«Журавли» на морском фронте (Часть 1)

Портовое и морское крановое оборудование

По-английски кран (crane) – «журавль». Без этих «журавлей» грузовым портам не прожить и дня: погрузочно-разгрузочные работы на «морском грузовом фронте» (так называют комплекс причалов и берегового оборудования для погрузки судов) – их задача. И с каждым днем потребность в новом крановом и перегрузочном оборудовании только увеличивается. О тенденциях в развитии современных портовых кранов и их производителях мы поговорим в этой статье.

Общеизвестно, что водный транспорт на сегодняшнее время является самым экономичным для перевозки массовых грузов. С 2000 г. грузооборот российских портов увеличился в несколько раз, и 3/4 объема этих грузов перегружается в портах на железнодорожный и автомобильный транспорт портальными кранами.

При этом специалисты отмечают, что значительная часть оборудования в российских портах, и в том числе кранового, устарела. Несколько тысяч единиц оборудования, находящегося в эксплуатации портового кранового хозяйства, на 90–95% исчерпали свой ресурс. По этой причине около 50% затрат на содержание портовых кранов уходит на аварийные ремонты.

В такой ситуации исключительно важно проводить последовательное обновление портового подъемно-транспортного оборудования. Морские порты получают основные доходы с международных перево­зок, и конкурентная борьба вынуждает портовиков активнее проводить замену оборудования и приобретать современное оборудование.

Liebherr

Компания Liebherr – один из ведущих в мире производителей портового и морского кранового оборудования. Портовое оборудование Liebherr охватывает широкий спектр мобильных портовых кранов, а также кранов на стационарном пьедестале и кранов на рельсовом ходу: это хорошо сбалансированная программа из 7 вариантов существующих моделей с г/п от 40 до 308 т. Диапазон работ включает в себя высокоэффективную перевалку контейнеров, до 45 движений/час, навалочно-насыпных грузов с производительностью до 2300 т/ч, перевалку металлолома, генеральных грузов и даже тяжеловесных грузов массой до 308 т – все это путем смены грузозахватных приспособлений.

Широкая гамма причальных контейнерных перегружателей для обслуживания судов от класса Panamax до последнего поколения судов класса Megamax: с вылетом стрелы более 70 м, способных перегружать крупнейшие в мире контейнеровозы, и с максимальной рабочей г/п 120 т.

Портальные краны на пневмоколесном ходу серии RTG производятся в соответствии с потребностями конкретных заказчиков. Типоряд включает модели с шириной портала от 5 до 8 контейнеров плюс полоса для движения автотранспорта и высотой портала от 3 до 6 контейнеров плюс 1 контейнер. Портальные краны поставляются с ходовыми тележками 8- или 16-колесной модификации, с приводом постоянного или переменного тока. По желанию заказчиков доступны системы автоматического рулевого управления DGPS, организации штабелирования, полуавтоматизации и удаленного доступа. Поставляется полный ассортимент приводов – дизельных, электрических, гибридных или комбинированных.

Liebherr разработал ряд электронных систем для управления крановыми операциями. Litronic – основная электронная система управления и контроля рабочих параметров крана, гарантирует точное и безопасное выполнение краном рабочих операций. Система имеет модульную открытую архитектуру, которая позволяет быстро адаптировать систему при изменении условий работы, совместима с другими электронными системами и позволяет реализовывать функции диагностики, обработки данных, архивации и т. д.

Liebherr

Правительством Российской Федерации в 2012 г. разработана «Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 г.». В ней отмечается, что морские порты Российской Федерации имеют стратегическое значение для развития народно-хозяйственного комплекса. Государство начало поддерживать отечественное тяжелое машиностроение, но пока операторы закупают в основном зарубежную технику.

Внутри страны потребности в грузоперевозках покрывают в основном железнодорожный и автомобильный транспорт. Поэтому в речных портах нет больших объемов перевалки грузов, на экспорт они не работают, а каботажные перевозки в финансовом плане не очень выгодные. Поэтому и спрос на новое оборудование от речных портов минимальный.

Насколько позволяют объемы журнальной статьи, рассмотрим тенденции в развитии портового и морского подъемно-транспортного оборудования и его производителей.

Liebherr

ВМТП установит новый портальный кран Liebherr

Во Владивостокский морской торговый порт пришел новый портальный кран Liebherr LPS (Liebherr Portal Slewing) 420 для обработки различных грузов. Техника приобретена в рамках программы модернизации производственных мощностей для повышения интенсивности обработки грузов.

Грузоподъемность крана – до 124 т, максимальный вылет стрелы – до 48 м. Он будет иметь самую большую грузоподъемность в парке портовой техники ВМТП.

