Они не «середнячки»! (Часть 2)

Экскаваторы среднего класса для строителей

Экскаваторы массой приблизительно от 9 до 35 т традиционно используются в строительстве: от прокладки подземных инженерных коммуникаций и расчистки участков для коммерческих нужд до домостроения и крупных инфраструктурных и дорожно-строительных проектов. Это важная составляющая всего парка экскаваторов, представленных на рынке.

Кабины и ходовая часть экскаваторов

Выбирая модель экскаватора, обратите внимание на ее кабину. Кабина – пространство, в котором оператор проводит долгие часы, и если в кабине условия плохие, оператор переутомляется и его здоровье постепенно ухудшается. Вместо тесных «коробок» кабины новых экскаваторов получили просторные интерьеры, в них созданы комфортные условия для оператора, двери стали шире, а кондиционеры с обогревом и охлаждением значительно мощнее. К сожалению, не все кабины экскаваторов спроектированы удачно. Некоторые компании в погоне за внешней красотой создают кабины неправильной «дизайнерской» формы. Но ведь оператору, который работает в кабине, важен не дизайн, а ее удобство, хороший обзор и ремонтопригодность в полевых условиях. Желательно, чтобы кабина экскаватора имела форму параллелепипеда или перевернутой призмы, как у большинства автогрейдеров.

Не следует выбирать кабину с передним, а иногда и задним стеклом, наклоненными внутрь к верху (форма призмы). При таком наклоне стекол, во-первых, уменьшается внутреннее пространство кабины, а во-вторых, ухудшается видимость. Через стекло с таким наклоном удобно смотреть только вверх. Но ведь оператор большую часть времени смотрит вперед и вниз, через наклонное стекло вид искажается, и глаза очень устают. Чтобы удобнее было смотреть вниз, операторам в таких кабинах приходится открывать лобовое стекло в любую погоду, даже зимой! На наклоненные стекла оседает больше пыли, грязи, снега и дождевых капель, ухудшая видимость. Наклон заднего стекла вообще ничем не оправдан, и лучше, если заднее стекло будет прямым и открывающимся.

Hyundai

Компания Hyundai Heavy Industries Co. Ltd предлагает в России широкий ряд (более девяти моделей) строительных экскаваторов массой от 11,2 до 32,7 т. Техника Hyundai поставляется в Россию не первый год, и практика показала, что для эксплуатации в средней полосе нет необходимости дополнительно ее «адаптировать». Стандартная комплектация соответствует российскому климату, а для поставок в регионы с более холодным климатом проводится «арктическая» подготовка экскаваторов.

Мод. R180NLC-9S массой 18,3 т с двигателем мощностью 94 кВт, с ковшом 0,89 м3. Индекс N в наименовании модели означает «узкий», т. е. модель габаритная, удобная для перевозки по дорогам общего пользования: ширина на 500-миллиметровых башмаках составляет 2,5 м.

В кабине с большой площадью остекления и камерой заднего вида в стандартной комплектации оператору обеспечен хороший обзор. Кабина вынесена вперед, за точку опоры стрелы, и поднятая стрела не заслоняет обзор вправо. Гидросистема обеспечивает плавные и легкие реакции машины на управление, которое осуществляется джойстиками.

Точки ежедневного обслуживания легко доступны: под капотом двигателя находится масляный щуп, рядом с капотом – сапун гидравлического бака, который по окончании смены надо отвернуть, чтобы сбросить давление. Здесь же, на платформе, щупом проверяют уровень масла в поворотном редукторе, датчик уровня топлива дублируется мерной трубкой. Под нижней ступенью платформы помещен блок аккумуляторных батарей, в том же отсеке находятся гидрораспределитель и топливоперекачивающий насос.

Если стекла «дизайнерские» гнутые, а не прямые, через них тоже трудно смотреть и очень трудно заменить «подручным материалом» в полевых условиях.

Плохо, если правое боковое стекло делают большим сплошным вместо ранее применявшегося разделенного перегородкой и иногда с форточкой: обзор справа сплошное стекло не улучшает, т. к. он все равно загораживается стрелой, но прочность у большого сплошного стекла меньше и вероятность повреждения больше, чем у двух с перегородкой, а меньше прочность – хуже безопасность.

