Hidromek
Ковш и спереди, и сзади… (Часть 2)

Рекомендации по выбору экскаватора-погрузчика

Прочие факторы

Транспортировка. Следует заранее определиться, будет ли машина транспортироваться на прицепе или перемещаться с объекта на объект своим ходом по дорогам. Если планируются перевозки на прицепе, то выбор типоразмера машины может зависеть от размеров и грузоподъемности прицепа, который используется. Конечно, можно купить к машине еще и новый прицеп для ее перевозки, но чтобы не увеличивать накладные расходы, лучше обходиться тем оборудованием, которое уже имеется и еще работоспособно.

Ассортимент экскаваторов-погрузчиков турецкой компании Hidromek состоит из пяти моделей, четыре из которых серии HMK 102 укомплектованы двигателем мощностью 100 л.с. и имеют массу 9100–9550 кг. Две из них равноколесные, с тремя режимами рулевого управления, две – неравноколесные. Передний мост с самоблокирующимся дифференциалом повышенного трения, задний – со 100%-ным блокируемым дифференциалом. Они оснащены автоматической трансмиссией TURNER (Великобритания) с блокируемым гидротрансформатором, отключаемым полным приводом, телескопической экскаваторной стрелой и ковшом погрузчика «6-в-1». Имеется система «плавного хода». Гидросистема со сдвоенным шестеренным насосом, опционно предлагается аксиально-поршневой насос. В комплектацию входит телематическая система SmartLink.

Пользователи часто сравнивают экскаваторы-погрузчики Hidromek с JCB, справедливо отмечая, что более дешевые машины Hidromek и работают чуть медленнее, чуть менее производительно, и служат чуть меньше «англичан» – всё в соответствии с ценой. Еще у Hidromek меньше угол поворота ковша экскаватора, чем у JCB: 194 и 201° соответственно. Неудобно делать отвесную стенку при глубине больше 2 м. Некоторые жаловались на качество РВД. В общем же владельцы довольны машинами Hidromek, их соотношением цена-качество.

Hidromek

Арендовать или купить? Факторы, которые рекомендуется рассмотреть, чтобы принять решение, арендовать или приобрести экскаватор-погрузчик, это длительность работы и прогнозируемые затраты на владение и эксплуатацию машины, которые зависят от частоты использования экскаватора-погрузчика. Например, организации, обслуживающие подземные инженерные коммуникации и выполняющие прочие коммунальные работы, предпочитают владение и лизинг аренде экскаваторов-погрузчиков, поскольку эти потребители занимаются однотипными работами и нуждаются в машинах, постоянно готовых к работе.

Бренд, цена и сервис. Как уже говорилось выше, опросы показывают: для покупателей наиболее важными факторами при принятии решения о покупке являются цена приобретения (24%) и бренд (23%), далее рекомендации знакомых и репутация дилера, с которой связана доступность запчастей и услуг сервиса.

Специалисты предостерегают: иногда производители марок среднего и бюджетного ценовых диапазонов уверяют покупателя, что у их экскаваторов-погрузчиков двигатели, трансмиссии, мосты, гидравлическое оборудование и т. д. от тех же именитых производителей, что и в машинах премиум-сегмента. Да, у них действительно могут быть агрегаты тех же производителей, но в более бюджетном исполнении и прошлых поколений или просто копии, выпущенные в Юго-Восточной Азии.

Впрочем, не всех может устроить цена машины премиум-класса. И если условия работ не самые напряженные, вполне можно рассматривать отечественную технику бюджетного сегмента, у которой, по отзывам пользователей, качество в последние годы подтянулось, а запчасти стали доступнее иностранных.

 

Выбирая экскаватор-погрузчик, не забывайте о перспективе: продумайте, какие работы, возможно, придется выполнять в будущем и какие обстоятельства могут при этом возникнуть. Также следует учесть: планируете ли вы продажу машины через некоторое время.