Ввод оборудования в эксплуатацию был запланирован в 2020 г.

Владивостокский морской торговый порт в 2020 г. получит также четыре портальных крана «Витязь» производства ЗАО «СММ». Грузоподъемность каждого крана составляет до 63 т, максимальный вылет стрелы – до 40 м. Техника универсальная, позволяет работать с любым видом груза.

Импортозамещение

Среди задач, сформулированных в «Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России», не только обновление подъемно-транспортного оборудования, но и повышение доли оборудования российского производства. Ежегодно страна закупает для портов несколько десятков кранов, однако в большинстве случаев они зарубежного производства.

Антироссийские санкции негативно повлияли на спрос на оборудование, была отложена реализация проектов развития в некоторых портах. Тем не менее у отечественной техники есть значительные преимущества, которые заключаются в отсутствии импортных таможенных пошлин и низкой стоимости оборудования по сравнению с европейскими аналогами. А рост курса доллара к рублю окажет только положительный эффект, поскольку заказчик оплачивает продукцию в рублях,

ПО «Технорос»

Например, в 2014 г. рынок портальных, судовых и офшорных кранов на 90–100% составляла техника импортного производства – эта традиция была заложена еще во времена СССР, когда большинство портальных кранов завозилось из-за рубежа – из Франции, Италии, ГДР и Венгрии. Введение антироссийских санкций и девальвация рубля сыграли на руку российским производителям крановой техники. Кроме того, в 2015 г. Минпромторг одобрил план импортозамещения в отрасли тяжелого машиностроения, предполагающий, в частности, что к 2020 г. доля отечественных портальных кранов должна быть увеличена до 47%. Отечественные предприятия, включенные в программу, смогут получать целевые займы на срок до семи лет по льготной ставке 5% годовых для модернизации производства и разработки конкурентоспособного продукта.

ПО «Технорос»

Так, ПО «Технорос» (г. Санкт-Петербург) в рамках программ по импортозамещению предлагает услуги по проектированию и производству различного подъемно-транспортного оборудования для буровых судов и платформ: кранов офшорных и портальных доковых с прямой стрелой. Краны портальные доковые имеют узкий портал, позволяющий разместить оборудование на башне дока. Поставляются в исполнениях с г/п от 5 до 30 т, высота подъема до 27 м, вылет стрелы до 40 м. В дополнение к противоугонным захватам краны оснащаются системой защиты от опрокидывания.

«Технорос» – единственная отечественная компания, которая предлагает широкую линейку оборудования и для универсальных портов, и для специализированных судопогрузочных терминалов, и в том числе широкую линейку портальных кранов. Новая линейка портальных кранов «Зубр» (поворотный с шарнирно-сочлененной стрелой) и «Восход» (с прямой однозвенной стрелой) представлена монтажными, перегрузочными и доковыми кранами. Также предлагаются контейнерные перегружатели типа RMG (на рельсовом ходу), козловые краны-перегружатели RMG (в зависимости от модификации г/п 36–45 т, пролет от 25 до 65 м, скорость передвижения крана до 80 м/мин).

ПО «Технорос»

Увеличение грузоподъемности кранов

С каждым годом увеличиваются габариты обрабатываемых судов, и возможностей существующего оборудования морских портов уже недостаточно. С увеличением водоизмещения судов растут грузоподъемность и габариты подъемных кранов. К тому же морская добыча углеводородов развивается, размеры морских платформ и отдельных элементов их конструкции растут, в связи с этим для обслуживания строительства и функционирования, а также работ по выводу из эксплуатации морских платформ требуются судовые подъемные краны все бóльших типоразмеров и грузоподъемности.

ZPMC

Крупнейшим мировым производителем портового оборудования является китайская корпорация ZPMC. На ее долю приходится 82% глобального рынка портовых и судостроительных кранов, которые она поставляет более чем в 100 стран мира. ZPMC, обладая собственной проектной и производственной базой, производит портальные краны г/п от 10 т до 800 т различного назначения: терминальные для обработки навалочных грузов, многоцелевые, краны с бункером для сыпучих грузов и наконец, сверхмощные судостроительные г/п до 2000 т.

ZPMC производит причальные контейнерные краны-перегружатели STS, козловые краны RMG и RTG для скоростной обработки контейнеров. Специализированные системы позволяют им одновременно захватывать сразу несколько контейнеров, что сокращает время разгрузки/ погрузки в 2–4 раза.

