не прекращая при этом работ по дальнейшему улучшению продукта и расширению линейки.
Шарнирно-сочлененный самосвал (ШСС) «Геркулес 45», автопоезда и одиночные самосвалы «Атлант 49», а также тяжелые самосвалы «Атлант 85» представляют линейку развития карьерной техники «КАМАЗ». Перспективная линейка – это ШСС расширенного модельного ряда, самосвалы А105 и А45, семейство «Юпитер» и беспилотные решения.

«Атлант 49». Семейство карьерных самосвалов состоит из трех моделей. Самосвал «Атлант 49» представляет собой специальный усиленный дорожный автомобиль с колесной формулой 8х4, грузоподъемностью 49 т, длиной 11 200 мм, шириной 2508 мм (3020 мм по зеркалам), высотой 3980 мм. Вместимость кузова равняется 35 м3. «Атлант 49», имея собственную снаряженную массу 25 т, может развить скорость до 70 км/ч, но при полной нагрузке (разрешенная максимальная масса 74 т) его скорость составит 45 км/ч. Самосвал оснащается дизелем «КАМАЗ Р6» мощностью 560 л. с. Двигатель агрегатирован с гидромеханической коробкой передач (ГМП) производства КНР, рассчитанной на крутящий момент 2600 Н∙м. На передние оси допускается нагрузка по 11 т, на задние – по 25 т. На осях установлены шины 325-95 R24. Планируется использовать «Атлант 49» в составе автопоезда массой 110 т.
«Атлант 50». Если «Атлант 49» представляет собой аналог типичного карьерного самосвала, предлагаемого всеми ведущими производителями грузовиков, то самосвал «Атлант 50» – «широкофюзеляжный», но с кабиной К5 дорожного грузовика «КАМАЗ». Именно с таких самосвалов «КАМАЗ» начинает свою линейку карьерной техники. Готовые самосвалы уже демонстрировались на выставке, а сейчас они проходят технические испытания в Республике Татарстан. В конце этого года или в начале следующего их передадут в опытную эксплуатацию, которая пройдет в том числе на Кузбассе.
Самосвал «Атлант 50» с колесной формулой 6х4 также имеет разрешенную максимальную массу не более 74 т. Автомобиль собственной снаряженной массой 24 т имеет грузоподъемность 50 т. При этом допустимая нагрузка на тележку ведущих мостов составляет 50 т, а на управляемую ось – 19 т. Длина «Атлант 50» составляет 10 010 мм, ширина по кузову – 3316 мм, максимальная высота – 4290 мм. Самосвал с обогреваемым кузовом вместимостью 24–36 м3 (скальный тип) оснащается таким же силовым агрегатом, как и «Атлант 49». Максимальная скорость движения соответственно составляет 40/50 км/ч. Автомобиль имеет различные ободья и шины: передние – 11.25/2.0/16.00R25, задние – 10.00/1.5/14.00R25.

«Атлант 65», как и «Атлант 50», имеет колесную формулу 6х4. Разрешенная максимальная масса этого самосвала достигает 95 т, а грузоподъемность – 61,5 т, снаряженная масса – 33,5 т. На переднюю ось приходится нагрузка в 25 т, а на ведущие оси – по 35 т. Кузов с обогревом вмещает 41 м3. Применяется всё тот же силовой агрегат. Максимальная скорость движения равняется 35/50 км/ч, максимальный преодолеваемый подъем 10% (4,6°). На автомобиле установлены шины 18.00R25.
«Геркулес 45» – традиционный ШСС. Такие самосвалы делал «БЕЛАЗ», сейчас производит «ТОНАР». «Геркулес 45» перевозит 41 т полезного груза. Его разрешенная максимальная масса составляет 73,5 т, снаряженная – 32,5 т. На шарнирно-сочлененном самосвале используются мосты грузоподъемностью 24,5 т совместного китайско-американского производства СП Donfeng-Dana, а также «КАМАЗ». Передаточное отношение главной передачи мостов – 20,1. На «Геркулес 45» установлен двигатель «КАМАЗ Р6» мощностью 520 л.с., который агрегатирован с ГМП 2600 Н∙м. Применяются шины 23,5R25. «Геркулес 45» комплектуется собственной кабиной разработки «КАМАЗ», имеющей две цифровые панели.
Семейство «Юпитер» – это традиционный карьерный самосвал. «КАМАЗ» собирается входить в данный сектор очень осторожно, в третью-четвертую очередь, после того, как будут накоплены компетенции. Под накоплением компетенций подразумевается не столько конструкция самосвала, сколько решения сопутствующей технической поддержки.
Техподдержка. В отношении технической поддержки «КАМАЗ» придерживается принципа: «Производительность через техническую готовность». Программа поддержания высокой технической готовности автомобилей включает в себя: удаленный мониторинг технического состояния; выездное обслуживание; ремонт на месте эксплуатации техники; склады запасных частей на территории организаций, эксплуатирующих автомобили; постоянный контакт с потребителем; использование подменных агрегатов; обратный выкуп и ремонт неисправных агрегатов.
Беспилотные автомобили. «КАМАЗ» планирует использовать свои наработки по беспилотным технологиям в карьерной технике. Пока беспилотная карьерная техника представлена только самосвалом «Атлант 49» «Робокоп», продемонстрированным в ноябре 2023 г. Но более 20 беспилотных магистральных тягачей «КАМАЗ» «Маяк» уже перевозят грузы по маршрутам Москва – Казань и Москва – Санкт-Петербург.

В рамках конгресса также состоялся круглый стол «Технологические решения по снижению негативного влияния угольной промышленности на окружающую среду».
Второй Международный конгресс «Угольная промышленность: инновации, цифровизация и экология» запланирован на октябрь 2026 г.

