«АМКОДОР»
Холдинг «АМКОДОР» насчитывает в общей сложности более 80 различных модификаций своих экскаваторов-погрузчиков. Выпускаются легкие экскаваторы-погрузчики (а также бульдозеры-погрузчики) серий 702 и 703 на базе тракторов МТЗ. Машины 703-й серии отличаются увеличенной глубиной копания и высотой разгрузки, более мощным экскаваторным оборудованием, за счет применения новых гидрораспределителей и аксиального гидронасоса увеличена их производительность. Эксплуатационная масса машин 702-й и 703-й серий составляет около 6000–7000 кг. Машины комплектуются двухчелюстным ковшом погрузчика (с возможностью установки бульдозерного отвала), ряд модификаций, как уже указывалось, оснащаются неповоротным бульдозерным отвалом. Предлагается быстродействующий адаптер для сменного оборудования. Грузоподъемность погрузчика всего 1 т. У многих моделей каретка экскаваторной стрелы может смещаться на 600 мм в каждую сторону.При создании новых экскаваторов-погрузчиков «АМКОДОР» серии 732 разработчики взяли за образец машины JCB 3CX. Модели АМКОДОР 732 имеют оригинальное полноприводное неравноколесное шасси с гидромеханической трансмиссией и самоблокирующимися дифференциалами повышенного трения в каждом мосту (Carraro), с многодисковыми маслопогруженными тормозными механизмами и двухнасосной (Parker) гидросистемой раздельного типа, просторную современную кабину и массу около 9000 кг. Режим рулевого управления один. Мощность двигателя с турбонаддувом составляет 110 л.с. Грузоподъемность погрузчика – 2100 кг. Стрела экскаватора может смещаться в обе стороны на ±565 мм. На АМКОДОР 732 можно установить отечественные, а также некоторые зарубежные навесные орудия. Машина способна развивать скорость до 38 км/ч. Допускается буксировка прицепов массой до 3000 кг. За счет импортных комплектующих цена машин 732-й серии превышает стоимость многих других отечественных (и белорусских) брендов, но по отзывам владельцев, эксплуатационные качества машины соответствуют цене.

«Смотрите в оба»

Итак, вы определились с маркой и моделью экскаватора-погрузчика, выбрали дилера, у которого в будущем предстоит обслуживать технику. И вот вы приехали к продавцу получать машину. Не доверяйте выбор машины продавцу, осмотрите все самостоятельно или возьмите с собой опытного механика. Постарайтесь предотвратить любые неприятные не­ожиданности, которые могут произойти с машиной после начала эксплуатации, и не стоит надеяться на обещания продавца все немедленно устранить, если возникнут непредвиденные обстоятельства. Дилеру, даже при всем его желании, может что-то помешать сразу же устранить неисправность вашей машины: окажется слишком много заявок или будет временно отсутствовать на складе необходимая запчасть. Поэтому, как говорится, «смотрите в оба».

«АМКОДОР»

Проверьте уровни и состояние всех технических жидкостей, замки дверей, оборудование кабины. Важнейший момент: состояние штоков гидроцилиндров – следует выдвинуть шток и проверить, нет ли забоин, царапин, трещин, например, цилиндры поворота стрелы экскаватора, которые могут повредиться при транспортировке, когда машины ставят на трал плотно одна к другой. Осмотрите все шкворни и пальцы шарниров и соединений, нет ли люфтов: дело в том, что иногда дилеры снимают необходимую запчасть с новой машины, если на складе такой не оказывается, а потом могут забыть поставить новую на место снятой.

Обязательно заведите машину, проверьте все электрооборудование: фонари, подсветку приборов, работу отопителя или кондиционера. Осмотрите блоки предохранителей – не должно быть никаких «жучков», только штатные предохранители. Потребуйте поставить штатный предохранитель и сразу проверьте, не перегорает ли он при включении соответствующего электроприбора. Затем проверьте состояние наружных панелей, нет ли повреждений и все ли надежно закреплено. А также снизу машины – все кронштейны и скобы, трубки должны быть исправны и надежно закреплены. Тщательно осмотрите моторный и прочие отсеки, проконтролируйте состояние и надежность крепления деталей.

Выполняйте осмотр тщательно, не надеясь на обещания продавца «да там все в порядке, не сомневайтесь!». Даже если продавец не сможет немедленно заменить обнаруженную поврежденную деталь, он доставит ее в ближайшие дни вам на место эксплуатации машины, а к тому времени могут выявиться еще какие-то недостатки, механики дилера сразу же их устранят «заодно».

Компания Caterpillar предлагает в России 6 моделей экскаваторов-погрузчиков серии F2, начиная с мод. Cat 422F2 массой 7529 кг с двигателем мощностью 53 кВт и до мод. 444F2 (9606 кг, 70,9 кВт). Электронное управление двигателем обеспечивает возможность работы на «экономичном» режиме, обеспечивающем экономию топлива. Интеллектуальная гидравлическая система с регулированием производительности по нагрузке и возможностью перераспределения потоков по контурам, что гарантирует экономию топлива с сохранением высокой производительности.

Все машины серии F2 отличаются возможностью бокового смещения каретки экскаваторной стрелы, предлагается комплектация телескопируемой рукоятью экскаваторного ковша. Возможна установка устройств для быстрой смены навесного оборудования на обе стрелы. Широкий ассортимент навесного оборудования.