ZPMC предлагает клиентам широкий ассортимент сопутствующих услуг и комплексные решения, включающие предварительную совместную проработку технического задания на изготовление портового оборудования, поставку оборудования в собранном виде собственными флотом компании, сервисное обслуживание 24/7, снабжение запасными частями и комплектующими и проч. ZPMC – один из немногих в мире производителей с пакетным предложением по автоматизации терминалов, способный самостоятельно спроектировать схему обработки грузов на терминале, разработать программное обеспечение для электронной системы управления и поставить требуемое оборудование «под ключ».

ZPMC

Компания «Технорос» поставила новый специальный козловой кран для шлюза Краснодарского водохранилища и новый портальный кран во Вьетнам

Козловой специальный кран КК-СП 32(16+16)/4(2+2)-14-33/1,77-А3, У1 установлен на шлюзе Краснодарского водохранилища и предназначен для подъема и перемещения рыбы в передвижном, наполненном водой контейнере.

В начале февраля 2017 г. в порту Вунгтау (Вьетнам) был сдан в эксплуатацию новый портальный кран «ЗУБР-М-550», спроектированный и изготовленный ПО «Технорос». Кран г/п 32 т предназначен для монтажа буровых платформ и судов, а также выполнения разгрузки судов снабжения и прочих перегрузочных операций в порту. Исполнение крана «ЗУБР-М-550», нетипичное для российских портов, учитывает все особенности тропического климата Вьетнама: высокий уровень влажности, высокие температуры и большое количество осадков.

Ходовые системы портовых кранов

Портальные краны на рельсовом ходу (англ. RMG) – один из наиболее распространенных видов причальных перегружателей. Как подсказывает название, ходовые тележки этих кранов передвигаются по рельсовому пути. Заметим, что крановые рельсы отличаются от обычных железнодорожных – они шире и массивнее, поскольку должны выдерживать более высокие нагрузки. Универсальные портальные краны на рельсах с кабельным электропитанием, электрогидравлическим приводом и прямой стрелой хорошо зарекомендовали себя в работе по перегрузке массовых грузов в крюковом и грейферном режимах, а также при перегрузке контейнеров.

Колея портала крана (расстояние между рельсами) может варьироваться, но стандартной колеей считается 30,5 м (100 футов). Более широкая колея портала улучшает устойчивость крана-перегружателя без значительного увеличения колесных и угловых нагрузок, поэтому в будущем, вероятно, вслед за увеличением вылета стрелы будет увеличиваться ширина колеи портала крана-перегружателя. Вылет стрелы на морскую сторону зависит от ширины обслуживаемого судна. В настоящее время самые крупные суда рассчитаны на 22 ряда контейнеров.

ЗАО «СММ»

RMG по сравнению с пневмоколесными кранами имеют преимущество в колее большого размера, что улучшает устойчивость и позволяет обрабатывать больше уровней штабелей, а следовательно, более эффективно использовать территорию склада, уменьшать объем работ по техническому обслуживанию, а также характеризуются простотой в эксплуатации, низкими эксплуатационными расходами и легкостью внедрения автоматического управления. Недостатком кранов RMG является ограниченная мобильность из-за рельсового хода.

Можно с гордостью отметить, что в настоящее время российские предприятия разработали и освоили выпуск портальных кранов высокой грузоподъемности, каких не выпускала промышленность СССР.

Например, у монтажного портального крана СММ-4500 от ЗАО «СММ» каждая из четырех опор поставлена на четыре тележки и восемь стальных колес. Колеса от железнодорожных отличаются наличием второй реборды. Тележки связаны с опорой шарнирно-балансирной системы, которая дает возможность ходовой части компенсировать неровности кранового пути, не допускать зависания колеса над рельсом, при котором остальные колеса будут испытывать повышенные нагрузки. Специалистами ЗАО «СММ» модернизированы ходовые механизмы кранов: теперь краны могут свободно перемещаться по криволинейным подкрановым рельсовым путям с радиусом закругления 120 м.

Основной профиль ЗАО «СММ» – проектирование и строительство портальных кранов, в том числе для портов и верфей. Петербургская компания выполняет до 80–90% всех существующих заказов в России. Предприятие выпускает портальные краны серий «Стриж», «Аист» и «Витязь» в диапазоне грузоподъемности в грейферном режиме до 60 т и в крюковом – до 200 т, с максимальным вылетом стрелы до 60 м. Также компания «СММ» выпускает монтажные краны мод. СММ-1400 и СММ-4500 с грузоподъемностью главного подъема до 100 т, судовые, козловые, мостовые, мобильные портовые краны и другую портовую технику.