Плохо, если стекла вклеены в проемы, а не вставлены с уплотнителями. В полевых условиях и в плохую, морозную погоду заменить и восстановить вклеенное стекло намного сложнее.

Такими «неправильными» стеклами отличаются, к сожалению, некоторые модели как иностранных – и европейских, и азиатских, и американских марок, так и отечественных производителей. Покупатели – будьте бдительны!

Takeuchi

Компания Takeuchi специализируется на мини-экскаваторах. Самый большой экскаватор в линейке Takeuchi – мод. TB2150R массой 15,42–16,15 т с двигателем мощностью 85 кВт и ковшом емкостью 0,45 м3 (с горкой). Эта машина с нулевым вылетом задней части в стандартной комплектации предлагается с односекционной стрелой (2-секционная стрела – по заказу), обеспечивающей, как утверждается, лучшую в своем классе глубину копания 5025 мм.

Кабина модернизированной конструкции оснащена монитором управления с 7-дюймовым цветным экраном, камерой заднего вида, управление функциями гидравлического оборудования осуществляется джойстиками. По заказу устанавливается сиденье оператора Deluxe с высокой спинкой и пневмоподвеской. Стекла кабины имеют отличную форму для обзора: спереди установлено прямое вертикальное стекло, слегка наклоняющееся в верхней части, справа разделяющееся стекло с форточкой.

В составе гидросистемы три контура для навесного оборудования (четвертый – опция), у 1-го, 2-го и 4-го гидроконтуров возможна регулировка величины потока и рабочего давления, что обеспечивает экскаватору величайшую универсальность.

Takeuchi

А еще у некоторых иностранных моделей экскаваторов отсутствует крышка на люке под рамой, или крышка слабая – выполнена из стали толщиной 3–4 мм и крепится четырьмя болтами М8. Понятно, что при движении экскаватора по болоту, глине, неровному каменистому грунту, осколкам бетона с арматурой и т. п. в открытый люк могут попасть грунт, камни и арматура и повредить маслопроводы от центрального коллектора к редукторам хода, попасть в движущиеся узлы ходовой части и ускорить их износ. При выборе модели экскаватора обязательно обратите на это внимание.

Впрочем, можно самостоятельно поставить крышку из толстого прочного железа.

Liebherr

Компания Liebherr предлагает в России в рассматриваемом диапазоне массы порядка пяти моделей экскаваторов массой от 21 до 34,5 т.

Гусеничный экскаватор мод. R 924 Litronic массой 23,65–24,6 т с двигателем мощностью 125 кВт и ковшами емкостью 0,8– 1,65 м3 спроектирован для интенсивных землеройных работ. Гидросистема Positive Control с двумя гидронасосами обеспечивает одновременное, быстрое и энергичное выполнение всех движений рабочего оборудования.

Ходовая часть имеет надежную конструкцию: ведущие звездочки проходят специальную термообработку, повышающую износостойкость. Нижний люк под рамой ходовой части закрывает мощная крышка. Ходовая тележка предлагается в двух версиях с шириной колеи 2380 и 2590 мм и с новыми траками гусениц шириной 700 и 800 мм.

Liebherr

Интеллектуальные системы автоматического нивелирования, телематики, управления парком техники

Не нужно бояться использовать интеллектуальное автоматизированное управление нивелированием, говорят специалисты. Владельцам экскаваторов не обязательно сразу начинать с использования достаточно сложных 3D- или 4D-систем. Простая двухмерная (2D) автоматизированная система управления машиной может значительно повысить производительность труда оператора, а также безопасность находящихся поблизости от машины работников, избавив их от необходимости измерять угол наклона дна траншеи и т. п. Земляные работы выполняются намного быстрее – экономится много часов дорогого рабочего времени. Система интеллектуального управления машиной словно бы прибавляет малоопытным операторам 20 лет опыта работы, отмечают специалисты. Система автоматического нивелирования сама с помощью GPS/ ГЛОНАСС и прочих технологий измеряет углы наклона поверхностей и сравнивает их с заложенными в проекте. Таким образом система делает машину высокопроизводительной и высвобождает людей на строительном объекте для выполнения других работ.

Китайская компания SDLG предлагает в рассматриваемом весовом диапазоне три модели экскаваторов массой от 20,7 до 29,2 т. Как известно, основная часть акций SDLG принадлежит компании Volvo. Открыт завод по производству экскаваторов SDLG в Бразилии. На выставке Bauma China 2018 SDLG представила концепт компактного электрического экскаватора E660F-EX.