Подключаемый полный привод с возможностью 100%-ной блокировкой дифференциала заднего моста. Равновеликими колесами комплектуются мод. 422, 428 и 432. Телематическая система Product Link в стандартной комплектации всех моделей. Бортовая система взвешивания входит в состав телематической системы, информация выводится на цветной сенсорный экран.

Специально для компаний малого и среднего размера, для техники которых характерна нерегулярная рабочая загрузка и кто особо чувствителен к величине эксплуатационных затрат, разработана мод. 426F2. Экскаватор-погрузчик Cat 426F2 адаптирован к российским условиям эксплуатации. Он оснащен фронтальным ковшом емкостью 1 м3 и телескопической рукоятью экскаваторной установки. Трансмиссия полноприводная со 100%-ной блокировкой дифференциала заднего моста. В стандартную комплектацию входят «зимний пакет» и система дистанционного мониторинга Cat Product Link™, созданная для эффективного контроля эксплуатации техники и минимизации простоев. Кабина новой конструкции – с расширенным пространством, отопителем, кондиционером (опция), аудиоподготовкой и рычажным управлением рабочим оборудованием. Одним из ощутимых преимуществ Cat 426F2 является его впечатляющая экономичность. При этом машина остается такой же производительной и надежной, как остальная линейка техники Cat.

Zeppelin

Покупка экскаватора-погрузчика «с наработкой»

Если вы приобретаете экскаватор-погрузчик б/у, порядок осмотра примерно такой же, но есть некоторые нюансы.

Очень внимательно сравните номера на табличке, находящейся на капоте, мостах, трансмиссии и двигателе, с теми, что указаны в ПСМ. Если обнаружится расхождение хотя бы в одной цифре, будут большие проблемы при постановке машины на учет. Не стоит верить показаниям счетчика моточасов, они могут быть «скорректированы» или даже установлен счетчик моточасов от другой машины. Лучше ориентироваться по сроку эксплуатации машины и считать, что в среднем экскаватор-погрузчик нарабатывает в год около 1500 моточасов.

Проверьте уровни и состояние всех технических жидкостей. Осмотрите все точки смазки, в том числе и снизу машины, пресс-масленки должны быть исправными, на них должны быть видны следы консистентной смазки. Если пресс-масленка неисправна, значит, узел не смазывался должным образом и в скором времени потребует замены. Тщательно посмотрите, нет ли где следов подтеков технических жидкостей, если они обнаружатся, разберитесь, в чем причина. Если подтекает жидкостный насос системы охлаждения, скорее всего, потребуется его замена, что весьма недешево.

Оцените состояние зубьев ковшей, пар палец–втулка и шарниров соединений всех орудий и адаптеров на стрелах погрузчика и экскаватора. Осмотрите стрелы: нет ли трещин, следов ремонта сваркой.

Проверьте состояние колес и шин, вывесите и попытайтесь прокрутить и покачать колеса, чтобы оценить величину люфтов в подшипниках и шкворнях.

Zeppelin

Заведите двигатель, дайте ему и гидросистеме прогреться. Многие неисправности выявляются на прогретой машине. Особенно важно убедиться в хорошем состоянии топливной системы: если с ТНВД капает топливо, значит, ему требуется ремонт или замена, а это очень дорого. Если двигатель работает неровно, дымит черным дымом, вероятно, неисправна какая-то из форсунок или турбина. На патрубках турбины не должно быть потеков масла. Хомуты патрубков не должны иметь трещин. Отсоедините патрубок, идущий от турбины на коллектор. В нем не должно быть масла. Если заметили масло, нужно, чтобы состояние турбины обязательно проверил специалист. Топливный насос и болты головки блока должны быть окрашены заводской краской. Если окраска нарушена, значит, проводился какой-то ремонт. Синий дым говорит о том, что «горит» масло, возможно, из-за изношенных поршневых колец и пар поршень–цилиндр, а густой белый дым свидетельствует, что в камеры сгорания через пробитую прокладку головки блока попадает антифриз из системы охлаждения.

Проверьте работу трансмиссии: передачи должны переключаться плавно, без толчков и заеданий. Оцените величину люфтов в рулевом механизме и карданах. Дайте поработать рабочим органам, гидроцилиндрам. При работе не должно быть подозрительных шумов, рабочие органы должны двигаться плавно, без рывков. Снова осмотрите машину, нет ли подтеков. Осмотрите гидрораспределитель: на нем, а также на тросиках и шлангах могут быть бирки с указанием даты их изготовления. Проконтролируйте работу тормозов. С помощью компрессометра измерьте компрессию в цилиндрах двигателя и гидротестером давление в гидросистеме. Проверьте величину люфтов в аутригерах и телескопической рукояти экскаваторного ковша.