ЗАО «СММ»

Мобильные портальные краны на пневмоколесном ходу (англ. RTG). Грузоперевозки по воде являются одними из самых экономичных, поэтому многие современные порты активно увеличивают площади для складирования грузов, а их причальные линии имеют большую протяженность. К тому же часто оказывается удобно и экономически выгодно, если кран может оперативно перемещаться по территории порта не только вдоль отдельного грузового фронта, но и между различными грузовыми фронтами (причальным, железнодорожным, автомобильным) и складскими рабочими зонами. Такие возможности имеют мобильные портальные краны на пневмоколесном ходу с гидравлическим опорным устройством. Специалисты называют такие цифры: мобильные портальные краны в новых портах имеют коэффициент использования до 0,8, в то время как средний коэффициент по отрасли не более 0,3.

«Балткран»
«Балткран»

Краностроительная компания «Балткран» (г. Калининград) – предприятие полного цикла производства, выпускает портальные, козловые контейнерные краны и краны-штабелеры как на рельсовом, так и на пневмоколесном ходу. Также выпускается большая номенклатура другого кранового оборудования. Оригинальная конструкция пневмоколесной ходовой части позволяет крану перемещаться по неровной поверхности, покрытой снегом и льдом. Краны могут эксплуатироваться при температуре до –40 °С.

Портальные краны предлагаются как с горизонтальными, так и с шарнирно-сочлененными стрелами и имеют грузоподъемность до 50 т и выше. Конструкция шарнирно-сочлененной стрелы обеспечивает горизонтальную траекторию перемещения груза, за счет чего раскачивание груза сводится к минимуму. Уникальная система противораскачивания хорошо зарекомендовала себя в эксплуатации в условиях морских портов, при сильных порывах ветра. Опорно-поворотное устройство кранов комплектуется централизованной системой смазки. Система управления представляет собой программируемый логистический контроллер (PLC), частотные преобразователи, сеть ProfiBus обеспечивает связь между отдельными агрегатами, контроль работы крана, возможность удаленной диагностики крана и др.

«Балткран»

Существуют портовые мобильные краны и на гусеничном ходу.

SENNEBOGEN Maschinenfabrik GmbH

Так, новинка в производственной линейке компании SENNEBOGEN Maschinenfabrik GmbH – мобильный портовый кран SENNEBOGEN 6200 HCC оснащен усиленной гусеничной ходовой частью с планетарным редуктором и широкой колеей. Гусеничные ленты необслуживаемые тракторного типа с гидравлическим натяжителем. Плоские башмаки шириной 1200 мм обеспечивают низкое малое давление на грунт. Максимальная скорость движения крана составляет 1,3 км/ч. Машина не нуждается в аутригерах, и это удобно. Максимальная г/п крана – 121 т, длина стрелы – 30–60  м, подъем крюка от 46 до 60 м, эксплуатационная масса – 240–250 т. Кран способен перемещаться с грузом.

Кабины: SENNEBOGEN PORTCAB и SENNEBOGEN maXcab оснащаются армированными передним и верхним стеклами толщиной 30 мм. Переднее стекло поднимается под крышу для вентиляции. Переднее и верхнее стекла оснащаются стеклоочистителями. Кабина комфортная, просторная, на демпфирующих опорах, с отличной шумоизоляцией, подъемная. Высота обзора с кабины оператора – до 15 м.

Сиденье эргономичное, на демпфирующей подвеске, жесткость и высота подвески регулируются, подушка сиденья регулируется в горизонтальном направлении и по углу наклона, поясничный подпор и подлокотники регулируются, рулевая колонка регулируется, система отопления и вентиляции кабины с воздушным фильтром.

SENNEBOGEN Maschinenfabrik GmbH

Новая диагностическая система SDS позволяет контролировать все важные параметры работы крана со световой и звуковой аварийной сигнализацией, предупреждающей о неисправностях.

Краны «Балткран» увеличивают пропускную способность дальневосточных портов и терминалов

Компания «Балткран» снова получила заказ на поставку контейнерного козлового крана на рельсовом ходу для интермодального терминала-хаба в Хабаровске, одного из самых крупных на Дальнем Востоке. Грузоподъемность крана под спредером – 45 т, высота штабелирования 3+1, пролет моста – более 40 м. Двухконсольный козловой кран оснащен поворотной грузовой тележкой и механической системой против раскачивания контейнера, которая обеспечит быструю обработку контейнеров даже при штормовом ветре. Спредер крана имеет возможность захвата контейнера при глубоком снеге и обледенении. Новый кран предназначен для эксплуатации в непростых погодных условиях дальневосточного контейнерного терминала при температуре до –40 °С, большом количестве снега, сильных метелях и др. Механические и электрические компоненты крана надежно защищены от осадков и оснащены подогревом. Поставка крана была запланирована на 2020 г.