Мод. SDLG LG6250F массой 24,4 т с ковшом емкостью 1,4 м3 является представителем новой серии экскаваторов по технологии Volvo. Двигатель с турбонаддувом и промежуточным охлаждением развивает мощность 138 кВт. В системе забора воздуха три ступени фильтрации. Кабина герметизированная, с системой климат-контроля, оснащена цветным ЖК-монитором. Электронная система управления обеспечивает несколько режимов работы машины, встроена телематическая система позиционирования GPS/ ГЛОНАСС с возможностью удаленного мониторинга работы машины из центрального офиса компании.

В гидросистеме используется сдвоенный насос. Усовершенствовано охлаждение гидросистемы, за счет чего увеличено время непрерывной работы машины. Имеется дополнительный гидроконтур для подключения гидромолота и грейфера. В ходовой части используется Х-образная рама. Экскаватор может работать на склоне до 35°.

SDLG

Большинство производителей строительных машин предлагают оснащать их телематическими системами. Телематика – прекрасный инструмент для компании любого размера, и особенно для тех, у кого большой парк машин и множество операторов. Отказ от использования данных телематической аппаратуры может привести к дорогостоящим ошибкам. С помощью этого инновационного инструмента руководители строительных компаний могут в режиме реального времени отслеживать, как и на что тратит рабочее время каждый оператор, какие приемы работы применяет, указывать местоположение машины, все ее важные рабочие характеристики, и посылать сигнал оповещения, если характеристики не соответствуют допустимым значениям или пришло время проводить плановое ТО.

Это удобно для тех компаний, где принято закреплять за каждым оператором определенную машину, чтобы он полностью отвечал за ее состояние и эксплуатацию. Когда операторы на машине постоянно меняются, с ней, как правило, начинаются проблемы, потому что за техническое состояние машины никто конкретно не отвечает.

Телематические системы управления парком машин позволяют руководителям точно рассчитывать количество и загрузку оборудования, используемого на строительном объекте, ведь простои техники и работа на холостом ходу во время строительных работ могут достигать 30–50% от всего времени выполнения работ, и за год затраты на бесполезно сожженное топливо складываются в очень солидные суммы, а доставка лишнего оборудования на объект увеличивает стоимость работ.

Телематика предоставляет отличные возможности проведения удаленной диагностики неисправностей и общего технического состояния машины. Наиболее совершенные системы позволяют механикам приезжать на объект обслуживать машину и, даже не коснувшись ее, уже иметь все необходимые запчасти и расходные материалы в своем ремонтном автомобиле.

SDLG

Выбор режимов работы машины

Наличие в системе управления нескольких режимов работы стало характерной особенностью большинства новых моделей экскаваторов. К сожалению, не все операторы их правильно используют, а это приводит к неоправданному повышению эксплуатационных затрат.

Далеко не всякий оператор захочет вникать и «ломать голову» с выбором этих режимов. Многие операторы просто включают режим максимальной мощности и используют всегда только его. Они думают, что чем выше мощность, тем выше будет производительность, но на самом деле это далеко не всегда так. При работе на более экономичных режимах можно выполнить почти все экскавационные работы, и при этом экономится топливо, уменьшается износ агрегатов машины.

Поэтому в машинах последних поколений стали внедрять автоматизированные системы управления, самостоятельно выбирающие режимы работы в зависимости от нагрузки на машину.

Если же на машине нет такой автоматизированной системы управления последнего поколения, лучший способ повысить экономичность работы экскаватора и избавить от ошибок оператора – хорошо обучить этого оператора, объяснить ему различие между режимами работы, и не только показать им, что машина может работать с достаточной мощностью и на экономичных режимах, но дать понять, что использование этих режимов не только повышает топливную экономичность машины, но и уменьшает износ ее агрегатов.

XCMG

Компания XCMG предлагает в рассматриваемом диапазоне 6 моделей экскаваторов массой от 13,8 до 33,9 т. В 2018 г. XCMG занимала шестое место в мире по производству строительной техники, через несколько лет компания планирует выйти уже на третье место в мире. Понятно, что без высокого качества продукции эти планы не могут осуществиться. Очевидно, что скептическое отношение к качеству китайской техники, и в том числе XCMG, уже меняется к лучшему и вскоре изменится кардинально.