Проверьте электрооборудование. При работе не должны загораться предупреждающие лампы. В блоках предохранителей должны стоять только штатные предохранители. Осмотрите проводку: не должно быть скруток проводов, потертостей и других дефектов. Осмотрите все шланги и РВД: потертостей и трещин быть не должно.

И в завершение: доверяйте только своим глазам, а не словам продавца, его задача – продать технику, а вам на ней работать.

ООО «Дорэлектромаш» (г. Смолевичи, Минская обл., Республика Беларусь) выпускает экскаваторы-погрузчики: мод. ДЭМ-114 предыдущего поколения и более нас интересующую модель последнего поколения ДЭМ-310 массой 7300–7700 кг с двигателем Д-245 (с турбонаддувом и интеркулером) мощностью 70 кВт. Кабина имеет уменьшенную высоту, благодаря этому транспортировка машины может осуществляться на обычном, а не на низкорамном полуприцепе. Управление рабочим оборудованием осуществляется джойстиком. Рабочее давление в гидросистеме – 240 бар. В базовой комплектации на экскаваторной стреле предусмотрена дополнительная гидролиния для подключения навесного оборудования: бура и гидромолота.

Производитель уверяет, что мод. 310 коренным образом отличается от машин «Дорэлектромаша» предыдущего поколения. Гидравлическое оборудование импортное, мосты Carraro, качество сборки улучшилось. Из-за импортного оборудования и цена у ДЭМ-310 находится в верхнем диапазоне «бюджетного» сектора. Пользователи отмечают, что экскаваторная установка тяжелая, несколько нарушает развесовку машины.

ДЭМ

Техобслуживание

Выбирайте такую марку машины, дилер которой есть у вас поблизости, чтобы не ждать запчасти долго и не терять деньги и заказчиков из-за простоев оборудования. Большое значение имеет также и репутация дилера: насколько добросовестно, качественно и оперативно он производит обслуживание.

И вот когда экскаватор-погрузчик, наконец, подобран и приобретен, не забывайте о его техобслуживании, это важное условие поддержания работоспособности машины. Срок службы экскаватора-погрузчика можно продлить, если выполнять его техобслуживание регулярно, в установленные производителем сроки и в полном объеме.

Все сроки и операции ТО описаны в инструкции по эксплуатации экскаватора-погрузчика. Перед началом очередного техобслуживания и после его завершения следует проводить тщательный общий осмотр машины, чтобы выявлять возможные неисправности и вовремя их исправлять, не дожидаясь большой поломки, длительного простоя и дорогого ремонта машины.

К счастью, для выполнения техобслуживания оператору не потребуется прикладывать больших усилий и затрачивать много времени. Операторы экскаваторов-погрузчиков, как минимум, должны ежедневно проверять уровни и состояние всех технических жидкостей на машине. Впрочем, некоторые современные модели экскаваторов-погрузчиков оснащаются электронными системами, автоматически проверяющими уровни технических жидкостей в машине. Однако обязанность доливать и заменять технические жидкости, когда автоматическая система даст соответствующий сигнал, остается за оператором и сервисным персоналом.

Узлы и агрегаты экскаваторов-погрузчиков оснащены пресс-масленками для нагнетания консистентной смазки. Иногда эти пресс-масленки засоряются или повреждаются. Если оператор при очередном техобслуживании просто пропустит эту пресс-масленку и не устранит неисправность вовремя, соответствующий узел или агрегат машины может остаться без смазки: износ трущихся деталей – втулок, пальцев и подшипников пойдет чрезмерно высокими темпами.

ДЭМ

Операторы и сервисные специалисты также должны учитывать, что экскаваторы-погрузчики сильно загрязняются при работе и в шарниры и другие трущиеся детали могут попадать песок и грязь. Поэтому важно, чтобы консистентная смазка нагнеталась в эти узлы регулярно в рекомендуемые сроки: ведь вместе со старой смазкой из узлов выдавливаются проникшие туда абразивный песок и грязь.

И напоследок совет. Следите за соединениями электрооборудования, за состоянием контакта с массой, а также помните: человеческий фактор – вот основной убийца хорошей техники. В сложных случаях владелец должен обращаться к специалистам сервиса, а не пытаться все исправлять самостоятельно.

компании по теме статьи
компании по теме статьи