Мод. XCMG XE215С массой 21,5 т, с двигателем мощностью 106,5 кВт и ковшами емкостью 0,8–1 м3, как утверждается, имеет низкий уровень шума, что позволяет использовать машину в городских условиях. Опционно машина оснащается автоматической системой предпускового подогрева двигателя. Кабина устанавливается на шести масляных амортизирующих опорах, оборудована кондиционером. Все стекла кабины изготовлены из закаленного ударопрочного стекла. Интеллектуальная система управления ESS, разработанная в сотрудничестве с ведущими мировыми фирмами, обеспечивает три режима работы. Управление осуществляется с помощью многофункционального ЖК-монитора с большим экраном. Встроена система GPS/ ГЛОНАСС. Гидронасосы, гидрораспределитель, гидромотор поворота платформы, гидромоторы хода, гидроцилиндры, сервоклапан системы управления от известных японских брендов Kawasaki и Kayaba.

XCMG

Техобслуживание + обучение операторов

Когда же машина выбрана, руководитель может сделать многое для того, чтобы свести к минимуму ее эксплуатационные затраты. Как обычно, начинать следует с техобслуживания. Своевременное выполнение в полном объеме смазочных работ и тщательный общий уход за машиной, особенно за разнообразным сменным навесным оборудованием, позволяют максимально реализовать ее производительность и продлить срок службы. Большое значение имеет обучение операторов и сервисного персонала правильным приемам выполнения ТО в установленные сроки, а также операторов правильному использованию машины. Ведь найти опытного оператора, особенно в сезон, весьма трудно.

Очень важно скрупулезно выполнять рекомендации производителей экскаваторов. Например, если в холодную погоду в бак будет возвращаться от двигателя теплое топливо, это будет способствовать конденсации воды из воздуха в холодном баке. Поэтому важно регулярно сливать отстой из топливного бака, а также заполнять доверху бак после окончания рабочей смены, чтобы ночью машина стояла с заполненным баком, это поможет предотвратить конденсацию влаги из воздуха в баке. В результате машина будет работать лучше и прослужит больше.

Большое внимание следует уделять состоянию и уходу за ходовой частью. Казалось бы, гусеницы экскаватора большую часть времени стоят на земле, однако они испытывают немалые нагрузки, особенно если оператор неправильно копает грунт – при боковом положении стрелы, когда нагрузка в основном ложится на одну гусеницу или ленивец. Важно, чтобы ходовая экскаватора при работе всегда располагалась звездочками назад. Может, будет удобно расположить ходовую звездочками вперед – так, давая машине передний ход, вы перемещаете и руки на рычагах вперед, так получается более естественно. Однако при такой манере работы срок службы ходовой части будет сокращаться. Излишне говорить о том, что ходовая часть должна регулярно тщательно очищаться от грязи.

Case

Компания Case предлагает 8 моделей экскаваторов серии С в диапазоне масс от 12,8 до 47 т. Экскаватор CX220C LC массой 20,9 т с турбированным двигателем мощностью 117 кВт и стандартным ковшом емкостью 1,0 м3.

В кабине на четырех жидкостных опорах с безопасным остеклением оператору обеспечен отличный обзор. Консоль подлокотника сиденья регулируемая, с запоминанием положения. Имеется автоматическая система кондиционирования и обогрева. Сиденье регулируемое, на низкочастотной пневмоподвеске с гидравлическим демпфером двустороннего действия. Интеллектуальная система управления с боковым монитором и встроенной системой диагностики обеспечивает три режима работы (Auto/ Heavy/ Super Power), регулируя мощность и скорость движений машины. Имеется функция кратковременного повышения мощности Power Boost. Джойстики управления длинные, легкие в работе, схема управления по ISO.

В составе гидросистемы два аксиально-поршневых насоса переменного потока, фильтр тонкой очистки из синтетического волокна сверхтонкой фильтрации (6 мкм). В стандартную комплектацию включены предохранительные клапаны от разрыва РВД на гидроцилиндрах. Оператор может запрограммировать до 10 настроек расхода в гидроконтуре навесного оборудования. Стрела и рукоять усилены, в шарнирах установлены полимерные шайбы низкого трения.

Case
компании по теме статьи
компании по теме статьи